СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфологический разбор слов категории состояния

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид урока: изучение нового материала, повторение ранее изученного .

Цель: повторить тему «Категория состояния как часть речи»; повторить отличия категории состояния от других частей речи (например, краткое прилагательное, наречие); вспомнить морфологические признаки КС, изучить схему морфологического разбора слов КС, повторить правописание наречий. Развивать коммуникативные компетенции.

Задачи:

1.  Научиться морфологическому разбору слов КС.

2. Развивать орфографическую и морфологическую зоркость.

3. Воспитать любовь к слову, русскому языку через раскрытие значения слова.  

 

Оборудование: проектор, книга, доска, тетрадь

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Лингвистическая разминка.
  3. Повторение.
  4. Актуализация знаний.
  5. Физкультминутка.
  6. Закрепление.
  7. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.
  9. Выставление и комментирование оценок.

Литература:

  1. Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций.  В 2-х частях: часть 2, М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская.- 2-е изд.-М.: Просвещение, 2020 г.
  2. Программа по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Морфологический разбор слов категории состояния»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Теньковская средняя школа











Конспект урока по русскому языку

для 7 класса

«Морфологический разбор слов категории состояния»





Выполнил: учитель

русского языка и литературы

Н.С. Чернова






С. Теньковка, 2021 г.



Тема: Морфологический разбор слов категории состояния.

Вид урока: изучение нового материала, повторение ранее изученного .

Цель: повторить тему «Категория состояния как часть речи»; повторить отличия категории состояния от других частей речи (например, краткое прилагательное, наречие); вспомнить морфологические признаки КС, изучить схему морфологического разбора слов КС, повторить правописание наречий. Развивать коммуникативные компетенции.

Задачи:

1. Научиться морфологическому разбору слов КС.

2. Развивать орфографическую и морфологическую зоркость.

3. Воспитать любовь к слову, русскому языку через раскрытие значения слова.  


Оборудование: проектор, книга, доска, тетрадь

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Лингвистическая разминка.

  3. Повторение.

  4. Актуализация знаний.

  5. Физкультминутка.

  6. Закрепление.

  7. Рефлексия.

  8. Домашнее задание.

  9. Выставление и комментирование оценок.

Литература:

  1. Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2-х частях: часть 2, М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская.- 2-е изд.-М.: Просвещение, 2020 г.

  2. Программа по русскому языку.




Ход урока

  1. Орг. момент .

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

  1. Лингвистическая разминка.

Задание. Сделайте синтаксический разбор предложения, обозначьте части речи.


Нар. пр. сущ. кат.сост.

Сегодня на улице холодно. [ ]. (Повеств., невоскл, простое, распр.)

3. Повторение.

Ребята, вспомните, что такое КС и чем эта часть речи отличается от наречия и кр прилагательного. (правила и таблица)

Таблица №1

Различение частей речи

 

 Краткое прилагательное

 Наречие

 Слово категории состояния

 К какому слову относятся?

 существительное

 глагол

 не зависит от других слов

 На какой вопрос отвечает?

 каков? какова? каковы?

 как? где?

 как? какого?

 Что обозначает?

 признак предмета

 признак предмета, признак другого признака

 состояние природы, человека, оценка действия

 Каким членом предложения является?

 сказуемое

 обстоятельство

 сказуемое в предложении без подлежащего

 Как изменяется?

 по родам, числам и падежам

 не изменяется

 не изменяется

 

Итак, делаем вывод:

СКС -   

  • Самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние человека, животных,

 среды, природы.

  • Отвечают на вопросы: каково? как?

  • Слова категории состояния не изменяются.

  • Имеют степени сравнения.

  • В безличном предложении – сказуемое.



    1. Актуализация знаний.

Откроем учебники на стр. 22 (§ 50), внимательно посмотрите на порядок морфологического разбора (учитель знакомит с помощью учебника с порядком разбора , обращая внимание на образец разбора – устный и письменный).

Разберем СКС из стихотворения А.Фета.(проецируются на экране)

Обучающиеся записывают стихи А. Фета; называют слова категории состояния; объясняют постановку знаков препинания; выполняют морфологический разбор названных слов.

На пр..горке то сыро то жарко

Вздохи дня есть в дыхань.. ночном

Но з..рница уж тепл..тся ярко

Г..лубым и зелёным огнём.



На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём.



Жарко – КС,

. На пригорке(каково?)жарко.

. Морф.призн.: сост. прир.; неизм;

. На пригорке(каково?)жарко.

Сыро – КС,

. На пригорке(каково?)сыро.

. Морф.призн.: сост. прир.; неизм;

. На пригорке(каково?)сыро.

    1. Физкультминутка.

Игра на внимательность.

Если согласны с высказыванием, то хлопаете, если нет-топаете.

1.СКС не изменяются.

2. СКС отвечают на вопрос что.

3. СКС является в предложении обстоятельством.

4. СКС употребляется в безличном предложении.

5.СКС обозначает предмет.

6.СКС является сказуемым.



    1. Закрепление изученного.

Задание 1. (проецируется на экран). Прочитате предложения. Найдите СКС, определите разряды по значению. Распределите СКС по смысловым группам. Выполните морфологический разбор одного СКС.

1) В избе было тепло и сухо. 2) Мне больно. 3) По утрам было еще темно. 4) Васе одному скучно. 5) Ему лень сойти с крыльца. 6) До­садно, что скоро придется покинуть вас. 7) Человеку холодно без песни. 8) В городе спокойно. 9) Можно сделать лучше. 10) Невозможно не видеть того, что происходит в стране. 11) Курить в общественных местах нельзя. 12) Мне стыдно не выполнить задание.

Душевное и физическое состояние человека

Состояние природы и окружающей среды

Оценка действий

больно, скучно холодно, досадно

тепло и сухо, темно, спокойно

лень, можно, нельзя, стыдно



Задание 2. (проецируется на экран). Задание. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Распределите предложения на группы: а) предложения с наречиями; б) предложения со словами категории состояния. Выполни морфологический разбор двух слов категории состояния (по выбору)


1) Палатка устроена. В ней тепло и сухо.(К. Паустовский). 2) Сам губ…рнатор скромно прятался за порт…ерой (А. Чехов). 3) Ему страшно и ску…но было ост…ваться одному (А.Куприн). 4) Пугачёв весело со мною поздоровался (А. Пушкин). 5) По случ…ю волнения на море п…роход пришл поз…но (А. Чехов). 6) Теперь служба моя кончилась. Кончилась она (н…)ожида(н,нн)о и довольно характерно (В. Вересаев). 7) По сторонам лица Анны Сергеевны п…чально в..сели дли(н,нн)ые волосы (А. Чехов). 8) Просторно и грус…но было за окном (В.Шукшин). 9) В номере у Анны Сергеевны было душно (А. Чехов). 10) К началу сентября погода вдруг ре..ко и соверше(н,нн)о  (н…)ожида(н,нн)о изм…нилось (А. Куприн). 11) Гурову было ску…но слушать её. (А. Чехов). 12) Ты (не)зна…шь как больно тем ты сер…це мне язвишь (А. Пушкин). 13) В первые дни езды на санях приятно видеть белую землю (А. Чехов). 14) Город знал что по его улицам бродят люди которым голодно и холодно которые дрожат и мокнут (В. Короленко). 15) Сказал всем сказал довольно проникнове(н,нн)о и серьезно (Т,т)ошно гл…деть на вас (В. Шукшин). 16) Ц…ганок послушно отск…чил в сторону сел на порог (М.Горький).



    1. Рефлексия.

А я, заканчивая наш урок, хочу с вами поиграть «Кто больше» Ребята, вы должны по цепочке назвать слова, которые передают ваше состояние души, эмоции от нашего урока . Сейчас я начну, а вы мне поможете, продолжите: мне с вами ИНТЕРЕСНО (ХОРОШО,РАДОСТНО,ЛЮБОПЫТНО,УЮТНО,ТЕПЛО, СВЕТЛО, немного ВОЛНИТЕЛЬНО).

    1. Д/з .

Ребята, запишите домашнее задание .

§ 50, выучить порядок морфологического разбора СКС, упражнение 335 (спишите, выполните морфологический разбор СКС).

    1. Выставление и комментирование оценок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!