СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Категория состояния как часть речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация может быть применена на уроке русского языка в 7 классе.

Просмотр содержимого документа
«Категория состояния как часть речи.»

Категория  состояния  как часть речи

Категория состояния как часть речи

Цель:  а)познакомиться со словами категории состояния;  б) уметь отличать слова категории от наречий;  в) повторить правописание наречий;  г) р/р. Уметь конструировать предложения и составлять тексты. .

Цель:

  • а)познакомиться со словами категории состояния;
  • б) уметь отличать слова категории от наречий;
  • в) повторить правописание наречий;
  • г) р/р. Уметь конструировать предложения и составлять тексты. .
Вопросы на повторение Что называется наречием? Изменяются ли наречия? Как образуются наречия?  Какие случаи правописания наречий являются самыми трудными?

Вопросы на повторение

  • Что называется наречием?
  • Изменяются ли наречия?
  • Как образуются наречия?
  • Какие случаи правописания наречий являются самыми трудными?
Сравним предложения Тихо ответили жители, тихо проехал обоз. Тонко пахло в чистом ночном воздухе зеленями, мирно было в степи, тихо в тёмной деревне. Одинаково ли общее значение и синтаксическая роль выделенных слов?

Сравним предложения

  • Тихо ответили жители, тихо проехал обоз.
  • Тонко пахло в чистом ночном воздухе зеленями, мирно было в степи, тихо в тёмной деревне.

Одинаково ли общее

значение и синтаксическая

роль выделенных

слов?

 В первом предложении слово тихо обозначает признак действия, не изменяется, примыкает к глаголу и является обстоятельством. Следовательно, слово тихо - наречие. Во втором предложении слово тихо обозначает состояние природы, является сказуемым в предложении , где нет подлежащего.Следовательно, во втором предложении слово тихо не наречие. Это – категория состояния.

В первом предложении слово тихо обозначает признак действия, не изменяется, примыкает к глаголу и является обстоятельством. Следовательно, слово тихо - наречие.

Во втором предложении слово тихо обозначает состояние природы, является сказуемым в предложении , где нет подлежащего.Следовательно, во втором предложении слово тихо не наречие. Это – категория состояния.

Тренировочные упражнения Записать слова категории состояния и указать, что они обозначают: стыдно, пустынно, отрадно, грустно, голодно , холодно, можно, страшно, жалко, необходимо, надо, темно, сыро, сухо, дурно, лень, трудно, тяжко . Р/р.Составить предложения со словами категории состояния: холодно, тихо, спокойно, уютно.

Тренировочные упражнения

  • Записать слова категории состояния и указать, что они обозначают: стыдно, пустынно, отрадно, грустно, голодно , холодно, можно, страшно, жалко, необходимо, надо, темно, сыро, сухо, дурно, лень, трудно, тяжко .
  • Р/р.Составить предложения со словами категории состояния: холодно, тихо, спокойно, уютно.
 КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ   Самостоятельная часть речи. Вопрос (как? каково?). Степени сравнения. Постоянные признаки отсутствуют. Член предложения  - сказуемое. Не изменяется . Обозначает: а) душевное состояние (весело );  б) оценку состояния ( нужно);  в) состояние природы ( светло);  г) физическое состояние (больно). 8. Непостоянные признаки – время ( с помощью глагола быть, становиться, делаться.

КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ

  • Самостоятельная часть речи.
  • Вопрос (как? каково?).
  • Степени сравнения.
  • Постоянные признаки отсутствуют.
  • Член предложения - сказуемое.
  • Не изменяется .
  • Обозначает: а) душевное состояние (весело );

б) оценку состояния ( нужно);

в) состояние природы ( светло);

г) физическое состояние (больно).

8. Непостоянные признаки – время ( с помощью глагола быть, становиться, делаться.

 например Морозило крепко. Его знобило и ломало. В переулках пахнет морем. В сосновом лесу легко дышится .  Грамматическая основа этих предложений состоит из одного главного члена – сказуемого, характеризующего состояние природы и состояние человека. Выражено сказуемое категорией состояния.

например

  • Морозило крепко.
  • Его знобило и ломало.
  • В переулках пахнет морем.
  • В сосновом лесу легко дышится .

Грамматическая основа этих предложений состоит из одного главного члена – сказуемого, характеризующего состояние природы и состояние человека. Выражено сказуемое категорией состояния.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!