СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Категория состояния и другие части речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка в 7 классе соответствует ФГОС, содержит: формулировку темы урока, целей урока, актуализацию прежних знаний, сообщение нового материала: КС и глаголы, КС и наречия, КС и краткие прилагательные, тренировочные упражнения, тест, подведение итогов урока.

 

Просмотр содержимого документа
«Категория состояния и другие части речи»

Урок русского языка в 7 классе

Урок русского языка

в 7 классе

Понаблюдаем… 1. Пахнет морем; цветок вкусно пахнет . 2. Мне смешно ; я упал смешно . 3. Настроение тоскливо ; на душе тоскливо . Сформулируем тему урока.

Понаблюдаем…

  • 1. Пахнет морем; цветок вкусно пахнет .
  • 2. Мне смешно ; я упал смешно .
  • 3. Настроение тоскливо ; на душе тоскливо .

Сформулируем тему урока.

Категория состояния и другие части речи

Категория состояния и другие части речи

Цели урока: закрепить понятие о категории состояния как самостоя­тельной части речи; научиться отличать категорию состояния от гла­голов, наречий и кратких прилагательных..

Цели урока:

  • закрепить понятие о

категории состояния как самостоя­тельной части речи;

  • научиться отличать категорию состояния от

гла­голов, наречий и кратких прилагательных..

Вспомним… Категория состояния – это… Как изменяются слова категории состояния? Что обозначают слова категории состояния? Какие постоянные и непостоянные признаки есть у слов категории состояния?

Вспомним…

  • Категория состояния – это…
  • Как изменяются слова категории состояния?
  • Что обозначают слова категории состояния?
  • Какие постоянные и непостоянные признаки есть у слов категории состояния?

 КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ    Самостоятельная часть речи. Вопрос (как? каково?). Степени сравнения. Постоянные признаки отсутствуют. Член предложения - сказуемое. Не изменяется . Обозначает: а) душевное состояние (весело);  б) оценку состояния ( нужно);  в) состояние природы ( светло);  г) физическое состояние (больно). 7. Непостоянные признаки – время ( с помощью  глаголов: быть, становиться, делаться).

КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ

Самостоятельная часть речи.

  • Вопрос (как? каково?).
  • Степени сравнения.
  • Постоянные признаки отсутствуют.
  • Член предложения - сказуемое.
  • Не изменяется .
  • Обозначает: а) душевное состояние (весело);

б) оценку состояния ( нужно);

в) состояние природы ( светло);

г) физическое состояние (больно).

7. Непостоянные признаки – время ( с помощью

глаголов: быть, становиться, делаться).

Разминка - Запишите предложения со словами категории состояния в два столбика: состояние природы, состояние человека.  1) Мне холодно.  2) Стало ясно на душе.  3) Сутра подморозило.   4) Радоваться было рано. 5) Вам это интересно?  6) Неожидан­но быстро сделалось темно.  7) Тучи рассеялись, и сделалось ясно. 8) Тихо вокруг.  (Состояние природы - предложения 3, 6, 7, 8. Состояние чело­века — предложения 1,2, 4, 5.)

Разминка

  • - Запишите предложения со словами категории состояния в два столбика: состояние природы, состояние человека. 
  • 1) Мне холодно. 2) Стало ясно на душе. 3) Сутра подморозило.   4) Радоваться было рано. 5) Вам это интересно? 6) Неожидан­но быстро сделалось темно. 7) Тучи рассеялись, и сделалось ясно. 8) Тихо вокруг.

  • (Состояние природы - предложения 3, 6, 7, 8. Состояние чело­века — предложения 1,2, 4, 5.)
Слова категории состояния и глаголы

Слова категории состояния и глаголы

Задание:  придумайте предложения, в которых бы прояснилось значение слов:  ломает, пахнет.  Например:  1)        От гриппа меня всего ломает  (категория состояния).  Сильный ветер ломает даже толстые ветки в лесу  (глагол).  2)        Уже в конце февраля пахнет весной. Трава в степи пахнет так, что голова кружится  (глагол). -  Разберем один, нетрадиционный случай. В предложении  Приятно пахнет кофе  возможно двоякое толкование слова  пахнет:  1)  кофе что делает?  пахнет; 2) пахнет  чем?  кофе.  В первом случае мы имеем дело с глаголом-сказуемым, во втором - со сказуемым - категорией состояния. -  Чем обусловлено двоякое толкование слова?  (Тем, что су­ществительное кофе относится к разряду несклонямых, оно не изменяется поэтому необходимо прояснить речевую си­туацию, чтобы разобраться в значении предложения.)

Задание:  придумайте предложения, в которых бы прояснилось значение слов:  ломает, пахнет.  Например: 1)        От гриппа меня всего ломает  (категория состояния).  Сильный ветер ломает даже толстые ветки в лесу  (глагол). 2)        Уже в конце февраля пахнет весной. Трава в степи пахнет так, что голова кружится  (глагол).

  • -  Разберем один, нетрадиционный случай. В предложении  Приятно пахнет кофе  возможно двоякое толкование слова  пахнет:  1)  кофе что делает?  пахнет; 2) пахнет  чем?  кофе.  В первом случае мы имеем дело с глаголом-сказуемым, во втором - со сказуемым - категорией состояния.
  • -  Чем обусловлено двоякое толкование слова? 
  • (Тем, что су­ществительное кофе относится к разряду несклонямых, оно не изменяется поэтому необходимо прояснить речевую си­туацию, чтобы разобраться в значении предложения.)
Слова категории состояния и наречия

Слова категории состояния и наречия

В небесах торжественно и чудно, Спит земля в сиянье голубом... Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем? - Придумайте предложения, где слова  торжественно, чудно, больно, трудно  являются наречиями.   (Не ты ли торжест­венно обещал не обманывать больше? Пела она чудно, все заслушались. Уж больно ты грозен, как я погляжу (НА. Не­красов.) Работа продвигалась трудно.) -      Обратим внимание, что слова категории состояния синтаксиче­ски независимы, а наречия зависят от сказуемых:  обещал  как?  торжественно; пела как?  чудно; грозен  насколько? к какой сте­пени?  больно  (отметим разговорный характер этого слова, най­дем синонимы:  очень, слишком); продвигалась  как?  трудно.

В небесах торжественно и чудно, Спит земля в сиянье голубом... Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?

  • - Придумайте предложения, где слова  торжественно, чудно, больно, трудно  являются наречиями.
  •   (Не ты ли торжест­венно обещал не обманывать больше? Пела она чудно, все заслушались. Уж больно ты грозен, как я погляжу (НА. Не­красов.) Работа продвигалась трудно.)
  • -      Обратим внимание, что слова категории состояния синтаксиче­ски независимы, а наречия зависят от сказуемых:  обещал  как?  торжественно; пела как?  чудно; грозен  насколько? к какой сте­пени?  больно  (отметим разговорный характер этого слова, най­дем синонимы:  очень, слишком); продвигалась  как?  трудно.

Сходство слов состояния с наречиями:   Слова состояния, как и наречия, не имеют рода, числа, падежа, склонения – то есть не изменяются    Как и наречия, могут иметь сравнительную степень:   радостно - радостнее

Сходство слов состояния с наречиями:

Слова состояния, как и наречия, не имеют рода, числа, падежа, склонения – то есть не изменяются

Как и наречия, могут иметь сравнительную степень: радостно - радостнее

Различия между словами состояния и наречиями: Наречие Слово категории состояния Зависит от глагола.   Он  хорошо  читает  (зависит от глагола  читает ).     Независимое слово.   Ему  хорошо . Обозначает признак действия Обозначает состояние природы или живых существ Задается вопрос обстоятельства.   Он читает (как?) хорошо.   Задается вопрос краткого прилагательного.   Ему (каково?) хорошо.   В предложении является обстоятельством. В предложении является сказуемым.

Различия между словами состояния и наречиями:

Наречие

Слово категории состояния

Зависит от глагола. Он  хорошо  читает  (зависит от глагола  читает ).  

Независимое слово. Ему  хорошо .

Обозначает признак действия

Обозначает состояние природы или живых существ

Задается вопрос обстоятельства. Он читает (как?) хорошо.

Задается вопрос краткого прилагательного. Ему (каково?) хорошо.

В предложении является обстоятельством.

В предложении является сказуемым.

Слова категории состояния и прилагательные.

Слова категории состояния и прилагательные.

Сопоставим три предложения, определим, к каким частям речи относится слово  весело  в каждом предложении:   1) Он смотрел весело. 2) Ему весело. 3) Лицо его весело. (В первом предложении  весело наречие  (смотрел  как?  весело);  во втором - слово категории состояния (синтаксически независимо, является сказуемым, обозначает состояние человека); в третьем -краткое прилагательное  (лицо  каково?  весело).)

Сопоставим три предложения, определим, к каким частям речи относится слово  весело  в каждом предложении:

  •   1) Он смотрел весело.
  • 2) Ему весело.
  • 3) Лицо его весело.
  • (В первом предложении  весело наречие  (смотрел  как?  весело);  во втором - слово категории состояния (синтаксически независимо, является сказуемым, обозначает состояние человека); в третьем -краткое прилагательное  (лицо  каково?  весело).)
Выполним упражнения Н Он рассказывает  интересно . Письмо было  интересно . С ним было  интересно . Это положение  неудобно  для меня. Он сидит  неудобно . Было  неудобно  отвлекать его от работы. П КС П Н КС

Выполним упражнения

Н

  • Он рассказывает  интересно .
  • Письмо было  интересно .
  • С ним было  интересно .
  • Это положение  неудобно  для меня.
  • Он сидит  неудобно .
  • Было  неудобно  отвлекать его от работы.

П

КС

П

Н

КС

Выполним упражнения Н 1. Саша  смешно  рассказывал о себе. 2. Лене стало  смешно . 3. Показное трудолюбие  смешно . 4. На улице  ветрено . 5.  Тихо  пела скрипка. 6. Её лицо было  печально . КС П КС Н П

Выполним упражнения

Н

  • 1. Саша  смешно  рассказывал о себе.
  • 2. Лене стало  смешно .
  • 3. Показное трудолюбие  смешно .
  • 4. На улице  ветрено .
  • 5.  Тихо  пела скрипка.
  • 6. Её лицо было  печально .

КС

П

КС

Н

П

Все ли слова на «-о» могут употребляться в значении трёх частей речи: прилагательного, наречия, категории состояния? Дать ответ на поставленный вопрос нам поможет анализ следующих слов: Красиво, надо, можно, дождливо. Какими частями речи могут являться эти слова? Поочерёдно работаем с каждым словом. Красиво – может быть прилагательным, наречием, категорией состояния: Платье красиво. Как красиво ты сказал! Зимой в лесу красиво. Надо, можно  – могут быть только словами категории состояния:  Надо подождать немного. Можно войти? Дождливо  – может быть прилагательным и категорией состояния:  Лето дождливо. Вчера было дождливо . Таким образом, не все слова на «-о» могут употребляться в значении трёх частей речи.

Все ли слова на «-о» могут употребляться в значении трёх частей речи: прилагательного, наречия, категории состояния? Дать ответ на поставленный вопрос нам поможет анализ следующих слов:

  • Красиво, надо, можно, дождливо.
  • Какими частями речи могут являться эти слова?
  • Поочерёдно работаем с каждым словом.
  • Красиво – может быть прилагательным, наречием, категорией состояния: Платье красиво. Как красиво ты сказал! Зимой в лесу красиво.
  • Надо, можно  – могут быть только словами категории состояния:  Надо подождать немного. Можно войти?
  • Дождливо  – может быть прилагательным и категорией состояния:  Лето дождливо. Вчера было дождливо .
  • Таким образом, не все слова на «-о» могут употребляться в значении трёх частей речи.
Бывают дни: повеет тёплым ветром, Проглянет солнце ярко озаряя И лес и степь и старую усадьбу, Пригреет листья влажные в лесу, Глядишь – и всё опять повеселело. Как хорошо, кочующие птицы, Тогда у нас! Как весело и грустно В пустом лесу меж чёрными ветвями, Меж золотыми листьями берёз Сияет наше ласковое небо! Задания: А) Определите стилистическую принадлежность текста. Б) С помощью каких слов передаётся в стихотворении состояние природы и человека? В) Какие слова на «-о» встречаются в тексте? ( Ярко ,  хорошо ,  весело, грустно .) Г) Какими частями речи являются в тексте слова  ярко  и  хорошо ? Почему? ( Ярко  – наречие,  хорошо  – категория состояния).
  • Бывают дни: повеет тёплым ветром,
  • Проглянет солнце ярко озаряя
  • И лес и степь и старую усадьбу,
  • Пригреет листья влажные в лесу,
  • Глядишь – и всё опять повеселело.
  • Как хорошо, кочующие птицы,
  • Тогда у нас! Как весело и грустно
  • В пустом лесу меж чёрными ветвями,
  • Меж золотыми листьями берёз
  • Сияет наше ласковое небо!
  • Задания:
  • А) Определите стилистическую принадлежность текста.
  • Б) С помощью каких слов передаётся в стихотворении состояние природы и человека?
  • В) Какие слова на «-о» встречаются в тексте?
  • ( Ярко хорошо весело, грустно .)
  • Г) Какими частями речи являются в тексте слова  ярко  и  хорошо ? Почему?
  • ( Ярко  – наречие,  хорошо  – категория состояния).
Подчеркните грамматические основы, определите, какими частями речи являются слова на «-о»; объясните орфограммы и пунктограммы. А) Было совсем темно, и за деревьями поднималась неправильным кругом оранжевая луна.(А.Н. Толстой) Б) Я вступил в эту жизнь, пережив её уже мысленно, и мне стало скучно и гадко. (М.Ю. Лермонтов)  Ответ:  темно ,  скучно  и  гадко  – слова категории состояния,  мысленно  – наречие. Простые предложения в составе сложных должны разделяться запятыми; следует обособить обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Подчеркните грамматические основы, определите, какими частями речи являются слова на «-о»; объясните орфограммы и пунктограммы.

  • А) Было совсем темно, и за деревьями поднималась неправильным кругом оранжевая луна.(А.Н. Толстой)
  • Б) Я вступил в эту жизнь, пережив её уже мысленно, и мне стало скучно и гадко. (М.Ю. Лермонтов)

  • Ответ:  темно скучно  и  гадко  – слова категории состояния,  мысленно  – наречие.
  • Простые предложения в составе сложных должны разделяться запятыми; следует обособить обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
Тренировка 1.В каком предложении выделенное слово является  прилагательным ? А. До чего ж мне  одиноко ! Б. Над морем  одиноко  возвышалась скала. В. Человечество  одиноко  во Вселенной. 2. В каком предложении выделенное слово является категорией состояния? А. Я  трудно  жил. Б. Мне стало  трудно  с ней говорить. В. Задание не было  трудно  для нас. 3. В каком предложении выделенное слово является наречием? А.  Слабо  моё изнурённое тело. Б.  Бойко  шла торговля на городском рынке. В. За праздничным столом было  шумно .

Тренировка

  • 1.В каком предложении выделенное слово является  прилагательным ?
  • А. До чего ж мне  одиноко !
  • Б. Над морем  одиноко  возвышалась скала.
  • В. Человечество  одиноко  во Вселенной.
  • 2. В каком предложении выделенное слово является категорией состояния?
  • А. Я  трудно  жил.
  • Б. Мне стало  трудно  с ней говорить.
  • В. Задание не было  трудно  для нас.
  • 3. В каком предложении выделенное слово является наречием?
  • А.  Слабо  моё изнурённое тело.
  • Б.  Бойко  шла торговля на городском рынке.
  • В. За праздничным столом было  шумно .

4. В каком предложении у выделенного слова конечное «О» является окончанием? А. Умывание  полезно  для кожи. Б.  Полезно  зимой принимать витамины. В. Гостей встретили  радушно . 5. Найдите сложное предложение, в состав которого входит простое предложение с категорией состояния. А. Светло на улице, и виден сад насквозь. Б. Наступает морозная ночь, и на небе ярко загораются звёзды. В. Солнце выглянуло из-за тучи и тихо принялось за свою работу. Ключ 1 – В, 2 – Б, 3 – Б, 4 – А, 5 – А.
  • 4. В каком предложении у выделенного слова конечное «О» является окончанием?
  • А. Умывание  полезно  для кожи.
  • Б.  Полезно  зимой принимать витамины.
  • В. Гостей встретили  радушно .
  • 5. Найдите сложное предложение, в состав которого входит простое предложение с категорией состояния.
  • А. Светло на улице, и виден сад насквозь.
  • Б. Наступает морозная ночь, и на небе ярко загораются звёзды.
  • В. Солнце выглянуло из-за тучи и тихо принялось за свою работу.
  • Ключ
  • 1 – В, 2 – Б, 3 – Б, 4 – А, 5 – А.

Итоги урока: 1)Чему мы учились на уроке? 2)Как нужно рассуждать, чтобы определить, какой частью речи является слово на «-о»?

Итоги урока:

  • 1)Чему мы учились на уроке?
  • 2)Как нужно рассуждать, чтобы определить, какой частью речи является слово на «-о»?
Вернемся к целям урока: закрепить понятие о категории состояния как самостоя­тельной части речи; научиться отличать категорию состояния от гла­голов, наречий и кратких прилагательных..

Вернемся к целям урока:

  • закрепить понятие о

категории состояния как самостоя­тельной части речи;

  • научиться отличать категорию состояния от

гла­голов, наречий и кратких прилагательных..

Домашнее задание

Домашнее задание

Список информационных источников http:// referatwork.ru/category/dom/view/562956_tema_kategoriya_sostoyaniya_kak_chast_rechi http:// www.kakprosto.ru/kak-86742-kak-otlichit-kategoriyu-sostoyaniya-ot-narechiya http:// www.metod-kopilka.ru/ko_spekt_uroka_po_russkomu_yazyku_quotslova_kategorii_sostoyaniyaquot-51451.htm http://allrefs.net/c15/3usrh/p73 / http:// window.edu.ru/resource/964/25964 http://festival.1september.ru/articles/556786 / http:// videouroki.net/filecom.php?fileid=98679436 http://gramma.ru/RUS/? id=6.69 http:// www.syl.ru/article/217048/new_kategoriya-sostoyaniya-kak-chast-rechi-primeryi-slova-kategorii-sostoyaniya http:// www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=6b69ddab-7730-4f92-bbc5-fa5498981f16 http:// tutrus.com/morpholog/otlichie-slov-kategorii-sostoyaniya-ot-drugih-chastey-rechi http:// raal100.narod.ru/index/0-183 http:// refdb.ru/look/2308661-pall.html http:// rusohod.narod.ru/index/0-41 http:// nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/06/20/konspekt-uroka-tema-kategoriya-sostoyaniya http:// studme.org/56339/literatura/glagol_narechie_slova_kategorii_sostoyaniya

Список информационных источников

  • http:// referatwork.ru/category/dom/view/562956_tema_kategoriya_sostoyaniya_kak_chast_rechi
  • http:// www.kakprosto.ru/kak-86742-kak-otlichit-kategoriyu-sostoyaniya-ot-narechiya
  • http:// www.metod-kopilka.ru/ko_spekt_uroka_po_russkomu_yazyku_quotslova_kategorii_sostoyaniyaquot-51451.htm
  • http://allrefs.net/c15/3usrh/p73 /
  • http:// window.edu.ru/resource/964/25964
  • http://festival.1september.ru/articles/556786 /
  • http:// videouroki.net/filecom.php?fileid=98679436
  • http://gramma.ru/RUS/? id=6.69
  • http:// www.syl.ru/article/217048/new_kategoriya-sostoyaniya-kak-chast-rechi-primeryi-slova-kategorii-sostoyaniya
  • http:// www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=6b69ddab-7730-4f92-bbc5-fa5498981f16
  • http:// tutrus.com/morpholog/otlichie-slov-kategorii-sostoyaniya-ot-drugih-chastey-rechi
  • http:// raal100.narod.ru/index/0-183
  • http:// refdb.ru/look/2308661-pall.html
  • http:// rusohod.narod.ru/index/0-41
  • http:// nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/06/20/konspekt-uroka-tema-kategoriya-sostoyaniya
  • http:// studme.org/56339/literatura/glagol_narechie_slova_kategorii_sostoyaniya


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!