СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Категория времени глагола

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Категория времени глагола 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Категория времени глагола»

Категория времени глагола. Семантические и грамматические особенности настоящего, будущего и прошедшего времени глагола Выполнила: студентка группы ПДД-118 Тимошенко Е. А.

Категория времени глагола. Семантические и грамматические особенности настоящего, будущего и прошедшего времени глагола

Выполнила: студентка

группы ПДД-118

Тимошенко Е. А.

Глагол – это часть речи с лексико-грамматическим значением процесса действия, формально-морфологическими признаками переходности / непереходности, залога, вида, наклонения, времени, лица, с преимущественно синтаксической ролью сказуемого и своими особенностями словообразования.

Глагол – это часть речи с лексико-грамматическим значением процесса действия, формально-морфологическими признаками переходности / непереходности, залога, вида, наклонения, времени, лица, с преимущественно синтаксической ролью сказуемого и своими особенностями словообразования.

Категория времени – это грамматическая категория, которая выражает отношение действия, названного глаголом, к моменту речи. (П. А. Лекант)

Категория времени – это грамматическая категория, которая выражает отношение действия, названного глаголом, к моменту речи.

(П. А. Лекант)

 Глагол настоящее время будущее время  прошедшее время

Глагол

настоящее время будущее время

прошедшее время

Настоящее время обозначает, что действие совпадает с моментом речи. Например, делаю домашнее задание, сидим за одной партой. Прошедшее время обозначает действие, предшествующее моменту речи. Например, сделал домашнее задание, сидели за одной партой. Будущее время указывает на то, что действие произойдет после момента речи. Например, буду делать домашнее задание, будем сидеть за одной партой.

Настоящее время обозначает, что действие совпадает с моментом речи.

Например, делаю домашнее задание, сидим за одной партой.

Прошедшее время обозначает действие, предшествующее моменту речи.

Например, сделал домашнее задание, сидели за одной партой.

Будущее время указывает на то, что действие произойдет после момента речи.

Например, буду делать домашнее задание, будем сидеть за одной партой.

Настоящее время характерно только для глаголов несовершенного вида. Оно имеет синтетические (простые) личные формы единственного и множественного числа, которые образуются с помощью личных окончаний: иду, говорим . Формы настоящего времени могут употребляться: ̶ в значении прошедшего времени: бывало он еще в постели, к нему записочки несут (несли) ; ̶ в значении будущего времени: я выхожу замуж (выйду)

Настоящее время

характерно только для глаголов несовершенного вида. Оно имеет синтетические (простые) личные формы единственного и множественного числа, которые образуются с помощью личных окончаний: иду, говорим .

Формы настоящего времени могут употребляться:

̶ в значении прошедшего времени: бывало он еще в постели, к нему записочки несут (несли) ;

̶ в значении будущего времени: я выхожу замуж (выйду)

Прошедшее время имеет особый морфологический показатель – суффикс -л. К нему присоединяется окончание: -а (ж. р.); -о (ср. р.), -и (мн. ч.). Отсутствие материально выраженного окончания после суффикса -л является показателем мужского рода. Различают 2 формы прошедшего времени : 1. форма, образованная от глаголов несовершенного вида с суффиксами -а-, -ва-, -ыва-: улетал; 2. форма, образованная от глаголов совершенного вида: улетел.

Прошедшее время

имеет особый морфологический показатель – суффикс -л. К нему присоединяется окончание: -а (ж. р.); -о (ср. р.), -и (мн. ч.). Отсутствие материально выраженного окончания после суффикса -л является показателем мужского рода.

Различают 2 формы прошедшего времени :

1. форма, образованная от глаголов несовершенного вида с суффиксами -а-, -ва-, -ыва-: улетал;

2. форма, образованная от глаголов совершенного вида: улетел.

Прошедшее время Глаголы, которые образуют форму прошедшего времени мужского рода без суффикса -л- : 1. глаголы с инфинитивом на -чь: беречь ̶ берег, жечь ̶ жег; 2. глаголы с полногласным сочетанием в инфинитиве: запереть ̶ запер, вытереть ̶ вытер; 3. глаголы с суффиксом -ну-, утрачивающимся в прошедшем времени: вымокнуть ̶ вымок, окрепнуть ̶ окреп; 4. глаголы с основой на -з, -с: нести ̶ нес, везти ̶ вез. Глагол идти образует формы прошедшего времени супплетивно: шел, шла, шло, шли.

Прошедшее время

Глаголы, которые образуют форму прошедшего времени мужского рода без суффикса -л- :

1. глаголы с инфинитивом на -чь: беречь ̶ берег, жечь ̶ жег;

2. глаголы с полногласным сочетанием в инфинитиве: запереть ̶ запер, вытереть ̶ вытер;

3. глаголы с суффиксом -ну-, утрачивающимся в прошедшем времени: вымокнуть ̶ вымок, окрепнуть ̶ окреп;

4. глаголы с основой на -з, -с: нести ̶ нес, везти ̶ вез.

Глагол идти образует формы прошедшего времени супплетивно: шел, шла, шло, шли.

Прошедшее время Формы прошедшего времени совершенного вида могут употребляться: ̶ в значении будущего времени (очень редко): дайте мне шпаргалку, иначе – я провалился (провалюсь) ; ̶ в значении настоящего: хорошо летом в деревне. Встал утром – в лес сходил , потом на речку ( встаешь, идешь ). Формы прошедшего времени несовершенного вида не выражают связи с настоящим. Они обозначают длительные или повторяющиеся действия: каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу образовывался твердый, льдистый слой наста, по которому заяц пробегал, не оставляя следов.

Прошедшее время

Формы прошедшего времени совершенного вида могут употребляться:

̶ в значении будущего времени (очень редко): дайте мне шпаргалку, иначе – я провалился (провалюсь) ;

̶ в значении настоящего: хорошо летом в деревне. Встал утром – в лес сходил , потом на речку ( встаешь, идешь ).

Формы прошедшего времени несовершенного вида не выражают связи с настоящим. Они обозначают длительные или повторяющиеся действия: каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу образовывался твердый, льдистый слой наста, по которому заяц пробегал, не оставляя следов.

Будущее время Выделяют две формы будущего времени: будущего простого и будущего сложного. Формы будущего простого времени образуются с помощью личных окончаний глаголов совершенного вида: приед у , приед ешь , приед ет ; приед ем , приед ете , приед ут . Форма будущего сложного времени состоит из личных форм вспомогательного глагола быть и инфинитива основного глагола в форме несовершенного вида: буду читать, будешь читать, будет читать; будем читать, будете читать, будут читать.

Будущее время

Выделяют две формы будущего времени: будущего простого и будущего сложного.

Формы будущего простого времени образуются с помощью личных окончаний глаголов совершенного вида: приед у , приед ешь , приед ет ; приед ем , приед ете , приед ут .

Форма будущего сложного времени состоит из личных форм вспомогательного глагола быть и инфинитива основного глагола в форме несовершенного вида: буду читать, будешь читать, будет читать; будем читать, будете читать, будут читать.

Будущее время Формы будущего времени могут употребляться: ̶ в значении настоящего: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет , То заплачет , как дитя – плачет, воет ; ̶ в значении прошедшего времени: Придет, бывало , поздоровается , и сразу на кухню… Мы все катались с ним в лодке по ночам.

Будущее время

Формы будущего времени могут употребляться:

̶ в значении настоящего:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет ,

То заплачет , как дитя – плачет, воет ;

̶ в значении прошедшего времени:

Придет, бывало , поздоровается , и сразу на кухню…

Мы все катались с ним в лодке по ночам.

Категория времени связана с категорией наклонения : только изъявительное наклонение имеет систему форм времени — прошедшего, настоящего, будущего . Повелительное и сослагательное (изъяснительное) наклонения не связаны с грамматическим временем. Повелительное наклонение , выражая побуждение к действию, в перспективе может иметь значение только будущего времени .

Категория времени связана с категорией наклонения : только изъявительное наклонение имеет систему форм времени — прошедшего, настоящего, будущего . Повелительное и сослагательное (изъяснительное) наклонения не связаны с грамматическим временем. Повелительное наклонение , выражая побуждение к действию, в перспективе может иметь значение только будущего времени .

Категория времени взаимосвязана и с категорией вида . Эта связь и взаимозависимость выражаются и в семантике, и в количестве форм времени у глаголов совершенного и несовершенного вида. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени: прошедшего, настоящего и будущего сложного (писал, пишу, буду писать), глаголы совершенного вида — две формы времени: прошедшего и будущего простого (написал, напишу).

Категория времени взаимосвязана и с категорией вида . Эта связь и взаимозависимость выражаются и в семантике, и в количестве форм времени у глаголов совершенного и несовершенного вида. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени: прошедшего, настоящего и будущего сложного (писал, пишу, буду писать), глаголы совершенного вида — две формы времени: прошедшего и будущего простого (написал, напишу).

Экспрессивные формы времени 1. Форма мгновенно-произвольного действия, которая представлена усеченными основами: грох, стук, бултых, шварк, хлоп, чмок, шмыг, юрк. Я поскорее дверью хлоп и спряталась за пенку. 2. Форма мгновенно-непроизвольного действия, которая омонимична форме повелительного наклонения, но лишена повелительной интонации. Эти экспрессивные формы имеют значение неожиданности. Ведь узнала баба Матрена и меня, узнала, старая, да жалобу на меня и подай. 3. Экспрессивная форма, представленная сочетанием «инфинитив + частица ну», подчеркивает значение начала действия. Увидевши слона, ну на него метаться, И лаять, и визжать, и рваться.

Экспрессивные формы времени

1. Форма мгновенно-произвольного действия, которая представлена усеченными основами: грох, стук, бултых, шварк, хлоп, чмок, шмыг, юрк.

Я поскорее дверью хлоп и спряталась за пенку.

2. Форма мгновенно-непроизвольного действия, которая омонимична форме повелительного наклонения, но лишена повелительной интонации. Эти экспрессивные формы имеют значение неожиданности.

Ведь узнала баба Матрена и меня, узнала, старая, да жалобу на меня и подай.

3. Экспрессивная форма, представленная сочетанием «инфинитив + частица ну», подчеркивает значение начала действия.

Увидевши слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться.

Использованная литература 1. Костромина, Н. В. Русский язык. [Электронный ресурс] : учеб. для студентов пед. ин-тов. В 2 ч. Ч. 2. Состав слова и словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация / Н. В. Костромина, К. А. Николаева, Г. М. Ставская, Е. Н. Ширяев; под ред. Л. Ю. Максимова. ̶ М. : Просвещение, 1989. ̶ 288 с. – URL: https://scicenter.online/russkiy-yazyik-scicenter/kategoriya-vremeni-glagola-137703.html. 2. Современный русский литературный язык : учебник для студ. вузов / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин [и др.].; под ред. П. А. Леканта. – М. : Дрофа, 2007 – 557 с. 3. Шанский, Н. М. Современный русский язык. [Электронный ресурс] : учеб. для студентов пед. ин-тов. В 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. ̶̶ М. : Просвещение, 1987. ̶ 256 с. – URL: https://scicenter.online/russkiy-yazyik-scicenter/135-sistema-vremen-68607.html.

Использованная литература

1. Костромина, Н. В. Русский язык. [Электронный ресурс] : учеб. для студентов пед. ин-тов. В 2 ч. Ч. 2. Состав слова и словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация / Н. В. Костромина, К. А. Николаева, Г. М. Ставская, Е. Н. Ширяев; под ред. Л. Ю. Максимова. ̶ М. : Просвещение, 1989. ̶ 288 с. – URL: https://scicenter.online/russkiy-yazyik-scicenter/kategoriya-vremeni-glagola-137703.html.

2. Современный русский литературный язык : учебник для студ. вузов / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин [и др.].; под ред. П. А. Леканта. – М. : Дрофа, 2007 – 557 с.

3. Шанский, Н. М. Современный русский язык. [Электронный ресурс] : учеб. для студентов пед. ин-тов. В 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. ̶̶ М. : Просвещение, 1987. ̶ 256 с. – URL: https://scicenter.online/russkiy-yazyik-scicenter/135-sistema-vremen-68607.html.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!