СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека дидактических игр "Развитие словаря дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перечень  и  описание  дидактических  игр  по  развитию  словаря  у  детей  старшего  дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр "Развитие словаря дошкольников"»



Картотека дидактических игр для расширения объема словаря.

Название игры

Цель игры

Оборудование

Содержание игры


1. Демонстрация предметов (изображений предметов)

с одновременным их называнием.

Расширение объема словаря.

Предметы или их изображения по изучаемой лексической теме.

Взрослый предлагает детям рассмотреть предмет или изображение предмета, называя его: «Это помидор». При первичном ознакомлении детей с предметом лучше использовать натуральные объекты. В дальнейшем ставится задача сформировать у детей навыки восприятия и узнавания.

предмета по рисунку (фотографии). Дети исследуют предмет, рассматривают его детали, знакомятся с качествами. Взрослый обращает их внимание на существенные признаки предмета, его части с помощью вопросов: «Какого цвета помидор? Какой формы? Какой величины? Какой помидор на ощупь? Какой помидор по весу? По вкусу? По запаху? По твердости? Какие части есть у предмета?»

2. Хоровое и индивидуальное проговаривание наименований

предмета.


Расширение объема словаря.

Предметы или их изображения по изучаемой лексической теме.

При ознакомлении с новым словом взрослый просит детей повторить его вместе хором. Затем взрослый задает вопрос о предмете каждому ребенку: «Витя, что это? Катя, что это?»


3. Неожиданное появление живого существа или предмета

(«Кто это?,Что это?»).


Расширение объема словаря существительных.


Предметы по изучаемой лексической теме.


Взрослый организует демонстрацию объекта в ходе «сюрпризного момента». Неожиданно для детей появляется персонаж (животное, игрушка). Детям задается вопрос: «Кто это? (Что это?)» При отсутствии правильного ответа взрослый знакомит детей (или напоминает) название живого существа или предмета.


4. Неожиданное исчезновение живого существа

или предмета («Кто исчез?,Что исчезло?»)


Расширение объема словаря существительных.


Предметы по изучаемой лексической теме.

Взрослый прячет предмет, побуждая детей с помощью вопросов «Кто исчез? Что исчезло?» правильно воспроизвести его название.



5.Рассматривание предмета, его изображения и ответы

на вопросы об основных признаках этого предмета.

Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.


Предметы (изображение предмета) по изу­чаемой лексической теме.

Перед детьми находится предмет или его изображение. Взрослый задает детям вопросы: «Какой предмет по цвету? По форме? По размеру?» И т.д. Дети отвечают.


6. Обследование предмета ребенком по словесной инструкции взрослого.

Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.


Предметы по изучаемой лексической теме.


Ребенку предлагается рассмотреть предмет (к примеру, зимнюю шапку). Взрослый просит ребенка определить, какого цвета шапка, какой формы, какого размера. Далее даются следующие инструкции, задаются вопросы: «Погладь шапку. Какая она на ощупь (пушистая, шелковистая, нежная, колючая)?»(Обследование качеств поверхности.) Сомни шапку. Какая она (мягкая, жесткая)? (Изучение мягкости.) «Подними шапку на руке. Какая она по весу (легкая, тяжелая)!»(Определение веса.)


7. Вычленение качество предмета в сопоставлении с противоположным предметом.

Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.







Два предмета (по изучаемой лексической теме) с противоположными признаками или отличающиеся строением, деталями.

Взрослый с помощью инструкций и вопросов направляет обследование ребенком двух предметов с противоположными признаками или отличающихся строением, деталями. К примеру, в ходе ознакомления ребенка с овощами (помидором, картофелем) взрослый предлагает следующие инструкции и вопросы: «Погладь помидор. Какой он на ощупь (гладкий)? Погладь картофель. Какой он на ощупь (шершавый, шероховатый)?»

Аналогично: «Яблоко сладкое — лимон кислый», «Стул твердый — кресло мягкое», «У чашки есть ручка — стакан без ручки», «Носки короткие — гольфы длинные».

8. Рассматривание предметов (их изображений)

с отсутствующими частями.)

Расширение объема словаря наименованиями частей предметов, формирование представлений о функциях частей предметов, развитие логического мышления.

Предметы (или их изображения) с недо­стающими частями: грузовик без кузова, ведерко без ручки, чайник без носика, дерево без веток, дом без окон, рубашка без рукава и др.


.Взрослый обращает внимание детей на отсутствующую деталь предмета, просит детей правильно ее назвать, а также поразмышлять о последствиях такого явления. Например, при рассматривании грузовика (или его изображения) с недостающим кузовом взрослый задает вопросы: «Чего не хватает грузовику? Сможет ли грузовик перевозить разные грузы без кузова? Для чего нужен кузов?»


9. Обследование предмета ребенком по словесной инструкции взрослого

Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.


Предметы по изучаемой лексической теме.


Ребенку предлагается рассмотреть предмет (к примеру, зимнюю шапку). Взрослый просит ребенка определить, какого цвета шапка, какой формы, какого размера. Далее даются следующие инструкции, задаются вопросы: «Погладь шапку. Какая она на ощупь (пушистая, шелковистая, нежная, колючая)?»(Обследование качеств по­верхности.) Сомни шапку. Какая она (мягкая, жесткая)? (Изучение мягкости.) «Подними шапку на руке. Какая она по весу (легкая, тяжелая)!»(Определение веса.)


10. Вычленение качество предмета в сопоставлении с противоположным предметом.

Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.


Два предмета (по изучаемой лексической теме) с противоположными признаками или отличающиеся строением, деталями: яблоколимон, помидоркартофель, стулкресло, чашка — стакан, носкигольфы.

Взрослый с помощью инструкций и вопросов направляет обследование ребенком двух предметов с противоположными признаками или отличающихся строением, деталями. К примеру, в ходе ознакомления ребенка с овощами (помидором, картофелем) взрослый предлагает следующие инструкции и вопросы: «Погладь помидор. Какой он на ощупь (гладкий)? Погладь картофель. Какой он на ощупь (шершавый, шероховатый)?»

Аналогично: «Яблоко сладкое — лимон кислый», «Стул твердый — кресло мягкое», «У чашки есть ручка — стакан без ручки», «Носки короткие — гольфы длинные».



11.Рассматривание предметов (их изображений)

с отсутствующими частями.

Расширение объема словаря наименованиями частей предметов, формирование представлений о функциях частей предметов, развитие логического мышления.


Предметы (или их изображения) с недо­стающими частями: грузовик без кузова, ведерко без ручки, чайник без носика, дерево без веток, дом без окон, рубашка без рукава и др.


Взрослый обращает внимание детей на от­сутствующую деталь предмета, просит детей правильно ее назвать, а также поразмышлять о последствиях такого явления. Например, при рассматривании грузовика (или его изображения) с недостающим кузовом взрослый задает вопросы: «Чего не хватает грузовику? Сможет ли грузовик перевозить разные грузы без кузова? Для чего нужен кузов?»



12. Раскрашивание контурных изображений предметов, называние предметов, их частей, признаков цвета.

Расширение объема словаря наименованиями частей предметов, формирование представлений о предметах.


Контурные изображения предметов по изу­чаемой лексической теме, цветные карандаши.


Взрослый предлагает детям раскрасить контурные изображения предметов, выбрав цвета самостоятельно. Например, по окончании раскрашивания цветка ребенком взрослый задает вопросы: «Какого цвета стебель цветка? Листья? Лепестки? Шипы?» Вопросы остальным детям: «Какая часть цветка зеленого цвета (стебель, листья, шипы)! Какая часть цветка розового цвета (лепестки)!» В первой части задания дети пассивно воспринимают наименования деталей предмета. Во второй части — называют части предмета самостоятельно (стебель, листья, шипы, лепестки).

Взрослый может также предложить раскрасить части предмета в заданные цвета. Например, при раскрашивании грузовика взрослый дает следующие инструкции: «Кабину грузовика раскрась синим цветом, кузов — зеленым, колеса — коричневым, руль — черным, фары — желтым». После выполнения работы детям задаются вопросы: «Какого цвета кабина грузовика? Кузов? Колеса? Руль? Фары?»


13.Дорисовывание недостающих частей предметов,

их называние.

Расширение объема словаря наименованиями деталей предметов, частей тела животных; формирование представлений о предметах, о животных.


Изображения предметов (животных) с недостающей деталью (частью тела) по изучаемой лексической теме, цветные карандаши.


Взрослый задает детям вопрос об отсутствующей детали предмета и просит дорисовать ее: «Чего не хватает? Дорисуй». Ребенку необходимо правильно назвать недостающую часть, воспроизвести ее в рисунке.

Предлагаемые изображения: кастрюля без дна; грузовик без кабины; яхта без парусов; пиджак без рукава; корова без рогов; рыба без плавников; чашка без стенки; мотоцикл без фар; лодка без весла; платье без воротника; лошадь без копыт; цапля без клюва; чайник без крышки; автомобиль без дверцы; корабль без штурвала; рубашка без манжеты; слон без хобота; петух без крыла.


14.Рассматривание предмета, изготовленного из иного

материала.

. Расширение объема словаря наименованиями материалов, из которых изготовлен предмет; формирование представления о предмете.


Предметы, изготовленные из нетипичного материала

Внимание детей привлекается к материалу, из которого изготовлен предмет, с помощью вопросов: «Из какого материала изготовлено это платье? (Из бумаги.) Долго прослужит кукле бумажное платье? (Оно скоро порвется.) Из каких материалов шьют платья?» Или: «Почему этот мяч не прыгает? (Потому что он тряпичный, набит тряпками.) Что с ним можно делать? (Бросать друг другу, подкидывать вверх и ловить и т. д.) А можно бросать и отбивать его об пол или об стену? (Нет.) Из какого материала должен быть мяч, чтобы он мог высоко прыгать? (Из резины.)» В ходе беседы взрослый помогает детям осознать зависимость функциональной пригодности предмета от материала, из которого он изготовлен.



15. «Я собрал в огороде...»


Расширение объема словаря, развитие слуховой па­мяти.



Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде... огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я со­брал в саду...», «Я положил в шкаф...», «Я видел на улице...», «В лесу живет...», «На кухне есть...» и т.д.












Игры, формирующие представления о конкретных признаках предметов.

Название игры

Цель игры

Оборудование

Содержание игры


1.«Цветовое лото»

Расширение объема словаря по темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», обогащение словаря наименованиями цветов и их оттенков, уточнение представлений о цвете пло­дов растений (развитие денотативного аспекта значения слова).


«Цветовое лото»:

4 большие карты разделены на 4 части. Каждый квадрат карты имеет свой цвет. К картам прилагаются 4 картинки с изображениями плодов растений.


Перед каждым ребенком лежит большая карта. Взрослый задает вопрос: «У кого зеленый цвет? А у кого салатный?» Ребенок находит соответствующий цвет и отвечает: «У меня салатный цвет».

Активизируются следующие прилагательные цвета: светло-оранжевый (морковь), желто-красный или оранжевый (абрикос), зеленый (огурец), салатный (кабачок), красный (помидор), малиновыйгусто-красный с фиолетовым оттенком, (малина), лилово-красный (свекла), ярко-красный (редис), синий (слива), розовый (черешня), темно-фиолетовый (баклажан)темно-красный (вишня), коричневый (картофель), черный (смородина), густо-желтый с красноватым оттенком или оранжевый (апельсин), светло-желтый (лимон).

На этом этапе полезно провести соревнование: кто больше вспомнит предметов такого цвета, как на карте.

Взрослый предъявляет вниманию детей маленькую картинку с изображением плода: «Это красный помидор. У кого есть красный цвет?» Ребенок: «У меня красный цвет». Взрослый: «Помидор красный, он твой». Выиграет тот, кто скорее соберет большую карту целиком.

2.«Геометрическое лото»

Расширение объема словаря (обогащение наименованиями форм), уточнение представлений о форме предметов (развитие денотативного аспекта значения слова)

«Геометрическое лото»: 5 больших карт, в центре каждой из которых — геометрическая фигура (квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник). К каждой большой карте прилагаются 4 картинки.


Взрослый задает вопрос: «У кого круг (квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)?» Ребенок находит соответствующую форму и отвечает: «У меня круг». Взрослый: «Я буду показывать картинки. Кто узнает предмет такой же формы, как у него на карте, ответит на мой вопрос. Кто будет собирать изображения круглых предметов? Прямоугольных? Квадратных? Треуголь­ных? Овальных?» Дети отвечают на вопросы.

Взрослый показывает детям маленькую картинку с изображением предмета. «Это что?» Ребенок, узнавший свою форму, отвечает: «Это тарелка». Взрослый: «Какая она по форме?» Ребенок: «Тарелка круглая». Если ребенок не смог правильно назвать форму предмета, картинка откладывается в сторону.

На этом уровне сложности игры взрослый напоминает ребенку наименования форм и прилагательные формы. Дошкольник сам называет предметы и (на втором этапе игры) существительные и прилагательные формы.


3.«Разложи по величине»

Расширение объема словаря, уточнение представлений о величине предметов (развитие денотативного аспекта значе­ния слова).


Большие карты, разделенные на 4 сектора. В каждом секторе расположена геометрическая фигура в порядке увеличения слева направо. К каждой карте прилагаются 4 картинки с изображениями предметов различного размера.


Детям раздают карты с изображением геометрических фигур, расположенных по одной в 4-х клетках. Размер фигур увеличивается слева направо. Взрослый обращает внимание детей на то, что фигуры разной величины: «Какой прямоугольник самый маленький?» Дети показывают: «Вот у меня

самый маленький прямоугольник», «Вот на моей карте самый маленький квадрат» и т. д. Взрослый: «Покажите фигуру больше этой. Покажите фигуру, которая еще больше. Покажите самую большую фигуру». Дети выполняют задание.

4.«Сравни и разложи»


Расширение объема словаря прилагательных, уточнение представлений о признаках предметов (длина, ширина толщина, высота, мягкость, яркость цвета и света, темпера­турные ощущения, качества поверхности, скорость передви­жения, вес, громкость звука, согревающие свойства одежды) т. е. развитие денотативного аспекта значения слова.


Большие карты разделены на 8 квадратов. В 4-х верхних квадратах расположены изображения предметов в порядке увеличения степени выраженности признака. К каждой карте прилагаются 4 картинки с изображениями предметов с различной степенью вы­раженности признака (веса, ширины, длины и др.).

От холодного к горячему: лед, река, душ, костер.

Картинки (тема «Времена года»): снеговик, лужа, распускающийся из почки лист, солнце.


Дети рассматривают полученные карты. Взрослый спрашивает: «Где черный круг? Где темно-серый круг? Где серый круг? Где белый круг? Посмотрите, картинки на карте расположены так: от самого темного круга к самому светлому. Рисунки, которые я покажу, нужно разложить в таком же порядке».

Взрослый поочередно демонстрирует и называет предметные картинки: «Это ночь, это вечер. Это утро. Это день. Необходимо разложить эти картинки по порядку: от самого темного времени суток к самому светлому».

Речевой материал'.

• от самого легкого предмета к самому тяжелому (снежинка, снежок, большая сосулька, ведро с водой);

• от самого мягкого предмета к самому твердому (варежка, персик, лук, камень);

• от самого нежного на ощупь предмета к самому колючему (меховая шапка, яблоко, картофель, кактус);

• от тусклого (менее яркого) предмета к самому яркому (свеча, фонарик, настольная лампа, люстра);

• от самого низкого животного к самому высокому (щенок, собака, жеребенок, лошадь);

• от самого медленного животного к самому быстрому (черепаха, утенок, заяц, рысь);

• от самого тонкого животного к самому толстому (цапля, олень, медведь, бегемот);

• от самого короткого предмета к самому длинному (ручка, линейка, лента, веревка);

• от дерева с самым узким стволом к дереву с самым широким (береза, клен, тополь, дуб);

• от самого тихого явления природы к самому громкому (снег, дождь, метель, гроза);

• от самой легкой одежды к самой теплой (сарафан, платье пальто, шуба).

После выполнения детьми задания взрослый задает вопрос одному из игроков: «Какая ночь?» Ребенок: «Ночь самая темная» — «Какой вечер?» — «Вечер светлее ночи». И т. д. Потом дети обмениваются карточками. Выигрывает тот, кто ни разу не совершит ошибки.

























Игры, формирующие представления о существенных признаках предмета.

Название игры

Цель игры

Оборудование

Содержание игры


1.«Назови одним словом»

Активизация слов с обобщающим значением (развитие понятийного компонента лексического значения слова).


Набор предметов (картинок) по изучаемой лексической теме.


Детям предлагается рассмотреть ряд предметов (картинок) одной лексико-семантической категории («Овощи», «Посуда»). Требуется подобрать обобщающее слово для группы предметов: «Назови одним словом».

Другим вариантом игры является задание назвать одним словом ряд действий, детализирующих сложное действие.

Речевой материал:

  • мыть овощи, резать, складывать, включать плиту, жарить, переворачивать, подливать масло, тушить, помешивать, до­бавлять, солить, перчить, выключать газ — готовить;

  • достать куклу, одевать, кормить, учить, укладывать спать — играть;

  • наливать, накладывать, отламывать, есть, откусывать, же­вать, грызть, пить, благодарить — обедать;

  • засучить рукава, отвернуть кран, подставить тарелку под струю воды, смочить ее, взять губку, намылить, потереть губкой тарелку, положить губку, снова подставить тарелку под струю воды, смыть мыло — мыть.


2.«Аналогии»

Активизация существительных с обобщающим зна­чением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного компонента лексического значения слова).



.Взрослый предлагает детям дополнить слово по образцу: лиса — зверь, журавль — птица или наоборот: зверь — лиса, птица — журавль.Взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения (или наоборот): посуда — сковорода, цветы — одуван­чик, транспорт — грузовик, рыбы — сом, насекомые — кузне­чик, мебель — кресло. Выигрывает тот, кто ни разу не собьется.


3.«Что общего?»

Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного компонента лексического значения слова).



Взрослый называет 2 или 3 слова. Дети определяют общее в значении этих слов. К примеру, сосна, пальма — деревья; кузнечик, муравей, стрекоза — насекомые.


4.«Тематическое домино»

Закрепление понимания и активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отно­шений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова).


«Тематическое домино»

В игре используется набор картинок из расчета пяти ходов каждого игрока. Взрослый каждый раз называет картинки, находящиеся на концах цепи, а также категории предметов, которые нужно отыскать: «На концах цепи банан и пирамидка. Значит, нужно отыскать фрукт или игрушку». Ребенок выкладывает пластинку со словами: «Я кладу апельсин к банану, потому что это фрукты».


5.«Найди похожую картинку (слово)»

Активизация слов с обобщающим значением, раз­витие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова).


Несколько наборов картинок по количеству детей, (ботинки, кузнечик, яблоко, дуб; сапоги, муравей, апельсин, береза; туфли, стрекоза, банан, клещ кроссовки, пчела, груша, рябина).


У каждого из игроков на столе набор из 4-х картинок. В комплекте картинок представлен предмет обуви, насекомое, фрукт, дерево. Взрослый выставляет картинку «жук» и предлагает детям найти «похожую», подходящую по смыслу картинку. Ребенок, у которого имеется картинка кузнечик, подставляет ее к картинке жук и объясняет свой выбор: «Картинки подходят друг к другу потому, что жук и кузнечик — это насекомые».

Возможно проведение игры без опоры на картинки. В этом случае взрослый просит детей внимательно послушать слова, которые он будет называть. Требуется хлопнуть в ладоши, когда будет названо слово, подходящее к слову «жук» по смыслу: мяч, ложка, божья коровка, кот, ботинки, кузнечик, яблоко, дуб, муха.

6.«Вспомни и назови»

Развитие понимания слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова).





Мяч.


Дети и взрослый стоят в кругу. Взрослый дает задание: «Раз, два, три, ягоды назови. Клубника!» — и бросает (передает) мяч стоящему слева игроку. Ребенок, поймавший мяч, называет другой объект заданной взрослым группы: «Черника» — и перебрасывает мяч следующему игроку, стоящему в кругу. Ребенок, не сумевший назвать предмет, выходит из круга (выбывает из игры). Победителем становится игрок, оставшийся в игре последним.

Варианты заданий: обобщающие слова (мебель, транспорт, игрушки, инструменты); признаки предметов (признаки цвета, формы, размера, вкуса, др.); действия предметов (по характеру движения: бегает, ползает, летает, прыгает, ходит; по характеру издаваемых звуков: мяукает, каркает, хрюкает; по роду профес­сиональной деятельности: варит, шьет, учит, строит).

7.«Отвечай быстро»

Активизация слов с обобщающим значением, раз­витие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова).


Наборное полотно (доска), картинки по изучаемым темам (воробей, голубь, дятел, оса, лиса, стрекоза, волк, бабочка, снегирь).


На наборном полотне — картинки, расположенные в три ряда, одна под другой (в три столбика): Воробей Голубь Дятел

Оса Лиса Стрекоза

Волк Бабочка Снегирь

Взрослый предлагает детям рассмотреть картинки и быстро ответить на вопросы. За каждый правильный ответ игроки получают фишку.

Вопросы:

  • Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?

  • Сколько всего птиц в таблице?

  • Кого больше, птиц или насекомых?

  • На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован на картинках?

  • Что общего у всех, кто в третьем столбике (они могут летать)? И т.д.


8.«Лишняя картинка»

Активизация существительных с обобщающим зна­чением, развитие умения группировать предметы без выделенного признака (развитие понятийного компонента лексичес­кого значения слова).




4 картинки (3 картинки по изучаемой лек­сической теме, 1 — по другой теме).


Взрослый предлагает детям рассмотреть четыре картинки, назвать одну «лишнюю» (не подходящую к ос­тальным по смыслу), мотивировать свое решение. К примеру: «Мяч — лишний, потому что это — игрушка, а чашка, ложка и тарелка — это посуда».
















Игры, развивающие лексическую системность и семантические поля.

Название игры

Цель игры

Оборудование

Содержание игры


1.«Классификация»

Формирование семантических полей (групп слов, связанных по смыслу), закрепление родовидовых отношений между словами.


Далекие по смыслу предметы (их изображе­ния): роза, ромашка, гвоздика, троллейбус, трамвай, автобус,комплект предметов (картинок) для демонстрации образца вы­полнения задания: чашка, блюдце, ложка, платье, кофта, шорты.


Взрослый предлагает детям рассмотреть и назвать предметы (картинки). Сообщается задание: разложить их на две группы. Взрослый показывает образец выполнения задания на материале одного комплекта предметов (картинок): «Чашку, блюдце и ложку я положу вместе, потому что это посуда. Платье, кофту и шорты положу отдельно от посуды, потому что это — одежда». Когда дети поймут задание, взрос­лый демонстрирует второй набор предметов (картинок), и дети приступают к классификации самостоятельно.


2.«Группировка слов»

Формирование семантических полей, закрепление понимания родовидовых отношений между словами.


Ребенку предлагается выбрать «лишнее» слово в ряду предъявленных. Рассматриваются слова разных частей речи.

Существительные.

  • семантически далекие (кружка, шапка, стакан)',

  • семантически близкие(малина, банан, рябина).

Прилагательные.

  • семантически далекие (круглый, шершавый, квадратный)',

  • семантически близкие(тонкий, маленький, толстый)

Глаголы:

  • семантически далекие (перескочил, перепрыгнул, выпил)',

  • семантически близкие (зашел, вышел, залетел).


3.«Назови другим словом»

Формирование семантических полей (групп слов, связанных по смыслу), расширение словаря синонимов.



Взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом?» Даются образцы правильных ответов: «Бросить мяч — кинуть мяч. Глядеть в окно — смотреть в окно». Дети приступают к подбору синонимов только после подтверждения понимания ими задания.


Речевой материал:

  • тяжелое заболевание (болезнь);

  • малое дитя (ребенок);

  • длинный путь (дорога);

  • спешить в детский сад (торопиться);

  • бросить мяч (кинуть);

  • быстро прыгает (скачет);

  • погасить свет (потушить);

  • глядеть в окно (смотреть);

  • смелый человек (храбрый);

  • грустные глаза (печальные).


4.«Два из трех»

Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов.



Взрослый называет три слова и просит ребен­ка выбрать из них два слова-«приятеля».

Речевой материал:

  • судно — волна — корабль;

  • дрова — пламя — огонь;

  • старушка — бабушка — дедушка;

  • стрельба — война — обстрел;

  • страх — смех — ужас;

  • танцевать — плясать — петь;

  • стараться — пытаться — трудиться;

  • стучать — звонить — барабанить;

  • твердый — мягкий — жесткий.


5.«Придумай предложение»


Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов, развитие связной речи.



Ребенку дается задание придумать предложения с каждым из трех названных слов-синонимов.

Речевой материал:

  • битва — бой — сражение;

  • событие — происшествие — случай;

  • состязание — соревнование — конкурс;

  • боец — воин — солдат;

  • сообразительный — смышленый — догадливый;

  • большой — крупный — огромный;

  • трусливый — пугливый — боязливый;

  • говорить — беседовать — толковать;

6.«Бывает — не бывает»


Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.



Взрослый произносит предложения, заключающие в себе ошибку. Необходимо определить, какое слово в предложении используется неверно, и заменить его словом с противоположным значением.

Речевой материал:

  • мы замерзли у костра;

  • весной грачи улетают в теплые края;

  • мой старший брат любит громко молчать;

  • на плите замораживают продукты, а в холодильнике разогревают;

  • за ночь снегу намело, и улица почернела;

  • я люблю мед за то, что он горький;

  • мой папа ниже меня, потому что я еще маленький;

  • котенок мяукает громко, а кошка — тихо;

  • вчера мы пойдем в зоопарк и увидим много разных растений.

7.«Сравнение»

Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.


Предметы (их изображения) с противопо­ложными свойствами.









Взрослый предлагает детям рассмотреть предметы или их изображения, сравнить их и назвать пару слов-«неприятелей». Если дети затрудняются самостоятельно выделить признак сравнения, взрослый указывает на него: «Сравни обруч и кольцо по размеру». Аналогично предлагается сравнить шкаф и тумбу (по высоте),варенье и лук (по вкусу),кресло и диван (по ширине),дуб и березу (по толщине ствола),бабушку и внучку (по возрасту),арбуз и редиску (по весу),пантеру и белого медведя (по цвету), черепаху и тигра (по скорости передвижения),ручей и море (по глубине),кровать и табурет (по мягкости),Золушку и Бабу Ягу(по красоте).






Игры, формирующие связи слов.

Лексическая тема

Упражнение


Содержание

1.Овощи, фрукты, ягоды, деревья, цветы


1.Подбор названий действий к названию предмета

(объекта)


Помидор (что делает?) — краснеет, алеет, растет, наливается, зреет, поспевает, падает, гниет, висит, свешивается, выглядывает, пахнет, благоухает, сочится.

Береза (что делает?) — растет, зеленеет, шелестит, клонится, кудрявится, машет ветвями, изгибается, осыпается, желтеет, прячет (от ветра, солнца), укрывает.

2.Подбор максимального количества слов

к названию действия

Краснеет (кто, что?) — помидор, яблоко, клубника, лист, человек, небо.

Растет (кто, что?) — растение, человек, животное, чувство.

Висит (кто, что?) — плод, спортсмен, обезьяна, флаг, новогодний шар.

Шелестит (кто, что?) — ветка, трава, лист, человек, бумага, ткань.

Дергают (что?) — морковь, редис, свеклу, репу.

Срезают (что?) — огурцы, грибы, виноград.

Срывают (что?) — помидоры, укроп, клубнику, малину, смородину, яблоки, сливы.

Выкапывают (что?) — картофель.

Варят (что?) — картофель, кабачки, морковь, яблоки, аб­рикосы, клубнику.

Жарят (что?) — картофель, морковь, кабачки, перец, лук,

свеклу.

Солят (что?) — огурцы, помидоры, кабачки, грибы, арбу­зы, перец.

Краснеет (как?) — густо, ярко.

Растет (как?) — быстро, скоро, медленно, давно, долго.

Висит (как?) — низко, высоко, долго, красиво, криво.

Пахнет (как?) — ароматно, вкусно, сладко, остро, нежно.

Шелестит (как?) — протяжно, глухо, тихо, шумно, сереб­ристо.

Клонится (как?) — низко.


Машет ветвями (как?) — сильно, плавно, медленно, вели­чаво.


3.Добавление одного общего слова к двум словам

Огурец, сосна (что делают?); ветка, трава (что делают?); помидор, яблоко (какие?); спеет, краснеет (что?); качается, шелестит (что?); большой, сладкий (что?); овальный, кислый (что?); глубоко, долго (что делает?); сладко, ароматно (что делает?).


4.Подбор максимального количества слов, отвечающих навопросы, «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»


Лист (какой?): зеленый, красный, желтый, рыжий, оранжевый, огненный, багряный, яркий, красивый, большой, маленький, овальный, круглый, треугольный, легкий, шуршащий, сочный, сухой, молодой, осенний, прошлогодний.

Аналогично: груша, банан, лимон, арбуз, репа, картофель, дуб, осина, мак.


5.Добавление слова, обозначающего признак предмета.


Зимой деревья в парке стоят (какие?). Яблоко похоже на помидор, потому что оно (какое?). (Какая?) слива упала с дерева. В этом году выкопали (какую?) картошку. Летом цветут (какие?) цветы. Миша нашел (какой?) гриб.


6.Подбор слова, отвечающего на вопрос «Что?»


Горький... Кислый... Сладкое... Круглый... Зеленый... Большой... Хрустящий... Длинный... Сочный... Мягкий... Пупырчатый...


7.Дополнение предложения словами.


На огороде выросли... Во дворе растут... В корзине лежали... Мама пожарила... Аня ест сырое... Яблоко сладкое, а лимон... Тыква тяжелая, а редиска... Мальчик рисует колючую... Даша поливает...


8.Объяснение и исправление ошибочности суждений.


Огурец тонкий, а кабачок тяжелый; лимон кислый, а яблоко круглое; клен высокий, а осина тонкая; роза крупная, а незабудка синяя.


9.Составление предложения с парой слов.


Земляника — лес; малина — куст; поле — ромашка; маль­чик — клубника; бабочка — шиповник; береза — сережки; цветы — клумба; огород — мяч; ель — грибы; бананы — Аф­рика; ручей — камыши; осень — овощи; фрукты — здоровье.


10.Объяснение последствий жизненного явления (например,

зима, дождь, жара) по образцу.


«Под дождем растут грибы. Это хорошо. Дождь может затопить растения. Это плохо».


  1. Игрушки

1.Подбор нескольких названий действий к названию предмета

Мяч (что делает?) — скачет, прыгает, катится, лежит, падает, грохочет.

Кукла (что делает?) — стоит, сидит, ходит, падает, смеется, говорит, плачет, поет, ест.


2.Подбор максимального количества слов к названию действия

Катится (кто? что?) — мяч, колечко, заяц, снежный ком, колобок, ребенок.

Катится (как?) — стремительно, кувырком, быстро, медленно, неуклюже, шумно, тихо, прямо, налево, вниз.


3.Добавление одного общего слова к двум словам

Мальчик, кукла (что делают?); мяч, воздушный шарик (что делают?); колобок, мяч (какие?); стоит, лежит (что?); большой, резиновый (что?).


4.Подбор максимального количества слов, отвечающих на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»

Кукла (какая?): тряпичная, пластмассовая, резиновая, большая, маленькая, высокая, низкая, тяжелая, легкая, смешная, забавная, веселая, грустная, яркая, нарядная, новая, старая, говорящая.

5.Добавление слова, обозначающего признак предмета

На ковре лежат (какие?) кубики. (Какой?) мяч укатился под кровать. У Сони есть (какая?) коляска для куклы. (Какой?) клоун умеет ходить, сидеть и смеяться. Миша сложил (какую?) пирамидку. Лене подарили (какую?) куклу.

6.Дополнение предложения словами

Весело скачет резиновый... Высоко в небе летит воздушный... Мальчику подарили игрушечный... Весело прыгать через... Дети сложили вместе новую... Весной Алена берет на прогулку... В магазине игрушек есть...


7.Исправление ошибочности суждения

Кукла тряпичная, а мяч маленький. Колобок круглый, а пирамидка деревянная. Лисичка легкая, а кораблик большой. Медвежонок коричневый, а крокодил сердитый.


8.Составление предложения с парой слов

Кубики — коробка; мозаика — стол; мальчик — скакалка; одежда — кукла; ослик — двор; ветер — шар; мяч — лужа; конструктор — замок; обезьяна — трава; кораблик — ручей; елка — игрушки.


9.Объяснение последствий жизненного явления

образцу


«В день рождения дарят игрушки. Это хорошо. День рождения заканчивается, и гости уходят. Это плохо».


  1. Времена года

1.Подбор нескольких названий действий

к названию предмета


Листья (что делают?) — падают, шелестят, летят, краснеют, сохнут, распускаются.

Солнце (что делает?) — светит, греет, поднимается, опускается, блестит, сверкает, растапливает, освещает.

Облака (что делают?) — плывут, белеют, проносятся, закрывают.

Дождь (что делает?) — идет, стучит, моросит, льет, мочит, смывает, заливает, успокаивает. *

Ветер (что делает?) — дует, веет, срывает, уносит, завывает, шумит, пугает, кружит, свистит, сбивает, свищет, бушует.

Снег — искрится, сверкает, блестит, переливается, падает, летит, кружится, валит, лепит, холодит, морозит, липнет, тает.

Трава — зеленеет, желтеет, растет, появляется, вянет, жухнет, сохнет, шелестит, щекочет.


2.Подбор максимального количества слов

к названию действия


Дует (кто? что?) — ветер, человек, ребенок.

Дует (как?) — легко, шумно, тихо, сильно, слабо, резко, порывисто.

Светит (кто? что?) — солнце, луна, звезда, человек, фонарь, лампа, свеча.

Светит (как?) — сильно, слабо, ярко, красиво, тускло, блекло, высоко, низко, далеко, близко.

Плывут (кто? что?) — люди, птицы, корабли, облака.

Плывут (как?) — легко, плавно, красиво, медленно, быстро, высоко, низко.


3.Добавление одного общего слова к двум словам

Дождь, снег (что делают?) Снег, солнце (что делают?) Листья, трава (что делают?) Снег, лед (какие?) Облака, снег (какие?) Льется, журчит (что?) Дует, свистит (что?) Яркое, теплое (что?) Легкое, пушистое (что?)


4.Подбор максимального количества слов, отвечающих

на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»


Солнце (какое?): теплое, жаркое, желтое, золотое, яркое, сверкающее, круглое, большое.

Аналогично: облака, тучи, небо, ветер, земля, трава, листья, дождь, снег, птицы, день, деревья, мороз, погода, снежинки, воздух, иней.

5.Добавление слова, обозначающего признак предмета

Дует (какой?) ветер. Пригревает (какое?) солнце. Ветер гонит (какие?) тучи. (Какой?) дождь поливает землю. (Какие?) снежинки порхают в воздухе.

6.Завершение предложения

Ребята идут в детский сад (когда?).., гуляют.., ужинают.., спят... (ночью, утром, днем, вечером).

Птицы улетают на юг (когда?).., а прилетают... (осенью, весной, зимой, летом).

Дети катаются на санях (когда?).., купаются в реке... (осенью, весной, зимой, летом).

Выглянуло солнышко, стало (как?)... Пришла зима, стало... Подул ветерок, стало... Нет ни ветерка, стало... (тепло, холодно, морозно, жарко, душно, прохладно).

Солнце скрылось за тучами, стало... После дождя стало... Давно не было дождя, стало... (пасмурно, мокро, сыро, влажно, сухо).

Наступило утро, стало... Пришла ночь, стало... (темно, светло).

Поднялся сильный ветер, стало... Пошел снег, стало... (морозно, ветрено, снежно).


7.Дополнение предложения словами

Осенью улетают на юг... Кружится и тихо падает на землю... Дети собирают в парке осенние... Весной на ветках появляются... Часто моросит теплый... Тучи заволокли...


8.Исправление ошибочности суждения

Солнце круглое, а дубовый лист зеленый. Снежинка лег-кая, а сосулька большая. Почка маленькая, а лист тоненький.

Снег — земля; снеговик — площадка; снежинка — варежка; мороз — щеки; узоры — стекла; ветер — листья; солнце — лес; облака — небо; почки — ветки; ручей — подснежники; яблоки — деревья; цветы — поле.

9.Изменение предложения

Включение в предложение «Зимой, во время снегопада, машинам трудно ездить по улицам» названия времени года в зависимости от указанного признака значения. Речевой материал: ливень, слякоть, листопад, мороз, гололед, дождь, град, снег, жара.Например: «Летом во время ливня машинам трудно ездить по улицам. Осенью, во время града, машинам трудно ездить по улицам».


  1. Животные, насекомые, птицы.

1. Подбор названий действий к названиям предметов(объектов)


Кто как передвигается: конь скачет, гусеница ползает, птица летает, рыба плавает, кузнечик прыгает, человек ходит, сидит, бегает, прыгает, танцует, плавает.

Кто как голос подает: ворона каркает, кукушка кукует, соловей поет, утка крякает, курица квохчет, голубь воркует, воробей чирикает, петух кукарекает, корова мычит, лошадь ржет, коза блеет, свинья хрюкает, собака лает, кошка мяукает, волк воет, медведь рычит, змея шипит, лягушка квакает, комар пищит, жук жужжит.

Кто как ест: кошка лакает, собака грызет, корова жует, курица клюет.


2. Подбор нескольких названий действий к названию предме­та (объекта)


Волк (что делает?) — бегает, рыщет, крадется, нападает, кусает, лежит, ищет, прячется, воет, выглядывает.

Змея (что делает?) — ползает, шипит, жалит, нападает, сворачивается, поблескивает.

Бабочка (что делает?) — летает, порхает, машет крыльями, садится, приземляется.

Заяц (что делает?) — скачет, убегает, смотрит, несется, грызет.

Птица (что делает?) — летает, собирает, клюет, машет, садится, идет, прыгает, стучит, поет, вьет.



3. Подбор максимального количества слов

к названию действия


Бежит (кто? что?) — лиса, человек, время, дорога.

Бежит (как?) — быстро, стремительно, медленно, неуклюже, грациозно, далеко, шумно, осторожно, трусливо.

Скачет (кто? что?) — конь, лошадь, коза, заяц, мяч.

Скачет (как?) — резво, быстро, скоро, медленно, легко, грациозно, красиво, резко, громко, шумно.

Летит (кто? что?) — птица, летчик, пассажир, самолет, снежинка, лист, камень.

Летит (как?) — легко, плавно, красиво, медленно, быстро, далеко, долго, высоко, низко, шумно, тихо, прямо.

Кусается (кто?) — собака, тигр, волк, комар.

Охотится (кто?) — волк, лиса, лев, орел, сова.

Ползет (кто?) — змея, ящерица, червяк.

4. Подбор названия жилища животного.


У лисы, мыши — нора, у волка — логово, у медведя — берлога, у белки, совы — дупло, у птиц — гнездо, у скворца — скворечник, у коровы — хлев, у лошади — конюшня, у сви­ньи — свинарник, у кролика — крольчатник.


5. Подбор наименований животных и их детенышей.


Лис — лиса — лисенок, волк — волчица — волчонок, мед­ведь — медведица — медвежонок, еж — ежиха — ежонок, заяц — зайчиха — зайчонок, тигр — тигрица — тигренок, слон — слониха — слоненок; бык — корова — теленок, конь — лошадь — жеребенок, пес — собака — щенок, кот — кошка — котенок, баран — овца — ягненок, козел — коза — козленок, кролик — крольчиха — крольчонок, кабан — сви­нья — поросенок

6. Добавление одного общего слова к двум словам.




Лиса, волк (что делают?); грач, ласточка (что делают?); медведь, слон (какие?); стоит, лежит (кто?); большой, полосатый (кто?).


7. Подбор максимального количества слов, отвечающих на

вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»


Лиса (какая?): рыжая, огненная, яркая, красивая, пушистая, хитрая, коварная, ловкая, грациозная, изящная, проворная, большая, маленькая, высокая, низкая, забавная, легкая, шустрая, быстрая.

Аналогично: медведь, белка, еж, заяц, волк, свинья, лошадь, жук, комар.


8. Добавление слова, обозначающего признак предмета.


Зимой (какой?) медведь спит в берлоге. (Какая?) мышь утащила кусочек сыра. У (какой?) свиньи поросенок. Весной прилегают (какие?) грачи. Маша нашла (какого?) котенка.


9. Подбор слова, отвечающего на вопрос «Кто?»


Трусливый... Слабый... Сильный... Злой... Неуклюжий... Проворная... Хитрая... Горбатый... Добрый... Полосатый... Колючий... Разноцветная...



10. Дополнение предложения словами.


Звонко поет... Быстро убегает... Грациозно скачет... Крадется... В корзине спит... Громко каркает... Летят... Над головой жужжит...

  1. Одежда


1. Подбор нескольких названий действий к названию предмета


Свитер (что делает?) — греет, висит, падает, сохнет, колет, щекочет.


2. Подбор максимального количества слов к названию действия


Согревает (кто? что?) — собака (щенков), шуба, носки, солнце, огонь.

Согревает (как?) — мягко, нежно, любовно, хорошо, слабо.

Лежит (кто? что?) — человек, пес, пальто, снег.

Лежит (как?) — комом, расслабленно, грациозно, неуклюже, ровно, красиво, прямо, неаккуратно, небрежно, давно, долго, слева, справа.

Стирают (что?) — рубашку, платье и т. д.

Отбеливают (что?) — блузку, белье и т. д.

Вяжут (что?) — кофту, варежки и т. д.

Шьют (что?) — пальто, шорты и т. д.


3. Добавление одного общего слова к двум словам



4. Подбор максимального количества слов, отвечающих на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»


Кофта (какая?): мягкая, пушистая, нежная, колючая, шерстяная, вязаная, толстая, теплая, шелковая, тонкая, прозрачная, блестящая, разноцветная, голубоватая, яркая, красивая, большая, длинная, короткая, широкая, тесная, удобная, новая, модная.

Аналогично: брюки, рубашка, майка, свитер, пальто, шуба, носки, шарф.


5. Добавление слова, обозначающего признак предмета


Саша надел (какую?) рубашку. Мама купила (какой?) комбинезон. В лес нужно надеть (какие?) носки. (Какая?) шуба висит на вешалке. Мама постирала (какие?) платья.


6. Дополнение предложения словами


Чтобы было тепло, на ноги надевают... Из шелка шьют... Нашей собаке Фимке сшили шерстяной... Папа надел синюю... В шкаф повесили... Я люблю свое старое... Бабушка вяжет...


7. Исправление ошибочности суждения


Шуба толстая, а рубашка ситцевая. Носки зимние, а сарафан шелковый. Брюки новые, а шорты короткие. Кофта маленькая, а джинсы жесткие.


8. Составление предложения с парой слов


Платье — шкаф; полка — белье; блузка — шелк; шарф — магазин; футболка — утенок; морозы — шуба; варежки — руки; перчатки — пальчики; спицы — кофта; рисунок — одежда.


9. Объяснение последствий жизненного явления (зима, покуп­ка новой одежды, изготовление платья) по образцу


«Зимой Маша наденет новое пальто. Это хорошо. Зимой нужно надевать много одежды. Это плохо».


6. Обувь

1.Подбор нескольких названий действий к названию предмета


Сапоги (что делают?) — стоят, лежат, падают, пачкают, сохнут, греют, защищают, украшают, шумят, скрипят, стучат.


2.Подбор максимального количества слов к названию действия


Сохнет (кто? что?) — щенок, плащ, сапог, валенок, гриб и т.д.

Сохнет (как?) — медленно, быстро, долго, давно, плохо, хорошо.

Шумят (кто? что?) — дети, птицы, деревья, ботинки, капли (дождя).

Шумят (как?) — громко, оглушительно, тихо, звонко, протяжно, гулко, глухо, внезапно, неожиданно, давно, долго, слева, справа, вдали.

Чистят (что?) — туфли, ботинки.

Обтирают (что?) — сапоги, кроссовки.

Моют (что?) — резиновые сапоги.

Шьют (что?) — тапки, туфли.

Проклеивают (что?) — ботинки, шлепанцы, сандалии.


3.Добавление одного общего слова к двум словам


Сапоги, ботинки — что делают? Тапки, босоножки — какие? Сапоги, валенки — какие? Кеды, кроссовки — какие? Согревает, защищает — что? Резиновые, высокие — что? Ко­жаные, теплые — что? Чистят, обтирают — что?


4.Подбор максимального количества слов, отвечающих на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»


Сапоги (какие?): резиновые, кожаные, меховые, зимние, осенние, мягкие, пушистые, толстые, теплые, тонкие, блестящие, разноцветные, яркие, красивые, большие, высокие, низкие, широкие, узкие, тесные, удобные, новые, громоздкие, тяжелые, легкие.

Аналогично: ботинки, туфли, босоножки, тапки, кроссовки, валенки.


5. Добавление слова, обозначающего признак предмета


Осенью надевают (какие?) сапоги. Паша почистил (какие?) туфли. Мама купила (какие?) босоножки. На лыжную прогулку наденем (какие?) ботинки. (Какие?) тапочки лежат в коридоре. В сильный мороз (какие?) валенки не дадут ножкам замерзнуть.


6.Дополнение предложения словами


На обувную полку поставили... Чтобы ноги не промокли, надевают... Из кожи шьют... У Игоря теплые... У Иры новые... Люда обтерла летние... На тренировке нужны спортивные

7. Исправление ошибочности суждения



8. Объяснение последствий жизненного явления (дождь, порча ботинок, уход за обувью) по образцу


Ботинки низкие, а сапоги осенние. Тапочки домашние, а туфли жесткие. Сапоги меховые, а туфли летние. Кроссовки большие, а сандалии детские.

«Идет дождь, можно ходить по лужам в резиновых сапогах. Это хорошо. Под дождем мама не разрешит гулять. Это плохо».


7. Транспорт

1.Подбор нескольких названий действий к названию предмета


Самолет (что делает?) — стоит, едет, взлетает, летит, садится, приземляется, падает, поворачивает, шумит, гудит.


2. Подбор максимального количества слов к названию действия

Подбор максимального количества слов к названию действия


3. Добавление одного общего слова к двум словам


Автобус, троллейбус — что делают? Корабль, парусник — что делают? Автомашина, трамвай — какие? Самолет, вертолет — какие? Летит, гудит — что? Деревянная, длинная — что? Крылатый, серебристый — что? Прибывает, опаздывает — что?


4. Подбор максимального количества слов, отвечающих на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»


Поезд (какой?): железный, блестящий, разноцветный, яркий, красивый, большой, узкий, длинный, скорый, пассажирский, медленный, удобный, новый, громоздкий, тяжелый, шумный.

Аналогично: троллейбус, автобус, автомобиль, лодка, корабль, вертолет.


5. Добавление слова, обозначающего признак предмета


На речной вокзал прибыл (какой?) пароход. Папа починил (какую?) машину. Около дома остановка (какого?) автобуса. К бабушке поедем на (какой?) электричке. (Какой?) трамвай прогремел под окнами. Мила нарисовала (какой?) вертолет

6. Подбор слов, отвечающих на вопрос «Что?»



7. Исправление ошибочности суждения


Самолет огромный, а лодка плавает по воде. Корабль плывет, а в машине водитель. Грузовик перевозит грузы, а автомобиль маленький. Вертолет летает низко, а в самолете много пассажиров.

8. Составление предложения с парой слов


Велосипед — колеса; корабль — море; вертолет — небо; автомобиль — дорога; лодка — дерево; город — транспорт; поезд — мама; лето — электричка; медвежонок — грузовик; арбузы — кузов.


9. Объяснение последствий жизненного явления (дождь, снег, праздник) по образцу


«Дождь помоет машину. Это хорошо. Из-за дождя дорога станет скользкой. Это плохо».


8. Профессии

1. Подбор названий действий к названию профессии кто чем занимается:

Художник рисует, строитель строит, повар готовит, варит, жарит, учитель учит, воспитатель вос­питывает, ученик учится, пианист играет на пианино, портной шьет, писатель сочиняет, доярка доит корову, прачка стирает, уборщица убирает, летчик летает, фотограф фотографирует, продавец продает.


2. Подбор существительных и наречий к названию действия



3. Добавление одного общего слова к двум словам


Воспитатель, учитель — что делают? Уборщица, прачка — что делают? Боксер, солдат — какие? Художник, писатель — какие? Красит, белит — кто? Варит, жарит — кто? Прибивает, выпиливает — кто?


4.Подбор максимального количества слов, отвечающих на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»


Учитель (какой?): добрый, умный, взрослый, молодой, пожилой, справедливый, строгий, новый, любимый.

Аналогично: строитель, фотограф, продавец.


5. Добавление слова, обозначающего признак предмета


В кафе работает (какой?) повар. Мой папа (какой?) врач. В нашем садике (какие?) воспитатели. Бабушка вызвала (какого?) слесаря. (Какой?) портной сшил ребятам новогодние костюмы. По телевизору выступает (какой?) артист.


6. Дополнение предложения словами


В школе учит первоклассников читать... Картины рисует... Часы чинит... Наши чемоданы нес... На экскаваторе работает... Дети любят добрых... Учит правильно и красиво говорить... (для детей логопедических групп).


7. Составление предложения с парой слов (ассоциации)


Учитель — буква; маляр — кисть; летчик — самолет; во­дитель — дорога; точильщик — ножи; кран — крановщик;

стекольщик — окно; капитан — корабль, дрессировщик — медведь; повар — грибы.


8.Объяснение последствий жизненного явления (поход к зубному врачу, спектакль в детском саду, поездка к папе на работу) по образцу


«Зубы станут белыми и здоровыми. Это хорошо. Зубы лечить неприятно. Это плохо».


9. Инструменты

1. Подбор нескольких названий действий к названию предмета


Ножницы (что делают?) — стригут, режут, отрезают, подравнивают, скрежещут, клацают, ржавеют.

Пила (что делает?) — пилит, визжит, ржавеет, тупеет. Кисточка (что делает?) — рисует, раскрашивает, мажет, пачкает.


2. Подбор максимального количества слов к названию действия


Рубит (кто? что?) — дровосек, топор.

Рубит (чем?) — топором.

Рубит (как?) — быстро, медленно, долго, давно, ровно, красиво, шумно.

Режут (чем?) — ножом, ножницами.

Подметают (чем?) — метлой, шваброй, веником.

Красят (чем?) — кистью, валиком.

Прибивают (чем?) — молотком.

3. Добавление одного общего слова к двум словам


Топор, молоток (что делают?) Веник, швабра (что делают?) Пила, игла (какие?) Лопата, топор (какие?) Захватывают, вытаскивают (что?) Пилит, визжит (что?)


4. Подбор максимального количества слов, отвечающих на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»


Иголка (какая?): железная, большая, узкая, длинная, тон­кая, легкая, острая, блестящая, удобная, новая. Аналогично: карандаш, молоток.


5. Добавление слова, обозначающего признак предмета


(Какие?) клещи вытащили старый гвоздь. У папы есть (какой?) топор. Уборщица взяла (какую?) метлу. (Какая?) лупа нужна часовщику. (Какая?) лопата у садовника. Маляр держит (какую?) кисть.


6. Дополнение предложения словами


Парикмахер взял в руки... Садовнику нужна... У медсестры есть... Я пилю дрова... Дворник убирает двор новой... Маляр взял длинную...


7.Исправление ошибочности суждения


Иголка маленькая, а лопата тяжелая. Игла острая, а молоток толстый. Метла длинная, а кисть нужна маляру. Лопата нужна в саду, а метла легкая.


8. Составление предложения с парой слов


Молоток — гвоздь; шприц — медсестра; ножницы — коса; лопата яма; метла — чистота; пила — доска; топор — лес; художник — карандаш; лупа — часы.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!