Игры на коррекцию негативных эмоциональных переживаний, снятие эмоционального напряжения.  картотека подготовила воспитатель Гук Е. И. | ДИНОЗАВРИКИ Цель: снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов. Возраст: 3 – 4 года. Форма проведения: индивидуальная и групповая. Ход игры: Дети, представляя себя «динозавриками», делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики. Игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям и обидам. Ведь даже у детей сейчас редко появляется возможность делать то, что хочется. ЛОВИ – ЛОВИ! Цель: снятие эмоционального напряжения. Возраст: 4 – 5 лет. Форма проведения: индивидуальная и групповая. Материал: палочка длинной 0,5 м с прикреплённым к ней лёгким мячиком на яркой ленте. Ход игры: Выбирают ведущего, вручают ему палочку, затем становятся в круг, ведущий – в центре круга. Ведущий подходит к детям со словами: «Лови – лови!». Задача играющих – поймать мяч, который всё время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколько участников. |
Мышка (авторы — Е.К. Лютова. Г.Б. Монина) Цель: развитие тактильных ощущений, формирование выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: 3-6 человек. Необходимые приспособления: мышка, бубен, платок. Описание игры: двое детей садятся на стулья друг напротив друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают бубен. Когда второй играющий начинает играть, третий человек принимается водить мышкой по телу первого ребенка. Мышка бегает, кувыркается, карабкается в соответствии с темпом звучания музыки. Первый участник игры сидит спокойно, он не дол жен пытаться поймать мышку руками, его задача — сконцентрироваться на своих ощущениях. Можно использовать несколько инструментов, под звуки которых мышка двигается по-разному: под гармошку она ползет, а под бой барабана — прыгает; или под звуки бубна она ходит по рукам, а под дудочку — взбирается на шею и т. д. Комментарий: с детьми можно провести беседу о том, что звуки, как и люди, также имеют свой характер, свое настроение. В зависимости от темпа музыки меняются движения, поэтому под одни звуки хочется двигаться плавно и медленно, а под другие хочется попрыгать. После игры с первым участником нужно поговорить о его ощущениях, что ему понравилось, когда было приятно, а когда нет. Это поможет лучшему осознанию ребенком его чувств и переживаний. | Радость и грусть (автор — И. Климина) Цель: развитие эмоциональной сферы, умения дифференцировать эмоции ичувства других людей. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: рисунки. Описание игры: дети внимательно рассматривают рисунки, а потом раскладываютих в два ряда — радость и грусть — в зависимости от цветовой гаммы. Комментарий: основная задача взрослого — помочь детям рассказать о своихчувствах, возникших по поводу того или иного рисунка, объяснить, почему одинрисунок они считают веселым, а другой — груст ным. Пес Барбос (автор — Н.Л. Кряжева) Цель: развитие произвольности, самоконтроля. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: 6-8 человек. Необходимые приспособления: платок. Описание игры: выбирается ребенок, который будет «собакой». Он завязывает глаза и уши платком, свора чивается в клубок и делает вид, что спит. Остальные дети должны тихонько проходить мимо него. Неожи данно «собака» просыпается и с лаем ловит побеспоко ивших ее детей. Пойманный становится «собакой». Комментарий: игра проходит шумно и интересно. Взрослому не стоит сдерживать эмоциональные поры вы детей, дайте им повеселиться вдоволь. Такой вы плеск поможет детям через полчаса сосредоточиться на занятиях. |
Растущие цветы Цель: укрепление уверенности в себе, стимулирование стремления к лидерству, развитие наблюдательности. Возраст: 3-4 года. Количество играющих: группа. Необходимые приспособления: музыкальные инструменты, 2-3 больших бумажных цветка. Описание игры: один ребенок играет на музыкальном инструменте, остальные слушают. Одновременно взрослый, спрятавшись за высоким предметом мебели, начинает поднимать цветок. Когда музыка стихает, цветок перестает расти, при быстрой и громкой музыке он растет быстрее. Если цветок не может уже расти дальше, все начинают танцевать вокруг него или изображать его увядание. Если одновременно играет два инструмента, можно использовать два цветка. Комментарий: когда детям станет ясна суть игры, взрослого может заменить ребенок. После игры с детьми проводится беседа. У ребенка-цветка можно спросить, под какие звуки ему хотелось расти, а под какие — нет. У ребенка-музыканта можно спросить, хотелось ли ему, чтобы цветок рос, если нет, то почему. В процессе игры взрослый должен пытаться комментировать темп роста цветка, предлагать те или иные версии поворота сюжета. Например: если цветок долго нерастет, взрослый должен обратить внимание детей на звуки, а затем на то, что, вероятно, ему они не нравятся или что ему грустно. Можно попросить всех детей вместе с музыкантом помочь цветку подрасти. Игра стимулирует детей к пониманию чувств другого человека, развивает чувство эмпатии, желание помочь при необходимости. | Час «тишины» и час «можно» (ав. Н. Кряжева) Цель: развитие произвольности поведения. Возраст: 2-3 года. Количество играющих: любое. Описание игры: взрослый договаривается с детьми о том, что у них теперь будет час тишины и час «можно». Это значит, что в час «тишины» дети будут вести себя тихо и заниматься спокойными делами — рисованием, лепкой и т. д. Зато в час «можно» - они смогут делать все, что захочется — бегать, прыгать, кричать, петь и т. д. При этом, желательно заранее предупредить, что даже в час «можно» нельзя драться, ругаться, обижать кого-либо и т. д. Комментарий: эти часы можно чередовать в течение дня или играть в них в разные дни, но они должны стать привычными в группе детского сада или дома, тогда взрослому будет проще контролировать поведение детей в любой момент. Например, когда нужно, чтобы разгоряченные дети успокоились, им предлагается поиграть в час тишины, а во время прогулки можно предложить час «можно». |