Скажи по-другому. Берется простое предложение, но с прилагательными и наречиями, например: "Машина быстро ехала по шоссе". А теперь, представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить. Надо придумать вариант той же фразы другими словами. При этом ни одно из слов начального предложения не должно повторяться. (Автомобиль мчался по дороге) | Магазин Цель - выделение в словах определенных звуков.
Взрослый - продавец, а ребенок - покупатель, который "приходит" в магазин, чтобы выбрать себе что-то из товаров. За покупку нужно расплатиться первым звуком слова. Например, если ребенок хочет купить ложку, то он должен сказать "Л-л". |
Назови слово Играть можно и группой и вдвоем. Для игры лучше использовать небольшой мяч. Местоимения. Один бросает мяч называет местоимение. Задача ловящего мяч назвать слово, соответствующее названному местоимению. Пример: она - картина; он - чемпион; оно - солнышко. Усложненный вариант: ему - слону; ей - кукле, им - собакам; от нас (от них) - от девочек. 1 | Суффиксы существительных. Задание: придать слову уменьшительно-ласкательное значение (вариант: увеличивающее или устрашающее значение). Пример: дом-домик (домище). а) ковер, книга, узел, тень, кот, сумка, мяч, нога, человек, пень, нос, зонт…, б) дверь, пуговица, сила, муравей, друг, дерево, воробей…, в) погода, пианино, число, фабрика… . Приставки. Задание: подобрать слову подходящее «начало» (приставку). Пример: рвать-сорвать. а) сесть, зреть, шитый, ход, брать, селение, гнать, делать, падать, б) сыпь, кто, жалостный, внук, данный… 2 |
Отвечай быстро! Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства свойства какого-либо предмета - цвет, вкус, размер и т.п. Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам: Звонкий, быстрый, веселый ... (мяч) высокий, прочный, кирпичный ... (дом) рыжая, пушистая, хитрая...(лиса) зеленая, колючая, нарядная... (ёлка) | Заблудились в лесу Цель: помочь ребенку научиться выделять в слове ударный звук. Игрушки разбежались по комнате, их нужно позвать, потянув ударный звук - самый "громкий" звук в слове - Ми-и-ишка! - Маши-и-инка! - Сло-о-он! |
«Кто где живёт» Лиса живет в норе. Медведь зимует в …берлоге. Волк живет в … логове. Белка живет в …дупле. Муравей – в муравейнике. Птица – в гнезде. Акула – в море. Собака - в конуре. Курица - в курятнике. Конь – в конюшне. Пчелы – в улье. Щука – в реке. | «Назови семью» Папа – медведь, мама – медведица, сын – медвежонок; Папа – волк, мама – волчица, сын – волчонок; Папа – тигр, мама – тигрица, сын – тигренок; Еж – ежиха – ежонок; Лис – лиса – лисенок; Заяц – зайчиха – зайчонок; Слон – слониха – слоненок; Конь – лошадь – жеребенок Петух – курица - цыпленок Кабан – свинья – поросенок |
Бросаемся слогами. Играть можно и вдвоем, и большой компанией, как и в предыдущей игре, используя мяч. Один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу свой, так, чтобы получилось слово. Примеры: - Ко - …мар; … са; …тёнок; …рабль. - Са - …молёт; …поги; … мовар. - Де - …рево; …вочка; …ти. Важно! Дети должны соблюдать правила орфографии: делить слова на слоги правильно и произносить их так, как они пишутся. КО – ляс – ка. Но не кА –ля –Ска. | "Назови части предмета" Цель: обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части. Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д. I вариант: дети по очереди называют части предметов. II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части. |
"Закончи предложение" Цель: употребление сложноподчинённых предложений · Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу) · Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу) · Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу) · Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу) · Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела) · Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно) · Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано) · Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода) · Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты) · Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки) | "Кому угощение?" Цель: употребление трудных форм существительных Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты? |
«Назови три слова" Цель: активизация словаря Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы. - Что можно купить? (платье, костюм, брюки) - Что можно варить? - Что можно читать? - Чем можно рисовать? - Что может летать? - Что может плавать? - Что (кто) может скакать? И т. д. | "Кто кем хочет стать?" Цель: употребление трудных форм глагола Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу. |
«Чей хвост» Корова - коровий Заяц – заячий Овца - овечий Лошадь – лошадиный Кошка –кошачий Коза – козий Поросенок – поросячий Еж – ежиный Белка – беличий Волк – волчий Лиса – лисий Ворона – вороний Собака –собачий | "Похожие слова" Цель: расширение словаря синонимов. Называем ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу. Приятель - друг - враг; Грусть - радость - печаль; Еда - очистки - пища; Труд - завод - работа; Танец - пляска - песня; Бежать - мчаться - идти; Думать - хотеть - размышлять; Шагать - сидеть - ступать; Слушать - глядеть - смотреть; Трусливый - тихий - пугливый; Старый - мудрый - умный; Бестолковый - маленький - глупый; Смешной - большой - огромный. |
«Дополни предложение» Цель: расширение словаря прилагательных, глаголов. К определенному слову добавлять еще одно, дальше к получившемуся словосочетанию — еще одно слово и т.д. Каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять не только к концу фразы, но и в начало и в середину. Например, «солнце»...светило солнце; ярко светило солнце;на небе ярко светило солнце; на небе ярко светило весеннее солнце; на небе ярко светило и играло весеннее солнце; на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце; на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце; на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце; на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце… | "Два брата" Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-. Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков. Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища. Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев. Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник – слонище. |