Католическая церковь в XI – XII вв.
1000 год – распространение христианской религии на большей части Европы .
1. Обращение народов в веру не только проповедью, но и огнем и мечом.
2. Стремление Церкви подчинить себе светскую власть .
3. Огромные доходы Церкви от монастырских земель, церковной десятины, платных обрядов и таинств и пожертвований.
Возведение церкви Sant-Joan в долине Бои
(Испанские Пиренеи
1. Клюнийская реформа
Одон - инициатор клюнийской реформы западного монашества
Аббатство Клюни,
наши дни.
Причина реформы – наведение порядка внутри церкви (жажда к обогащению и ведению светского образа жизни разлагала церковь изнутри, что приводило к падению нравов и дисциплины среди священнослужителей.
X век – начало борьбы за очищение церкви священнослужителями монастыря Клюни (Франция).
Папа Урбан II в Клюни
Клюнийский аббат. Капелла Берзе-ла-Виль
Деятельность клюнийцев :
1. Восстановление авторитета церкви через запрет на куплю-продажу церковных должностей.
2. Введение жесткого целибата (обета безбрачия) для всех священнослужителей.
3. Освобождение монастырей из-под власти синьоров и местных епископов.
4. Введение « Божьего мира » - попытка добиться прекращения войн и установление порядка.
2. Папа и император
Иисус вручает ключ папе римскому, а меч императору
Император
Папа
Генрих IV
Григорий VII
Причина противостояния - стремление Папы Григория VII реализовать идею папской теократии – абсолютной власти пап над миром.
1. Издание « Диктата папы » .
Папа провозглашался высшим сеньором и мог лишать власти монархов, мог судить их, освобождать подданных от присяги государям.
Император Генрих IV
Собор Святого Петра в Вормсе
2. Император, созвав собор в Вормсе , осудил действия папы.
« Я, Генрих, милостью Божьей король, со всеми нашими епископами взываю к тебе: «Пади, пади! » Письмо Генриха папе.
3. 1076 год – отлучение императора от церкви Григорием VII .
Покаяние Генриха перед Папой
4. 1077 год – покаянное паломничество императора Генриха IV к папе. Который находился в Каноссе (замок в Италии).
« Император несколько дней стоял перед вратами замка босой, с головой, посыпанной пеплом. Наконец, папа вышел к нему, экс-император пал ниц и целовал римскому первосвященнику ноги. Папа поднял раскаявшегося императора и снял с него отлучение » .
Генрих IV в Каноссе
Гробница Григория VII в Салерно.
Антипапа Климент III и Генрих IV
«Я любил правду и ненавидел несправедливость, и оттого умираю в изгнании»
5. Генрих , вернувшийся в Германию, начинает борьбу с папой. Вся Западная Европа разделилась на две партии: гвельфов – сторонников папы, и гибеллинов – сторонников императора.
6. Захват Рима императором Генрихом, вынудил папу бежать из города. Свою жизнь Григорий VII завершил отшельником в горах.
3. Разделение церквей
Нарастание противоречий между церквями.
1. Запад - Духовенство отделялось от мирян, имело особые привилегии. Священники соблюдали безбрачие.
Восток - Существовала самостоятельность национальных церквей. Духовенство сохраняло связь с миром, могло вступать в брак, иметь семью.
2. На Западе признавалось Чистилище - промежуточное пространство между Раем и Адом.
Там души умерших ожидали последнего суда.
4. Появление индульгенций - особых грамот об отпущении грехов.
Их можно было приобрести за деньги.
Карта Ада
А. Ботичелли
Одеяния западного духовенства
Одеяния восточного духовенства
3. Были различия в богослужении и одеждах священников.
4. В западной церкви пользовались латинским языком . В восточной церкви основным языком был греческий , но допускались и национальные языки.
На Востоке вызывали неприятие постоянные притязания Папского престола на главенство во всем христианском мире.
1
2
1054 год – год Великой схизмы .
Окончательное разделение церквей (Великая схизма) на восточную – православную (ортодоксальную) и западную – католическую (вселенскую).
Папа Римский Лев IX ( 1 ) и Константинопольский Патриарх Михаил Керуларий ( 2 ) предали друг друга анафеме – церковному проклятью.
4. «Наместник Христа» в XII – XIII вв.
Иннокентий III
XII – XIII вв. – папская власть достигает своего могущества.
1. Папы были идейными вдохновителями и организаторами Крестоносного движения .
2. Вмешательство церкви во внутренние дела государств и личную жизнь императоров и королей.
3. Установление папской власти при Иннокентии III ( 1198 – 1216 гг. ).
Иннокентий III благословляет Альбигойский крестовый поход против катаров
Могущество Иннокентия III :
1. Отлучение от церкви германского императора, французского и английского королей
2. Наложение на их страны интердикта – запрета на совершение богослужений.
Итог – признание европейскими монархами власти пап над собой (становились вассалами Папы).
5. Борьба с ересями
Петр Вальдо. г. Вормс
Проповедь вальденсов
Ереси – вероучение, противоречащее догматике официальной церкви.
Угроза ересей – подрыв могущества церкви в Европе.
1. Учение Вальденсов (основатель Пьер Вальдо ).
Путь к Спасению только следование учению Иисуса Христа . Не стяжательство, т.к. богатство развратило Церковь.
Карта Альбигойских войн
Осада Альби крестоносцами
2. Учение катаров (с греч. – « чистый » ) – говорили о необходимости создания новой церкви, потому как старая является «порождением дьявола». Центром катаров был город Альби на юге Франции.
1209 год – организация Иннокентием III крестового похода против альбигойцев.
1209 – 1229 гг. – альбигойские войны. Завершились поражением альбигойцев и массовыми сожжениями еретиков на кострах.
6. Инквизиция
Аутодафе
Заседание Трибунала Инквизиции
Инквизиция (с лат. – «расследование») - учреждения церкви для борьбы с ересью.
1. Организация по всей Западной Европе Трибуналов – специальных судов инквизиции.
2. Главная задача Трибунала – выявление еретиков (использование тайного следствия, доносов и пыток).
3. Передача дел еретиков светским властям после оглашения приговора (высшей мерой было аутодафе – сожжение на костре).
7. Нищенствующие ордены
Конец XII века – распространение в народе культа Святой Дамы Бедности .
1. 1208 год – основание Франциском Ассизским монашеского ордена Францисканцев с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему.
Орден был в большом почете у Пап и очень популярен в народе.
Святой Франциск Ассизский. Картина Карло Кривелии. XV век.
Девиз Ордена «Восхвалять, Благословлять, Проповедовать»
2. 1214 год – основание первой общины Ордена Доминиканцев (Братьев-Проповедников) испанским монахом Домиником де Гусманом .
- Общее руководство Инквизицией
- Проповеди (к XIII веку достигли Китая ) и изучение теологии (богословия)
Святой Доминик
Витраж с изображением
«Пса Господня»
Домашнее задание:
§ 15 читать и уметь пересказывать.