СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека пальчиковых игр для детей дошкольного возраста по программе "Ладушки" И.М. Каплуновой, И. Новоскольцевой

Нажмите, чтобы узнать подробности

В картотеке собраны пальчиковые игры для детей дошкольного возраста по программе "Ладушки" , и разделены по возрастам

Просмотр содержимого документа
«Картотека пальчиковых игр для детей дошкольного возраста по программе "Ладушки" И.М. Каплуновой, И. Новоскольцевой»


Пальчиковая гимнастика

Младшая группа (3-4 года)

Месяц Текст игры


Движения

Сентябрь

Прилетели гули,

Гули-голубочки.

Сели на головку,

На головку дочке.

Махать руками, как крылышками.


Положить руки на голову.

Махать кистями рук, «прогоняя гулю».

Октябрь












Ноябрь

Бабушка очки надела

И внучаток разглядела.


- Тики-так, тики-так –

Так ходики стучат.

- Тики-так, тики-так –

Так колеса стучат.

- Тики-ток, тики-ток –

Так стучит молоток.




Мы платочки постираем,

Крепко-крепко их потрем.

А потом повыжимаем,

Очень крепко отожмем.

А теперь мы все платочки

Так встряхнем, так встряхнем.

А теперь платки погладим,

Мы погладим утюгом.

А теперь платком помашем

И с ним весело попляшем

Соединить большой и указательный пальцы каждой руки отдельно в «колесико», приложить к глазам и посмотреть в «очки».

Все пальцы собраны в кулачок, указательные пальцы поднять вверх и покачивать ими вправо-влево.


Пальцы обеих рук широко раздвинуть, ладони прижать друг к другу, выполнять скользящие движения ладонями от себя, к себе, не отрывая их друг от друга.

Сжать пальцы в кулаки и стучать кулачками друг о друга.









Пальцы сжаты в кулаки, тереть кулак о кулак.



Выполнять движение «выжимаем белье».



Пальцы свободные, выполнять легкие движения кистями вверх-вниз.


Выполнять движение «гладим белье» кулачком одной руки по ладони другой.


Выполнять движение «фонарики».

Декабрь











Январь

Наша бабушка идет

И корзиночку несет.

Села тих в уголочек,

Вяжет деточкам чулочек.

Вдруг котята прибежали

И клубочки подобрали.

- Где же, где ж мои клубочки,

Как же мне вязать чулочки?




Вот кот Мурлыка ходит,

Он всё за мышкой бродит.

Мышка, мышка, берегись,

Смотри, коту не попадись.

«А-а-м!»

Хлопать ладонями по коленям поочередно левой, правой рукой

Пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки.

Положить руки на колени.

Выполнять движение, имитирующее вязание на спицах.

Мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка»


Развести руки в стороны.

Выполнять движение «вязание на спицах».






Легкими, свободными кистями рук выполнять движение «кошечка».


Погрозить пальчиком левой руки




Сделать резкое движение пальцами обеих рук («кошечка») и сжать пальцы в кулаки.


Февраль

Этот пальчик – бабушка,


Этот пальчик – дедушка,


Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

А этот пальчик – я.

А это вся моя семья.

Указательным пальцем левой руки дотронуться до большого пальца правой руки.

Указательным пальцем левой руки дотронуться до указательного пальца правой руки.

Дотронуться до среднего пальца.

Дотронуться до безымянного пальца.

Дотронуться до мизинца.

Выполнить движение «фонарики» или положить ладонь правой руки в ладонь левой и пожать ее. Выполнить это же упражнение, поменяв руки.

Март

Как на нашем лугу


Стоит чашка творогу.


Прилетели две тетери,

Поклевали,


Улетели

Пальцы широко расставлены, легкие движения кистями, ладонями вниз.

Пальцы прижать друг к другу и соединить руки так, чтобы получился большой круг, локти приподнять.


Помахать кистями рук, как крыльями.

Соединить большой и указательный пальцы на обеих руках («клюв»), покачать кистями.

Помахать руками.

Апрель

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

Ножками топ-топ.

Глазками хлоп-хлоп


- Кто кашу не ест,

Кто молоко не пьет –

Того забодаю, забодаю.

Средние и безымянные пальцы согнуты, большие их придерживают, указательные и мизинцы выпрямлены. Покачивать руками.

Пальцы сжаты в кулаки, стучать кулачком по кулачку.

Большой палец снизу, остальные пальцы прижаты друг к другу. Резким движением соединять большой палец с остальными пальцами.

Погрозить указательным пальцем правой руки.


Выполнять первое движение – «коза».

Май









Прилетели гули,

Гули-голубочки.

Сели на головку,

На головку дочке.

Махать руками, как крылышками.


Положить руки на голову.

Махать кистями рук, «прогоняя гулю».






Средняя группа (4-5 лет)

Месяц Текст игры


Движения

Сентябрь

Побежали вдоль реки

Дети наперегонки

Движение указательного и среднего пальцев обеих рук по бедру к коленям. Педагог произносит слова четко, постепенно ускоряя темп, дети только повторяют движение.

Октябрь

Раз, два три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

В домик спрятались опять.

Сжимать и разжимать пальцы.

Выполнять движение «фонарики»

Сжимать и разжимать пальцы

Сжать руки в кулаки

Ноябрь

Мы капусту рубим,

Мы морковку трем,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмем

Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.

Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть кулачки друг о друга.

Движение пальцев, имитирующее посыпание солью.

Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки.

Декабрь

Ловко с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик

Пальцы одной ладони широко расставлены. Указательным пальцем другой ладони дотрагиваться до каждого пальца. Поменять действия ладоней.

Январь




Февраль

Вот кудрявая овечка.

Шерстка белая в колечках.

Шерстка мягкая, густая –

Шубка у овцы такая.

Надуваем быстро шарик,


Он становится большой.

Вдруг шар лопнул,

Воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.


Играть растопыренными пальчиками

Поочередно соединять все пальцы с большим («колечки»).

Выполнять плавные движения кистями с широко раздвинутыми пальцами («кошечка»).

Пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга.

Медленно разводить руки в стороны.

Хлопок в ладоши.

Подуть на сложенные ладони.

Снова собрать пальцы в одну щепотку.


Март

Пекарь, пекарь, из муки

Испеки нам колобки,

Да сушки Ванюшке,


Да баранки Танюшке,


Да бублики Гришке,

Да крендель Маришке.

Выполнять движение «печем пирожки».


Соединить большой и указательный пальцы на каждой руке отдельно.

Соединить большие пальцы и указательные.


Слегка раздвинуть руки в стороны.

Кончики пальцев рук соединить, локти развести в стороны.

Апрель















Май

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Потянули,

Покрутили,

Постучали,

И открыли!

Вот кудрявая овечка.

Шерстка белая в колечках.

Шерстка мягкая, густая –

Шубка у овцы такая.






Раз, два три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

В домик спрятались опять.

Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок.


Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны.

Движение сцепленными пальцами от себя, к себе.

Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга.

Пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны.


Играть растопыренными пальчиками

Поочередно соединять все пальцы с большим («колечки»).

Выполнять плавные движения кистями с широко раздвинутыми пальцами («кошечка»).







Сжимать и разжимать пальцы.

Выполнять движение «фонарики»

Сжимать и разжимать пальцы

Сжать руки в кулаки



Старшая группа (5-6 лет)


Сентябрь

Побежали вдоль реки

Дети наперегонки

Движение указательного и среднего пальцев обеих рук по бедру к коленям. Педагог произносит слова четко, постепенно ускоряя темп, дети только повторяют движение.

Октябрь

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать

Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок


Ритмичное касание пальцев обеих рук.


Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.

Руки вниз, встряхнуть кистями.


Повторить предыдущие движения.

Ноябрь

Скачет зайка косой


Под высокой сосной


Под другою сосной

Скачет зайка второй

Указательный и средний пальцы правой руки – вверх, остальные соединить.

Ладонь правой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены.

Ладонь левой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены.

Указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные соединить.

Декабрь

Мы делили апельсин.


Апельсин всего один.




Эта долька для кота,


Эта долька для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура.


Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь, кто куда!

Пальцы обеих рук широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев.

Слегка раздвинуть руки и выполнять легкие повороты кистями в противоположные стороны. На слово «один» большие пальцы обеих рук прижать к ладоням. Остальные пальцы вверх.


Загнуть указательные пальцы.


Загнуть средние пальцы.

Загнуть безымянные пальцы.

Загнуть мизинцы.

Поднять руки вверх и, быстро выполняя движение «фонарики», опустить кисти рук вниз.

Погрозить пальцем.

Спрятать руки за спину.

Январь

Идет коза рогатая,


Идет коза бодатая



К ней козленочек спешит,

Колокольчиком звенит

Указательный палец и мизинец – вверх, остальные прижать к ладони, причем согнутый большой палец сверху.

Указательный и безымянный пальцы – вверх, остальные прижать к ладони.

Пальцы соединить в щепотку, опустить вниз, потрясти кистями.

Февраль

Птички полетели,


Крыльями махали

На деревья сели,

Вместе отдыхали.

Большой палец отогнуть в горизонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы.

Махи ладонями с широко расставленными пальцами.

Руки вверх, все пальцы широко расставить.

Большой палец отогнуть в горизонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы.


Март

Вышла кошечка вперед,


К нам идет, хвостом играет.

Ей навстречу из ворот




Две собаки выбегают

Указательный и мизинец правой руки согнуты вверху, остальные пальцы прижаты к ладони, причем большой палец сверху.

Левой ладонью махать у основания правой кисти.

Большие пальцы обеих рук вверх, внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются.

Указательные пальцы и мизинцы обеих рук поднять вверх, остальные прямые пальцы соединить вместе.

Апрель

Вырос цветок на поляне,


Утром весенним раскрыл лепестки

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки

Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их («бутон»).

Развести пальцы рук.


Выполнять ритмичные движения пальцами вместе – врозь.



Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

Май

Мы делили апельсин.


Апельсин всего один.




Эта долька для кота,


Эта долька для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура.


Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь, кто куда!

Пальцы обеих рук широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев.

Слегка раздвинуть руки и выполнять легкие повороты кистями в противоположные стороны. На слово «один» большие пальцы обеих рук прижать к ладоням. Остальные пальцы вверх.


Загнуть указательные пальцы.


Загнуть средние пальцы.

Загнуть безымянные пальцы.

Загнуть мизинцы.

Поднять руки вверх и, быстро выполняя движение «фонарики», опустить кисти рук вниз.

Погрозить пальцем.

Спрятать руки за спину.







Подготовительная группа (6-7 лет)

Сентябрь

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать

Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок


Ритмичное касание пальцев обеих рук.


Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.

Руки вниз, встряхнуть кистями.


Повторить предыдущие движения.

Сентябрь

Мы капусту рубим,

Мы морковку трем,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмем

Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.

Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть кулачки друг о друга.

Движение пальцев, имитирующее посыпание солью.

Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки.

Октябрь

В гости к пальчику большому



Прибегали прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный

И последний – сам мизинчик-малышок

Постучался на порог

Все пальчики – друзья!

Друг без друга нам нельзя!

Пальцы рук поднять вверх, пошевелить большими пальцами и прижать их к ладони.

Прижимать к ладони те пальцы, о которых говорится.



Пошевелить мизинцами.


Постучать кулак о кулак.

Пожать ладони, меняя их.

Пальцы одной руки соединить с соответствующими пальцами другой руки.

Ноябрь

На поляне дом стоит,



Ну, а к дому путь закрыт.



Мы дорогу открываем,


В этот домик приглашаем.


Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев.

Большие пальцы обеих рук – вверх, внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе; кончики средних пальцев соприкасаются. Ладони поворачиваются параллельно друг к другу.


Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются кончики одноименных пальцев.

Декабрь

Стали гномы гостей приглашать,


Стали гномы гостей угощать.


Каждому гостю досталось варенье.


Пальчики склеило то угощенье



Плотно прижались ладошка к ладошке.


Гости не могут взять даже ложки!

Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой руки.

Указательным пальцем левой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев правой руки.

«Намазывать» варенье на кончик каждого пальца.



Последовательно, начиная с большого, «склеить» - соединить соответствующие пальцы на обеих руках.


Прижать ладони одна к другой.



Плечи приподнять, руки слегка развести в стороны – удивиться.

Январь

Утро настало,

Солнышко встало.


-Эй, братец Федя,

разбуди соседей!

- Вставай, Большак!

Вставай, Указка!

Вставай, Середка!

Вставай, Сиротка!

И Крошка-Митрошка!

Привет, Ладошка!

Все потянулись и проснулись.

Кисти рук скрещены, пальцы растопырены – «солнышко с лучиками».

Четыре пальца правой руки сжаты в кулак, большой палец поднять вверх и выполнять им круговые движения.

Большой и указательный пальцы правой руки по очереди щелкают по кончикам пальцев левой руки, начиная с большого.




Щелчок в центр ладони.

Руки поднять вверх, пальцы вытянуть и быстро пошевелить ими.

Февраль

Вот мостик горбатый.

Вот козлик рогатый.



На мостике встретил он

Серого брата.

Упрямцу с упрямцем

Опасно встречаться.

И с козликом козлик

Стали бодаться.

Бодались, бодались,

Сражались, сражались

И в речке глубокой

Вдвоем оказались.



Пальцы прижать друг к другу, одну ладонь положить поверх другой.

Правой рукой сделать «козу»: согнуть средний и безымянный пальцы, на них положить согнутый большой. Указательный и мизинец вытянуть вперед.

Сделать «козу» левой рукой.



Соединить указательные пальцы и мизинцы.


Не отрывая пальцы друг от друга, поднимать вверх то правую, то левую руку.

Разъединить руки и опустить обе «козы» вниз пальцами.

Март

У тебя скажи, паук,

Сколько ног и сколько рук?




Отвечай-ка, паучок,

Сколько рук и сколько ног?

- Когда лапы по дорожке

ходят – это мои ножки.


Лапы вяжут паутинку,

Будто руки ткут холстинку.

Если я крадусь за мошкой,

Мои лапы – это ножки.

Если попадутся мухи,


Лапы цапнут их, как руки!



Соединить большой палец левой руки с мизинцем правой. Поворачивая кисти рук, соединить большой палец правой руки с мизинцем левой, снова поворачивая кисти рук, соединить большой палец левой руки с мизинцем правой и т.д.


Поочередно соединять одноименные пальцы рук.


Запястье одной руки положить на запястье другой, опустить пальцы вниз и пошевелить ими.


Соединить четыре пальца на каждой руке в щепотку, мизинцы слегка отвести. Выполнить движение, имитирующее вязание.

Запястье одной руки положить на запястье другой, широко раздвинув пальцы и плавно пошевелить ими.

Прижать основания ладоней друг к другу, пальцы слегка согнуть и расставить.

Апрель

Две сороконожки

Бежали по дорожке.


Побежали, побежали


И друг дружечку догнали!


Так друг дружечку обняли,

Что едва мы их разняли.

Все пальцы изображают движение ног у сороконожки.



Пальцы правой руки бегут по левой руке, пальцы левой руки бегут по правой руке.

Пальцы встречаются на груди.


Сцепить пальцы в замок. Потянуть сцепленные пальцы в стороны.

Расцепить пальцы.

Май

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать


В гости к пальчику большому



Прибегали прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный

И последний – сам мизинчик-малышок

Постучался на порог

Все пальчики – друзья!

Друг без друга нам нельзя

Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок


Ритмичное касание пальцев обеих рук.


Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.

Руки вниз, встряхнуть кистями.


Повторить предыдущие движения.




Пальцы рук поднять вверх, пошевелить большими пальцами и прижать их к ладони.

Прижимать к ладони те пальцы, о которых говорится.



Пошевелить мизинцами.


Постучать кулак о кулак.

Пожать ладони, меняя их.

Пальцы одной руки соединить с соответствующими пальцами другой руки.




1