Название игры | Цель игры | Оборудование | Содержание игры |
1. Демонстрация предметов (изображений предметов) с одновременным их называнием. | Расширение объема словаря. | Предметы или их изображения по изучаемой лексической теме. | Взрослый предлагает детям рассмотреть предмет или изображение предмета, называя его: «Это помидор». При первичном ознакомлении детей с предметом лучше использовать натуральные объекты. В дальнейшем ставится задача сформировать у детей навыки восприятия и узнавания. предмета по рисунку (фотографии). Дети исследуют предмет, рассматривают его детали, знакомятся с качествами. Взрослый обращает их внимание на существенные признаки предмета, его части с помощью вопросов: «Какого цвета помидор? Какой формы? Какой величины? Какой помидор на ощупь? Какой помидор по весу? По вкусу? По запаху? По твердости? Какие части есть у предмета?» |
2. Хоровое и индивидуальное проговаривание наименований предмета. | Расширение объема словаря. | Предметы или их изображения по изучаемой лексической теме. | При ознакомлении с новым словом взрослый просит детей повторить его вместе хором. Затем взрослый задает вопрос о предмете каждому ребенку: «Витя, что это? Катя, что это?» |
3. Неожиданное появление живого существа или предмета («Кто это?,Что это?»). | Расширение объема словаря существительных. | Предметы по изучаемой лексической теме. | Взрослый организует демонстрацию объекта в ходе «сюрпризного момента». Неожиданно для детей появляется персонаж (животное, игрушка). Детям задается вопрос: «Кто это? (Что это?)» При отсутствии правильного ответа взрослый знакомит детей (или напоминает) название живого существа или предмета. |
4. Неожиданное исчезновение живого существа или предмета («Кто исчез?,Что исчезло?») | Расширение объема словаря существительных. | Предметы по изучаемой лексической теме. | Взрослый прячет предмет, побуждая детей с помощью вопросов «Кто исчез? Что исчезло?» правильно воспроизвести его название. |
5.Рассматривание предмета, его изображения и ответы на вопросы об основных признаках этого предмета. | Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете. | Предметы (изображение предмета) по изучаемой лексической теме. | Перед детьми находится предмет или его изображение. Взрослый задает детям вопросы: «Какой предмет по цвету? По форме? По размеру?» И т.д. Дети отвечают. |
6. Обследование предмета ребенком по словесной инструкции взрослого. | Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете. | Предметы по изучаемой лексической теме. | Ребенку предлагается рассмотреть предмет (к примеру, зимнюю шапку). Взрослый просит ребенка определить, какого цвета шапка, какой формы, какого размера. Далее даются следующие инструкции, задаются вопросы: «Погладь шапку. Какая она на ощупь (пушистая, шелковистая, нежная, колючая)?»(Обследование качеств поверхности.) Сомни шапку. Какая она (мягкая, жесткая)? (Изучение мягкости.) «Подними шапку на руке. Какая она по весу (легкая, тяжелая)!»(Определение веса.) |
7. Вычленение качество предмета в сопоставлении с противоположным предметом. | Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете. | Два предмета (по изучаемой лексической теме) с противоположными признаками или отличающиеся строением, деталями. | Взрослый с помощью инструкций и вопросов направляет обследование ребенком двух предметов с противоположными признаками или отличающихся строением, деталями. К примеру, в ходе ознакомления ребенка с овощами (помидором, картофелем) взрослый предлагает следующие инструкции и вопросы: «Погладь помидор. Какой он на ощупь (гладкий)? Погладь картофель. Какой он на ощупь (шершавый, шероховатый)?» Аналогично: «Яблоко сладкое — лимон кислый», «Стул твердый — кресло мягкое», «У чашки есть ручка — стакан без ручки», «Носки короткие — гольфы длинные». |
8. Рассматривание предметов (их изображений) с отсутствующими частями.) | Расширение объема словаря наименованиями частей предметов, формирование представлений о функциях частей предметов, развитие логического мышления. | Предметы (или их изображения) с недостающими частями: грузовик без кузова, ведерко без ручки, чайник без носика, дерево без веток, дом без окон, рубашка без рукава и др. | .Взрослый обращает внимание детей на отсутствующую деталь предмета, просит детей правильно ее назвать, а также поразмышлять о последствиях такого явления. Например, при рассматривании грузовика (или его изображения) с недостающим кузовом взрослый задает вопросы: «Чего не хватает грузовику? Сможет ли грузовик перевозить разные грузы без кузова? Для чего нужен кузов?» |
9. Обследование предмета ребенком по словесной инструкции взрослого | Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете. | Предметы по изучаемой лексической теме. | Ребенку предлагается рассмотреть предмет (к примеру, зимнюю шапку). Взрослый просит ребенка определить, какого цвета шапка, какой формы, какого размера. Далее даются следующие инструкции, задаются вопросы: «Погладь шапку. Какая она на ощупь (пушистая, шелковистая, нежная, колючая)?»(Обследование качеств поверхности.) Сомни шапку. Какая она (мягкая, жесткая)? (Изучение мягкости.) «Подними шапку на руке. Какая она по весу (легкая, тяжелая)!»(Определение веса.) |
10. Вычленение качество предмета в сопоставлении с противоположным предметом. | Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете. | Два предмета (по изучаемой лексической теме) с противоположными признаками или отличающиеся строением, деталями: яблоко — лимон, помидор — картофель, стул — кресло, чашка — стакан, носки — гольфы. | Взрослый с помощью инструкций и вопросов направляет обследование ребенком двух предметов с противоположными признаками или отличающихся строением, деталями. К примеру, в ходе ознакомления ребенка с овощами (помидором, картофелем) взрослый предлагает следующие инструкции и вопросы: «Погладь помидор. Какой он на ощупь (гладкий)? Погладь картофель. Какой он на ощупь (шершавый, шероховатый)?» Аналогично: «Яблоко сладкое — лимон кислый», «Стул твердый — кресло мягкое», «У чашки есть ручка — стакан без ручки», «Носки короткие — гольфы длинные». |
11.Рассматривание предметов (их изображений) с отсутствующими частями. | Расширение объема словаря наименованиями частей предметов, формирование представлений о функциях частей предметов, развитие логического мышления. | Предметы (или их изображения) с недостающими частями: грузовик без кузова, ведерко без ручки, чайник без носика, дерево без веток, дом без окон, рубашка без рукава и др. | Взрослый обращает внимание детей на отсутствующую деталь предмета, просит детей правильно ее назвать, а также поразмышлять о последствиях такого явления. Например, при рассматривании грузовика (или его изображения) с недостающим кузовом взрослый задает вопросы: «Чего не хватает грузовику? Сможет ли грузовик перевозить разные грузы без кузова? Для чего нужен кузов?» |
12. Раскрашивание контурных изображений предметов, называние предметов, их частей, признаков цвета. | Расширение объема словаря наименованиями частей предметов, формирование представлений о предметах. | Контурные изображения предметов по изучаемой лексической теме, цветные карандаши. | Взрослый предлагает детям раскрасить контурные изображения предметов, выбрав цвета самостоятельно. Например, по окончании раскрашивания цветка ребенком взрослый задает вопросы: «Какого цвета стебель цветка? Листья? Лепестки? Шипы?» Вопросы остальным детям: «Какая часть цветка зеленого цвета (стебель, листья, шипы)! Какая часть цветка розового цвета (лепестки)!» В первой части задания дети пассивно воспринимают наименования деталей предмета. Во второй части — называют части предмета самостоятельно (стебель, листья, шипы, лепестки). Взрослый может также предложить раскрасить части предмета в заданные цвета. Например, при раскрашивании грузовика взрослый дает следующие инструкции: «Кабину грузовика раскрась синим цветом, кузов — зеленым, колеса — коричневым, руль — черным, фары — желтым». После выполнения работы детям задаются вопросы: «Какого цвета кабина грузовика? Кузов? Колеса? Руль? Фары?» |
13.Дорисовывание недостающих частей предметов, их называние. | Расширение объема словаря наименованиями деталей предметов, частей тела животных; формирование представлений о предметах, о животных. | Изображения предметов (животных) с недостающей деталью (частью тела) по изучаемой лексической теме, цветные карандаши. | Взрослый задает детям вопрос об отсутствующей детали предмета и просит дорисовать ее: «Чего не хватает? Дорисуй». Ребенку необходимо правильно назвать недостающую часть, воспроизвести ее в рисунке. Предлагаемые изображения: кастрюля без дна; грузовик без кабины; яхта без парусов; пиджак без рукава; корова без рогов; рыба без плавников; чашка без стенки; мотоцикл без фар; лодка без весла; платье без воротника; лошадь без копыт; цапля без клюва; чайник без крышки; автомобиль без дверцы; корабль без штурвала; рубашка без манжеты; слон без хобота; петух без крыла. |
14.Рассматривание предмета, изготовленного из иного материала. | . Расширение объема словаря наименованиями материалов, из которых изготовлен предмет; формирование представления о предмете. | Предметы, изготовленные из нетипичного материала | Внимание детей привлекается к материалу, из которого изготовлен предмет, с помощью вопросов: «Из какого материала изготовлено это платье? (Из бумаги.) Долго прослужит кукле бумажное платье? (Оно скоро порвется.) Из каких материалов шьют платья?» Или: «Почему этот мяч не прыгает? (Потому что он тряпичный, набит тряпками.) Что с ним можно делать? (Бросать друг другу, подкидывать вверх и ловить и т. д.) А можно бросать и отбивать его об пол или об стену? (Нет.) Из какого материала должен быть мяч, чтобы он мог высоко прыгать? (Из резины.)» В ходе беседы взрослый помогает детям осознать зависимость функциональной пригодности предмета от материала, из которого он изготовлен. |
15. «Я собрал в огороде...» | Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти. | | Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде... огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду...», «Я положил в шкаф...», «Я видел на улице...», «В лесу живет...», «На кухне есть...» и т.д. |
Лексическая тема | Упражнение | Содержание |
1.Овощи, фрукты, ягоды, деревья, цветы | 1.Подбор названий действий к названию предмета (объекта) | Помидор (что делает?) — краснеет, алеет, растет, наливается, зреет, поспевает, падает, гниет, висит, свешивается, выглядывает, пахнет, благоухает, сочится. Береза (что делает?) — растет, зеленеет, шелестит, клонится, кудрявится, машет ветвями, изгибается, осыпается, желтеет, прячет (от ветра, солнца), укрывает. |
2.Подбор максимального количества слов к названию действия | Краснеет (кто, что?) — помидор, яблоко, клубника, лист, человек, небо. Растет (кто, что?) — растение, человек, животное, чувство. Висит (кто, что?) — плод, спортсмен, обезьяна, флаг, новогодний шар. Шелестит (кто, что?) — ветка, трава, лист, человек, бумага, ткань. Дергают (что?) — морковь, редис, свеклу, репу. Срезают (что?) — огурцы, грибы, виноград. Срывают (что?) — помидоры, укроп, клубнику, малину, смородину, яблоки, сливы. Выкапывают (что?) — картофель. Варят (что?) — картофель, кабачки, морковь, яблоки, абрикосы, клубнику. Жарят (что?) — картофель, морковь, кабачки, перец, лук, свеклу. Солят (что?) — огурцы, помидоры, кабачки, грибы, арбузы, перец. Краснеет (как?) — густо, ярко. Растет (как?) — быстро, скоро, медленно, давно, долго. Висит (как?) — низко, высоко, долго, красиво, криво. Пахнет (как?) — ароматно, вкусно, сладко, остро, нежно. Шелестит (как?) — протяжно, глухо, тихо, шумно, серебристо. Клонится (как?) — низко. Машет ветвями (как?) — сильно, плавно, медленно, величаво. |
3.Добавление одного общего слова к двум словам | Огурец, сосна (что делают?); ветка, трава (что делают?); помидор, яблоко (какие?); спеет, краснеет (что?); качается, шелестит (что?); большой, сладкий (что?); овальный, кислый (что?); глубоко, долго (что делает?); сладко, ароматно (что делает?). |
4.Подбор максимального количества слов, отвечающих навопросы, «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» | Лист (какой?): зеленый, красный, желтый, рыжий, оранжевый, огненный, багряный, яркий, красивый, большой, маленький, овальный, круглый, треугольный, легкий, шуршащий, сочный, сухой, молодой, осенний, прошлогодний. Аналогично: груша, банан, лимон, арбуз, репа, картофель, дуб, осина, мак. |
5.Добавление слова, обозначающего признак предмета. | Зимой деревья в парке стоят (какие?). Яблоко похоже на помидор, потому что оно (какое?). (Какая?) слива упала с дерева. В этом году выкопали (какую?) картошку. Летом цветут (какие?) цветы. Миша нашел (какой?) гриб. |
6.Подбор слова, отвечающего на вопрос «Что?» | Горький... Кислый... Сладкое... Круглый... Зеленый... Большой... Хрустящий... Длинный... Сочный... Мягкий... Пупырчатый... |
7.Дополнение предложения словами. | На огороде выросли... Во дворе растут... В корзине лежали... Мама пожарила... Аня ест сырое... Яблоко сладкое, а лимон... Тыква тяжелая, а редиска... Мальчик рисует колючую... Даша поливает... |
8.Объяснение и исправление ошибочности суждений. | Огурец тонкий, а кабачок тяжелый; лимон кислый, а яблоко круглое; клен высокий, а осина тонкая; роза крупная, а незабудка синяя. |
9.Составление предложения с парой слов. | Земляника — лес; малина — куст; поле — ромашка; мальчик — клубника; бабочка — шиповник; береза — сережки; цветы — клумба; огород — мяч; ель — грибы; бананы — Африка; ручей — камыши; осень — овощи; фрукты — здоровье. |
10.Объяснение последствий жизненного явления (например, зима, дождь, жара) по образцу. | «Под дождем растут грибы. Это хорошо. Дождь может затопить растения. Это плохо». |
Игрушки | 1.Подбор нескольких названий действий к названию предмета | Мяч (что делает?) — скачет, прыгает, катится, лежит, падает, грохочет. Кукла (что делает?) — стоит, сидит, ходит, падает, смеется, говорит, плачет, поет, ест. |
2.Подбор максимального количества слов к названию действия | Катится (кто? что?) — мяч, колечко, заяц, снежный ком, колобок, ребенок. Катится (как?) — стремительно, кувырком, быстро, медленно, неуклюже, шумно, тихо, прямо, налево, вниз. |
3.Добавление одного общего слова к двум словам | Мальчик, кукла (что делают?); мяч, воздушный шарик (что делают?); колобок, мяч (какие?); стоит, лежит (что?); большой, резиновый (что?). |
4.Подбор максимального количества слов, отвечающих на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» | Кукла (какая?): тряпичная, пластмассовая, резиновая, большая, маленькая, высокая, низкая, тяжелая, легкая, смешная, забавная, веселая, грустная, яркая, нарядная, новая, старая, говорящая. |
5.Добавление слова, обозначающего признак предмета | На ковре лежат (какие?) кубики. (Какой?) мяч укатился под кровать. У Сони есть (какая?) коляска для куклы. (Какой?) клоун умеет ходить, сидеть и смеяться. Миша сложил (какую?) пирамидку. Лене подарили (какую?) куклу. |
6.Дополнение предложения словами | Весело скачет резиновый... Высоко в небе летит воздушный... Мальчику подарили игрушечный... Весело прыгать через... Дети сложили вместе новую... Весной Алена берет на прогулку... В магазине игрушек есть... |
7.Исправление ошибочности суждения | Кукла тряпичная, а мяч маленький. Колобок круглый, а пирамидка деревянная. Лисичка легкая, а кораблик большой. Медвежонок коричневый, а крокодил сердитый. |
8.Составление предложения с парой слов | Кубики — коробка; мозаика — стол; мальчик — скакалка; одежда — кукла; ослик — двор; ветер — шар; мяч — лужа; конструктор — замок; обезьяна — трава; кораблик — ручей; елка — игрушки. |
9.Объяснение последствий жизненного явления образцу | «В день рождения дарят игрушки. Это хорошо. День рождения заканчивается, и гости уходят. Это плохо». |
Времена года | 1.Подбор нескольких названий действий к названию предмета | Листья (что делают?) — падают, шелестят, летят, краснеют, сохнут, распускаются. Солнце (что делает?) — светит, греет, поднимается, опускается, блестит, сверкает, растапливает, освещает. Облака (что делают?) — плывут, белеют, проносятся, закрывают. Дождь (что делает?) — идет, стучит, моросит, льет, мочит, смывает, заливает, успокаивает. * Ветер (что делает?) — дует, веет, срывает, уносит, завывает, шумит, пугает, кружит, свистит, сбивает, свищет, бушует. Снег — искрится, сверкает, блестит, переливается, падает, летит, кружится, валит, лепит, холодит, морозит, липнет, тает. Трава — зеленеет, желтеет, растет, появляется, вянет, жухнет, сохнет, шелестит, щекочет. |
2.Подбор максимального количества слов к названию действия | Дует (кто? что?) — ветер, человек, ребенок. Дует (как?) — легко, шумно, тихо, сильно, слабо, резко, порывисто. Светит (кто? что?) — солнце, луна, звезда, человек, фонарь, лампа, свеча. Светит (как?) — сильно, слабо, ярко, красиво, тускло, блекло, высоко, низко, далеко, близко. Плывут (кто? что?) — люди, птицы, корабли, облака. Плывут (как?) — легко, плавно, красиво, медленно, быстро, высоко, низко. |
3.Добавление одного общего слова к двум словам | Дождь, снег (что делают?) Снег, солнце (что делают?) Листья, трава (что делают?) Снег, лед (какие?) Облака, снег (какие?) Льется, журчит (что?) Дует, свистит (что?) Яркое, теплое (что?) Легкое, пушистое (что?) |
4.Подбор максимального количества слов, отвечающих на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» | Солнце (какое?): теплое, жаркое, желтое, золотое, яркое, сверкающее, круглое, большое. Аналогично: облака, тучи, небо, ветер, земля, трава, листья, дождь, снег, птицы, день, деревья, мороз, погода, снежинки, воздух, иней. |
5.Добавление слова, обозначающего признак предмета | Дует (какой?) ветер. Пригревает (какое?) солнце. Ветер гонит (какие?) тучи. (Какой?) дождь поливает землю. (Какие?) снежинки порхают в воздухе. |
6.Завершение предложения | Ребята идут в детский сад (когда?).., гуляют.., ужинают.., спят... (ночью, утром, днем, вечером). Птицы улетают на юг (когда?).., а прилетают... (осенью, весной, зимой, летом). Дети катаются на санях (когда?).., купаются в реке... (осенью, весной, зимой, летом). Выглянуло солнышко, стало (как?)... Пришла зима, стало... Подул ветерок, стало... Нет ни ветерка, стало... (тепло, холодно, морозно, жарко, душно, прохладно). Солнце скрылось за тучами, стало... После дождя стало... Давно не было дождя, стало... (пасмурно, мокро, сыро, влажно, сухо). Наступило утро, стало... Пришла ночь, стало... (темно, светло). Поднялся сильный ветер, стало... Пошел снег, стало... (морозно, ветрено, снежно). |
7.Дополнение предложения словами | Осенью улетают на юг... Кружится и тихо падает на землю... Дети собирают в парке осенние... Весной на ветках появляются... Часто моросит теплый... Тучи заволокли... |
8.Исправление ошибочности суждения | Солнце круглое, а дубовый лист зеленый. Снежинка лег-кая, а сосулька большая. Почка маленькая, а лист тоненький. Снег — земля; снеговик — площадка; снежинка — варежка; мороз — щеки; узоры — стекла; ветер — листья; солнце — лес; облака — небо; почки — ветки; ручей — подснежники; яблоки — деревья; цветы — поле. |
9.Изменение предложения | Включение в предложение «Зимой, во время снегопада, машинам трудно ездить по улицам» названия времени года в зависимости от указанного признака значения. Речевой материал: ливень, слякоть, листопад, мороз, гололед, дождь, град, снег, жара.Например: «Летом во время ливня машинам трудно ездить по улицам. Осенью, во время града, машинам трудно ездить по улицам». |
Животные, насекомые, птицы. | 1. Подбор названий действий к названиям предметов(объектов) | Кто как передвигается: конь скачет, гусеница ползает, птица летает, рыба плавает, кузнечик прыгает, человек ходит, сидит, бегает, прыгает, танцует, плавает. Кто как голос подает: ворона каркает, кукушка кукует, соловей поет, утка крякает, курица квохчет, голубь воркует, воробей чирикает, петух кукарекает, корова мычит, лошадь ржет, коза блеет, свинья хрюкает, собака лает, кошка мяукает, волк воет, медведь рычит, змея шипит, лягушка квакает, комар пищит, жук жужжит. Кто как ест: кошка лакает, собака грызет, корова жует, курица клюет. |
2. Подбор нескольких названий действий к названию предмета (объекта) | Волк (что делает?) — бегает, рыщет, крадется, нападает, кусает, лежит, ищет, прячется, воет, выглядывает. Змея (что делает?) — ползает, шипит, жалит, нападает, сворачивается, поблескивает. Бабочка (что делает?) — летает, порхает, машет крыльями, садится, приземляется. Заяц (что делает?) — скачет, убегает, смотрит, несется, грызет. Птица (что делает?) — летает, собирает, клюет, машет, садится, идет, прыгает, стучит, поет, вьет. |
3. Подбор максимального количества слов к названию действия | Бежит (кто? что?) — лиса, человек, время, дорога. Бежит (как?) — быстро, стремительно, медленно, неуклюже, грациозно, далеко, шумно, осторожно, трусливо. Скачет (кто? что?) — конь, лошадь, коза, заяц, мяч. Скачет (как?) — резво, быстро, скоро, медленно, легко, грациозно, красиво, резко, громко, шумно. Летит (кто? что?) — птица, летчик, пассажир, самолет, снежинка, лист, камень. Летит (как?) — легко, плавно, красиво, медленно, быстро, далеко, долго, высоко, низко, шумно, тихо, прямо. Кусается (кто?) — собака, тигр, волк, комар. Охотится (кто?) — волк, лиса, лев, орел, сова. Ползет (кто?) — змея, ящерица, червяк. |
4. Подбор названия жилища животного. | У лисы, мыши — нора, у волка — логово, у медведя — берлога, у белки, совы — дупло, у птиц — гнездо, у скворца — скворечник, у коровы — хлев, у лошади — конюшня, у свиньи — свинарник, у кролика — крольчатник. |
5. Подбор наименований животных и их детенышей. | Лис — лиса — лисенок, волк — волчица — волчонок, медведь — медведица — медвежонок, еж — ежиха — ежонок, заяц — зайчиха — зайчонок, тигр — тигрица — тигренок, слон — слониха — слоненок; бык — корова — теленок, конь — лошадь — жеребенок, пес — собака — щенок, кот — кошка — котенок, баран — овца — ягненок, козел — коза — козленок, кролик — крольчиха — крольчонок, кабан — свинья — поросенок |
6. Добавление одного общего слова к двум словам. | Лиса, волк (что делают?); грач, ласточка (что делают?); медведь, слон (какие?); стоит, лежит (кто?); большой, полосатый (кто?). |
7. Подбор максимального количества слов, отвечающих на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» | Лиса (какая?): рыжая, огненная, яркая, красивая, пушистая, хитрая, коварная, ловкая, грациозная, изящная, проворная, большая, маленькая, высокая, низкая, забавная, легкая, шустрая, быстрая. Аналогично: медведь, белка, еж, заяц, волк, свинья, лошадь, жук, комар. |
8. Добавление слова, обозначающего признак предмета. | Зимой (какой?) медведь спит в берлоге. (Какая?) мышь утащила кусочек сыра. У (какой?) свиньи поросенок. Весной прилегают (какие?) грачи. Маша нашла (какого?) котенка. |
9. Подбор слова, отвечающего на вопрос «Кто?» | Трусливый... Слабый... Сильный... Злой... Неуклюжий... Проворная... Хитрая... Горбатый... Добрый... Полосатый... Колючий... Разноцветная... |
| 10. Дополнение предложения словами. | Звонко поет... Быстро убегает... Грациозно скачет... Крадется... В корзине спит... Громко каркает... Летят... Над головой жужжит... |
Одежда | 1. Подбор нескольких названий действий к названию предмета | Свитер (что делает?) — греет, висит, падает, сохнет, колет, щекочет. |
2. Подбор максимального количества слов к названию действия | Согревает (кто? что?) — собака (щенков), шуба, носки, солнце, огонь. Согревает (как?) — мягко, нежно, любовно, хорошо, слабо. Лежит (кто? что?) — человек, пес, пальто, снег. Лежит (как?) — комом, расслабленно, грациозно, неуклюже, ровно, красиво, прямо, неаккуратно, небрежно, давно, долго, слева, справа. Стирают (что?) — рубашку, платье и т. д. Отбеливают (что?) — блузку, белье и т. д. Вяжут (что?) — кофту, варежки и т. д. Шьют (что?) — пальто, шорты и т. д. |
3. Добавление одного общего слова к двум словам | |
4. Подбор максимального количества слов, отвечающих на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» | Кофта (какая?): мягкая, пушистая, нежная, колючая, шерстяная, вязаная, толстая, теплая, шелковая, тонкая, прозрачная, блестящая, разноцветная, голубоватая, яркая, красивая, большая, длинная, короткая, широкая, тесная, удобная, новая, модная. Аналогично: брюки, рубашка, майка, свитер, пальто, шуба, носки, шарф. |
5. Добавление слова, обозначающего признак предмета | Саша надел (какую?) рубашку. Мама купила (какой?) комбинезон. В лес нужно надеть (какие?) носки. (Какая?) шуба висит на вешалке. Мама постирала (какие?) платья. |
6. Дополнение предложения словами | Чтобы было тепло, на ноги надевают... Из шелка шьют... Нашей собаке Фимке сшили шерстяной... Папа надел синюю... В шкаф повесили... Я люблю свое старое... Бабушка вяжет... |
7. Исправление ошибочности суждения | Шуба толстая, а рубашка ситцевая. Носки зимние, а сарафан шелковый. Брюки новые, а шорты короткие. Кофта маленькая, а джинсы жесткие. |
8. Составление предложения с парой слов | Платье — шкаф; полка — белье; блузка — шелк; шарф — магазин; футболка — утенок; морозы — шуба; варежки — руки; перчатки — пальчики; спицы — кофта; рисунок — одежда. |
9. Объяснение последствий жизненного явления (зима, покупка новой одежды, изготовление платья) по образцу | «Зимой Маша наденет новое пальто. Это хорошо. Зимой нужно надевать много одежды. Это плохо». |
6. Обувь | 1.Подбор нескольких названий действий к названию предмета | Сапоги (что делают?) — стоят, лежат, падают, пачкают, сохнут, греют, защищают, украшают, шумят, скрипят, стучат. |
2.Подбор максимального количества слов к названию действия | Сохнет (кто? что?) — щенок, плащ, сапог, валенок, гриб и т.д. Сохнет (как?) — медленно, быстро, долго, давно, плохо, хорошо. Шумят (кто? что?) — дети, птицы, деревья, ботинки, капли (дождя). Шумят (как?) — громко, оглушительно, тихо, звонко, протяжно, гулко, глухо, внезапно, неожиданно, давно, долго, слева, справа, вдали. Чистят (что?) — туфли, ботинки. Обтирают (что?) — сапоги, кроссовки. Моют (что?) — резиновые сапоги. Шьют (что?) — тапки, туфли. Проклеивают (что?) — ботинки, шлепанцы, сандалии. |
3.Добавление одного общего слова к двум словам | Сапоги, ботинки — что делают? Тапки, босоножки — какие? Сапоги, валенки — какие? Кеды, кроссовки — какие? Согревает, защищает — что? Резиновые, высокие — что? Кожаные, теплые — что? Чистят, обтирают — что? |
4.Подбор максимального количества слов, отвечающих на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» | Сапоги (какие?): резиновые, кожаные, меховые, зимние, осенние, мягкие, пушистые, толстые, теплые, тонкие, блестящие, разноцветные, яркие, красивые, большие, высокие, низкие, широкие, узкие, тесные, удобные, новые, громоздкие, тяжелые, легкие. Аналогично: ботинки, туфли, босоножки, тапки, кроссовки, валенки. |
5. Добавление слова, обозначающего признак предмета | Осенью надевают (какие?) сапоги. Паша почистил (какие?) туфли. Мама купила (какие?) босоножки. На лыжную прогулку наденем (какие?) ботинки. (Какие?) тапочки лежат в коридоре. В сильный мороз (какие?) валенки не дадут ножкам замерзнуть. |
6.Дополнение предложения словами | На обувную полку поставили... Чтобы ноги не промокли, надевают... Из кожи шьют... У Игоря теплые... У Иры новые... Люда обтерла летние... На тренировке нужны спортивные |
7. Исправление ошибочности суждения 8. Объяснение последствий жизненного явления (дождь, порча ботинок, уход за обувью) по образцу | Ботинки низкие, а сапоги осенние. Тапочки домашние, а туфли жесткие. Сапоги меховые, а туфли летние. Кроссовки большие, а сандалии детские. «Идет дождь, можно ходить по лужам в резиновых сапогах. Это хорошо. Под дождем мама не разрешит гулять. Это плохо». |
7. Транспорт | 1.Подбор нескольких названий действий к названию предмета | Самолет (что делает?) — стоит, едет, взлетает, летит, садится, приземляется, падает, поворачивает, шумит, гудит. |
2. Подбор максимального количества слов к названию действия | Подбор максимального количества слов к названию действия |
3. Добавление одного общего слова к двум словам | Автобус, троллейбус — что делают? Корабль, парусник — что делают? Автомашина, трамвай — какие? Самолет, вертолет — какие? Летит, гудит — что? Деревянная, длинная — что? Крылатый, серебристый — что? Прибывает, опаздывает — что? |
4. Подбор максимального количества слов, отвечающих на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» | Поезд (какой?): железный, блестящий, разноцветный, яркий, красивый, большой, узкий, длинный, скорый, пассажирский, медленный, удобный, новый, громоздкий, тяжелый, шумный. Аналогично: троллейбус, автобус, автомобиль, лодка, корабль, вертолет. |
5. Добавление слова, обозначающего признак предмета | На речной вокзал прибыл (какой?) пароход. Папа починил (какую?) машину. Около дома остановка (какого?) автобуса. К бабушке поедем на (какой?) электричке. (Какой?) трамвай прогремел под окнами. Мила нарисовала (какой?) вертолет |
6. Подбор слов, отвечающих на вопрос «Что?» | |
7. Исправление ошибочности суждения | Самолет огромный, а лодка плавает по воде. Корабль плывет, а в машине водитель. Грузовик перевозит грузы, а автомобиль маленький. Вертолет летает низко, а в самолете много пассажиров. |
8. Составление предложения с парой слов | Велосипед — колеса; корабль — море; вертолет — небо; автомобиль — дорога; лодка — дерево; город — транспорт; поезд — мама; лето — электричка; медвежонок — грузовик; арбузы — кузов. |
9. Объяснение последствий жизненного явления (дождь, снег, праздник) по образцу | «Дождь помоет машину. Это хорошо. Из-за дождя дорога станет скользкой. Это плохо». |
8. Профессии | 1. Подбор названий действий к названию профессии кто чем занимается: | Художник рисует, строитель строит, повар готовит, варит, жарит, учитель учит, воспитатель воспитывает, ученик учится, пианист играет на пианино, портной шьет, писатель сочиняет, доярка доит корову, прачка стирает, уборщица убирает, летчик летает, фотограф фотографирует, продавец продает. |
2. Подбор существительных и наречий к названию действия | |
3. Добавление одного общего слова к двум словам | Воспитатель, учитель — что делают? Уборщица, прачка — что делают? Боксер, солдат — какие? Художник, писатель — какие? Красит, белит — кто? Варит, жарит — кто? Прибивает, выпиливает — кто? |
4.Подбор максимального количества слов, отвечающих на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» | Учитель (какой?): добрый, умный, взрослый, молодой, пожилой, справедливый, строгий, новый, любимый. Аналогично: строитель, фотограф, продавец. |
5. Добавление слова, обозначающего признак предмета | В кафе работает (какой?) повар. Мой папа (какой?) врач. В нашем садике (какие?) воспитатели. Бабушка вызвала (какого?) слесаря. (Какой?) портной сшил ребятам новогодние костюмы. По телевизору выступает (какой?) артист. |
6. Дополнение предложения словами | В школе учит первоклассников читать... Картины рисует... Часы чинит... Наши чемоданы нес... На экскаваторе работает... Дети любят добрых... Учит правильно и красиво говорить... (для детей логопедических групп). |
7. Составление предложения с парой слов (ассоциации) | Учитель — буква; маляр — кисть; летчик — самолет; водитель — дорога; точильщик — ножи; кран — крановщик; стекольщик — окно; капитан — корабль, дрессировщик — медведь; повар — грибы. |
8.Объяснение последствий жизненного явления (поход к зубному врачу, спектакль в детском саду, поездка к папе на работу) по образцу | «Зубы станут белыми и здоровыми. Это хорошо. Зубы лечить неприятно. Это плохо». |
9. Инструменты | 1. Подбор нескольких названий действий к названию предмета | Ножницы (что делают?) — стригут, режут, отрезают, подравнивают, скрежещут, клацают, ржавеют. Пила (что делает?) — пилит, визжит, ржавеет, тупеет. Кисточка (что делает?) — рисует, раскрашивает, мажет, пачкает. |
2. Подбор максимального количества слов к названию действия | Рубит (кто? что?) — дровосек, топор. Рубит (чем?) — топором. Рубит (как?) — быстро, медленно, долго, давно, ровно, красиво, шумно. Режут (чем?) — ножом, ножницами. Подметают (чем?) — метлой, шваброй, веником. Красят (чем?) — кистью, валиком. Прибивают (чем?) — молотком. |
3. Добавление одного общего слова к двум словам | Топор, молоток (что делают?) Веник, швабра (что делают?) Пила, игла (какие?) Лопата, топор (какие?) Захватывают, вытаскивают (что?) Пилит, визжит (что?) |
4. Подбор максимального количества слов, отвечающих на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» | Иголка (какая?): железная, большая, узкая, длинная, тонкая, легкая, острая, блестящая, удобная, новая. Аналогично: карандаш, молоток. |
5. Добавление слова, обозначающего признак предмета | (Какие?) клещи вытащили старый гвоздь. У папы есть (какой?) топор. Уборщица взяла (какую?) метлу. (Какая?) лупа нужна часовщику. (Какая?) лопата у садовника. Маляр держит (какую?) кисть. |
6. Дополнение предложения словами | Парикмахер взял в руки... Садовнику нужна... У медсестры есть... Я пилю дрова... Дворник убирает двор новой... Маляр взял длинную... |
7.Исправление ошибочности суждения | Иголка маленькая, а лопата тяжелая. Игла острая, а молоток толстый. Метла длинная, а кисть нужна маляру. Лопата нужна в саду, а метла легкая. |
8. Составление предложения с парой слов | Молоток — гвоздь; шприц — медсестра; ножницы — коса; лопата яма; метла — чистота; пила — доска; топор — лес; художник — карандаш; лупа — часы. |