СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека циклических наблюдений на каждый день для детей дошкольного возраста

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цикл наблюдений за: золотой рыбкой; птицей в УП; ёлочкой; берёзой; цветущими растениями; божьей коровкой; экосистемой (прудом); сезонными явлениями (снег).

Просмотр содержимого документа
«Картотека циклических наблюдений на каждый день для детей дошкольного возраста»

Цикл наблюдений за золотой рыбкой


Наблюдение №1. “Что живет в аквариуме?”

Цель: Познакомить с аквариумной рыбкой, сообщить её название. Вызвать эмоциональный отклик (радость) от восприятия золотой рыбки, желание наблюдать за ней.


Наблюдение №2. “В каких условиях живет рыбка?”

Цель: Познакомить с условиями, необходимыми для жизни золотой рыбки: большой аквариум и много воды (большое водное пространство). Вода комнатной температуры (не холодная и не горячая), чистая (прозрачная), в такой воде есть воздух – рыбке легко дышать. На дне аквариума песок и камни, растения. Золотая рыбка живет в благоприятных условиях, поэтому она хорошо себя чувствует, не болеет.


Наблюдение №3. “Что и как ест рыбка?”

Цель: Показать сухой рыбий корм, его особенности (цвет, запах, сыпучесть), емкость для его хранения. Продемонстрировать норму и способ кормления рыбки, плавающую в аквариуме кормушку. Учить наблюдать за поведением рыбки во время кормления: как реагирует на действия людей, на появление корма, как подплывает, как открывает рот и хватает корм. Сообщить, что рыбку в аквариуме надо кормить каждый день, так как она живая и без пищи может умереть.


Наблюдение №4. “Что есть у рыбки?”

Цель: Познакомить детей с частями тела рыбки: вытянутое, овальное туловище, с одного конца - голова, с другого - хвост, сверху туловища спина, снизу - брюшко; есть плавники на спине, брюшке и хвосте; на голове глаза, рот, жаберные крышки; тело покрыто чешуей. Золотая рыбка ярко-оранжевого цвета с золотистым отливом.


Наблюдение №5. “Рыбка живая - о ней надо заботиться”

Цель: Показать, что живая рыбка не может жить в плохих условиях (грязная вода, малое количество воды, грязный аквариум), она начнет задыхаться, болеть, может умереть. В грязной воде рыбке нечем дышать, она часто подплывает к поверхности, высовывается из воды и хватает воздух. О рыбке надо заботиться: убирать грязь с песка, доливать чистую воду, протирать стекла аквариума, прикрывать его сверху.


Наблюдение №6. “Как рыбка плавает?”

Цель: Учить наблюдать за поведением рыбки - способом передвижения в воде. Рыбка плавает в толще по всему водному пространству - вперед, назад, вверх и вниз. Она плавает легко (плотная вода не является препятствием), быстро, поворачивает всем телом в любую сторону. Рыбке помогают плавать гладкое вытянутое и обтекаемое тело, плавники, хвост. У нее всегда спинка бывает сверху, а брюшко снизу. Если рыбка плавает вяло, качается, заваливается на бок, она плохо себя чувствует, заболела ее надо лечить, ей надо сочувствовать.


Наблюдение №7. “Как рыбка отдыхает?”

Цель: Знакомить с разными особенностями поведения аквариумной рыбы, учить наблюдать за ее проявлениями. Рыбка живая, нуждается в отдыхе. Она отдыхает и спит вечером и ночью (когда нет яркого света), стоя на месте в толще воды - возле дна, под кустом травы. Рыбка спит с открытыми глазами, у нее нет век. В это время ее не надо беспокоить: включать свет, шуметь.

Цикл наблюдений за птицей в УП


Наблюдение №1. “ Знакомство с птицей”

Цель: Познакомить детей с птицей, которая будет жить в уголке природы. Определить, чем она отличается от той, которую дети наблюдали в прошлом году (размер, окраска и пр.). Установить черты сходства во внешности птиц (голова, туловище, хвост, крылья, ноги, на голове глаза и клюв).


Наблюдение №2. “Какие условия нужны для птицы?”

Цель: Познакомить детей с условиями содержания птицы. Объяснить необходимость таких условий: в большой клетке птица может летать, порхать; она садится на жердочки, скачет по ним; клюет песок, питается кормом; пьет воду, купается в ней.


Наблюдение №3. “Какие части тела есть у птицы? Сколько их?”

Цель: Уточнить представления о ее внешнем виде (одна голова, один хвост и клюв, два крыла, две ноги, два глаза, много перьев, покрывающих все тело, кроме клюва и ног; перья разного цвета, мягкие, легкие).


Наблюдение №4. “Зачем птице ноги и крылья?”

Цель: Уточнить функции органов передвижения птицы. При помощи ног она прыгает по клетке, сидит на жердочке, почесывает тело; при помощи крыльев летает по клетке, перепархивает с места на место, купается в воде.


Наблюдение №5. “Кто и как ухаживает за птицей?”

Цель: Показать, что жизнь птицы зависит от человека (воспитателя и детей). Чтобы она хорошо себя чувствовала, была здоровой и веселой, за ней надо ухаживать: чистить клетку, просеивать песок, мыть кормушки, давать корм и воду. Все следует делать осторожно, чтобы не пугать ее, — все птицы пугливы.


Наблюдение №6. “Как птица ведет себя после уборки клетки ?”

(Задание детям для самостоятельного наблюдения.)

Цель: приучать проявлять инициативу в наблюдениях, учить замечать особенности поведения птицы, связывать их с хорошими условиями, которые создаются трудом людей, ухаживающих за ней. Поощрять высказывания детей об увиденном.


Наблюдение №7. “Как птица купается?”

(Задание детям для самостоятельного наблюдения.)

Цель: Поощрять самостоятельные наблюдения и высказывания об увиденном. Учить замечать действия птицы во время купания и потом, когда, сидя на жердочке, она укладывает клювом перышки, сушит их, прихорашивается.


Наблюдение №8. “Какие звуки издает птица?”

(Задание детям для самостоятельного наблюдения.) Цель: Учить самостоятельно прислушиваться к звукам, издаваемым птицей, слушать пение, чувствовать его красоту. Объяснить: пение птицы — это ее радостное состояние, которое бывает при хорошем уходе.


Цикл наблюдений за божьей коровкой


Наблюдение №1. “Где найти божью коровку?”

Цель: Учить детей внимательному отношению к окружающему миру, воспитывать интерес к природным явлениям, умножить их представление о внешних особенностях жучка (маленький, круглый, ярко – красная спинка, украшенная черными точками).


Наблюдение №2. “Рассматриваем божью коровку”

Цель: Рассмотреть с детьми жучка, выделить и назвать основные части тела и особенности (туловище, головку, усы, глаза, короткие ножки).


Наблюдение №3. «Чем питаются божьи коровки?»

Цель: Рассказать детям о том, что жучек – хищник поедает очень маленьких букашек – тлей.


Наблюдение №4. «Точки – что они означают»

Цель: Расширение знаний и представлений детей об особенностях внешнего вида божьей коровки; воспитание внимательного и бережного отношения ко всему живому.


Наблюдение №5. «Как божья коровка передвигается»

Цель: Уточнить представления детей о том, что жучек передвигается двумя способами – летает и ползает, имея для этого специальные части тела – крылья и 3 пары ножек. Передвижение происходит в разной среде: по воздуху и по твердой основе (цветки, ствол, деревья) с помощью разных, хорошо приспособленных для этого частей.


Наблюдение №6. «Как божья коровка защищается от врагов?»

Цель: Показать дошкольникам, что жучок обладает специальной жидкостью, которую выпускает всякий раз, когда его пытаются сжать.




Цикл наблюдений за берёзой


Наблюдение №1. «Берёза – наше дерево»

Цель: Способствовать развитию умения узнавать берёзу, отличать её от других деревьев, формированию представлений о том, что берёза - это дерево, оно растёт на нашем участке, поощрять желание детей пройти по участку и найти это дерево, рассмотреть берёзу, обратить внимание на её красоту, полюбоваться красотой русской берёзы.


Наблюдение №2. «Что есть у берёзы?»

Цель: Создать условия для получения информации о строении берёзы, развития умения находить ствол, ветки, листья.


Наблюдение №3. «Ствол берёзы»

Цель: Способствовать формированию представления о том, что у берёзы есть ствол, у ствола есть корни, за счёт которых дерево держится и не падает.


Наблюдение № 4. «Ветки берёзы»

Цель: Уточнить представления детей о частях дерева,

Обеспечить ознакомление детей с веточками берёзы, способствовать формированию умения наблюдать, сравнивать замечать изменения; воспитанию любви к природе.


Наблюдение №5. «Берёза осенью»

Цель: Способствовать воспитанию интереса детей к объектам природы, обеспечить развитие умения сравнивать берёзу в разное время года, показать малышам красоту берёзы осенью, способствовать развитию предпосылок наблюдательности, интереса к осенней красоте природы.


Наблюдение №6. «Берёза зимой»

Цель: Способствовать формированию умения различать и называть по внешнему виду берёзу зимой, о приспособлении особенностей растения к сезонным изменениям основных факторов природы, вызвать чувство восхищения живым деревом, содействовать воспитанию желания защищать и оберегать природу.


Наблюдение №7. «Берёза – живая, её надо оберегать»

Цель: Способствовать воспитанию бережного отношения к живому дереву (берёзе), желание помогать (поливать), оберегать (не ломать ветки, не царапать кору).




Цикл наблюдений за сезонными явлениями «Снег, снег, снежок»


Наблюдение №1. «Рассматривание снежинок»

Цель: Развитие наблюдательности и внимания, способность делать выводы и умозаключения при рассматривании снежинки, развитие интереса к русской природе.


Наблюдение №2. «Снегопад»

Цель: Умение выяснить зависимость характера состояния снега от погоды: в морозный день при отсутствии ветра снег падает снежинками, в теплую - снежными хлопьями, в мороз - «иголочками», желание любоваться снегом.


Наблюдение №3. «Снег при разной температуре воздуха»

Цель: Самостоятельное установление зависимости между температурой воздуха и агрегатным состоянием снега с помощью термометра, развитие любознательности, активности, развитие словарного запаса речи.


Наблюдение №4. «Наблюдение за снегом при постройке снежных фигур»

Цель: Развитие представлений о том, что пластичность, вязкость снега зависит от влажности, развитие наблюдательности, интереса к экспериментированию, умение самостоятельно делать выводы.


Наблюдение №5. «Следы на снегу»

Цель : Умение сравнивать следы птиц на рыхлом и утоптанном снегу. Развитие интереса, желание экспериментировать, отражать свои наблюдения в речи, в творческой деятельности, желание фантазировать, дружеские отношения к партнерам в игровых ситуациях.


Наблюдение – опыт №6. «Защитные свойства снега»

Цель: Уточнить свойства снега, формирования понимания значение снежного покрова для жизни растений, представлений, что в природе все взаимосвязано, воспитание желание проявлять заботу к объектам живой природы, любовь и бережное отношение к природе.




Цикл наблюдений за цветущими растениями


Наблюдение №1. «Что цветет на нашем участке?»

Цель: Закрепить знания детей о цветущих растениях участка (однолетних, многолетних, дикорастущих, помочь запомнить их названия. Показать красоту цветущих растений, учит детей любоваться красотой цветущих растений, бережно к ним относится.


Наблюдение №2. «Какие они цветущие растения. Их строение»

Цель: Закрепить знания детей о цветущих растениях цветника. Выделить части растения и объяснить их назначение, роль в жизни растения. Воспитывать бережное отношение к растениям.


Наблюдение №3. «Что было до цветка. Что будет потом»

Цель: Систематизировать знания детей о росте и развитии растения от семени до семени. Воспитывать желание у детей сажать цветы, создавать красоту вокруг себя.


Наблюдение №4. «Соберем семена цветущих садовых растений»

Цель: Учить детей правильно собирать семена


Наблюдение №5. «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?»

Цель: Показать детям приспособленность дикорастущих растений к распространению семян – как они сами заселяют землю. Учить детей не губить растения, если они не мешают человеку.


Наблюдение №6. «Лекарственные растения вокруг нас»

Цель: Познакомить детей с лекарственными травами, растущими на территории детского сада, рассказать. Воспитывать бережное отношение к травам.


Наблюдение №7. «Украсим группу цветами»

Цель: Показать детям эстетическую ценность растений. Воспитывать бережное отношение к цветущим растениям, желание любоваться ими.




Цикл наблюдений за елочкой


Наблюдение №1. «Рассмотрим нашу елочку»

Цель: Познакомить детей с елочкой, которая растет на территории детского сада. Уточнить знания детей об особенностях внешнего вида елочки. Учить любоваться живой елочкой.


Наблюдение №2. «Условия, необходимые для роста елочки»

Цель: Познакомить детей с условиями, которые необходимы для роста ели. Учить бережно относится к зеленому другу.


Наблюдение №3. «Чем пахнет ёлочка?»

Цель: Познакомить детей с специфическим запахом ели- запахом смолы. Объяснить, в чем польза хвойных лесов для здоровья человека.


Наблюдение №4. «Наблюдение за иголочками»

Цель: Уточнить знания детей об иголках у елки – это видоизмененные листья. Воспитывать бережное отношение к зеленым насаждениям.


Наблюдение №5. «Чем ель отличается от лиственных деревьев?»

Цель: Показать детям разницу между хвойными и лиственными деревьями.


Наблюдение №6. «Сравнение елки с сосной»

Цель: Расширить представление детей о хвойных деревьях, продолжать знакомит детей с их пользой для здоровья людей.


Наблюдение №7. «Сравнение игрушечной елки и живой»

Цель: Учить сравнивать живое и искусственное, учить ценить и беречь живое.


Наблюдение №8. «Красива ли наша елочка?»

Цель: Учить детей видеть красоту родной природы, беречь и охранять ее.


Наблюдение №9. «Сломанная елка – не красиво»

Цель: Показать детям, что сломанное дерево – не красиво; учить беречь все живое.




Цикл наблюдений за экосистемой – пруд


Наблюдение №1. «Знакомство с прудом»

Цель: Дать детям общее представление об экосистеме: пруд, его место расположение, дорога на пруд.


Наблюдение №2. «Чем пруд отличается от аквариума?»

Цель: Учить детей сравнивать естественные и искусственно созданные водоемы. Находить отличие и сходство


Наблюдение №3. «Какая вода в пруду?»

Цель: Познакомить детей со свойствами воды в пруду, ее отличиями от водопроводной. Показать значимость воды в жизни животных и человека.


Наблюдение №4. «Кто живет на берегу?»

Цель: Познакомить детей с обитателями пруда, живущими на земле, растениями. Показать их взаимосвязь с водной средой.


Наблюдение №5. «Кто живет в пруду?»

Цель: Познакомить детей с обитателями пруда. Показать зависимость жизнедеятельности людей от пруда. Воспитывать интерес и желание больше узнавать об обитателях пруда.


Наблюдение №6. «Наблюдение за утками»

Цель: Понаблюдать за обитателями пруда: что они ищут в воде, где утки плавают, выходят ли они на берег.


Наблюдение №7. «Что делают люди возле пруда?»

Цель: Показать детям положительные и отрицательные действия людей у пруда и их влияние на состояние экосистемы пруда.




Цикл наблюдений за черепахой


Наблюдение №1. «Какая она наша черепаха?»

Цель: Обратить внимание детей на особенность внешнего строения черепахи. Учить ее правильно кормить. Вызвать интерес к черепахам.


Наблюдение №2. «В каких условиях живет черепаха?»

Цель: Обратить внимание детей, что для черепахи созданы условия, которые соответствующее потребностям: просторный аквариум, где она может ползать; песчаный грунт, который она может копать; грот, в котором горит лампа и греется черепаха; ей необходим корм и хорошее отношение детей.


Наблюдение №3. «Как черепаха ходит?»

Цель: Обратить внимание детей на то, как своеобразно передвигается черепаха и почему. Объяснить особенности строения ее ног.


Наблюдение №4. «Как черепаха копает грунт?»

Цель: Показать детям, что черепаха может раскапывать грунт. Объяснить зачем она это делает.


Наблюдение №5. «Как маскируется черепаха?»

Цель: Уточнить с детьми окраску и форму тела черепахи. Показать, что они делают ее незаметной на буро-желтом, песчано-пестром фоне среди камней, особенно, когда она неподвижна. Окраска и форма тела - маскировочные.


Наблюдение №6. «Долго ли живет черепаха?»

Цель: Научить детей определять возраст черепахи по рубцам на щитках панциря; правильно ухаживать за ней.




Цикл наблюдений за ёжиком


Наблюдение №1. «Это что за зверек такой?»

Цель: Познакомить детей с животным – ежиком, вызвать интерес к нему


Наблюдение №2. «Что есть у ежика?»

Цель: Дать представление о внешнем виде ежа. Формировать интерес к жизни животного.


Наблюдение №3. «Чем питается ёжик?»

Цель: Познакомить детей, чем питается ежик в лесу. Показать корм, его особенности (цвет, запах, сыпучесть), емкость для его хранения.


Наблюдение №4. «Чем и как защищается ёжик?»

Цель: Расширять представления детей, как защищается ёжик от врагов. Развивать интерес к окружающей среде.


Наблюдение №5. «Как ёж зимует?»

Цель: Дать первоначальное представление как зимуют ёж. Воспитывать заботливое отношение к животным.