Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | - Итак, в начале нашего урока, я прошу вспомнить какой раздел нашего учебника мы изучаем? - Какой природный район мы уже рассмотрели? - Мне сегодня преставился случай познакомить тебя с самым южным районом нашей Родины – России. - Прослушай, пожалуйста, стихотворение, просмотри слайды и назовите тему нашего сегодняшнего урока. (Презентация 1). Кавказ подо мною. Один в вышине Стою над снегами у края стремнины; Орёл, с отдалённой поднявшись вершины, Парит неподвижно со мной наравне. Отселе я вижу потоков рожденье И первое грозных обвалов движенье. Здесь тучи смиренно идут подо мной; Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады; Под ними утёсов нагие громады… А. С. Пушкин - Правильно, сегодня на уроке мы изучим Северный Кавказ Давай вспомним, по какому плану мы рассматриваем природные районы? 1. Географическое положение 2. Рельеф и геологическое строение 3. Полезные ископаемые 4. Климат 5. Реки 6. Природные зоны - В соответствии с планом описания, поставь задачи нашего урока. | Отвечает на вопросы. Смотрит слайды, формулирует тему урока. | Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте. Коммуникативные:(в данном случае-общение с учителем) допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях. |
Актуализация знаний Первичное усвоение новых знаний | - Природа Кавказа разнообразна и чрезвычайно живописна. Стихи и произведения о Кавказе писали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и В.А. Жуковский (слайд 2). - Я предлагаю тебе самостоятельную работу: - Давай поработаем с атласами на странице 36 и определим географическое положение Северного Кавказа. Работа в электронной тетради: вставить в текст пропущенные слова. Северный Кавказ - это самая южная часть российской территории. Горы расположены к югу от Русской равнины. От Русской равнины Кавказские горы отделены Кумо-Манычской впадиной. Кавказ занимает обширное пространство между Черным и Каспийским морями. На западе горы протянулись от Таманского полуострова (бывшая Тмутаракань) до Апшеронского полуострова на востоке. Кавказ – самые высокие горы России. Высшая точка – гора Эльбрус, имеющая высоту 5642 м. (слайд 3) - Кавказские горы – самые высокие горы России. По физической карте была определена высота вершины как Кавказа, так и России. (Гора Эльбрус, 5642 м). - Это не простая гора, как утверждают учёные. Это – потухший вулкан. - А что может подтвердить это? - Найди другие вершины Кавказа? (Казбек – 5033 м., Дыхтау – 5203м., г.Шхара – 5068 м) - Послушай отрывок из поэмы Лермонтова «Исмаил Бей» (слайд 4): Приветствую тебя, Кавказ седой! Твоим горам я путник не чужой: Они меня в младенчестве носили И к небесам пустыни приучили. И долго мне мечталось с этих пор. Все небо юга да утёсы гор. Прекрасен ты, суровый край свободы, И вы престолы вечные природы. - Почему Лермонтов называет Кавказ – седым? - Докажи, что Кавказские горы молодые. В какую геологическую эру и в какую эпоху складчатости они начали формироваться? Обучающийся перечисляют доказательства: Остроконечные вершины; Глубокие ущелья; Большая высота; Частые землетрясения. - Вершины Кавказа пикообразны, гребни острые, склоны крутые. Вершины покрыты вечными снегами. (Слайд 5,6,7,8). - Дальнейшая наша работа продолжится с рисунком на странице 251 учебника, текстом учебника и физической картой России. Ответь на вопросы: - Найди, на какие части делят территорию Северного Кавказа? - С какими странами Россия граничит через Большой Кавказ? - Посмотри, какой следующий пункт нашего плана? Полезные ископаемые. Для этого обратим внимание на слайд.(Слайд 9). - Какой вывод мы можем сделать? | Отвечает на вопросы, используя карты атласа. Работа с атласом, используя текст учебника отвечает на вопросы. | Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез, проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать. Коммуникативные: (в данном случае — в общении с учителем) допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях. |
Первичное закрепление | Работа в электронной тетради - В качестве закрепления знаний, полученных на уроке, посмотри видеосюжет «Кавказ. Природные условия и ресурсы» 6 мин https://www.youtube.com/watch? v=k320NokZW5U Также было рекомендовано посмотреть дома как дополнительный материал по желанию обучающегося: Большой Кавказ видео 8 мин https://www.youtube.com/watch? v=Xp9XnC_REmY хищники и животные Кавказа 8 мин https://www.youtube.com/watch? v=GsXqGsRcY5Q кавказский заповедник видео 12 мин https://www.youtube.com/watch? v=BiwONIB70Xg | Записывает в тетрадь новые термины и понятия, их определения Просмотр видеосюжета | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры, действия, планировать свои действия. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы. |