СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека речевых игр на развитие словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Картотека речевых игр на развитие словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»











Подготовила: воспитатель Анисова С.В.

Картотека речевых игр на развитие словарного запаса

у детей старшего дошкольного возраста



Игра «Что бывает круглым?» Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, педагог задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч, а педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)

2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)

3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто.дом, шкаф...)

4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)

5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)

6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)

7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)

8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...)

9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)

10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)

11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец).


Игра «Забытое слово»

Игра для развития слуховой памяти.

Ход игры. Положите перед ребенком 4 предметные картинки: мяч, машина кукла, кубики. Назовите их ребенку, «забывая» при этом один предмет. «мяч, машина, кукла. Правильно я назвала картинки?» Если ребенок не догадывается о пропущенном слове, уточнить: «Все я назвала картинки?» Выигрывает тот, кто за всю игру назовет больше пропущенных слов.
Через некоторое время можно использовать 5-6 картинок.



Игра «Назови другим словом»

Игра для расширения словаря синонимов.
Ход игры. Назовите словосочетание: «Грустные глаза». Задайте вопрос ребенку: «Как можно сказать иначе, другим словом?» Дать образец правильного ответа: «Печальные глаза».
тяжелое заболевание (болезнь);
малое дитя (ребенок, малыш);
длинный путь (дорога);

бросить мяч (кинуть);
быстро прыгает (скачет);
погасить свет (потушить);
смелый человек (храбрый);
грустные злаза (печальные).
Далее можно предложить ребенку подобрать синонимы к отдельным словам.
актер (артист);
великан (гигант, верзила);
аромат (запах);
воин (боец);
друг (товарищ);
событие (проишествие, случай);
состязание (соревнование, конкурс);
старушка (бабушка).

Игра «Эхо»

Упражнять в образовании сложных слов.
Ход игры. Назовите словосочетание: «Листья падают. Я могу это назвать одним словом - листопад».
снег падает-снегопад;
вода падает-водопад;
звезды падают-звездопад;
сам ходит-самоход;
мед носит-медонос;
звонит попусту-пустозвон;
сено косит-сенокос;
разводит леса-лесовод;
разводит сады- садовод;
сам катит-самокат;
сам летит-самолет;
везде ходит-вездеход;
база для нефти-нефтебаза.


Игра « Наоборот».

Игра для расширения словаря антонимов.

Ход игры. В эту игру можно играть с группой детей. Дети строятся в шеренге. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (сказать наоборот) и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед.

Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к ведущему.
Существительные:
день-...;
утро-...;
восход-...;
зима-...;
весна-...;
добро-...;
друг-...;
герой-...;
награда-...;
холод-...;
веселье-...;
расставание-...
Глаголы:
надеть-...;
согреться-...;
давать-...;
забыть-...;
здороваться-...;
бросать-...;
говорить-...;
выиграть-...;
встать-...;
найти-...;
начинать-...
Прилагательные:
умный-...;
добрый-...;
здоровый-...;
новый-...;
быстрый-...;
гладкий-...;
высокий-...;
чистый-...;
толстый-…

Игра «Кто как передвигается?» Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

Ход игры. Педагог, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами.

 Летают - птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки.

 Плавают: рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы.

 Ползают: змеи, гусеницы, черви.

 Прыгают: кузнечики, лягушки, жабы, блохи, зайцы.


Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний») Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры. Педагог, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например:

 Голубой, красный, спелый. Кабачок, огурец, лимон.

 Пасмурно, ненастно, ясно. Осень, лето, суббота, зима.

 Понедельник, вторник, лето, воскресенье.

 День, ночь, утро, весна.

Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.


Игра «Кто кем был?» Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были. Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры. Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыпленок — яйцом, лошадь — жеребенком, корова — теленком, дуб — желудем, рыба — икринкой, яблоня — семечком, лягушка — головастиком, бабочка — гусеницей, хлеб — мукой, шкаф — доской, велосипед — железом, рубашка — тканью, ботинки — кожей, дом — кирпичом, сильный — слабый.


Игра «Подбери словечко»

Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Ход игры: В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Про что можно сказать:

«Свежий» … (воздух, огурец, хлеб, ветер);

«старый» … (дом, пень, человек, ботинок);

«свежая» … (булочка, новость, газета, скатерть);

«старая» … (мебель, сказка, книга, бабушка);

«свежее» … (молоко, мясо, варенье);

«старое» … (кресло, сиденье, окно).


Игра «Цепочка»

Цель: упражнение в образовании новых слов по образцу.

Образец ответа: человек — человечек — человечище.

Примерный речевой материал:

кулак — ... — ...

нога — ... — ...

волос — ... — ...

плечи — ... — ...

нос — ... — ...

рука — ... — ...

клюв — ... — ...

усы — ... — ....



Игра «Скажи правильно»

Цель: упражнение в подборе глаголов.

Ход игры. Взрослый произносит предложение и предлагает детям, выбрав нужное слово, сказать предложение правильно.

Примерный речевой материал:

Лодка (подплыла, отплыла) от берега.

Мальчик (подбежал, отбежал) от лодки.

Собака (залезла, вылезла) из конуры.

Пассажир (вошел, вышел) в троллейбус.

Мяч (перескочил, отскочил) от пола.

Девочка (запила, выпила) молока.

Машина (съехала, заехала) на мост.


Игра «Подумай и назови»

Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных.

Ход игры. Предлагаем детям дать словами правильные определения.

Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).

Примерный речевой материал:

Если на улице очень холодно, то день ...

Если на улице шум, то улица ...

Если человеку сопутствует удача, то человек ...

Если у человека талант, то человек ...

Если весь день идет дождь, то день ...

Если корова приносит людям пользу, то корова ...

Если у человека есть здоровье, то человек ...


Игра «Мой—моя—мое—мои»

Цель: упражнение в согласовании местоимения с существительным.

Ход игры. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуй местоимение с существительным. Примерный речевой материал: мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка; машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита; ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко; валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья. 2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.


Игра «Потому что…»

Цель: учить включать в речь союзы и предлоги с целью сделать речь плавной, логичной, цельной.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку рассуждая, ответить полным ответом на вопрос.

Я мою руки потому, что.… Почему ты идёшь спать? и т. д.


Игра «Веселые рифмы»

Цель: развитие фантазии, связной речи и словообразования.

Ход игры: Играющие подбирают к словам рифмы.

Свечка -…,печка, трубы - …, губы, ракетка- … пипетка, сапоги- …пироги и т.д.

С подобранными рифмами можно составлять небольшие стихи, например:

Я надела сапоги

Принесла вам пироги.


Игра «Цепочка слов»

Цель: развитие фантазии, связной речи и словообразования

Ход игры: Один из игроков называет любое слово, следующий должен подобрать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова и т.д.

Можно ограничить «поле» поиска слов и подбирать только съедобное или животных.

В результате может получиться: конфета - ананас – суп – пирог – груша - арбуз – слива и т.д.