СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кавказ - самые высокие горы Российской Федерации

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по географии в 8 классе "Кавказ - самые высокие горы Российской Федерации"

Просмотр содержимого документа
«Кавказ - самые высокие горы Российской Федерации»

План-конспект урока

Предмет география

Тема урока: Кавказ — самые высокие горы РФ.

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель урока: - обучающиеся должны понимать особенности климата, рельефа, высотной поясности Кавказа, уметь работать с географическими картами, схемами

- обучающиеся должны ориентироваться в причинно-следственных связях между геологическим строением и рельефом

- обучающиеся должны уметь выявлять закономерности смены природных зон и высотной поясностью Кавказа

Задачи урока:

1) На примере природных комплексов Кавказа показать влияние природных условий на хозяйственную деятельность человека.

2) Познакомить с новыми терминами и понятиями (куэсты, лакколиты, фён, бора, плавни)

Развивать потребности самообразования, использовать знания, умения и навыки полученные ранее на уроках географии.

3) Пробудить у обучающегося чувство красоты и ответственности за природу родной страны, развивать познавательный интерес к изучению географии.,


Оборудование: компьютер

Планируемые результаты:

1. Предметные: сформировать представление о ГП, геологическом строении, рельефе и полезных ископаемых региона; составление описания; определение причинно-следственных связей; работа с тематическими и контурными картами.

2. Метапредметные: - познавательные: умение работать с различными источниками информации; строить логически обоснованные рассуждения;

- регулятивные: умение ставить цели, проблему в учебной деятельности; выдвигать гипотезы; планировать свою деятельность; самостоятельно исправлять ошибки;

- коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его; понимание позиции другого; умение корректировать свое мнение.

3. Личностные: осознание целостности окружающего мнения и многообразия взглядов на него; сформированность учебно-познавательного интереса в изучении географии; использование полученных знаний в повседневной жизни.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

- Здравствуй. Сегодня у нас необычный урок. География – наука, которую можно изучать не только по географическим картам, справочникам и учебникам, но и привлекать знания других предметов.

- Как вы думаете, что это за предметы?

Готовится к уроку.

Отвечает на вопросы.

Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Итак, в начале нашего урока, я прошу вспомнить какой раздел нашего учебника мы изучаем?

- Какой природный район мы уже рассмотрели?

- Мне сегодня преставился случай познакомить тебя с самым южным районом нашей Родины – России.

- Прослушай, пожалуйста, стихотворение, просмотри слайды и назовите тему нашего сегодняшнего урока.

(Презентация 1).

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орёл, с отдалённой поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утёсов нагие громады…

А. С. Пушкин

- Правильно, сегодня на уроке мы изучим Северный Кавказ

Давай вспомним, по какому плану мы рассматриваем природные районы?

1. Географическое положение

2. Рельеф и геологическое строение

3. Полезные ископаемые

4. Климат

5. Реки

6. Природные зоны

- В соответствии с планом описания, поставь задачи нашего урока.

Отвечает на вопросы.

Смотрит слайды, формулирует тему урока.

Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте.

Коммуникативные:(в данном случае-общение с учителем) допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях.

Актуализация знаний

Первичное усвоение новых знаний

- Природа Кавказа разнообразна и чрезвычайно живописна. Стихи и произведения о Кавказе писали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и В.А. Жуковский (слайд 2).

- Я предлагаю тебе самостоятельную работу:

- Давай поработаем с атласами на странице 36 и определим географическое положение Северного Кавказа.

Работа в электронной тетради: вставить в текст пропущенные слова.

Северный Кавказ - это самая южная часть российской территории. Горы расположены к югу от Русской равнины. От Русской равнины Кавказские горы отделены Кумо-Манычской впадиной. Кавказ занимает обширное пространство между Черным и Каспийским морями. На западе горы протянулись от Таманского полуострова (бывшая Тмутаракань) до Апшеронского полуострова на востоке. Кавказ – самые высокие горы России. Высшая точка – гора Эльбрус, имеющая высоту 5642 м. (слайд 3)

- Кавказские горы – самые высокие горы России. По физической карте была определена высота вершины как Кавказа, так и России. (Гора Эльбрус, 5642 м).

- Это не простая гора, как утверждают учёные. Это – потухший вулкан.

- А что может подтвердить это?

- Найди другие вершины Кавказа? (Казбек – 5033 м., Дыхтау – 5203м., г.Шхара – 5068 м)

- Послушай отрывок из поэмы Лермонтова «Исмаил Бей» (слайд 4):

Приветствую тебя, Кавказ седой!

Твоим горам я путник не чужой:

Они меня в младенчестве носили

И к небесам пустыни приучили.

И долго мне мечталось с этих пор.

Все небо юга да утёсы гор.

Прекрасен ты, суровый край свободы,

И вы престолы вечные природы.


- Почему Лермонтов называет Кавказ – седым?

- Докажи, что Кавказские горы молодые. В какую геологическую эру и в какую эпоху складчатости они начали формироваться?

Обучающийся перечисляют доказательства:

Остроконечные вершины;

Глубокие ущелья;

Большая высота;

Частые землетрясения.

- Вершины Кавказа пикообразны, гребни острые, склоны крутые. Вершины покрыты вечными снегами. (Слайд 5,6,7,8).


- Дальнейшая наша работа продолжится с рисунком на странице 251 учебника, текстом учебника и физической картой России.

Ответь на вопросы:

- Найди, на какие части делят территорию Северного Кавказа?

- С какими странами Россия граничит через Большой Кавказ?

- Посмотри, какой следующий пункт нашего плана?

Полезные ископаемые.

Для этого обратим внимание на слайд.(Слайд 9).

- Какой вывод мы можем сделать?

Отвечает на вопросы, используя карты атласа.



















































Работа с атласом, используя текст учебника отвечает на вопросы.

Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез, проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать.

Коммуникативные: (в данном случае — в общении с учителем) допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях.

Первичная проверка понимания

тест Кавказ https://obrazovaka.ru/test/kavkaz-8-klass-s- otvetami-po-geografii.html

Тест был выполнен полностью и без ошибок

Выполняет тест в электронной тетради


Первичное закрепление


Работа в электронной тетради

- В качестве закрепления знаний, полученных на уроке, посмотри видеосюжет «Кавказ. Природные условия и ресурсы» 6 мин

https://www.youtube.com/watch? v=k320NokZW5U

Также было рекомендовано посмотреть дома как дополнительный материал по желанию обучающегося:

Большой Кавказ видео 8 мин https://www.youtube.com/watch? v=Xp9XnC_REmY хищники и животные Кавказа 8 мин https://www.youtube.com/watch? v=GsXqGsRcY5Q кавказский заповедник видео 12 мин https://www.youtube.com/watch? v=BiwONIB70Xg

Записывает в тетрадь новые термины и понятия, их определения

Просмотр

видеосюжета

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры, действия, планировать свои действия.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

По выбору: подготовить рассказ в электронной тетради о
1. Прикубанской равнине.
2. Кавказских минеральных водах.
3. Высокогорном Дагестане.

Записывает домашнее задание в электронную тетрадь

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры, действия, планировать свои действия.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Подводя итог нашего урока, я попрошу продолжить предложения на экране.(Слайд 10)

Подводит итог урока. Высказывает своё мнение

Коммуникативные: (в данном случае-в общении с учителем) допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях.