Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УД ОП.01 Педагогика
СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ
Специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
ГРУППЫ Ш-31
Самариной Валентины Викторовны
Картотека:
«Способы и методы коррекции школьной дезадаптации»
Преподаватель: Великоновская Л.А
Ейск.2022г
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
УПРАЖНЕНИЕ «УЛЫБНИСЬ!» 4
ИГРА «ИМЯ И ФРУКТ» 5
УПРАЖНЕНИЕ «НАЙДИ ПАРУ» 6
ИГРА «ПЕРВОКЛАССНИК» 7
УПРАЖНЕНИЕ "КОТ И ЛОДЫРИ" 8
ИГРА «Я ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ» 9
СКАЖИ МИШКЕ ДОБРЫЕ СЛОВА 10
«НЕПОСЛУШНЫЕ ПОДУШКИ» 11
«БЕСКОНЕЧНОЕ КОЛЬЦО» 12
«ЗДРАВСТВУЙТЕ» 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальным направлением в работе учителя начальных классов является поддержка первоклассников в начале учебного года. Особенно это важно в период адаптации детей, впервые пришедших в школу. Именно в это время первоклассники сталкиваются с новыми трудностями, правилами и нормами, мировоззрением, школьной программой, которые они должны в сжатые сроки освоить и принять, научиться в них существовать и развиваться.
Одним из способов коррекции дезадаптации детей в первом классе может являться цикл коррекционно развивающих игр. Его целью является помощь в создании психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Данный цикл представляет собой подбор игр, направленных на коррекцию дезадаптации первоклассников. Игры поделены на блоки в соответствии с особенностями дезадаптации к школьной жизни.
Цикл игр разработан для его использования в 1 классе в период коррекции дезадаптации, также можно использовать в дальнейшем для снятия психо–эмоционального напряжения учащихся, также для развития эмоциональных процессов детей.
Материалы цикла могут представлять интерес для преподавателей начальной школы.
УПРАЖНЕНИЕ «УЛЫБНИСЬ!»
Ход: Все дети стоят в кругу, вам предлагается поприветствовать друг друга, пропевая слова. Я начинаю: «Доброе утро, Карина!» (При этом нужно улыбнуться и кивнуть головой). Ребята приветствуют, таким образом, друг друга по кругу.
ИГРА «ИМЯ И ФРУКТ»
Цель: знакомство учащихся друг с другом. Умение творчески подойти к представлению своего имени, для лучшего запоминания.
Ход: все сидят в кругу. Первый игрок представляется (например, Миша) и называет свой любимый фрукт на первую букву своего имени ("Меня зовут Миша, я люблю мандарины"). Его сосед повторяет-"Миша любит мандарины" и также представляется и говорит свой любимый фрукт, и т.д. по кругу, пока все друг друга не запомнят.
УПРАЖНЕНИЕ «НАЙДИ ПАРУ»
Цель: Развитие прогностических возможностей и интуиции; формирование у членов группы установки на взаимопонимание.
Ход: Каждому участнику при помощи булавки на спину прикрепляется лист бумаги. На нем написано имя сказочного героя или литературного/исторического персонажа, имеющего свою пару. Скажем: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров, Дедал и Икар и т.д. Каждый участник должен отыскать свою «половину», опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы, например: «Что написано на моем листе?» Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.
ИГРА «ПЕРВОКЛАССНИК»
На столе у учителя лежит портфель и много разнообразных предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расческа и т. д. Педагог предлагает ребенку посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все вещи и закроет портфель. Нужно обращать внимание не только на то, как быстро справился ребенок с заданием, но и на то, насколько аккуратно он это сделал.
УПРАЖНЕНИЕ "КОТ И ЛОДЫРИ"
Цель: подвести детей к пониманию необходимости учения.
Ход: педагог читает стихотворение С.Я. Маршака "Кот и лодыри", затем задает детям вопросы:
— Кто такой лодырь? Назови иначе такого человека.
— Быть лодырем - это плохо или хорошо?
— Что может случиться с лодырем в будущем, когда он вырастет?
— Можно ли пропускать уроки без уважительной причины и почему?
— Зачем люди учатся?
— Зачем дети ходят в школу?
ИГРА «Я ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ»
Цель: способствовать повышению самооценки детей.
Ход: ведущий предлагает детям повторить вслед за ним несколько слов. Каждый раз ведущий произносит слово с разной громкостью: шепотом, громко, очень громко. Таким образом, все дети прошептывают, затем проговаривают, затем кричат слово «Я», затем — слово «очень», потом — слово «хороший». .
СКАЖИ МИШКЕ ДОБРЫЕ СЛОВА
Цель :способствовать повышению самооценки детей.
Ход: дети перебрасываются мячиком и вспоминают, какие хорошие качества бывают у людей. Затем ведущий «приглашает» на занятие игрушечного мишку. Дети придумывает для него хорошие слова, заканчивая предложение «Ты —... (добрый, старательный, веселый)». Затем каждый по очереди «превращается в мишку» (при этом берет его в руки), а остальные дети говорят ребенку в роли мишки добрые слова.
«НЕПОСЛУШНЫЕ ПОДУШКИ»
Цель: предоставить ребенку возможность «легального» проявления непослушания.
Ход: взрослый рассказывает детям о том, что у них в комнате для занятий появились непослушные подушки. Когда ими кидаешь друг в друга, они произносят «непослушные» слова, например: «Не хочу учиться... не буду есть...» и т.п. Затем ведущий предлагает детям поиграть в такие подушки. Игра происходит следующим образом: играет пара — взрослый и ребенок, остальные наблюдают за происходящим. Играют все дети по очереди.
Очень важно, чтобы «непослушные» слова произносились не только ребенком, но и взрослым.
«БЕСКОНЕЧНОЕ КОЛЬЦО»
Цель: сплочение команды, выбор верной тактики действий, развитие командного мышления.
Ход: дети встают в круг и берутся за руки. На руке у ведущего висит веревочное кольцо. Не разрывая рук все должны пролезть сквозь него (по кругу) и вернуть кольцо обратно. Второе кольцо можно пустить в другую сторону.
«ЗДРАВСТВУЙТЕ»
Цель: знакомство учащихся друг с другом. Развитие умения быстро реагировать в создавшейся ситуации, выполняя действия, помогающие достигнуть цели задания.
Ход: игроки становятся в круг, плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из игроков. Водящий и игрок, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки, говорят «Здравствуйте!» и называют свои имена. Потом бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
2. http://school-36.org
3.https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/tsikl_korriektsionno_razvivaiushchikh_ighr_sposobstvuiushchii_snizhieniiu_urovni