Упражнения с шариком
су-джок
Приёмы работы с детьми:
- удерживать колючий шарик на расправленной ладошке каждой руки;
- удерживать шарик на расправленной ладошке левой руки, прижатый
сверху правой ладошкой и наоборот;
- сжимать и разжимать шарик в кулачок каждой рукой;
- каждым пальчиком надавливать на иголочки шарика каждой руки;
- удерживать колючий шарик тремя пальчиками каждой руки (большой, указательный, средний);
- захватывать колючий шарик тремя пальчиками и передвигаться им по
дорожкам разной конфигурации;
- прокатывать колючий шарик по ладошке правой и левой руки круговыми
движениями в разные стороны;
- прокатывать колючий шарик вдоль расправленных ладошек вверх-вниз.
Су-джок терапия и речь
При выполнении упражнений с массажными шариками важно соблюдать ряд требований:
- чередовать медленный и быстрый темп выполнения движений;
- соблюдать принцип «от простого к сложному» (сначала ребёнок учиться работать ведущей рукой, затем не ведущей, и наконец обеими руками одновременно);
- перед выполнением упражнения показывать движения, сопровождая
их словесной инструкцией;
- каждое упражнение давать в игровой форме.
Знакомство с Су-Джок шариком проводится в 3 этапа:
- Знакомство с Су-Джок шариком и правилами его использования,
- Закрепление приёмов работы в играх и упражнениях по развитию речи,
- Самостоятельное использование Су-Джок шарика в игре.
В результате использования Су-Джок терапии:
- осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
- стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
- развивается координация движений и мелкая моторика;
- развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие
психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
- Использование специальных комплексов разнообразных игр и упражнений
наиболее способствует активизации речевой деятельности. Их можно рекомендовать для использования логопедам, педагогам и родителям.
СКАЗКА ПРО ЁЖИКА.
Героем нашей сказки будет колючий комочек. Скажите кто же это? Конечно это ёжик. Вот он (показ су-джок). Ежик был какой? потрогайте ежика и скажите мне, пожалуйста, ежик какой?
Колючий (поглаживание).
Круглый (сжимание).
И жил он в круглом домике (показываем ладошками круг). Наш ежик часто грустил, у него не было друзей, и он редко выходил из дома. Но однажды утром к нему в окошко заполз солнечный лучик. Выглянул ежик в свое круглое окошко
(показываем пальцами круг) и увидел яркое солнышко. Оно играло своими лучиками и манило ежика на улицу. Поздоровался ежик с солнышком, небом и ветерком (каждый пальчик здоровается с большим пальцем)
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю – Всех я вас приветствую!
Решил ежик в этот солнечный денек найти себе друзей. Покатился наш ежик по дорожке (прямыми движениями прокатить мячик по ладони). Вдруг он услышал громкий гул и решил выяснить, кто же там так шумит. Это пчелы вились вокруг своих ульев и никак не могли попасть домой. Они жужжали ж-ж-ж (как они жужжали?). Решил наш ежик и им помочь (шарик затолкать в сжатую ладонь). И пчелы остались довольны. Даже угостили ежика вкусным медом. Каким мёдом? (сладким, вкусным). Вот таким! (облизываем губы). Довольный наш ежик прибежал на круглую поляну (круговые движения ладошками) и тут пошел дождь (ударяем по ладони шариком), как капает дождь – (кап-кап-кап). Спрятался наш ежик под гриб (изображаем гриб: су-джок - ножка, шляпка - ладонь сверху). Дождь был теплый, грибной. После дождя выросло на поляне много грибов. Наколол наш ежик грибы на спину. Здесь был и подосиновик, и подберезовик, и масленок, и лисичка, и даже белый гриб (укалываем каждый палец шипом мячика су-джок). Тут солнце стало клониться к закату. Побежал наш ежик домой, зашел в свою круглую норку и счастливый лег спать. Во сне наш ежик улыбался и видел во сне своих новых друзей (покажите, как улыбался ёжик)
Ведь добрыми делами и друзья добрые находятся!
КРУГИ
(Выполняем действия
шариком исходя из текста).
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
ЧЕРЕПАХА
(Упражнение выполняется
шариком сначала на правой руке,
затем на левой).
Шла большая черепаха
И кусала всех от страха,
(катаем су-джок между ладоней)
Кусь, кусь, кусь, кусь,
(су-джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на су-джок, перекладывая из руки в руку).
Никого я не боюсь.
(катаем Су Джок между ладоней).
ЁЖИК
(выполняем действия шариком исходя из текста)
Ежик, ежик колкий, где твои иголки,
(катаем су-джок между ладоней)
Нужно бельчонку сшить распашонку,
Починить штанишки шалуну-зайчишке,
Фыркнул ежик, отойдите,
не просите, не спешите,
Если отдам иголки, съедят меня волки.
(катаем су-джок между ладоней).
ЁЖИК
(выполняем действия
шариком исходя из текста).
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож.
(катаем су-джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал,
(массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи (катаем Су Джок между ладонями).
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СУ-ДЖОК ШАРИКОМ
(ребенок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).
Раз - два - три - четыре - пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
«ВОЛШЕБНЫЙ ШАРИК».
Этот шарик непростой, (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть
И ладошки согревать (катаем шарик горизонтально)
Раз катаем, два катаем
И ладошки согреваем (катаем шарик вертикально)
Раз катаем, два катаем
И ладошки согреваем (катаем шарик горизонтально)
Катаем, катаем, катаем
Сильней на шарик нажимаем (катаем шарик вертикально)
Как колобок мы покатаем,
Сильней на шарик нажимаем (катаем шарик в центре ладошки).
КОТИК
Котик - острый коготок, знает в серых мышках толк (катаем между ладошками)
Он их ловит, отпускает, с ними весело играет (сжимаем между ладошками)
То, что игры для кота, для мышат одна беда! (поочерёдно нажимаем подушечками пальцев на шарик)
И бегут скорей к милой матушке своей
(быстро катаем между ладошками).
КОЛЮЧКИ
(ребенок сидит на стуле)
Ножками су-джок катаем,
Так зарядку начинаем,
Вперёд, назад нога идёт,
Ну а потом наоборот (катаем поочерёдно ногами).
Вот ёжик – тронем мы иголки,
Теперь подходим к старой ёлке,
Хвоинки колют ножки нам,
Они везде: и тут и там
(су-джок лежит между ступнями,
поочерёдно трогаем ногами).
КОРМИЛЕЦ
Пирожок хочу схватить
Маму с папой накормить
(перекладываем из руки в руку),
Только очень горячи
У бабули пирожки
(дуем и перекладываем).
Дам попробовать братишке
И сестрёночке Иришке,
Деду, дяде, тёте-всем,
Ведь нежадный я совсем
(поочерёдно нажимаем пальчиками на шарик).
Накормил свою семью,
Остальное вам даю
(катаем между ладошками).
«ЗАЙКИ НА ЛУЖАЙКЕ»
(упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой).
На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями)
Целый день скакали зайки (прыгать по ладошке шаром)
И катались по траве, (катать вперед – назад)
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром)
Но напрыгались, устали (положить шарик на ладошку)
Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать (гладить шаром каждый палец).