СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кавказская война в литературе.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кавказская война вызывала интерес многих писателей и поэтов России.

Кавказ являлся местом ссылки передовых писателей того времени, его называли "теплой" Сибирью.

Просмотр содержимого документа
«Кавказская война в литературе.»


Отражение темы Кавказской войны в произведениях поэтов и писателей.

Кавказская война оставила неизгладимый след не только в истории нашей страны , но и в литературной жизни. Кавказ вызывал русских, европейцев, был местом ссылки передовых людей того времени. Два с половиной года провел Л.Н.Толстой на Кавказе, когда ему было всего 23 года. Привожу цитату из дневника Л.Н.Толстого: «Я начинаю любить Кавказ, хотя посмертной, но сильной любовью». По мысли поэта, Кавказ – это война и свобода, то есть испытание силы и достоинства человеческого характера.

На склоне лет Л.Н.Толстой говорил, что его жизнь можно разделить на 7 периодов, и тот, который он провел на Кавказе, был одним из самых главных.

В романе «Кавказский пленник» он противопоставляет войне мир и показывает античеловечность войны. Произведение предельно простое и ясное, как притча. Люди могли бы жить в мире, но им мешает война.

Кавказ занимал важное место в жизни и творчестве поэта М.Ю. Лермонтова. Кавказ по праву можно назвать поэтической родиной поэта, которая дарила вдохновение, озаряла его жизнь счастливыми мгновениями творчества.

В 1837 г. поэт был сослан на Кавказ за стихи на смерть Пушкина.

Обращаю внимание учащихся на то, что суровая, бурная, непокорная кавказская природа была настолько родственна душе поэта, что именно здесь его поэтический гений расцвел и набрал свою силу. Он описывает природу Кавказа – высоту его снежных вершин, буйный нрав горных рек, старинные крепости на неприступных скалах, величие и красоту этого мира.

Во время путешествий он встретился со ссыльными декабристами, русскими солдатами, жителями казачьих станиц и горских аулов. Он наблюдал жизнь кавказцев, записывал народные песни, предания, легенды.

Во время второй ссылки на Кавказ в 1840г. поэту пришлось участвовать в военных действиях на территории Чечни и Дагестана.

Весь трагизм войны показан Лермонтовым в стихотворении «Валерик»: горцы, к которым поэт относится с уважением, и русские солдаты вынуждены убивать друг друга, вместо того, чтобы жить в мире и братстве.

Бой длился. Резались жестоко,

Как звери, молча, с грудью грудь.

Хотел воды я зачерпнуть

Но мутная волна

Была тепла, была красна.

М.Ю.Лермонтов был подлинным мастером и в живописи. В его работах представлены прекрасные романтические пейзажи Кавказа, его гор, рек, ущелий и долин. В картинах «Перестрелка в горах Дагестана» и «Переход через Сулак в 1840г.» показаны стычки русских военных с горцами.

К этому же времени относится и стихотворение «Сон».

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я

Глубокая еще дымилась рана…

И кровь лилась хладеющей струей.

Судьба лермонтовских героев из поэмы «Герой нашего времени», по мнению исследователей творчества поэта, связана с дагестанской крепостью Таш - Кичу (Каменный брод): Печорина, прелестной кумычки Бэлы, добрейшего штабс-капитана Максима Максимыча. С целью нравственного усиления аспекта излагаемого материала, учитель может привлечь стихотворение Р.Гамзатова, где поэтическая красота перекликается с точным историческим анализом происходящего:

Россия, ты когда-то не с цветами

Нагрянула в пределы наших гор,

Поныне скалы схожи со щитами,

И в них гнездятся пули до сих пор.

И на Кавказе поручиком не ты ли

Отправила поэта для того,

Чтобы в бою чеченцы зарубили

Или Аварец застрелил его?


Отмечаю, что А.А. Бестужев-Марлинский был первым русским писателем, который стал осуждать бесчеловечную войну на Кавказе и считал ее губительной для народов.

Марлинский очень выразительно описал наружность дагестанских городов, внешний вид горцев, их жилище, также достаточно внимания уделил национально-историческому своеобразию, языку и поэзии горного края.

М.Т. Ахмедов – учитель высшей категории истории и обществознания МКОУ «Хрюгская СОШ» Ахтынского района РД, заслуженный учитель РД, кандидат исторических наук.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!