СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека прогулок в старшей группе "Зима"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В картотеке подобраны различные виды деятельности, способствующие всестороннему развитию ребенка 5-6 лет

Просмотр содержимого документа
«Картотека прогулок в старшей группе "Зима"»

Тема: «Использование инновационных технологий

в экологическом образовании

детей дошкольного возраста»




Длительность функционирования опыта: с 2016 года







Актуальность

Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!




Все мы - дети Природы. Каждый человек с малых лет должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. В последнее время наблюдается увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии, на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными, так природа реагирует на вторжение человека на её территорию.

Сегодня, как никогда экологическое образование стало одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома - планеты Земля. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Изменить мировоззрение взрослого человека практически невозможно. Только у подрастающего поколения можно сформировать экологическое сознание. Тогда человек будет считать себя частью природы. Наша задача - формирование у детей дошкольного возраста экологической образованности и культуры поведения к природе.

Дошкольное образование является первым звеном в формировании экологической культуры, именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Высокая познавательная активность, любознательность, заинтересованность ребенка в ознакомлении с природой - это бесценный дар, которым нужно умело пользоваться для развития его мышления, расширения природоведческого кругозора, экологической культуры. В процессе общения с природой дети осознают необходимость ее сохранения как среды жизни, источника здоровья. Они осваивают правила поведения в природе, собирая ягоды, грибы, лекарственные растения, учатся быть хозяевами своего дома - планеты Земля. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Новизна опыта: инновационные педагогические технологии позволяют сформировать у детей дошкольного возраста основы экологической культуры, научить их бережно относится к природе, любить свою родину.

Ведущая педагогическая идея: использование инновационных педагогических технологий в экологическом образовании.

Цель: формирование у детей основ экологической культуры, представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.

Задачи:

*продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования различных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов;

*формировать умения получать сведенья о новом объекте в процессе его практического исследования, выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности;

*расширять представления детей о растительном и животном мире: различать деревья, кустарники, растения (комнатные, травянистые) по коре, расположению ветвей, листьям, цветам, плодам и называть их; различать и называть домашних животных и их детенышей, диких зверей и их детенышей; уточнять представление детей об их повадках, условиях жизни; различать и называть птиц, насекомых, рыб и земноводных;

*развивать умение наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки;

*воспитывать любовь к родному краю, умение правильно вести себя в природе, чувство ответственности, умение видеть последствия своих поступков.

Принципы организации работы по экологическому образованию:научность, доступность, гуманность, системность, преемственность, интеграция, сезонность.

Педагогические технологии: игровые, исследовательской деятельности, проектирования, моделирования, кейс - технология.

Условия работы:

Для реализации поставленных задач составила план работы по экологическому образованию, подобрала методическую, природоведческую и детскую литературу о природе, разработала картотеку игр, опытов. Дополнила природный уголок комнатными растениями, обновила календарь погоды, календарь природы, дневники наблюдений; создала лабораторию юного исследователя, в которой имеется разнообразный природный материал и необходимое оборудование для проведения опытов.

В своей педагогической практике использую разнообразные формы работы: организованную образовательную деятельность (ООД), игровые обучающие ситуации, развлечения, театрализованные постановки, эксперименты, экскурсии.

Методы и приемы:

В работе по ознакомлению детей с природой использую наглядные (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций), практические (игры, элементарные опыты и моделирование) и словесные (рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы) методы в комплексе.

Технология опыта.

В своей деятельности по экологическому образованию я использую различные технологии и сочетаю их между собой. Наиболее эффективный способ реализации задач экологическогообразования - это организация проектной деятельности. Стараюсь заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживаю его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. Создаю игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. Ввожу детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания с опорой на детский личный опыт. Все предложенные детьми варианты решения проблемы рассматриваю тактично, ведь ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

В младшей группе был реализован долгосрочный проект «Времена года» и «Особенный цветок». Цель проекта «Времена года»: формирование начальных представлений о временах года.В ходе проекта дети знакомились с характерными особенностями каждого из времен года, с трудом взрослых, вели наблюдения за объектами живой и неживой природы. Цель проекта «Особенный цветок» - развивать интерес к развитию и росту комнатных растений. В рамках реализации проекта с детьми проводила организованную образовательную деятельность, разучивала стихи о комнатных растениях, рассматривала журналы, иллюстрации, фотографии комнатных растений, организовывала экскурсии в соседние группы, дети наблюдали за трудом взрослых: пересадка, посадка комнатных растений, полив, опрыскивание.

В средней группе был реализован проект «Наши друзья – деревья», цель проекта - формирование у детей представления о деревьях, как о живых организмах; развитие познавательных и творческих способностей детей среднего дошкольного возраста; воспитание бережного отношения к природе. В ходе проекта совместно с детьми наблюдали за деревьями на территории детского сада, рассматривали иллюстраций различных деревьев, читали стихи и рассказы о деревьях, рисовали красками на тему: «Деревья», делали аппликацию методом обрывания: «Во поле береза стояла», беседовали о деревьях. В результате проекта дети научились различать деревья по листьям, плодам и коре, оформили альбом «Деревья нашего участка», изготовили макет дерева.

Интересно был организован проект «Рыбы», цель проекта - систематизирование и обобщение знаний детей о рыбах. В ходе реализации проекта у детей сформировались представления о разнообразии обитателей водоемов. Дети имеют представление о внешнем виде рыб, знают способы передвижения рыб и способы их защиты от врагов, изучили среду обитания рыб и рассмотрели цепи питания обитателей водоемов, из подручных средств изготовили аквариум.

Цель проекта «Домашние животные» - формирование представлений у детей о домашних питомцах, условиях их содержания и ухода за ними, воспитание гуманного и бережного отношения к животным. На подготовительном этапе проекта были сформулированы проблемные вопросы, подобрана необходимая литература. На практическом этапе работу над проектом осуществляла с учётом принципа интеграции образовательных областей, организовывала все виды детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной. На заключительном этапе была проведена выставка страничек альбома «Домашние питомцы».

В январе реализовала краткосрочный проект «Птицы нашего поселка». Цель проекта - расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни. На подготовительном этапе мы с детьми обсудили вопросы, связанные с проектной и исследовательской деятельностью. В практической части проекта с детьми рассматривали иллюстрации с изображением птиц, читали художественную литературу, отгадывали загадки, учили поговорки, скороговорки, дети приносили книги, сказки, делились новой информацией. На прогулке внимательно наблюдали за птицами. Самым интересным было проведение эксперимента «Что дальше улетит?» (бумага, ткань или птичье перо). На заключительном этапе проекта был создан альбом «Птицы нашего поселка».

Проект «Старой вещи - новая жизнь» долгосрочный. Цель:формирование у детей особого отношения к ненужным вещам – как к ценному вторичному сырью. На первом этапе ввела в проблемную ситуацию детей, родителей; сформировала интерес к теме проекта. В настоящее время ведется практическая реализация проекта. На этом этапе проекта учу детей применять ненужный материал для создания новых вещей. Создан театр из одноразовых ложек, зоопарк из стаканчиков. Дети вместе с родителями изготовили кормушки из бросового материала. Работа над проектом продолжается.

В работе над проектами использую опытно – исследовательскую технологию, которая способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты провожу на основе уже имеющихся у детей представлений, которые они получили в процессе наблюдений и труда. В ходе опыта учу детей высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи. При обсуждении результатов опытов подвожу детей к самостоятельным выводам и суждениям. Опыты с детьми организую подгруппами с различными объектами живой и неживой природы. В младшей группе проводили опыты по определению свойств водыопределяли «Где прячется воздух?» и другие. В средней группе проводили опыты: «Сравнение свойств льда и снега», «Влияние света на рост растений»«Проращивание семян», «Сравнение свойств мокрого и сухого песка», «Из чего птицы строят гнезда». Применение опытно-экспериментальной технологии является наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов, ознакомления детей с окружающим миром, развития наблюдательности и пытливости ума, стремления к познанию мира.

Игровую технологию использую как в проектной, так и в свободной деятельности детей. Игры экологического содержания организую с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Дидактические игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в организованную образовательную деятельность, целевые прогулки, экспериментальную деятельность. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образа жизни, в некоторых играх отражаются явления неживой природы. Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.

В своей работе по экологическому образованию использую кейс – технологию, цель которой развитие коммуникативных навыков, способностей анализировать различные ситуации и проблемы, находить их решение, умение работать с информацией. Дети совместными усилиями анализируют ситуацию и высказывают свое суждение по данной ситуации, находят практическое решение.

Информационно-компьютерные технологии использую с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. Знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал на электронных носителях: звуковые материалы (записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.); мультимедийные презентации (обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире). Мультимедийные экологические игры включаю как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность.

Результатом работы являются показатели диагностики по разделу «Ознакомление с природой», имеющие положительную динамику.

Уровень освоения детьми раздела «Ознакомление с природой»

В процессе работы у детей сформированы умения исследовать различные объекты с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, получать сведенья о новом объекте в процессе его практического исследования; выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности. Дети имеют представления о растительном и животном мире, умеют наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки. У детей развито чувство ответственности, любовь к родному краю, умение правильно вести себя в природе, умение видеть последствия своих поступков.

Заключение

Таким образом, целенаправленная, систематическая работа по экологическому образованию дошкольников, с применением инновационных технологий, способствует развитию начал экологической культуры, осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы; развивает экологическое мышление, творческие способности, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. Дети с удовольствием общаются с природой и отражают свои впечатления через различные виды деятельности.




Список литературы

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников/З.Ф. Аксенова. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

  2. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, группа) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с.

  3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.

  4. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! /Л.В. Ковинько. - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.

  5. Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.//Управление ДОУ. - 2012.- №5.

  6. Комарова Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений, специалистов методических и ресурсных центров, работников органов управления образованием / Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2013 г.

  7. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.

  8. Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 28-31.

  9. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. /С.Н.Николаеква. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

  10. Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.

  11. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ./Е.А. Сыпченко. – Детство-Пресс, 2012 .