СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека упражнений для развития мелкой моторики у детей с ТМНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлены  разнообразные виды упражнений по развитию  мелкой моторики у детей с тяжелыми  множественными нарушениями развития

Просмотр содержимого документа
«Картотека упражнений для развития мелкой моторики у детей с ТМНР»

Упражнения по мелкой моторике

Требования к проведению массажа и самомассажа:

-после каждого упражнения дети выполняли расслабляющие поглаживания или встряхивания рук;

-руки ребёнка должны быть чистыми, без царапин или других повреждений;

-самомассаж делается на обеих руках попеременно ;

-начинать массаж нужно с прогревающих движений, что делает мышцы более податливыми, помогает избежать болевых ощущений;

-массаж пальцев начинается с большого и до мизинца;

-выполнение упражнений можно сопровождать счётом или стихами.

Для массажа мы использовали различные приспособления и мелкие предметы.

Массаж пальцев зубной щеткой проводим сначала подушечку пальца, затем спускаемся к его основанию.

Массаж поверхностей ладоней мячиками_ёжиками, прыгунками. Вертим их в руках, щёлкаем по ними пальцами, стреляем.

« Мячик мой не отдыхает, на ладошке он гуляет. Взад – назад его качу, вправо-влево-как хочу».

Массаж шестигранными карандашами. Пропустить карандаш между одним и двумя пальцами ,удерживая его в определённом положении. « Карандаш в руках катаю, между пальцами верчу, непременно каждый пальчик быть послушным научу».

Массаж грецкими орехами. Катать два ореха между ладонями.

Массаж «чётками» (бусами). Это перебирание бус пальцами,

«Дома я одна скучала, бусы мамины достала. Бусы я перебираю, свои пальцы развиваю».

Используем бельевые прищепки. «Кус-кус»- поочерёдно «кусать» ногтевые фаланги от большого пальца к мизинцу.

Массаж узелками. Перебираем узелки на верёвке, называя дни недели,времена года.

Массаж с помощью подставок под горячее. « Ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочерёдно или одновременно.

Использовали расслабляющий самомассаж кистей и пальцев рук:

-сильное надавливание сжатыми четырьмя пальцами на основание большого пальца, середину ладони (затем положение рук изменить);

-растирать ладони движениями вверх- вниз;

-растирать боковые поверхности сцепленных пальцев;

-разминать, а потом растирать каждый палец вдоль, затем поперёк.

Кроме массажа, в первую группу входят упражнения:

-на расслабление мышц- поглаживание: «Погладь котёнка» , «Маляры»;

-на растяжение мышц: « Дотянись до конца дорожки», «Вот шагает великан»

-на развитие тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук эффективен пальчиковый бассейн- небольшой таз , наполненный сыпучим материалом с необычной текстурой. Это могут быть манная и гречневая крупа, фасоль, горох, пробки от пластиковых бутылок.

- На дне бассейна спрятать мелкие игрушки, опустить руки, помешать содержимое, затем достать игрушку.

-«Тесто». Опустить в сухой бассейн кисти рук и изображать, как месят тесто. -«Лодочка». Соединить ладони « ковшиком», делать скользящие движения по поверхности «сухого бассейна».

-«Повар». Выполнять круговые движения кистью руки по часовой стрелке и против неё.

-«Стираем платочки».Выполняем движения раскрытой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперёд-назад.

-«Колобок». Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

-« Лягушки». Сжать руки в кулачки и положить их на дно пальцами вниз. Резко распрямить пальцы (руки как бы подпрыгивают) и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами.

Второй этап работы: На втором этапе решалась задача:

-развитие силы мышц кистей и пальцев рук.

С этой целью использовались упражнения второй группы.

Вторая группа –это упражнения на развитие силы мышц кистей и пальцев рук.

- Упражнения с теннисными шарами или грецкими орехами. « Пасть тигра кусает шар», «Обезьяна хватает персик», «Завинчиваем и отвинчиваем болт».При сжатии и сдавливании шар держим очень плотно, чередуя сжатие и расслабление пальцев.

- Цветные прищепки: рыбка, ёжик , ёлка, солнышко.

-Игры, требующие нажатие подушечкой пальца: «Меткий стрелок» , «Попади в цель»

-Шнуровки, застёжки, липучки,

-Игры на закручивание и раскручивание пробок.

-Игры с проволочками (вздевание и выздевание проволочек ).

-Игра : Кто спрятался в тесте?»

Третий этап работы: На третьем этапе решались следующие задачи:

-развитие умения сохранять и удерживать определённую статистическую позу; -развитие чувства ритма в движениях; -формирование умения переключаться с одной позиции на другую; -формирование умения противопоставлять большой палец остальным; -развитие динамической координации.

Третья группа- упражнения на развитие кинестетического компонента двигательного акта, развивающие умение сохранять и удерживать определённую статистическую позу.

Их выполняют по очереди одной и другой рукой, затем двумя руками. Например, «Деревья»,»Пароход», «Зайка», «Коза» и др. Варианты таких упражнений широко представлены в книге В.Цвынтарного «Играем пальчиками и развиваем речь».

Четвёртая группа- упражнения на развитие динамического компонента двигательного акта.

В неё входят:- упражнения для работы с ритмами (симметрично, ассиметрично);

-упражнения на развитие умения переключаться с одной позиции на другую. динамической координации (« Пальчики здороваются», «Колечки» ,»Кулак-ребро- ладонь», «Кулак-ребро-кулак»). В эту группу упражнений входят пальчиковый театр, театр «топотушки».

Для театра «топотушки» мы используем такие упражнения:

-Сжать все пальцы в кулачок, кроме двух. Этими двумя пальцами «Потопать» по столу по-разному: быстро, медленно, громко, тихо .

-«Топать» и проговаривать потешку: «Большие ножки шли по дороге6топ-топ, топ-топ. Маленькие ножки бежали по дорожке:топ-топ, топ-топ».

Четвёртый этап работы: На четвёртом этапе решались задачи:

-формирование графомоторных навыков: умение чертить горизонтальные и вертикальные линии, следить за движениями своей руки; умение копировать круг, квадрат, треугольник и другие изображения, а также ставить точки между двумя горизонтальными линиями.

Пятая группа – упражнения на развитие мелкой моторики и формирование графомоторных навыков. В работе по формированию графомоторных навыков использовали:

-опыт копирования геометрических фигур ;

- соединение контура рисунка по точкам;

-раскрашивание картинки внутри контура с применением шаблонов.

Примеры заданий :

«Проведи по линии»(обведение по контуру), «Больше-меньше» (уменьшение или увеличение объекта), «Повтори рисунок» (копирование рисунка по точкам и клеточкам), «Заштрихуй фигуру», «Закончи узор», «Соедини точки», «Дорисуй половинку», «Заполни контур точками».

В свободной деятельности детям предлагали следующие игры: -Мелкие конструкторы, различные мозаики; -Игры с резиночками. Все пальцы вставляются в резиночку и движениями пальцев её поворачивать; -Игры с палочками . По образцу предлагается выложить палочками определённый предмет.-Нетрадиционные виды рисования: ниткография, рисования на различных крупах, «Волшебные превращения» (по контуру предмета выкладываются пуговицы, камушки, фасоль, желуди, ракушки, пластиковые пробки и т.д.); -аппликация бумажными шариками.

План-схема непосредственно-образовательной деятельности.

У.-логопед предлагает отправиться на прогулку в лес, и найти лесных зверей.

Проводится игра с сухим бассейном, заполненным фасолью.

Логопед: В миске не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль. На дне игрушки для детей мы их достанем без затей. Дети находят на дне бассейна игрушки (дикие животные) и называют их.

Дети выполняют упражнения пальцами: «Деревья»

Показывают дерево сначала правой рукой, затем левой и обеими руками. (Поднять ладонь, широко расставив пальцы).

Логопед: А вот и волк с лисой в лесу.

Дети выполняют упражнение пальцами «Волк и лиса»:

«Серый волк бежит по лесу, а за ним бежит лиса. Поднялись у них трубою два пушистеньких хвоста».

Логопед предлагает выполнить упражнение пальцами «Зайцы»:

« Скачет зайка косой под высокой сосной. Под другою сосной- скачет зайка второй».

Дети выполняют упражнение пальцами рук : «Топ-топ»:

«Топ-топ, топотушки. Пляшет зайка на опушке. Пляшет ёжик на пеньке.

Топ-топ, топотушки. Пляшут лапки, пляшут ушки. Пляшут рожки и хвосты. Что стоишь? Пляши и ты».

Детям предлагается игра-драматизация для пальчиковых кукол : « Зверюшки в лесу похваляются» .

Ребёнок:Тень-тень, потетень. Выше города плетень. Сели звери под плетень, похвалялися весь день (появляются звери поочерёдно).

Лиса: Всему свету я краса!

Ребёнок: Похвалялся зайка!

Заяц: Поди-ка, доганяй-ка!

Ребёнок: Похвалялися ежи!

Ёж: У нас шубы хороши!

Ребёнок: Похвалялся медведь!

Медведь: Могу песни я петь!

Проводится игра «Цветные прищепки»:

Логопед: « А вот и ёжик бежит по дорожке». Предлагает надеть прищепки на ёжик. Проводится работа с раздаточным материалом. Логопед предлагает детям определить какое дикое животное нарисовано (контуры предметов наложены друг на друга) и заштриховать его.