Картотека подвижных игр
Старшая группа 5-6 лет
«Охотники и зайцы»
Цель: совершенствовать навыки прыжков на обеих ногах и метания в цель. Развивать ловкость, скорость и ориентирования в пространстве.
Предварительная работа: знакомство с содержанием игры, игровыми действиями персонажей.
Оборудование: мяч
Описание игры: выбирают одного или двух «охотников», которые становятся с одной стороны площадки, остальные дети — «зайцы».
Зайцы сидят в своих «норках», расположенных с противоположной стороны площадки. «Охотники» обходят площадку и делают вид, что ищут «зайцев», потом идут на свои места, прячутся за «деревьями» (стульями, скамья).
На слова воспитателя: «Зайчик прыг-скок, прыг-скок. В зеленый лесок!»
«Зайцы» выходят на площадку и прыгают. На слово «Охотник!» «зайцы» бегут к своим «норкам», один из «охотников» целится мячом им под ноги и в кого попадет, тот забирает с собой. «Зайцы» вновь выходят в лес и «охотник» еще раз охотится на них, но бросает мяч второй рукой. При повторении игры выбирают новых «охотников».
Правила игры: 1. «Охотник» бросает мяч как правой, так и левой рукой.
2. «Охотники» бросают мяч только под ноги «зайцам».
3. Мяч поднимает тот, кто его бросил.
Схема размещения играющих:
«Медведь и пчелы»
Цель: учить детей слезать и влезать на гимнастическую стенку. Развивать ловкость, быстроту.
Предварительная работа: знакомство с содержанием игры, игровыми действиями персонажей.
Оборудование: гимнастическая стенка.
Описание игры: улей (гимнастическая стенка или вышка) находится на одной стороне площадки. На противоположной стороне — луг. В стороне — медвежья берлога. Одновременно в игре участвует не более 12—15 человек. Играющие делятся на 2 неравные группы. Большинство из них пчелы, которые живут в улье. Медведи — в берлоге. По условному сигналу пчелы вылетают из улья (слезают с гимнастической стенки), летят на луг за медом и жужжат. Как улетят, медведи выбегают из берлоги и забираются в улей (влезают на стенку) и лакомятся медом. Как только воспитатель подаст сигнал «медведи», пчелы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться пчелы жалят (дотрагиваются рукой). Потом игра возобновляется. Ужаленные медведи не участвуют в очередной игре.
Правила игры: 1. После двух повторений дети меняются ролями.
2. Дети не спрыгивают, а слезают с лестницы.
Схема размещения играющих:
«Мы веселые ребята»
Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание.
Предварительная работа: знакомство с содержанием игры, игровыми действиями персонажей; изготовление шапочки для ловишки.
Оборудование: шапочка для ловишки, скамейка.
Описание игры: дети стоят по одной стороне площадки за чертой.
На противоположной стороне площадки, также проведена черта. Сбоку от детей или в центре площадки, находится ловишка. Ловишка назначается воспитателем. Дети хором произносят:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и скакать,
Ну, попробуй нас догнать,
Раз, два, три – лови!
После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих, салит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечет линию, считается осаленным. Он садится на скамейку. После 2-3 перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4-5 раз.
Правила игры: 1. Дети полностью договаривают четверостишие. 2. Только после слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки. 3. Толкаться и хватать друг друга нельзя.
Схема размещения играющих:
«Хитрая лиса»
«Хитрая лиса»
Цель: учить детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу, ориентироваться на площадке. Развивать ловкость, быстроту.
Предварительная работа: знакомство с содержанием игры, игровыми действиями персонажей; изготовление шапочки для лисы.
Оборудование: шапочка для лисы.
Описание игры: игроки стоят по кругу, на расстоянии одного шага один от другого. Воспитатель просить всех закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг – за спинами детей и дотрагивается до одного из детей, который и становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает открыть глаза и внимательно посмотреть кто из них лиса - не выдаст ли она себя чем-нибудь.
Игроки три раза спрашивают с небольшими промежутками – сначала тихо, затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» при этом все смотрят друг на друга.
Когда все игроки, в том числе и лиса в третий раз произнесут – хитрая лиса где ты? Хитрая лиса выпрыгивает в центр круга поднимает руку вверх и говорит - «Я здесь!» все игроки разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманные отходят в сторону. Игра повторяется.
Правила игры: 1. Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!»
2. Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.
3. Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.
Схема размещения играющих:
«С кочки на кочку»
Цель: закреплять навыки прыжка из круга в круг. Развивать ловкость и быстроту реакции.
Предварительная работа: знакомство с содержанием игры, игровыми действиями персонажей.
Оборудование: обручи.
Описание игры: на земле чертят две линии — два берега, между которыми болото (расстояние между линиями 30 м). Играющие, распределяются парами на одном и другом берегу. Воспитатель чертит на болоте кочки — кружки (можно использовать плоские обручи) на разном расстоянии друг от друга. Двое детей по сигналу прыгают с кочки на кочку, стараясь перебраться на берег. Тот, кто оступился, остается в болоте. Выходит следующая пара. Когда все выполнят задание, воспитатель назначает, кому выводить детей из болота. Тот подает увязшему руку и показывает прыжками путь выхода из болота.
Правила игры: 1. Прыгать можно толчком одной или двух ног, выбирая маршрут по желанию. 2. Нельзя становиться ногой между кочками. 3 Тот, кто нарушил, остается в болоте, пока его не выручат. 4. Выручать можно после того, как все переправятся на берег.
Схема размещения играющих:
Подготовительная группа 6-7 лет
«Два Мороза»
Цель: Развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу (по слову). Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи.
Предварительная работа: знакомство с содержанием игры, игровыми действиями персонажей; рассказывание русской народной сказки «Два Мороза».
Оборудование: шапочки для двух Морозов (синяя, красная).
Описание игры: на противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются "братья Морозы": "Мороз Красный Нос" и "Мороз Синий Нос". По сигналу руководителя они обращаются к играющим со словами:
Мы -два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я - Мороз Красный Нос,
Я - Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Ребята хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз! -
и начинают перебегать из одного города в другой. "Морозы" их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен с распростёртыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается.
Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.
Правила игры: 1. Начинать бег можно только после окончания речитатива. 2. Осаливание за линией города не считается. 3. Осаленных ребят можно выручить: для этого остальные играющие должны коснуться их рукой.
Схема размещения играющих:
«Волк во рву»
Цель: учить детей перепрыгивать ров, шириной – 70-100см, с разбега, стараясь, чтобы не осалил волк. Развивать ловкость, быстроту движений.
Предварительная работа: знакомство с содержанием игры, игровыми действиями персонажей.
Оборудование:
Описание игры: посередине площадки проводят две параллельные линии на расстоянии 70-100 см одна от другой. Это коридор - ров. Его можно обозначить не совсем параллельными линиями; с одной стороны - уже, а с другой - шире. Двое водящих - "волки" - становятся во рву; остальные играющие - "козлята" - размещаются на одной стороне площадки за линией дома. На другой её стороне линией обозначается пастбище.
По сигналу руководителя "козлята" бегут из дому в противоположную сторону площадки на пастбище и по дороге перепрыгивают через ров. "Волки", не выходя из рва, стараются осалить как можно больше "козлят", за что "волкам" начисляются выигрышные очки.
После 3-4 перебежек (по договорённости) выбираются новые "волки" и игра повторяется.
Выигрывают "козлята", не пойманные ни разу, и те "волки", которые набрали большее количество очков.
Правила игры: 1. Перепрыгивание через ров обязательно. 2. Пойманные "козлята" не выбывают из игры.
Схема размещения играющих:
«Перелет птиц»
Цель: учить детей бегать свободно по залу, имитируя полёт птиц, запрыгивать на кубы, скамейки, без помощи рук, спрыгивать, приземляясь на носки, полусогнутые ноги. Учить детей действовать по сигналу.
Предварительная работа: знакомство с содержанием игры, игровыми действиями персонажей; чтение Х.-К. Андерсен «Гадкий утенок».
Оборудование: скамейка.
Описание игры: На одном конце зала находятся дети – они птицы. На другом конце зала – пособия, на которые можно залезть – это деревья.
По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - дети, махая руками, как крыльями разбегаются по всему залу, на следующий сигнал: «Буря!» - дети бегут к возвышениям и прячутся там. Когда воспитатель произнесёт: «Буря прекратилась!» дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по залу (птицы продолжают свой полёт). Во время игры воспитатель в обязательном порядке осуществляет страховку детей.
2 вариант.
При приближении к снарядам – деревьям разложить препятствия дети должны их перепрыгнуть.
Правила игры: 1. По сигналу «буря» все должны встать на скамейку.
Схема размещения играющих:
«Краски»
Цель: учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали, прыгать на одной ноге, приземляясь на носок полусогнутую ногу. Развивать ловкость, быстроту движений, умение менять направление во время бега.
Предварительная работа: знакомство с содержанием игры, игровыми действиями персонажей; чтение М. Эме. «Краски».
Оборудование:
Описание игры: Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:
-Тук! Тук!
-Кто там?
-Покупатель.
-Зачем пришёл?
- За краской.
-За какой?
-За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» если покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше краски. Хозяин может придумать задание сложнее задание, например: скачи на одной ножке по красной дорожке.
2 вариант.
Разговор повторяется, если покупатель угадал краску продавец говорит сколько стоит и покупатель столько раз хлопает продавца по вытянутой ладони. С последним хлопком ребёнок изображавший краску убегает, а покупатель догоняет его и, поймав, отводит в условленное место.
Правила игры: 1. Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.
Схема размещения играющих:
«Ловишки с мячом»
Цель: учить детей бегать врассыпную в зале, образовывать круг, бросать мячом в движущуюся мишень – ребёнка. Развивать умение действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга. Воспитывать выдержку.
Предварительная работа: знакомство с содержанием игры, игровыми действиями персонажей.
Оборудование: 2 небольших мяча.
Описание игры: Дети стоят в кругу, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых рук. Один из детей становится в центр круга. Это – водящий. У ног его лежат два небольших мяча. Водящий называет или проделывает ряд движений. Дети повторяют. Внезапно воспитатель говорит «Беги из круга!» и дети разбегаются в разные стороны. Водящий поднимает мячи и старается, не сходя с места попасть в убегающих. Затем по сигналу «Раз, два, три в круг скорей беги» дети снова образуют круг. Выбирается новый водящий.
Правила игры: 1. Тот, кого запятнает мяч, пропускает одну игру.
2 Мяч бросать, целясь в ноги.
Схема размещения играющих:
8