СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека опытов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экспериментирование в детском саду - это важный процесс самообразования детей. Во время экспериментирования происходит активное развитие мышления, а также знания, приобретённые самостоятельно, бывают более прочными. В картотеке подобраны игры-эксперименты для детей старшего дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Картотека опытов»







Картотека опытов

(варианты опытов с различными доступными материалами)



«ВОДА» «НЕВЕДИМКИ»

ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о том, что многие вещества растворяются в воде.

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

в банку с водой на нитке опустить гвоздик. Нитку можно прикрепить к карандашу, который ложится на горлышко банки. Потом добавлять гуашь, пока гвоздик станет невидим в воде.

  1. «ФИЛЬТРОВАНИЕ ВОДЫ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

в воронку положить бинт, сложенный в несколько раз, и через нее пропускать мутную воду. Рассказать детям, что в природе роль фильтра выполняет песок.

  1. «РИСОВАНИЕ ЦВЕТНОЙ ВОДОЙ ПО СНЕГУ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

приготовить для подгруппы детей брызгалки из пластиковых бутылок, налить в них крашенную гуашью (красителями) воду и показать детям, что можно рисовать на снегу такой водой.


«ВОДА» «КАП-КАП»

ЦЕЛЬ: смоделировать получение дождя.

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

в тарелку положить снег и подержать ее над кипящим чайником. Пар от чайника при соприкосновении с холодной тарелкой превратится в капли воды.


  1. «ПЛАВАЮЩЕЕ ЯЙЦО»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

этот опыт можно показать как фокус. В две одинаковые емкости налейте воды. В одну из них добавьте несколько ложек соли и хорошо размешайте. Положите яйцо в емкость с простой водой, оно опустите его в емкость с подсоленной водой, оно плавает. Соль повышает плотность воды, и предметы, погруженные в соленую воду, выталкиваются. Поэтому в морской воде легко плавать.
























КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ


«ИГРЫ С ТЕНЬЮ»

  1. «УГАДАЙ, ЧТО ЭТО?»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

воспитатель показывает детям, как при помощи рук можно получить различные фигуры. Дети угадывают, что изображает воспитатель, и повторяют его фигуры, потом придумывают свои.

  1. «ТЕАТР ТЕНЕЙ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

воспитатель показывает детям персонажи сказок, а дети озвучивают героев.

  1. «УГАДАЙ, КАКОЙ ПРЕДМЕТ»

ХОД: воспитатель показывает предметы, а дети по тени узнают, что это.

  1. «ПОЧЕМУ ЖЕЛЕЗО ТОНЕТ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

дать детям возможность самостоятельно поэкспериментировать с металлическими предметами и сделать вывод, почему же металлический «корабль» плавает.

«ВОЗДУХ»

  1. «ГДЕ ЖИВЕТ ВОЗДУХ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Сделать глубокий вдох и выдохнуть на руку.

  2. Положить мелкие кусочки бумаги на край стола и взмахнуть листом бумаги над ними.

  3. Надуть воздушный шар, зажать конец и опустить в воду, разжав то, что сажали рукой.

  4. Взвесить на всех весах 2 шара. Надуть один шар и заменить пустой шар надутым.

  5. Опустить пустой перевернутый стакан вверх дном в воду (дно стакана должно быть параллельно дну емкости), потом наклонить стакан.

  6. «ПОЧЕМУ ЛЕТАЕТ ПАРАШЮТ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

научить детей делать и запускать парашют. С помощью наблюдения за полетом игрушки сделать вывод, почему летает парашют.
























КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ



«ПАРАФИН»


  1. «ПОЧЕМУ ГОРИТ СВЕЧА»

ЦЕЛЬ: познакомить детей со строением свечи и свойством парафина – плавлением.

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

рассмотреть с детьми устройство свечи, попробовать парафин на ощупь. Показать детям воск. Чем они схожи с парафином, а чем отличаются? Рассмотреть горящую свечу. Почему она горит? Если плавленый парафин капнуть в воду, что с ним произойдет? А если парафин опустить в горячую воду, что с ним случится?



«ПАРАФИН»


  1. «РИСОВАНИЕ ПО ВОСКУ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

дать детям кусочки свечи, краски и познакомить с техникой рисования по воску.

  1. «ЧЕРНИЛА ИЗ ЛИМОНА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

сок из лимона выдавить в чашечку с водой. Ватной палочкой написать слова с помощью «чернил». Технология проявления «невидимых чернил».




«ФОКУСЫ»

  1. «ПОЮЩИЙ БОКАЛ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

взять за ножку бокал из тонкого стекла. Указательный палец свободной руки смочить водой и, надавливая на края бокала, водить пальцем по его краям. Вы услышите, как бокал «запоёт». Появление звука зависит от силы нажатия, поэтому придется поэкспериментировать.

  1. «ВОЛШЕБНЫЕ ВЕТОЧКИ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

надо приготовить соляной раствор: на 2 л воды 1,5 кг соли, закипятить его и остудить. В приготовленный раствор опустить срезанные веточки деревьев или кустарников. При остывании раствора соль начнет осаживаться на веточках. Кода вытащить из воды веточки, они будут, словно обсыпаны инеем.


«ФОКУСЫ»


  1. «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

в банку налить обычную воду, накрыть крышкой. Сказать волшебные слова и встряхнуть банку, вода поменяет цвет. Не забудьте на дно крышки насыпать красящие вещество (пищевой краситель).


  1. «ШИПЯЩАЯ ВОДА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

в стакан с водой всыпать чайную ложку пищевой соды и размещать, потом влить ложку уксуса. Вода мгновенно зашипит. Пищевая сода вступила с уксусом в реакцию, и выделился углекислый газ.

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ


«ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ»

  1. «ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Познакомить детей с тем, что все живые организмы дышат, как и человек. Сколько времени без воздуха проживет растение? Поры, через которые дышит растение, закупориваются. Дети наблюдают, как через какое время лист засохнет, делают выводы.

  1. «СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Для эксперимента берут 2 одинаковых растения. Одно из них накрывают колпаком, не пропускающим свет. Через 2 недели снимают колпак и смотрят, что произошло с растением.


«ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ»

3.«ТЕПЛО В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

эксперимент лучше проводить в зимнее время. С прогулки приносят веточки растений и ставят в воду у батареи, между стеклами окна. Наблюдают, что происходит с веточками на улице, у батареи и между стекол. Делают вывод: где тепло, там появляются листики.

4.«ГДЕ РАСТЕНИЮ ЛУЧШЕ ЖИТЬ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Две луковицы растения, одинаковые по форме, помещают в разную среду: одну – в воду, другую в почву. Наблюдают за их ростом и делают вывод, где растение быстрее растет.





«ВОДА»

  1. «ПОЧЕМУ ПТИЦЫ ПЛАВАЮТ»

Рассмотреть перья разных птиц. Чем они отличаются и в чем сходство? Опустить перья в воду. Почему они плавают. Положить на воду тонкий лист бумаги и понаблюдать, что с ним происходит. Потом смазать лист жиром и тоже опустить на воду. Птицы плавают, потому что их перья смазываются жиром.

  1. «ЧТО ТАКОЕ ПАР»

Над кипящей водой подержать холодный предмет и понаблюдать, что будет, происходит на его поверхности. Пар - это новое состояние воды. При охлаждении из пара получается вода.

«ТКАНЬ»

  1. «ИЗУЧАЕМ ТКАНЬ»

Предложить детям несколько видов ткани. Что делаем с тканью? Пробуем на ощупь, мнем, рвем, режем ножницами. Рассказать из какой ткани, какую одежду шьют.

«БУМАГА»

  1. «РАЗНЫЕ ВИДЫ БУМАГ»

Собрать коллекцию бумаги и познакомить детей с ее разновидностями. Рассказать, как изготавливают бумагу.

«САХАР»

  1. «РАСТВОРЕНИЕ САХАРА»

Спросить детей, что происходит сахаром, если его опустить в воду? Сравнить, в какой воде (горячей или холодной) быстрее растворяется сахар.

  1. «ПЛАВЛЕНИЕ САХАРА»

Над свечой подержать ложку сахаром. Что происходит? Раскаленный сахар вывалить в емкость. Что с ним происходит? Попробовать на вкус. Где используется такое свойство сахара? (в пище) Жженый сахар используют как лекарство при приступах кашля.
























КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ


«ПЕСОК»

«ДВИЖУЩИЙСЯ ПЕСОК»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

В пластиковую бутылку насыпать сухого песка и закрутить крышкой. В крышке при помощи шила сделать дырку и вставить туда трубочку. Подуть в трубочку и понаблюдать, что происходит в бутылке.

«ПЕСОЧНЫЙ ЗАМОК»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Мокрый песок может выливаться из ладошек тонкой струей. Если ладошки держать над одним местом, то из струйки можно получить конус, который будет похож на замок. При высыпании песок твердеет, и получится крепкая постройка.


«А МЫ СЕЯЛИ ПЕСОК»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Научить детей сеять песок через сито. Рассмотреть, чем отличается просеянный песок от непросеянного.

«ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Показать детям песочные часы и рассказать историю возникновения этого прибора. Дать возможность ощутить длительность времени по песочным часам. Предложить что-либо сделать, отмечая время по часам: одеваться, спеть песенку и т.п.






«ВЕТЕР»

«ИГРУШКА-ВЕРТУШКА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: сделать с детьми игрушки-вертушки и показать, как их приводить в движение при помощи ветра.

«ВЕТЕР ПО МОРЮ ГУЛЯЕТ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: научить детей делать кораблики из скорлупы грецкого ореха и отправлять их в плавание при помощи ветра.

«КАМЕШКИ»

«РАЗНЫЕ КАМЕШКИ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: рассмотреть, какого они цвета, какие на ощупь. Постучать о камешек, слушать издаваемый звук. Определить на ощупь твердый он или мягкий. Из камешков выложить узор. Узнать плавают ли камешки? Какой у них цвет у сухих и мокрых?

«ЗЕРКАЛО»

«СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Каждому ребенку дать зеркальце и помочь получить солнечного зайчика.

«ЧТО ПРОИСХОДИТ В ЗЕРКАЛЕ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Ребенок смотрит в зеркало, а воспитатель спрашивает у него, что находиться в зеркале справа, слева, вверху и что он видит внизу зеркала?


«ВОДА»

«ВОДА НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ»

Вода не имеет формы. Налейте воду в сосуды разной формы и объясните детям, что она принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Потом пролейте на пол. Что происходит с водой?


«ВОДА НЕ ИМЕЕТ ВКУСА»

Дать детям попробовать на вкус воду. Какой у нее вкус? Потом в стакан бросить сахар и размешать. Какой теперь вкус у раствора? Потом в один стакан бросить соль, в другой стакан с водой капнуть сок лимона.

«ВОДА НЕ ИМЕЕ ЗАПАХА»

В стакан с водой добавляются вещества, имеющие резко выраженный запах (приятный), и сравнивают запахи.

«КАП-КАП-КАП»

Понаблюдать за таянием сосулек. Как можно получить каплю, только не из сосульки? Какая форма у капли? Какой звук издает капля, когда падает? Сочините музыку капли и сыграйте на металлофоне.


«ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ»

Поставить веточку (с дерева) в вазу с водой, а одну в пустую вазу и понаблюдать за тем, что будет происходить с веточками.


«ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЦВЕТА»

В стакан с водой добавить красящие вещества или гуашь и понаблюдать, что происходит с водой. В ней растворяются красящие вещества.






























КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ



«ПЕСОК»

«Я ПЕКУ, ДЕТКАМ ВСЕМ ПО КОЛОБКУ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

У детей разнообразные формочки, ведерки и совочки. Воспитатель предлагает слепить пирожки разной формы.

«СЫПУЧИЙ ПЕСОК»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Воспитатель предлагает испечь пирожки из сухого песка. Что происходит? Предлагает взять песок в руки и просыпать его струйкой. Потом раздает детям кулечки с дыркой и предлагает сыпать из них песок, можно нарисовать струйкой песка.


«МАГНИТ»

«СВОЙСТВА МАГНИТА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: показать детям, как магнит притягивает металлические предметы (не забывайте про технику безопасности).






«СНЕГ»

«РАЗНЫЕ НОЖКИ ТОПАЮТ ПО СНЕЖНОЙ ДОРОЖКЕ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: воспитатель учит детей, как получить четкие следы на снегу. Взяв ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показывает, как получить из снега различные фигуры.

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ ФИГУРЫ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

на прогулке воспитатель делает с детьми фигуры из снега (снеговики, черепашки, пирожки), затем разноцветной водой раскрашивают фигурки.



«ЛЕДЯНАЯ ГОРКА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: при помощи детских лопаток воспитатель и дети делают горку для куклы из снега, потом поливают ее водой и наблюдают до конца прогулки, что происходит с горкой. Затем катают куклу с ледяной горки.

«СНЕЖНЫЙ ГОРОДОК»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

воспитатель из снега лепит колобок и предлагает детям сделать такой же. Потом показывает, как из маленьких колобков можно построить большой дом, который называется снежной крепостью.




«ВОДА»

«КОРАБЛИКИ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Познакомить детей сл свойствами плавающих предметов. Воспитатель делает детям из бумаги кораблики, а потом запускают их в лужи. Если это происходит в группе, то в таз с водой пускают плавающие и металлические игрушки, потом наблюдают, что с ними происходит.

«НЫРКИ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Познакомить детей со свойствами «ныряющих» игрушек. Детям раздают тениссные шарики и показывают, что с ними происходит, если их бросить в воду.


«СОБЕРЕМ ВОДИЧКУ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Научить детей пользоваться губкой для сбора воды. Ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знание детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собрать воду со стола в таз при помощи губки.

«ПЕНА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

В таз наливают теплую воду, потом добавляют шампунь. Взбивая венчиком воду, получаем пену. В такой воде можно купать куклу.






«БУМАГА»


«РВЕМ БУМАГУ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

дети рвут разноцветную бумагу на мелкие кусочки и делают из них аппликацию.


«БУМАЖНЫЕ КОМОЧКИ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

познакомить детей с новым свойством бумаги – скатыванием. Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки.

«СОЛНЦЕ»

«СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: показать детям как можно играть с солнечным зайчиком. В группе или на участок, дать детям зеркало и показать как пускать солнечного зайчика. Игры с солнечным зайчиком.

«ТЕНЬ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: познакомить детей со свойством солнечного света. Рассказать детям, как возникает тень, понаблюдать за движением тени.

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ СТЕКЛЯШКИЬ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: познакомить детей со свойствами прозрачного стекла. Рассказать детям разноцветные стеклышки и понаблюдать через них, как меняется окружающий мир.

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ



«ПЕСОК»


«МЕЛЬНИЦА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Воспитатель ставит мельницу в пустую миску, совочком сыплет песок на лопасти.



«ИГРУШКИ ДЛЯ ПЕСКА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Показать детям, как пользоваться игрушками для получения практического опыта. Воспитатель показывает детям, как насыпать совочком увлажненный песок в ведерко. Песок тут же можно высыпать, испечь пирожки.


«СУХОЙ ПЕСОК»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Воспитатель предлагает взять сухой песок в руки и слепить лепешку. Что происходит? Что надо сделать, чтобы слепить пирожок для куклы?


«ПЕНА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

В таз наливают теплую воду, потом добавляют шампунь. Взбивая венчиком воду, получаем пену. В такой воде можно купать куклу.






«СНЕГ»

«СВОЙСТВА СНЕГА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Познакомить детей со свойствами снега, как он лепится. Снег лепится, из него можно сделать «колобок», горку, и потом катать с горки на санках куклу.


«СЛЕДЫ НА СНЕГУ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Рассмотреть на прогулке следы детей и воспитателя, птиц и животных.


«СНЕГ ТАЕТ…»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

На прогулке набрать с детьми в ведерко снега и принести в группу. Потом понаблюдать, что происходит со снегом.



«ВЕТЕР»

«ИГРЫ С СУЛТАНЧИКАМИ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

есть такая игрушка – султанчик, которую ветерок приведет в движение, когда вы будете бежать. Раздать детям эти игрушки и понаблюдать, поиграть с ними.

«ВОДА»


«СВОЙСТВО ВОДЫ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: познакомить детей со свойствами воды. Воспитатель приносит в группу большую чашку наливает в нее воды и предлагает детям потрогать её. В воде хорошо плавают рыбки, уточки, и предлагает детям опустить эти игрушки в воду, подуть, чтобы появились волны и уточки с рыбками поплыли.

«РЫБАЛКА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: показать детям как пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды. Воспитатель раздает детям рыбок и предлагает опустить их в чашку, чтобы рыбки поплавали. Затем показывает детям, как надо ловить рыбок сачком. Дети повторяют.


«РАЗНОЦВЕТНАЯ ВОДА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

у воспитателя несколько баночек с прозрачной водой и крышечек с разведенной гуашью. При помощи пипетки в баночки капается гуашь, и дети наблюдают, как вода меняет окраску – превращается из прозрачной в разноцветную. Можно бросит в окрашенную воду маленький предмет и его не видно. Вывод – окрашенная вода непрозрачна.





«ВОДА ИЗ КРАНА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: это наблюдение делается, когда дети моют руки. Каждый раз воспитатель уточняет, что вода чистая, прозрачная и льется из крана для того, чтобы дети могли помыть руки. При этом воспитатель проговаривает потешки про воду.



«ПОМОЕМ ИГРУШКИ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: воспитатель показывает, как надо мыть игрушки (посуду) для кукол. Потом поручает это детям. Напоминает, что делать это надо аккуратно.




«ШАРИКИ В ВОДЕ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

воспитатель бросает в чашку с водой, шарик и показывает, как его можно выловить черпаком. Предлагает детям бросить шарики и самостоятельно достать их черпаком. Детям напомнить, что делать это нужно аккуратно, чтобы не разбрызгать воду.



Налил-вылил


Игра способствует развитию координации движения, расширяет представления о свойствах вещества

Необходимый инвентарь: емкость с водой, один большой и один маленький стакан.

◈ Поставьте перед ребенком тазик с водой. Покажите, как можно, зачерпывая воду одним стаканом, переливать ее в другой.

◈ Предоставьте ребенку свободу действий.




Выжми мочалку


Игра способствует развитию мелкой моторики

Необходимый инвентарь: две емкости, поролоновая губка.

◈ Одну емкость заполните водой. Покажите ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую.

◈ Предложите попробовать самому сделать то же самое.









Водонос

Игра знакомит со свойствами вещества и понятием объема, способствует развитию координации движении

Необходимый инвентарь: тазик с водой, две или три банки, деревянные палочки.

◈ Поставьте перед ребенком тазик с водой. Рядом положите чайную ложку, столовую ложку, поварешку, ситечко, губку.

◈ Предложите ребенку зачерпывать воду из тазика разными предметами и переливать в разные банки.

◈ Сравните, в какой банке воды окажется больше.

◈ Спросите, чем зачерпнуть вообще не получится.

◈ Измерять глубину воды в банках можно так, как это когда-то делали моряки: опуская в банку деревянную палочку (правда, у моряков был канат с грузом).


Сквозь сито


Игра знакомит с назначением предметов и свойствами вещества

Необходимый инвентарь: стакан, сито.

◈ Поставьте перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито.

◈ Объясните ему, почему вода утекает.


Поплывет или утонет

Игра способствует развитию наблюдательности, мелкой моторики, освоению навыков классифицирования предметов

Необходимый инвентарь: предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики, пуговицы), и предметы, не тонущие в воде (мячик, деревянные дощечки, пластмассовые игрушки), емкость с водой, два пустых ведерка.

◈ Поставьте перед ребенком тазик с водой и разложите все предметы. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними.

◈ Потом доставайте предметы из воды и раскладывайте их по разным ведеркам — в одно, все, что не утонуло, в другое — то, что оказалось на дне.

«Разные ножки топают по снежной дорожке»

Научить детей получать четкие следы на снегу Воспитатель учит детей, как получить четкие следы на снегу. Взяв ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показывает, как получить из снега различные фигуры.







Превращения воды

Игра знакомит со свойствами вещества

Необходимый инвентарь: фигурные формочки и формочки для льда.

◈ Расскажите ребенку, что вода, поставленная в морозильную камеру, замерзает и превращается в лед.

◈ Продемонстрируйте это наглядно.

◈ Покажите ребенку ледяные фигуры, обратите его внимание, что льдинки повторяют форму сосудов, которые вы заполняли водой.

◈ Понаблюдайте за таянием льда.

◈ Добавив в воду краски, можно получить разноцветный лед и выложить из него красивые узоры.

Невидимое письмо

Необходимый инвентарь: бумага, лимон, йод.

◈ Напишите на бумаге лимонным соком имя ребенка или нарисуйте простую картинку и дайте высохнуть.

◈ Потом разведите в воде йод и кисточкой смочите лист бумаги — рисунок проявится.




Волшебная кисточка


Цель: Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый).

Игровой материал: Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров.

Ход игры: Взрослый знакомит детей с волшебной кисточкой и предлагает им закрасить на листах с контурами по два шарика, как на образце. Взрослый рассказывает, как краски поспорили о том, кто из них красивее, кому закрашивать оставшийся шарик, и как волшебная кисточка их подружила, предложив краскам раскрасить оставшийся шарик вместе. Затем взрослый предлагает детям смешать на палитре краски (в соответствии с пиктограммой), закрасить новой краской третий шарик и назвать получившийся цвет.









Легкий – тяжелый

Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

Игровой материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»).

Ход игры: Крокодил Гена и Чебурашка выбирают игрушки, который каждый из них хочет взять с собой к друзьям. Предлагается несколько вариантов выбора игрушек:

  • игрушки из одного материала, но разные по размеру. Взрослый спрашивает, почему Гена возьмет игрушки большего размера, и проверяет ответы детей, взвешивая игрушки на руках;

  • игрушки из одного материала, но одни полые внутри, а другие заполнены песком. Взрослый спрашивает, какие игрушки возьмет Чебурашка и почему;

  • игрушки одного размера из разных материалов. Взрослый выясняет, кто какую игрушку понесет и почему.

Затем взрослый предлагает детям выбрать «угощение» в ведерках, которые могут донести Чебурашка и Гена, и выясняет: как узнать, какое ведерко сумеет донести Чебурашка, а какое Гена? Взрослый проверяет предположения детей, рассматривая вместе с ними содержания ведерок.



«Кораблики»

Познакомить детей со свойствами плавающих предметов Воспитатель делает детям из бумаги кораблики, а потом запускают их в лужи. Если это происходит в группе, то в таз с водой пускают плавающие и металлические игрушки, потом наблюдают, что с ними происходит.


«Соберем водичку»

Научить детей пользоваться губкой для сбора воды. Каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знание детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собрать воду со стола в таз при помощи губки.




«Солнечные зайчики»

Научить детей играть с солнечным зайчиком. Вынести в солнечный день на участок зеркало и научить детей, как пускать солнечного зайчика. Организовать игры с солнечным зайчиком.


Буря в стакане.

Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).