СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека подвижных игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

карточки с описанием правил разных подвижных игр станут хорошим подспорьем для организации прогулок в группе продлённого дня.

Просмотр содержимого документа
«Картотека подвижных игр»


Догони мяч.

Дети играют на площадке кто с кем хочет. Воспитатель подзывает нескольких малышей, предлагает им побегать за мячом и поиграть с ним. Называя имена детей, воспитатель поочередно раскатывает мячи в разных направлениях. Ребенок бежит за мячом, ловит его и приносит педагогу. Воспитатель снова бро­сает мячи, но уже в другом направлении.

Указания. Двухлетний ребенок способен с интересом бегать за брошенным воспитателем мячом много раз подряд. В игре могут участвовать 8—10 детей. Можно рассыпать сразу все мячи, чтобы малыши одновременно бежали за ними. Вместо мячей используют также резиновые кольца, мягкие мешочки.

Флажок

(игра с пением, слова Н. Френкель, музыка М. Красева).

Взявшись за руки, дети образуют круг. Вместе с воспитателем под его пение они ходят по кругу.

Дети стали в кружок,

Увидали флажок... '

Дети останавливаются. Воспитатель поет, называя в песне имя кого-нибудь из присутствующих.

Выйди, Маша, в кружок, Возьми, Маша, флажок, Выйди, выйди — возьми, Выше флаг подними!

Ребенок подходит к воспитателю, берет флажок и поднимает вверх. Воспитатель повторяет мелодию песни без слов на слог «ля», дети подпевают. Девочка ходит внутри круга, размахивая флажком. С окончанием песни она отдает флажок воспитателю и возвращается на свое место. Игра повторяется, воспитатель называ­ет в песне имя другого ребенка.


Указания. При повторном проведении игры детям можно предложить под­певать воспитателю слова первого куплета и последних двух строчек второго куплета. Вместо ходьбы в кругу можно предложить ребенку поплясать с флажком. Тогда педагог вместе с детьми подпевает плясовую мелодию.


Где звенит?


Дети сидят или стоят группой по одну сторону комнаты. Вос­питатель предлагает им отвернуться к стене и не поворачиваться. В это время няня с колокольчиком прячется за шкаф на противоположной стороне комнаты. Воспита­тель предлагает послушать, где звенит колокольчик, и найти его. Дети идут на звук колокольчика, находят его и снова собираются около воспитателя. Няня пря­чется в другое место. Игра повторяется.

Указания. Воспитатель отвлекает детей, чтобы они не смотрели, куда прячется няня. Звонить в колокольчик надо сначала тихо, потом погромче. При неоднократном повторении игры звонить в колокольчик вместо няни может кто-либо из детей, участвующих в игре.


По тропинке.


Воспитатель проводит на полу 2 параллельные линии (или кладет 2 веревки) длиной 2,5—3 м на расстоянии 25—30 см. Он рассказывает, что малыши пойдут гулять по лесу. Идти надо осторожно по узкой тропинке. Дети идут медленно друг за другом между начерченными линиями. Потом возвращаются.

Указания. Воспитатель следит, чтобы дети не наступали на линии, не мешали друг другу, не наталкивались на впереди идущего.


Кто тише?

Дети идут вместе с воспитателем. Неожиданно он произносит: «Ну, а теперь посмотрим, кто из вас умеет ходить тихо-тихо, на носочках. Вот так» (по­казывает). Дети поднимаются на носочки и стараются пройти как можно тише. Они продолжают идти в том же направлении. Воспитатель незаметно отходит в сто­рону и говорит: «А теперь все бегом ко мне». Дети бегут к воспитателю, окружают его, тот разговаривает с ними, отмечает, что они старательно и хорошо выполнили упражнение.

Указания. Некоторые дети 3 лет при ходьбе на носках неестественно пригибают голову, втягивают ее в плечи. Им кажется, что так они тише идут. Надо указывать малышам на ошибки, стараться исправлять их. Ходьба на носочках укрепляет свод стопы, поэтому она полезна для физического развития ребенка. Однако не следует утомлять детей длительным выполнением этого упражнения. Игра повторяет­ся 3—4 раза.


Перешагни через палку.


На пол посередине комнаты кладут параллельно 2 палки (на расстоянии 1 м). На одной стороне комнаты ставится стул с флажком на си­денье. Дети находятся на другой стороне комнаты. Ребенок становится в 2—3 шагах от палок лицом к ним. По указанию воспитателя он идет до первой палки, перешагивает сначала через нее, затем через вторую палку. Идет к стулу, берет флажок, подни­мает вверх и машет им. Затем кладет флажок на стул, отходит в сторону и возвращает­ся на свое место. Задание выполняет следующий.

Указания. Если после нескольких повторений это задание окажется для детей слишком легким и они будут быстро и уверенно его выполнять, следует усложнить упражнение: положить на пол параллельно 4—6 палок или несколько обручей и предложить малышам перешагивать через них.


Догоните меня.


Дети сидят на стульях или скамейках на одной стороне площад­ки или комнаты. «Догоните меня!» — говорит воспитатель и бежит к противопо­ложной стороне площадки. Дети стараются его поймать. Когда дети подбегают к нему, воспитатель останавливается со словами: «Убегайте, убегайте, догоню!» Дети бегут на свои места.

Указания. Вначале игру целесообразно проводить с небольшой группой детей, затем количество играющих можно увеличить до 10—12 человек. Воспитатель не должен бежать от детей быстро. Когда дети догонят его, следует похвалить их, сказать, что они хорошо бегают.


Воробышки и автомобиль.


Дети садятся на стульчики или скамейки на одной стороне комнаты или площадки. Это воробышки в гнездышках. На противополож­ной стороне площадки стоит воспитатель, изображая автомобиль. На слова воспи­тателя: «Полетели, воробышки, на дорожку» — дети бегают по площадке, размахивая руками, как птички крылышками. Воспитатель через некоторое время говорит: «Осторожно, автомобиль едет, летите, воробышки, в свои гнездышки». Автомо­биль, выехав из гаража, едет в сторону воробышков. Воробышки улетают в гнездыш­ки (садятся на стульчики).

Автомобиль возвращается в гараж.


Указания. К игре вначале привлекают небольшое число детей (10—12), затем всю группу. Воспитатель предварительно показывает, как летают воробышки, как они клюют зернышки. Дети, подражая воробышкам, выполняют все эти действия затем можно включить в игру роль автомобиля. Воспитатель выполняет ее сам. Только после многократных повторений он поручает ее активному ребенку. Автомо­биль едет не слишком быстро, чтобы дать возможность всем птичкам найти свои гнездышки.


Поезд.

Воспитатель предлагает нескольким детям стать друг за другом. Говорит: «Это вагончики, а я буду паровозом» — и сам становится впереди детей. Паровоз дает гудок, поезд начинает двигаться, вначале медленно, затем быстрее (произносятся звуки «чу-чу-чу»; малыши постепенно ускоряют шаг и бегут). Затем воспитатель замедляет движение, поезд постепенно останавливается. Воспитатель говорит "при этом: «Поезд подошел к станции. Вот и остановка». Затем он «дает гудок», и поезд следует дальше.

Указания. Вначале в колонну строится небольшое количество детей, остальные сидят на стульчиках и смотрят. При повторении игры число участников можно увеличить до 12—15. Роль паровоза выполняет воспитатель, лишь после много­кратных повторений игры эту роль можно передать наиболее активному ребенку. Па­ровоз должен двигаться медленно, чтобы вагончики не отрывались друг от друга.


Самолеты.

Дети изображают летчиков на самолетах. Они стоят в разных местах площадки. На сигнал педагога «к полету готовься» малыши делают руками враща­тельные движения — заводят моторы. По сигналу «летите» они разводят руки в стороны и бегут врассыпную по площадке. По команде «На посадку!» самолеты останавливаются и приземляются (дети опускаются на одно колено). Игра по­вторяется 5—6 раз.

Указания. Игру можно усложнить, разделив детей на 3—4 звена. Тогда по команде «На посадку!» дети находят свои места в звеньях. Воспитатель отмечает, какое звено собралось первым. Игру с разделением на звенья целесообразно про­водить во второй младшей и средней группах. Малышам она малодоступна.

Пузырь.

Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, становясь плотно друг к другу. На слова «Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, оставайся такой, да не лопайся» дети отходят назад, держась за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!» По этому сигналу малыши опускают руки и приседают на корточки, произнося: «Хлоп!»

Можно после слов «Лопнул пузырь» предложить детям, не разрывая рук, дви­гаться к центру круга, произнося при этом «ш-ш-ш» (воздух выходит). После чего снова «надувать пузырь».

Указания. В первый раз в игре принимают участие 6—8 детей, при повторе­нии — 15—16. Слова текста педагог должен произносить четко, ясно, не торопясь, привлекая и детей к повторению слов. Перед началом игры можно показать детям настоящие мыльные пузыри.


Солнышко и дождик.

Дети сидят на скамейках или стульчиках. Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять!» Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик! Скорее бегите домой!» они возвращаются на свои места. Когда педагог снова скажет: «Солнышко выглянуло! Можно идти гулять» — игра повторяется.

Указания. В начале в игре участвует небольшое число детей, потом—10—12 и более. Воспитатель может использовать большой цветной зонтик. Под него малыши Спрячутся вместо того, чтобы садиться на стулья. Во время прогулки можно предло­жить детям собирать цветы, ягоды, ходить парами, кружиться и т. п. При повторении игра усложняется, домики размещают по 3—4 в разных местах комнаты, площадки. Ребенок должен запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.


Обезьянки.


Воспитатель предлагает двум детям (обезьянкам) подойти к стремян­ке, стать лицом к ней и взобраться на 3—4-ю рейку (дерево) за фруктами или ореха­ми. Затем на стремянку залезает следующая пара.

Когда малыши научатся уверенно взбираться на стремянку и спускаться с нее, можно предложить им залезать на гимнастическую стенку.


Доползти до погремушки.


Дети сидят на стульях, поставленных вдоль одной стены комнаты. На расстоянии 4 м на пол положен флажок или погремушка. Воспитатель называет кого-нибудь из детей и предлагает ему на четвереньках поползти до погремушки, взять ее, встать и погреметь (или помахать над головой флажком), затем положить на пол и вернуться на свое место. Дети по очереди выполняют задание.


Указания. В игре-упражнении одновременно могут действовать несколько человек (3—5) или сразу все, (Тогда для каждого следует приготовить отдельную игрушку.) Такое задание вызывает у малышей стремление доползти до цели как можно скорее. Игра проходит оживленно. Однако в этом случае снижается качество движения — ползания. Ребенок спешит, нарушает правильную координацию. Поэтому воспитателю не следует специально нацеливать внимание детей на быстроту передвижения.

Малыши, не занятые в упражнении, перед его началом с удовольствием произ­носят хором: «Раз, два, три — ползи!» — и с радостью хлопают в ладоши при окон­чании. Таким образом, вся группа активно участвует в игре.


Опусти мяч.

Дети располагаются на стульях, поставленных вдоль одной из стен комнаты. На расстоянии 4—5 м стоит стойка с подвешенной на уровне роста ре­бенка сеткой, у стойки на полу лежит мяч. Между детьми и стойкой, примерно на середине, стоит дуга — воротца. Воспитатель называет кого-нибудь из детей и предлагает ему на четвереньках проползти до дуги, затем под дугой до мяча, встать, поднять мяч двумя руками и опустить его в сетку.

Указания. Для воротцев можно использовать стул, столик (проползти между ножками), обруч. Детей 3 лет следует учить подлезать и пролезать разными спо­собами: ползти на четвереньках, идти под препятствием пригнувшись, но не до­трагиваясь руками до земли. При этом малыши учатся различать понятия «проползти» и «пройти».


Не наступи на линию.


Воспитатель проводит на полу 2 параллельные линии длиной 3—4 м (на расстоянии 40—50 см друг от друга). Играющие поочередно проползают на четвереньках между линиями, стараясь не наступать на них. В конце коридора ребенок встает, поднимает обе руки верх, потягивается, затем возвращается к исходному положению.

Указания. Для игры можно использовать и доску, положенную на пол.

Будь осторожен.


Дети сидят на стульях, расставленных вдоль гимнастической скамейки. По одному они подходят к концу скамейки, становятся на четвереньки, опираясь на руки и колени, проползают по скамейке до конца, придерживаясь за ее круг. На конце скамейки надо встать и сойти с нее.


Указания. Воспитатель помогает ребенку, придерживает его. Упражнения можно проводить и на наклонной доске; ползти можно и вверх и вниз.

Перелезь через бревно. Дети стоят вдоль одной стены комнаты. Впереди, на расстоянии 2,5—3 м, лежит бревно, а дальше на полу размещены игрушки (по числу детей). Педагог предлагает малышам на четвереньках доползти до бревна, перелезть через него и, продолжая двигаться на четвереньках, доползти до игрушки, ваять ее в руки, встать, поднять предмет над головой двумя руками, показать воспи­тателю, затем положить на место.

Указания. В качестве препятствий используются и другие предметы — про­долговатый ящик, скамейка, мягкий валик. Упражнение могут выполнять сразу все дети. Педагогу надо следить за тем, чтобы, приблизившись к препятствию, малыш не вставал, а переползал через него на четвереньках.


Мяч в кругу.


Дети сидят на полу в кружок и перекатывают мяч друг другу.

Указания. Воспитатель стоит вне круга и следит за игрой, объясняет, что мяч на­до отталкивать двумя руками, показывает, как лучше это делать; подает мяч, если он выкатится из круга, и т. д.

Лови мяч. Дети становятся в кружок. Воспитатель в центре, в руках у него большой мяч (диаметр 18—20 см). Педагог говорит: «Юра, лови мяч!» — и бросает мяч мальчику. Тот ловит мяч и бросает его воспитателю.

Указания. Педагог следит, чтобы дети энергично бросали мяч двумя руками снизу, ловили, слегка вытягивая руки вперед и захватывая кистями, не прижимая к груди.


Прокати мяч.


Дети садятся на пол в кружок (ноги врозь или скрестно — кала­чиком), воспитатель стоит в центре круга с мячом в руках. Он катит мяч каждому ре­бенку по очереди. Малыши ловят мяч и катят его воспитателю.

Указания, Когда дети освоят эти движения, вместо педагога з центре крута может находиться ребенок.


Попади в воротца.


Дети сидят на скамейке, недалеко от них проведена линия, а на расстоянии 2—3 шагов от нее стоят воротца (дуга). Ребенок встает, подходит к линии, наклоняется, берет один из лежащих на полу мячей и прокатывает его, стараясь попасть в воротца. Прокатив 3—4 мяча, он собирает их. Задание выпол­няет следующий.

Указания. Мяч можно отталкивать одной и двумя руками. Когда дети освоят попадание з воротца, можно дать им задание сбивать кеглю и т. п.


Целься вернее.

Дети стоят в кругу, каждый держит в руке маленький мячик или мешочек с песком. В центре круга ящик или большая корзина (расстояние от цели до детей не более 1,5—2 м). По сигналу воспитателя дети замахиваются и бросают мяч в ящик. Подходя к ящику, берут по одному мячу, возвращаются на свои места и снова бросают в цель.

Указания. В игре одновременно участвуют не более 8—10 человек. Если ребенок не попал мячом в цель, он поднимает только свой мяч. При метании в цель большинство детей бросают предмет одной рукой от плеча. Детям следует показать и способ метания одной рукой снизу, так как этим способом им легче всего попадать точно в цель. При метании в цель детям этого возраста больше всего нравятся игры-упраж­нения, в которых мяч, мешочек, шарик попадает в действительную, а не условную цель. Лучше всего, если предмет может в ней задерживаться (корзина, сетка). Воспитатель должен учитывать это обстоятельство при организации игр с мета­ниями в цель.


Мой веселый звонкий мяч.

Дети сидят на стульях с одной стороны комнаты, площадки. Воспитатель становится перед ними на некотором расстоянии и проде­лывает упражнения с мячом. Он показывает, как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой. При этом воспитатель приговаривает:

Мой веселый звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Красный, желтый, голубой, Не угнаться за тобой!

Затем он вызывает 2—3 детей и предлагает им попрыгать вместе с мячом. Снова проделывает упражнения с мячом, сопровождая их чтением стихов. Закончив сти­хотворение, он говорит: «Сейчас догоню!» Малыши перестают прыгать и убегают от воспитателя, который делает вид, что ловит их.


Указания. При повторении игры педагог вызывает большее число детей. За­канчивая игру, можно предложить всем малышам одновременно быть мячиками. Воспитатель должен произносить текст в довольно быстром темпе, соответствующем прыжкам детей (а они довольно часты). Если дети не смогут воспроизвести движения мяча, им надо показать это.


Зайка беленький сидит.


Малыши сидят на стульях или скамейках по одну сторону комнаты или площадки. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает вы­бежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся группкой около педагога и приседают на корточки. Воспитатель декламирует:

Зайка беленький сидит И ушами шевелит: Вот так, вот так Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, Надо лапочки погреть.

На слова «хлоп» и до конца текста дети хлопают в ладоши.

Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Скок-скок, скок-скок, Надо зайке поскакать.

На слова «скок-скок» и до конца текста малыши подпрыгивают на двух ногах на месте.


Указания. Игру можно проводить с любым количеством участников. Надо обязательно заранее подготовить места для зайчиков, куда они будут убегать. В начале игры все дети одновременно выполняют движения в соответствии с текстом.

При многократном повторении можно выделить на роль зайки ребенка и по­ставить его в середине круга. Догонять детей не следует быстро. От малышей не требуют, чтобы они возвращались непременно на свои места, каждый садится на свободное. Но при систематическом проведении игры дети хорошо запоминают свои места и быстро находят их. Это надо поддерживать.


Птички в гнездышках.

Дети становятся на небольшое возвышение — доску, кубики, бруски (высота 5—10 см), расположенные на одной стороне комнаты, площадки. Воспитатель говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки, крошки». Дети спрыгивают с возвышений и бегают, размахивая руками,— летают. Они приседают, клюют зернышки (стучат пальчиками по коленям). На слова воспитателя: «Дождик пошел, все птички спрятались в гнездышки!» — дети бегут на свои места.

Указания. Перед проведением игры необходимо приготовить, такое количество кубиков, брусков, чтобы хватило всем детям. Расположить их надо на одной стороне площадки или комнаты на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы каждый ребенок мог мягко спрыгивать; если нужно, помогает стать на возвышение после бега. При повторении игры сигнал может быть дан одним словом: «Солнышко!» или «Дождик»!


Найди флажок.


Дети сидят на стульях по одну сторону комнаты. Воспитатель предлагает им закрыть глаза, а сам тем временем раскладывает флажки (по коли­честву детей) в разных местах комнаты. Затем говорит: «Найдите спрятанные флажки». Тот, кто найдет флажок, подходит к воспитателю. Когда все дети найдут, он предлагает пройти с флажками по комнате, а затем сесть на свои места. Игра повторяется.

Указания. Флажки должны быть одного цвета, в противном случае при выборе флажка могут возникнуть конфликты. Флажки надо раскладывать так, чтобы дети могли их легко найти и достать.


Поезд

(игра с пением, слова Т. Бабаджан, музыка Н. Метлова).

Дети сидят на стульях, поставленных один за другим (или на скамеечках). Воспитатель я ост песенку:

Бот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Чу-чу, чу-чу-чу-чу,

Бежит паровоз,

Далеко, далеко

Ребят он повез.

Но вот остановка...

С окончанием песенки дети встают со своих мест, выходят из вагона и гуляют. Затем воспитатель говорит: «Скорее садитесь в поезд, поедем дальше!» Малыши садятся-на свои места, вместе с педагогом дают гудок — и поезд едет дальше.


Указания. Воспитатель должен сидеть напротив детей и петь песенку не очень громко, четко произнося слова, так, чтобы все могли хорошо видеть и слышать его. При повторном проведении игры можно предложить детям подпевать. На слова «чу-чу, чу-чу-чу-чу, бежит паровоз» можно показать малышам движения рук, имитирующие движения колес. После третьего куплета, когда дети выйдут гулять, можно предложить им пособирать грибы, ягоды или поиграть в мяч (бросать, ловить, катать), в обруч (катать обруч, пролезать, в него, крутить, как волчок). Для таких игр необходимо освободить как можно больше места.


Заинька

(игра с пением, слова и музыка народные).

Дети вместе с воспита­телем становятся в круг. Воспитатель поет песенку и показывает детям движе­ния.

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, этак топни ножкой!

Вот так, этак топни ножкой!

Дети топают ножкой, руки на поясе.

Заинька, бей в ладоши,

Серенький, бей в ладоши,

Вот так, этак бей в ладоши! (2 раза.)

Дети хлопают в ладоши.

Заинька, повернись,

Серенький, повернись,

Вот так, этак повернись! (2 раза.)


Дети поворачиваются 1—2 раза. Руки на поясе.

Заинька, попляши,

Серенький, попляши,

Вот так, этак попляши! (2 раза.)

Дети подпрыгивают на двух ногах кто как может.

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись,

Вот так, этак поклонись! (2 раза.)

Дети наклоняются, разводя руки в стороны.


Указания. Количество куплетов песенки можно сокращать, особенно на первых порах. Вначале можно взять только первый, второй, четвертый куплеты. При повто­рении можно исполнять все куплеты. Кроме того, когда малыши будут хорошо знать содержание песенки, можно выбрать ребенка-заиньку, который становится в середину круга и выполняет все движения по тексту песни. На роль заинь­ки выбирают более смелого и активного малыша, который не будет смущаться, выполняя движения. При следующем водящем можно добавить еще один куплет; Заинька, выбирай, Серенький, выбирай, Вот так, этак выбирай! (2 раза.)

Ребенок выбирает другого заиньку, и игра повторяется. Песню воспитатель

должен петь так, чтобы пение соответствовало темпу движений маленьких детей.