СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кавказ-единой России частица

Нажмите, чтобы узнать подробности

обобщить знания учащихся, приобретенные в процессе работы над проектом «Кавказ – единой России частица» об истории и единой этноязыковой общности, исторически проживающих на территории современного Дагестана, Кабардино, Балкарии,Ингушетии.

Просмотр содержимого документа
«Кавказ-единой России частица»

1. Н.А. Семенова, учитель географии [email protected]

2 А.М. Зюзина, учитель литературы [email protected]



Интегрированный урок-проект

«Кавказ - Единой России частица»

Цель: демонстрация знаний учащихся 9 класса, полученных в рамках работы над проектом о населении народов Кавказа, об особенностях их национальных обычаев и этнокультурных традиций, вероисповедовании, национальных черт характера; воспитание толерантного отношения к народам других национальностей, их культурным ценностям; развитие интереса к ознакомлению с жизнью, традициями, обычаями и творческим наследием других народностей.

Задачи:

- обобщить знания учащихся, приобретенные в процессе работы над проектом «Кавказ – единой России частица» о единой этноязыковой общности, исторически проживающих на территории современного Дагестана;

- обобщить знания учащихся в рамках работы над проектом «Кавказ – единой России частица» об истории народов, населяющих Кабрдино-Балкарскую республику;

-обобщить знания учащихся как результат работы над проектом «Кавказ – единой России частица» об Ингушетии ;

- ознакомить учащихся с творческим наследием известных культурных деятелей, поэтов, представителей народов Дагестана, Кабардино-Балкарии, Ингушетии.

Оборудование: мультимедийная доска, ноутбук, выставка рисунков учащихся 9 класса «Кавказ - Единой России частица»

Место проведение: актовый зал школы

Участники урока: учащиеся 9-х классов

Продолжительность урока: 45 минут

I Вступительное слово

Выступление девятиклассника, представителя Совета учащихся школы, старшего инициативной группы проекта «Кавказ - Единой России частица».

Есть такая песня советских времен «Широка страна моя родная». Наша Россия, действительно, широка и прекрасна. В ней много красивейших мест, одним из которых является Кавказ. Известный российский поэт, актер В.С. Высоцкий так сказал о Кавказе: «Лучше гор могут быть только горы». Эти горы населяют народы со своей историей и культурой, которые, надеемся, вызовут у вас интерес и глубокое уважение к их историческому и культурному наследию. Сегодня мы проведем необычный интегрированный урок- проект «Кавказ - Единой России частица». Все учащиеся нашего класса работали над темой этого проекта, руководителями которого стали учитель географии Семенова Наталья Александровна и учитель русского языка и литературы Зюзина Антонина Михайловна. Сейчас мы хотим обобщить наши знания как результата работы над проектом и поделиться ими.

(На большом экране появляются видеоролики с изображением природы Кавказа: гор, долин, горных речек).

II. Выступление руководителя проекта, учителя географии

Семеновой Н.А.

Ребята, поднимите руки, кому посчастливилось побывать на Кавказе, полюбоваться горными пейзажами.

( Учащиеся, побывавшие на Кавказе выходили, и делились своими впечатлениями и эмоциями о природе Кавказа).

Вы видите выставку рисунков, авторами которых стали учащиеся 9-ых классов, отдыхавших на Кавказе. Эти ребята перед вами только что выступали. Изображенная на рисунках природа Кавказа еще раз подтверждает слова Владимира Семеновича Высоцкого: «Лучше гор могут быть только горы». Сейчас участники нашего проекта Семен и Александр обобщат материал, который они тщательно изучали, о Народах дагестанской языковой ветви (дагестанские народы) — экзоэтноним народах единой этноязыковой общности, исторически проживающих на территории современного Дагестана, которые говорят на языках дагестанской группы нахско-дагестанской семьи кавказской языковой общности.

III Выступление участников проекта:

Семён и Александр в своих выступлениях рассказали, что до 20-х годов XX века все горские народы Дагестана назывались лезгинами, а современное название дагестанцы не является самоназванием для самих дагестанцев. Сами себя они именуют по сёлам, откуда происходят и не имеют единого названия.

Далее учащиеся сообщили, что дагестанцы (в узком смысле) — народы северокавказской надсемьи нахско-дагестанской семьи дагестанской группы, имеющие единое происхождение с современными лезгинами, а именно народы аварской, даргинской, лакской и  лезгинских языковых семейств. В прошлом другим народам были известны как «лезгины» и имели самосознание единого народа. Дагестанцы (в широком смысле) — все народы, населяющие Дагестан, включая тюркоязычных кумыков, азербайджанцев, ногайцев, а также татов и русских.

Особое внимание в своих выступлениях учащиеся обратили на этнокультурные традиции дагестанцев, которые складывались еще с периода древности, однако окончательно закрепились с принятием Ислама во времена средневековья. Мальчики подчеркнули, что Ислам и адаты сформировали современный дагестанский характер, присущий всем дагестанским народам, у которых сильно развито чувство собственного достоинства и чести. Именно на сохранение чести дагестанской женщины нацелены все культурные ценности, традиции и обычаи дагестанцев.

Семен рассказал о случае, когда один из наибов Имама Шамиля вытер мизинцем слезу с щеки девушки. Однако позже, узнав, что она была засватана,  отрубил саблей собственный палец, которым дотронулся до неё.

Александр подробно остановился на культе воина и мировоззрении дагестанцев. В выступлении он подчеркнул, что военный фактор, несомненно, сказался на культурных ценностях дагестанцев, и рассказал, что на протяжении почти всей истории дагестанские народы упорно защищались от иноземных захватчиков, зачастую многократно превосходящих их численно, в связи с чем у дагестанцев сложился культ воина. С ранних лет детям рассказывают о подвигах их предков-воинов, прививают чувство ответственности прежде всего за свою семью и за народ в целом. Поэтому вплоть до начала XX века среди дагестанцев существовала традиция отдавать детей в некий институт духовно-физического воспитания, дома храбрости, где мальчики находилось, примерно, от 10 до 30 детей. Там, помимо дисциплины и тренировок, проводилось духовно-нравственное воспитание и прививание патриотизма на рассказах о предках подрастающего поколения. Однако в современности, спортивные залы полностью вытеснили данные институты, родители просто отдают детей на спорт, зачастую на борьбу.

Семён в выступлении коснулся участия дагестанцев в специальной военной операции на Украине и сказал, что дагестанцы всегда отличались мужеством и героизмом. Вот и сейчас звание Героя России посмертно получили участвующие в специальной военной операции Старший лейтенант Нурмагомед Энгельсович Гаджимагомедов, генерал-майор Эседулла Абдулмуми́нович Абачев, майор Энвер Набиев, старший лейтенант Руслан Курбанов. Эти ребята ушли в бессмертие, которыми Дагестан всегда будет гордиться.

(Обобщение представленного изученного материала о народах Дагестана сопровождалось компьютерной презентацией)

Руководитель проект, учитель географии Семенова Н.А.:

Культуру и традиции народов, проживающих на территории Кабардино-Балкарской Республики, изучали по различным источникам Елизавета и Сергей. Сейчас они обобщат информацию и поделятся ею с вами.

Елизавета и Сергей:

Елизавета сообщила, что государственными языками Кабардино-Балкарской Республики на всей её территории являются кабардинский, балкарский и русский языки. Она подчеркнула, что Кабардино-Балкария, религия и язык которой неразрывно связаны с началом истории этих народов, не спешит урбанизироваться. На территории республики расположено всего 8 городов, которые остаются верны заветам старины. Остальное же население и вовсе проживает в селах и аулах, расположенных высоко в горах, на берегах рек или в ущельях. Самые крупные ущелья очень различаются и по природным условиям, и по степени освоенности.

Елизавета пояснила, что происхождение Кабардино-Балкарии позволяет предположить большое количество горных аулов, жизнь в которых остается неизменной много веков. Однако после депортации, несмотря на последующую реабилитацию, людям не позволили вернуться в насиженные места. Именно этим объясняются развалины селений, по которым сегодня гуляет лишь ветер.

Сергей в своем выступлении дополнил Елизавету и рассказал об аутентичных селениях, которые существуют еще в республике. Он коснулся религии, запрещающей употреблять свинину, из-за чего эти селения сосредоточены на разведении овец. Мальчик подчеркнул, что даже в наши дни в селениях происходит все так же, как и сотни лет до этого: в центральной части таких селений собираются старейшины для обсуждения дел или неспешной беседы. По улочкам бегают дети, женщины пекут хычины, вяжут носки. Именно в них естественным образом соединяются вековые традиции и повседневная жизнь.

Елизавета отметила, что Кабардино-Балкария с годами становится все более религиозной и пояснила, что Религия оказывает положительное действие на все области жизни населения: к примеру, нет пьяных или бездомных местных жителей. Курящая женщина в сельских районах не только вызовет недоумение, но и дождется замечаний от жителей. Длинные юбки и платки носят большинство женщин. В городах, правда, молодежь все чаще пренебрегает этими условностями, однако и откровенную одежду на местных тут не увидишь.

Сергей коснулся темы Великой Отечественной войны и патриотических традиций народа Кабардино-Балкарии, который чтит память павших в годы войны. Он сказал, что на территории республики, в столице, г. Нальчике стоят памятные мемориалы, установленные в память погибших воинов и показал эти памятники на слайдах. Также он напомнил, что военнослужащие Кабардино-Балкарской Республики вместе с русскими и представителями других народностей России участвуют в специальной военной операции на Украине и показывают примеры мужества и героизма. Погибшему в ходе специальной военной операции РФ на Украине жителю Кабардино-Балкарии Тимуру Тамазову посмертно присвоили звание Героя Российской Федерации. Сергей  отметил, что капитан десантно-штурмовой дивизии из КБР получил медаль «Золотая Звезда» за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в зоне СВО.

(Обобщение представленного изученного материала о народах Кабардино-Балкарии сопровождалось компьютерной презентацией).

Руководитель проекта Семенова Н.А.:

Предлагаю совершить путешествие по Ингушетии, где живут очень интересные люди, с трепетом относящиеся к национальным традициям, чья древнейшая история уходит корнями во второе тысячелетие до нашей эры. Обобщат изученный материал и ознакомят с ним вас Светлана и Егор.

Светлана в своем выступлении указала на автохтонность народности, которая является причиной того, что столетиями в ингушетии регулируются нормы единого для всех морально-этического кодекса, что свод неписаных правил позволил до сегодняшних дней сохранить непререкаемый авторитет старейшин, уважение к предкам, ценность семьи и чести.

СВЕТЛАНА пояснила, что в России наибольшее число ингушей проживает в Республике Ингушетия (около 386 000 человек). Значительная часть (около 29 000 человек) продолжает занимать исторические зоны расселения, ныне относящиеся к Пригородному району Северной Осетии и в республиках Чечня и Кабардино-Балкария, Москве, Ставропольском крае, Тюменской и Ростовской областях (около 100 000). Имеются диаспоры ингушей в ряде стран Европы, Средней Азии и Ближнего Востока. Общая численность ингушей во всём мире составляет около 1 млн человек . Впервые они упоминаются в I веке в труде древнегреческого учёного Страбона, позже встречаются и в средневековых армянских и грузинских источниках . Говорят на ингушском языке, письменность на основе кириллицы . Исповедуют ислам суннитского толка . В настоящее время абсолютное большинство ингушей проживает на территории Российской Федерации, а именно — в Республике Ингушетия.

В выступлении Егора есть добавление о том, что этноним «ингуши» произошёл от названия ингушского селения Ангушт, которое уже к концу XVII в. являлось крупным селением в Тарской долине (современный Пригородный район) . Он пояснил о самоназвании ингушей «галгай», которое имеет древнее происхождение и связывается

с термином «гала» (гӏа́ла) — башня, крепость, и, соответственно, переводится как строитель/житель башни, крепости.

Егор рассказал о традиционном типе жилищ и оборонительных сооружений ингушей — каменных башен, которые составляли горные поселения, располагавшиеся в глубине ущелий, на склонах. Боевые башни достигали высоты 16 м, жилые возводились на высоту в 2-3 этажа. Существовали полубоевые сооружения высотой до 10 м: первые этажи занимали жилые помещения, вверху располагались бойницы, площадки для обороны в случае нападения врагов.
Башни строили из камней — природного материала, в изобилии имевшегося в горной местности. Рассказ Егора сопровождался показом слайдов.

Учащийся рассказал о воспитании детей. Ингушских мальчиков с детства приучали к тяжелым физическим нагрузкам, спорту, джигитовке, обращению с оружием, что делало их физически сильными. Правилами поведения регламентировалась умеренность в еде. Мужчинам налагалось до старости иметь подтянутую фигуру, стыдно было иметь лишний вес, особенно в области живота. Существовала особая проверка стройности: ложась на бок на плоскую поверхность, в области талии необходимо иметь просвет, сквозь который сможет пробраться кошка.
Женская красота ценилась, однако при выборе невесты определяющим были другие качества: ум, смелость, скромность, благородство, честь, трудолюбие, способность к деторождению.
Для всех оказалась интересной информация Светланы о

традиционной форме семьи — патриархальной, чаще малой или трехпоколенной. Младший сын оставался жить в отчем доме. Старшие приводили невесток в родительский дом, однако начинали строить свое жилище, если имели возможность.

Светлана подчеркнула, что основа межличностных и общественных взаимоотношений базировалась на уважении старших и почтении предков, которых знали до седьмого колена.
Главой семьи был мужчина, отвечавший за финансовое благополучие, безопасность, защищавший честь родных. Женщина занимала зависимое положение, однако никогда не играла роль прислуги или рабыни. С древних времен ее почитали как мать, дающую жизнь всему сущему. Существовала поговорка: «Мужчина портится — семья портится, женщина портится — весь народ портится». До женщин запрещалось дотрагиваться даже пальцем: противное означало оскорбление, вело к кровной мести. При них нельзя было сквернословить, курить, драться.

Учащаяся подробно остановилась, комментируя слайды, на национальной одежде ингушей, которая требовала большого мастерства ручной работы.

Егор рассказал о трагических страницах жизни ингушей, которые в 1944 году, разделив трагическую участь с другими народами, были принудительно выселены советским правительством в Среднюю Азию (Казахскую и Киргизскую ССР); ЧИАССР власти упразднили, территория основного проживания ингушей отошла Северо-Осетинской АССР, а на юге — Грузинской ССР; представителей ингушского народа на этих землях фактически не осталось (кроме единичных случаев). В 1957 году ЧИАССР была восстановлена, и ингушам разрешили вернуться на прежние места проживания — большинство воспользовались этим и выехали на родину, при этом в Казахской и Киргизской ССР остались небольшие ингушские диаспоры.

Светлана и Егор прокомментировали слайды с фотографиями мемориалов, установленных в Ингушетии в память о погибших в годы Великой Отечественной войны земляках, у подножия которых всегда живые цветы. Защита Родины для современных молодых людей также является не только долгом, но и честью. Ингушские парни вместе с русскими совершают подвиги, участвуя в специальной военной операции на Украине.

Дзурабов Мовсар Усманович, контрактник Федеральной службы нацгвардии, служил стрелком, попал под миномётный обстрел, отстреливался, но был смертельно ранен.Газиков Ибрагим Хамзатович погиб смертью храбрых. Ему вручили орден Мужества посмертно. Смерть настигла Ибрагима в день его 21-летия — 5 марта. И Дзурабов Мансар, и Газиков Ибрагим были награждены орденами Мужества посмертно.

IV Выступление руководителя проекта, учителя русского языка и литературы Зюзиной А.М.

Каждый народ, на каком бы языке он не говорил, имеет своих национальных героев, которые отражают его историю, чаяния и надежды в своем творчестве. Сегодня пойдет речь о людях, общественных деятелях, писателях и поэтах в одном лице, искренне переживавших за судьбу своих земляков. Именно про таких людей говорят, что они стали настоящими сыновьями и дочерями своей Родины, своего народа. Я благодарна Евгении, Игорю, Вячеславу, которые в процессе работы над проектом прониклись поэтическим творчеством славных представителей Кавказа, дагестанского, кабардино-балкарского и ингушского народов: Фазу Алиевой, Салиха Гуртуева, Саида Чахкиева, - много времени посвятили изучению их биографии и творческого наследия и сумеют сейчас донести красоту поэтического слова.

V Выступления участников проекта:

Евгения

Каждая народность имеет свои таланты, взращенные и развивающиеся в соответствии с национальными традициями. Так и Кавказские горы, о которых В.С. Высоцкий сказал, что «лучше гор могут быть только горы», взрастили писателей и поэтов, прославляющих Родину и свой народ, размышляющих о нравственных и духовных проблемах человека. Красота горных долин, рек, озер, величественные седые хребты, альпийские луга не могут не вдохнуть творческие силы в народы, предки которых глубоко чтят корни национальной культуры (слова сопровождаются показом слайдов горных пейзажей). Одна из представителей этих народов - поэтесса Дагестана Фазу Алиева, которая оставила яркий след и большое поэтическое наследие. Фазу Алиева выросла в горном ауле в большой многодетной семье, рано потерявшей отца. Ее матери без кормильца пришлось поднимать детей. Все получили высшее образование и стали достойными людьми. Поэтому одной из главных тем народной поэтессы стала тема материнского подвига. Совет матери, адресованный ей, ее братьям и сестрам, был для Фазу Алиевой бесценным подарком.

Немало, сын мой, будет в жизни сложной
Нападок разных, сплетен и интриг,
Не опускайся до людей ничтожных,
Не обращай внимания на них.
Владей собой. Укус клопа не страшен.
Носи во всем достоинство свое.
Горох на сковородке вон как пляшет,
А все ж не может расколоть её.

Поэтический сборник поэтессы «Мой родной аул» проникнут любовью к своей родине, гордостью за свой смелый, героический народ. Одно из стихотворений этого сборника так и называется «Мой народ»

МОЙ НАРОД

Ах, горы, горы!
Вы не просто горы,
А знак преодоления невзгод.
И скалы, устрашающие взоры,
Не просто скалы,— стойкости оплот.
Горжусь я славой моего народа,
Хоть он, сказать по совести, всего
На древе человеческого рода —
Чуть видимая веточка его.
Не горы ли бесстрашию учили
И мудрости его из года в год,
А камни вековые — не они ли
Терпеньем одарили мой народ?
И речки, что текли по горным склонам,
В одну реку сливаясь меж собой,
Ему повелевали быть сплоченным,
Когда вступал он с недругами в бой.
Наветы презирать и пустословье,
И в лихолетье смолоду уметь
Сражаться до последней капли крови
По формуле: победа или смерть.






Игорь

Народ Кабардино-Балкарии гордится своей национальной культурой, в развитие которой внес большой вклад Гуртуев Салих Султанбекович – известный общественный деятель, поэт, переводчик.

На родной язык он перевел лучшие произведения Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Есенина , Рубцова, польских, сербских, турецких, венгерских поэтов и писателей. Стихи самого Гуртаева Салиха Султанбековича переведены на многие языки мира, что говорит о его большой популярности

На русском языке в Москве и Нальчике изданы сборники стихов Гуртуева Салиха Султанбековича.

Гуртуев Салих родился в 1938 году в с. Белая Речка, что находится под Нальчиком. Школу окончил в Средней Азии в годы ссылки туда балкарского народа, и его мировоззрение формировалось в условиях жесточайшего ограничения в правах. После возвращения из ссылки в 1958 году поступил в Кабардино-Балкарский госуниверситет, который окончил по специальности «Преподаватель балкарского и русского языков и литератур» Сегодня, когда остро стоят вопросы укрепления дружбы между народами Кавказа, жизнь и творчество Салиха Гуртуева стало ярким символом единства народов Росси.

Цвет снега

 

Цвет снега изменился: он стал алым.

Тому виною кровь, а не закат.

Разрывы бомб грохочущим обвалом

ревут и эхом множатся стократ.

 

Столбы огня от края и до края

меняют первозданный мирный вид,

и пучится земля вокруг, страдая,

буграми надмогильными пестрит.

 

Изрешетили воздух автоматы,

и в корни огрубелые как есть

вжимаются леса – их все когда-то

рубили, чтоб не пряталась в них месть.

 

А между тем, когда от подлой пули

пал Лермонтов, то пуще, чем друзья,

о нём скорбели здесь в любом ауле –

земле забыть подобное нельзя.

 

Растаял снег! Земля сполна раскрылась.

Покой разрушен, воля – та вдали…

Неужто миновала мира милость?

Покрыл огонь суровый лик земли.

 

Мешаясь с кровью, месят тесто мести

земля и ветер, спятивший с ума.

И шагу не ступить в коварном тесте –

коль пламя пощадит, изгложет тьма.

 

Ни волка, ни собаку я от века

судить не тщусь (дурной советчик – злость),

но снег – земли седины… человека,

который их почтил бы, не нашлось.

 

И справедливость, и добро уснули,

не их рукам вертеть сегодня руль.

Взамен переговоров – только пули,

и нет национальности у пуль.

 

Вячеслав

Саид Чахкиев Чахки́ев Саи́д Идри́сович — известный ингушский писатель, поэт, драматург, кинодраматург и баснописец, детский писатель и переводчик...

  Саид Чахкиев, ребенком испытавший на  себе весь ужас депортации, решил во  что  бы то  ни  стало отразить период жизни высланных из  своих родных мест людей в  художественной форме. В 1963 году работа над романом «Золотые столбы» была закончена. Это был первый роман на  ингушском языке, рассказывающий о  величайшей трагедии ингушей, занесенных в  чёрные списки врагов народа. Молодой писатель, будучи ещё студентом литературного института, взялся за  тему, которая оставила глубокий след в  народной памяти. В  романе много трагических эпизодов из  реальной жизни ингушей в  ту  пору, а  сама депортация народа здесь описана «от  первого лица»  — мальчика Мусы, в  котором легко угадывается сам автор романа. Это художественный образ, основанный на  реальных событиях, которые перенес сам автор, будучи шестилетним ребенком. Свою исповедь автор писал по  живым впечатлениям, горячим следам. Роман содержит в  себе только чистоту помыслов, искреннюю любовь ко  всем народам и  неистребимую веру в  силу людского братства.

Роман Чахкиева «Золотые столбы» был напечатан лишь в 1990 году, в  конечном итоге занял свое достойное место в  ряду ингушской и  российской литературы.

Поэзия Саида Чахкиева не  менее проникновенно возвышает и  величает родную Ингушетию, ингушский язык, ингушскую женщину, природу своей родины. От  Саида и  его творчества идёт само примирение, успокоение, вразумление и подлинная любовь.

Одолевшая ненастья,
Сотворив для всех добро,
Прилетела Птица Счастья –
Уронила мне перо…

Птица Счастья, ты исполни
Три желания мои:
Солнцем сказки, блеском молний
Напои ингушский стих,

Чтобы крылья не сложили,
Веселились от души,
Чтобы жили – не тужили
Вольной жизнью ингуши!

Вот желание второе:
Пусть и мирною порой
Помнить об отце-герое
Будет будущий герой,

Чтоб не ведала сиротства
Наша гордая Страна,
Чтоб адатов благородство
Пело в сердце как струна!

А мое желание третье
Я шепчу себе самой:
Пусть мой милый на портрете
Поскорей придет домой.

Пусть с победой возвратится
Разделить со мной любовь –
Счастье - сказочная птица,
Нашу встречу подготовь.

(выступление Евгении, Игоря, Вячеслава сопровождалось показом компьютерной презентации)

VI Беседа руководителей проекта с учащимися

Семенова Н.А., учитель географии - Вдумайтесь, пожалуйста, в слова: «Уважение к культуре и истории народов других национальностей». Как вы понимаете смысл этих слов?

Ответы учащихся:

- Культура любого народа требует уважения.

- Если мы поедем на Кавказ: Дагестан, Кабардино-Балкарию, Ингушетию или на территорию, где проживают другие народности, то мы просто обязаны вести себя в соответствии с культурными традициями, которые чтят и уважают эти народы. Например, не одеваться вычурно и слишком открыто, чтобы не оскорбить своим внешним видом окружающих.

- Кавказские народы чтят, как и мы, память павших в Великой Отечественной войне солдат, которые плечом к плечу с русскими воинами с честью защищали нашу общую родину, не жалея жизни. И сейчас их отважные парни вместе с нашими ребятами совершают подвиги, участвуя в специальной военной операции на Украине. Предлагаем почтить их память минутой молчания.

- Культура и история других народов всегда вызывает интерес, ведь в процессе их развития складываются национальные традиции, формируются особые черты характера целого народа.

- Кабардинцев, ингушей, дагестанцев и народов, проживающих на Кавказе, можно уважать за их отношение к своим предкам, обычаям и традициям, которые они чтут как святыню.

Зюзина А.М., учитель литературы – Какие традиции, схожие с русской литературой и поэзией, вы можете выделить из прослушанных сообщений инициативной группы проекта?

Ответы учащихся:

–Для поэзии Салиха Гуртаева, Саида Чахкиева, Фазу Алиевой как и для русских поэтов характерна образность, проблематика, идейность. Стихи этих авторов затрагивают нравственную сторону отношений людей друг к другу, к своей Родине.

- В творчестве поднимается тема духовной и душевной стойкости народов, переживших на себе весь ужас депортации. Такие же темы поднимали русские писатели, например, Приставкин в романе «Ночевала тучка золотая».

- В произведениях Салиха Гуртаева, Саида Чахкиева, Фазу Алиевой ощушается патриотизм, гордость за свое Отечество, свой народ, любовь к Кавказу. Они так же воспевают любовь к своей Родине, как и множество известных русских поэтов и писателей, чьи имена вошли в историю русской литературы.

Рефлексия:

- Где, по вашему мнению, можно использовать собранный вами материал?

Ответ участников проекта «Кавказ - Единой России частица»

- Мы представили обобщенный материал своей работы. Вся наработка, видео и фотоматериалы о жизни и культурном наследии народов Кавказа, по нашему мнению, может быть использована для проведения тематических классных часов, уроков истории, литературы, географии, общешкольных мероприятий, касающихся воспитания толерантного отношения к народам других национальностей и уважения к их культуре.

- Данный материал может служить для заочных путешествий, которые инициативная группа может провести для младших школьников и таким образом побудить их к проявлению интереса к жизни народов Кавказа. К их истории и традициям.

- Данный материал располагает к реальным путешествиям по Кабардино-Балкарии, Дагестану и Ингушетии. Когда мы уже располагаем определенными знаниями о жизни этих народов, хочется пообщаться с ними и увидеть их жизнь наяву и пригласить к себе в гости, к нам в Смоленскую область на гвардейскую Ельнинскую землю.