Психогимнастика, мимические упражнения,, пластические этюды по лексическим темам. Логопед Лобова Т. В.
"Что выросло в огороде?"
Мимические упражнения: "Чистим и едим лук", ", От лука слезятся глаза, Он горький.
"Огородное пугало".Показать вы испугались огородного пугало.
Изобразить страшное пугало., чтобы все птицы вас испугались.
"Сажаем огород".Выполняют действия в соответствии с содержанием текста.
Мы лопатки взяли, Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали.
А потом водою
Теплой поливали.
"Уборка урожая". Показать : вы срезаете капусту, копаете картофель, выбёргиваете морковь и свёклу, лущите фасоль и горох.
Образно –пластическое творчество детей
"Угадай что я делаю". Логопед показывает действия, например: мытьё и чиску овощеё, шинкование капусты и др.
"Что выросло в саду?"
Мимические упражнения:
"Мы едим фрукты".
Показывают радость, удовольствие от вкусного, сладкого яблока, изобразить какое состояние от кислого лимона, от терпкой, вяжущей хурмы.
Пластические этюды.
"Сажаем огород".Выполняют действия в соответствии с содержанием текста.
Мы лопатки взяли, Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали.
А потом водою
Теплой поливали.
"Уборка урожая". Показать : вы срезаете капусту, копаете картофель, выбёргиваете морковь и свёклу, лущите фасоль и горох.
Образно –пластическое творчество детей
"Угадай что я делаю". Логопед показывает действия, например: мытьё и чиску овощеё, шинкование капусты и др.
"От кустика до деревца"
Психогимнастика Деревца"
Посадили деревца- улыбнулись, человек с пилой подошёл, хочет спилить дерево-рассердились, маленький мальчик не дал пилить дерево – удивились.
Психогимнастика. Пластические этюды: "Прогулка в парке".
"Золотая осень"
Мимические упражнения:
" Осень ".
Психогимнастика. Пластические этюды: "Осень ". Прячемся от дождя; птицы улетают, помашем им рукой, счастливого пути; собираем красивые листочки, любуемся ими.
Мимические упражнения:
" Осень ".
Наше настроение . Покажите , какое у вас настроение в яркий, солнечный день –улыбнулись, в дождливый хмурый день –огорчились грустно, гулять нельзя, увидели большой гриб –удивились.
Выберите схему –маску, котрая подходит ,когда вы радуетесь, грусите, удивляетеся.
Дети иззображают радостное, грустное, плачущее, удивлённое лицо.
Дети выбирают картинки –схемы-маски.
"Откуда хлеб пришел"
Мимические упражнения:" Улыбка ".
Психогимнастика. Пластические этюды: " Хорошее настроение".
"Дом, в котором я живу"
Мимические упражнения:
" Настроение в доме".(Дом покинутый хозяевами, разрушенную избушку; дом , в который въезжают новосёлы).
Психогимнастика. Пластические этюды: "Строим дом ".
Пилят доски, строгают доски, забивают гвозди, ...
"Я человек"
. Мимические упражнения:
" Настроения". (сказали ласковые слова -приятно, ругают -неприятно. Мама не пустила гулять - расстроены, пришел у гости друг - радостны).
Психогимнастика. Пластические этюды:
" Осторожные дети".
Изобразить человека, который несёт тяжёлый груз.
Показать: великан ходит среди лилипутов, лилипут среди великанов.
"Моя семья"
Мимические упражнения:
"Семья".(Изобразит огорчённую, печальную, радостную маму, рассердившегося папу, провинившегося ребёнка).
Психогимнастика. Пластические этюды: "Дружная семья ". Моют посуду. Режут хлеб. Стирают бельё. Рисуют картинки.
"Откуда стол пришел?"
Мимические упражнения:"Стыд, радость". Мальчик сломал переключатель в телевизоре, сказал, что это сделал маленький брат, которого наказали - стыдно за обман. Купили компьютер - обрадовались.
Психогимнастика. Пластические этюды: "Движения ,связанные с электроприборами ".
"Откуда стол пришел?"
Мимические упражнения:
"Стыд, радость". Мальчик сломал переключатель в телевизоре, сказал, что это сделал маленький брат, которого наказали - стыдно за обман. Купили компьютер - обрадовались.
Психогимнастика. Пластические этюды: "Движения ,связанные с электроприборами ".
"Дикие животные"
.Мимические упражнения:
" Уверенность ".
Психогимнастика. Пластические этюды: "Смелый заяц ".
"Домашние животные"
Мимические упражнения:
Выразить мимикой эмоции: мальчик, который гладит щенка; испуганную девочку сердитую собаку, голодного
котёнка, просящего молочка у своей хозяйки.
Психогимнастика. Пластические этюды: " Ласковая кошечка, бодливую корову, верблюда, идущего по пустыне".
"Одежда"
Мимические упражнения:
Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль. Показать: в радуетесь покупке новой одежды. Удивляетесь необычному наряду,; восхищаетесь новым костюмом мамы, ; печалитесь, нечаянно порвав одежду.
Психогимнастика. Оживление предметов. Представьте себя новой шубой; потерянной варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой , аккуратно сложенной..
"Моя родина Казахстан. Наша улица. Мой город."
Мимические упражнения: Увидели праздичный салют- радуетесь, бросают фантики от конфет на землю- огорчаетесь .
Психогимнастика. Пластические этюды: " Сердитый дедушка".
"Обувь"
Мимические упражнения:
Обидно-
Мальчик нечаянно порезал резиновые сапоги в луже стеклом, радостно - купили новые туфли".
Психогимнастика. Пластические этюды. Изобразить удовлетворение от того, что ухаживаешь за маминой обувью: моет обувь, чистит, застёгивает.
"Здравствуй, праздник Новогодний"
Мимические упражнения:
" Снегурочка" Выразительные движения. 1. Удивление: раскрыть рот, приподнять брови.
Психогимнастика. Пластические этюды: " Удивились - папа принёс огромную ёлку, испугались- наряжали ёлку и уронили ёлочную игрушку, обрадовались – получили подарок".
"Игрушки"
Мимические упражнения:
" Жалко сломанную куклу; папа починл куклу и вы очень рады.
Психогимнастика. Пластические этюды: "Заводные игрушки". Изобразить куклу, пляшущего медвежонка, зайку, играющего на барабане и весёлого петрушку.
Заводная игрушка ломается, дети застывают в определённой позе.
"Мороз и солнце"
Мимические упражнения:
"Радуетесь первому снегу, ёжимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студёную погоду ".
Психогимнастика. Пластические этюды: "Зимние забавы ". Изобразить: вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везёте на санках малышей, ходите на лыжах.
"Зимующие птицы"
Мимические упражнения:
как нам жалко воробья , который побывал в лапах кошки; обрадовались, когда он вырвался.
Психогимнастика. Пластические этюды: "Зимующие птицы ".Изобразите озябших, голодных птиц. Покажите как они обрадовались, когда мы насыпали крошек. ; воробья, испугавшегося кошки; как нам жалко воробья , который побывал в лапах кошки; как он вырвался; как болело у него крылышко.
"Домашние птицы"
Мимические упражнения:
" Сердитый индюк, отважная курица защищает своих цыплят от коршуна, испуганный цыплёнок, Трусливый гусёнок боится плавать.
Психогимнастика. Пластические этюды: "Заботливая хозяйка ".(Сыплет зерно, наливает воду).
"Домашние птицы".
(Заботливого петуха, который нашёл зёрнышко и отдаёт курочкам;"
"Зоопарк
Мимические упражнения:
" Обезьянки – кривляки. Сердитый тигр. Испуганная зебра".
Психогимнастика. Пластические этюды: "Лев". Изобразить ленивую и мягкую походку львицы, грозный взгляд и потряхивание гривой льва.
"Мартышка –кривляка" . Педагог показывает какие-либо движения, а дети повторяю их. Затем дети придумывают движения сами.
"Гиппопотам". За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.
Идущие друг за другом, а затем купающихся и плавающих гиппопотамов.
"Транспорт"
. Мимические упражнения:
" Потерялся".
Мальчик с родителями вышел из вагона, увидел большую собаку - удивился, не стало рядом родителей- испугался. Родители нашли мальчика - радостно стало. У всех хорошее настроение
Психогимнастика. Пластические этюды:
"Моряки". Моряки бросают якорь, вытягивают сети с рыбой, поднимают паруса, тянут канаты, спускают на воду шлюпку и гребут к берегу.
"Мой друг светофор"
Мимические упражнения:
Стоите на остановке и долго нет автобуса –грустно, приехал автобус- радостно, в автобусе нечаянно толкнули пассажира – неловкость, вину.
Психогимнастика. Пластические этюды: " Шофёр".
Шофёр едет по ровной дороге- довольный, счастливый; Колесо сломалось – вышел из машины огорчённый, расстроенный, закручивает колесо- уверенно, заливает в бак бензин.
"Посуда"
Мимические упражнения :
Выразить мимикой своё огорчение- разбили чашку, радость – купили новую посуду, огорчение - много грязной посуды.
Психогимнастика. Пластические этюды. Имитация действий. " Варим суп".
Моем и вытираем руки. Наливаем воду в кастрюлю. Зажигаем горелку газовой плиты и ставим на конфорку. Чистим и режим овощи, засыпаем их в кастрюлю, солим, помешиваем суп ложкой, черпаем суп поварёшкой.
"Продукты питания"
Мимические упражнения:
Выразить мимикой своё огорчение - подгорели котлеты, радость - купили много конфет, удивление- привезли огромный торт .
Психогимнастика. Пластические этюды:
Слушать стихотворение и выполнять действия в соответствии с его содержанием.
" Пельмени".
Я три горсточки муки
Сыплю в миску из руки, Подолью воды немножко.
Размешаю тесто ложкой.
Всё с яйцом я перетру,
Тесто я руками мну.
Разделяю на кусочки, Делаю я колобочки.
Мясорубку покручу, Фарш мясной я получу.
Отделяю фарша горстку,
На кружок кладу я гору, Я края соединяю, пальчиками их сжимаю, Покажу своё уменье -
Вылеплю я сто пельменей.
И.Лопухина
"Мама лучшее слово на свете"
Мимические упражнения :
"8 Марта".
Выразить мимикой своё огорчение – Не приготовил подарок для мамы; удивление - папа посоветовал сделать открытку, радость – вручение открытки.
Психогимнастика. Пластические этюды: " Нечаянная радость".
В комнату вошла мама,
С улыбкой посмотрела на своих мальчиков и сказала:
- Заканчивайте ребята свою игру, через час мы едим в цирк!
Мама подняла руку и показала билеты. Мальчики сначала замерли, а потом пустились плясать вокруг мамы.
Выразительные движения. 1. Прикусить нижнюю губу, поднять брови, улыбаться. 2. Смеяться, потирать руки одну о другую, причем одна рука может быть сжата в кулак. Можно хлопать в ладоши, прыгать, пританцовывать.
"Все работы хороши"
Мимические упражнения:
" ".
Психогимнастика. Пластические этюды: " Прфессии людей"
Изобразить маляра, плотника, столяра, учителя, повара,…
"Наурыз. Весна"
Мимические упражнения:
Выразить радость людей от встречи с весной. Показать вам тепло и приятно, вы греетесь на солнышке.
"Медведь в берлоге".
Пригрело солнышко, снег растаял, и вода попала медведю в берлогу. Показать , как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.
Психогимнастика. Пластические этюды: "Сосулька".
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.
(В. Селиверстов)
Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.
"Птицы возвращаются"
Мимические упражнения:
Выразить состояние грусти и печали. Показать как прощались осенью с перелётными птицами; жалости - к птицам, которые мерзнут; радость- весной прилетели птицы.
"Морской мир"
Мимические упражнения: "Два рыболова".
Изобразите двух рыболовов. Один рыболов радуется, так как рыба клюёт и клюёт, другой рыболов грустный- ему не везёт, рыба не клюёт.
"Два рыболова"
На мосту стояли два мальчика и удили рыбу. У них были одинаковые удочки, одинаковые ведерки для рыб, да и стояли они неподалёку друг от друга. Но один мальчик то и дело вытаскивал из воды рыбку за рыбкой, а другой только с досадой поглядывал на него. В его ведерке плавала всего одна небольшая рыбешка. Вот и сейчас у него не клюет, а у соседа опять дергается поплавок. У неудачливого удильщика на лице все сильнее выражалась досада, а у удачливого лицо было, как у задаваки, насмешливое.
"Космос"
Мимические упражнения:
Выразить удивление если бы услышали, что колобок отправился в космос, радость от того, приземлилась ракета.
"Насекомые"
Мимические упражнения:
" Комар".
Изобразить мимикой "назойливого комара", "боимся комара", "Укусил комар", "прогоняем кома", "не боимся комара"
"Детский сад."
Мимические упражнения:
"Круглые глаза ".
Однажды первоклассник Артур подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: " Я шёл из школы. Я заёл в подъезд и увидел, что бегает
Тряпка. Я поднял тряпку, и увидел, что там котёнок".
Ведущий предлагает детям показать, какие круглые глаза были у мальчика, когда он увидел тряпку.
"Дружба народов Казахстана"
Мимические упражнения:
"Семья". (Изобразить огорчённую, печальную, радостную маму, рассердившегося папу, провинившегося ребёнка).
Психогимнастика. Пластические этюды: "Дружная семья ".
"Армия защита страны"
Мимические упражнения: часовой стоит внимательно смотрит вдаль, увидел нарушителя границы- рассердился, обрадовался- собака прибежала на помощь.
Психогимнастика. Пластические этюды. "Смелый наездник"
Звучит музыка Р. Шумана "Смелый наездник".
Ребенок скачет на коне.
Я горжусь своим конем,
Он летит, как ветер.
Обгоняю я на нем
Всех коней на свете. (3. Петрова)
"Цветы"
Мимические упражнения: Выразить загрустили - не появляется из земли росток, обрадовались - появился росток, рассердились - пришёл мальчик и сорвал цветок. Психогимнастика. Пластические этюды:
" Цветок".
Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из eе семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.
Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны - цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.
Мимика. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.
7