СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кавказский биосферный заповедник. Заказники

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кавказский биосферный заповедник. Заказники»

Тема: «Кавказский биосферный заповедник. Заказники». 3 урок из 11 по разделу «Береги Землю, как мать родимую».

Цели и задачи урока:


Цель: продолжить знакомство с Красной книгой Кубани, уточнить и активизировать знания учащихся о животном мире Краснодарского края, его заповедниках и заказниках, закрепить умение решать задачи на умножение и деление с нулями;

Задачи:

- показать значимость Кавказского заповедника, многообразие его флоры и фауны;

- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды;

- воспитание у детей и подростков любви к своей малой родине

Планируемые результаты:

Личностные:

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Познавательные:

- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, словаря;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные:

- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Оборудование для учителя: конспект урока, учебник, презентация, раздаточный материал, компьютер,

мультимедиа оборудование; фонограмма «Голоса птиц»;


Оборудование для учащихся: учебник, раздаточный материал, тетрадь.


Тип урока: Комбинированный









Ход урока



Этапы урока, методы и приемы.

Ввремя

Содержание. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

УУД

Подготовка к уроку

Перемена.

Контроль за подготовкой рабочих мест. Раздача дидактического материала каждому. Подготовка обычной и интерактивной доски к работе.

Домашние задание прописывается на доске, перед уроком.

Подготовка личного рабочего места, самоконтроль

Р: рациональное размещение на рабочем месте учебное пособие

Орг. Момент. беседа.

2 мин.

Здравствуйте, ребята! Сегодня я буду вести у вас урок кубановедения, меня зовут Анна Вадимовна.

Слайд №1.

- Ребята, сегодня урок у нас необычный.  Вы пополните свои знания о Красной книге Кубани, будете решать экологические задачи. У вас есть возможность показать свое умение считать, рассуждать, логически мыслить. Также докажете своё умение работать сообща в группах.


Настроились все на работу, нам предстоит сегодня сделать очень много. Оценивать ваши знания на уроке я смогу с помощью волшебных звездочек, каждая звезда приравнивается к одному баллу. Соответственно, чем больше баллов, тем лучше. Все готовы к уроку?.

Слушают.


К: продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Актуализация знаний: беседа

2-3 мин.

Проверка д/з.

  1. Запись голосов птиц.                                                                                                                             Учитель:                                                                 

     -Где можно услышать голоса птиц? (В лесу)

-Как называется лес из одних дубов? (Дубрава.)

-Как называется лес из одних елей? (Ельник.)

-Как называется лес из одних сосен? (Бор.)

-Как нужно вести себя в лесу?

        Слайд №2

              -Деревья приносят большую пользу. Они не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород,    

               но и «работают» как фильтр, очищая воздух от пыли, сажи, выхлопных газов.

       2)   Первой группе учащихся было дано задание узнать S школьного двора, газонов, кол-во деревьев на территории школы. Рассчитать, сколько м2 газонов приходится на одного ученика. Достаточное ли кол-во деревьев на территории школы?

      Слайд №3

3)    Учитель:

      Второй группе уч-ся нужно было выяснить, сколько имеется на территории школы комнатных цветов.

      Каково озеленение кабинетов.                      

 Ученик:

- Мы провели исследование и выяснили, что всего на территории школы находится 496 комнатных цветов, причем большая часть из них в начальных классах. В некоторых кабинетах цветы отсутствуют, а в некоторых по минимуму – 1 или 2. Есть кабинеты, такие как кабинет биологии (38 цв.), кабинет № 19 (30 цв) и кабинет №17 (23 цв.).

В этих кабинетах достаточное кол-во цветов, чтобы очищать полноценно воздух и насыщать его кислородом.

Наше предложение: на 3 ,4 этажах, а также кабинет физики на 2 этаже - озеленить. Ведь при этом ученики будут дышать чистым воздухом, а, значит, будут меньше болеть.

4)    Учитель:                                                                                                                                                                              Третья группа занималась исследованием кол-ва выброшенной бумаги в урну. Им нужно было рассчитать, сколько в год тратится зря бумаги и к чему это приводит.  

        Ученик:

-Мы провели исследование. Взяли в трех кабинетах урны, взвесили выброшенную за день бумагу. Разделили на кол-во учащихся в этих трех классах. Получилось, что в среднем макулатуры 3 грамма на одного ученика.

Затем мы умножили 3 на количество учеников в школе, т.е. на 629. У нас получилось 1 кг. 887 г в день выкидывается бумаги. Если умножить это число на количество учебных дней, т.е. на 204, то получится расход  384 кг 948 грамм. И это только в нашей школе.

На сайте Кругосвет.ру мы узнали, что в нашей стране за год производится 6000 тонн бумаги (вырубается  при этом 102 тыс. деревьев). Чтобы изготовить 1 тонну бумаги, нужно вырубить  примерно 17 деревьев, которым по 60-70 лет.  

Мы сделали вывод: если экономично расходовать бумагу, то мы сохраним большое количество деревьев на планете.

  1. Учитель: Четвертая группа выясняла, насколько полезен лес.                                                                         Ученик:

-Лес был и остается верным другом и защитником человека. Ведь лес и кормит, и лечит, и согревает людей. Деревья выделяют ароматические вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы.

В 1998 году в районе г. Новороссийска был открыт первый в России памятник лесоводам Новороссийского и Геленджикского хозяйств. Более 30-ти лет они занимались озеленением голых горных склонов. В нашем крае действует более 100 школьных лесничеств.


Слушать, отвечать на вопросы, выполнять работу на индивидуальных карточках


Ученик:                        -Мы узнали, что площадь школьного двора 14.300 м2, в том числе площадь газонов 3.000 м2.

В школе обучается 629 учеников.

Мы разделили 3.000 м2 на кол-во учеников, и у нас получилось, что в среднем, на одного ученика приходится 4,7  м2 газонов вместе с зелеными насаждениями. Также мы выяснили, что на территории школы растет 154 дерева. Это неплохо для очищения воздуха, но нам кажется, что нужно больше деревьев посадить вдоль ул. Северной, что защитило бы школьный двор от выхлопных газов, копоти, сажи автомобилей


П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

К.: умение слушать и вступать в диалог;

Постановка учебной задачи.

5 мин.

Мотивация учебной деятельности.

  1. Учитель:

–   Какие природоохранные организации вы знаете?  (Заповедник, заказник, национальный парк).

          – А что еще   создано людьми для защиты прав природы, для ее охраны и              сбережения? (Красная книга.)

          – Красный сигнал смертельной опасности – это призыв к разуму и совести каждого.

     - Ребята, в нашей стране создаются заповедники, заказники и национальные парки. Сохранить растительный и животный мир для потомков – важная задача человечества. Любить природу, охранять природу – это долг каждого российского человека.


Слушают учителя, отвечают на вопросы. Фронтальная и групповая беседа.

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

П: Определение темы урока;

Р: Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий;


Основная часть урока. Изучение новой темы.

20 мин.

11/I – День Заповедников и национальных парков.

На территории нашего края находится 15 заказников – лабинский, майкопский и др.

Слайд №5

Заказник – старое русское слово и означает запрещение на что-либо. «Заказано» - значит «не трогай, или делай разумно».

Также на территории Краснодарского края есть заповедник. Как он называется? (Кавказский биосферный заповедник.)

Слайд №6

Корень -вед- значит ведать, изучать.

Слайд №7

  1. Рассказ о Красной книге.

В 1948 году, через 3 года после окончания ВОВ, в небольшом городке Фонтебло на международной конференции был основан союз охраны природы. Был составлен список животных и растений, находящихся на грани исчезновения. Ученые решили назвать этот список «Красная книга».

В 1994 году была создана Красная книга Краснодарского края. Сейчас в ней 353 вида животных и 386 видов растений и грибов.

Сегодня ребята подготовили небольшие доклады о животных Краснодарского края, занесенных в Красную книгу, и, соответственно, находящихся под охраной.

  1. Слайд №8 (Зубробизон)

Рассказ о  зубробизоне:

Зубробизон – это помесь зубра с бизоном. Это самое прекрасное млекопитающее животное Кавказского биосферного заповедника. Сегодня на территории заповедника находится около 400 животных.

Самостоятельное решение задач.

Слайд №9 (задача)

Кавказские зубробизоны зимой живут в стадах по 30 животных. Подсчитайте кол-во этих животных в 20-ти зимних стадах.

Слайд №10 (решение) Проверка.

30*20=600 (з) – в 20-ти зимних стадах

Ответ: 600 зубробизонов.

      Слайд №11 (Розовый пеликан)

Рассказ о розовом пеликане:

Розовый пеликан селится вблизи рек  с зарослями тростника. Гнездятся до 200 пар вместе. Гнезда устраивают на земле. Неуклюжие на суше, и ловкие в воде. На зиму улетают в Африку или Индию. Перья его легко намокают в воде, и пеликан вынужден отжимать их клювом. У пеликанов есть мешок под клювом. В него он набирает до 5-ти литров воды вместе с рыбой, а потом отцеживает воду через клюв, оставляя в мешке вкусных карпов.  

Слайд №12 (задача)

Розовый пеликан в сутки поедает 2 кг рыбы. Определите «рыбное меню» 6-ти пеликанов в течении недели.

Слайд №13 (решение) Проверка.

2*6=12 (кг) съедят за сутки 6 пеликанов.

12*7=84 (кг) съедают 6 пеликанов в течение недели.

Ответ: 84 килограмма.

   Слайд №14 (Серый журавль)

               Рассказ о сером журавле:

Серый журавль – крупная птица. Размах крыла 2 метра. Вес самца 6 кг. Гнездятся главным образом в болотной местности. Серые журавли образуют пары и сохраняют их в течение жизни.

Самка откладывает 2 яйца. Высиживают оба родителя. Покрывают перья илом и грязью, чтобы спрятаться от хищников.  Питаются ягодами, травой, желудями, змеями, рыбой, грызунами. Находятся под охраной и занесены в список Всемирного союза охраны природы.


Слушать. Отвечать на вопросы, участвовать в беседе. Работа в тетрадях и у доски.


П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;





П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

К: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;


Физминутка;

1

мин.

Рыбки в воде, птички везде, лань на бегу, цветы на лугу,

Любят учится эти и те, а мы детишки больше всех.

Белокожие корейцы, краснокожие индейцы, С белою кожей, с черною тоже. Любят учится эти и те, а мы детишки больше всех.

Помните люди, школа вас любит, что каждый час она помнит о вас. Любят учится эти и те, а мы детишки больше всех.




Повторять движения за учителем.



Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;


Закрепление первичное темы урока.

5

Мин.

Слайд №15 (задача)

Японский журавль весит 10 кг. Он на 6 кг тяжелее, чем серый. Найдите вес 400 серых журавлей.

Слайд №16 (решение)  Проверка.

10-6=4(кг) – вес серого журавля.

4*400=1600(кг) – вес 400 серых журавлей.

Ответ: 1600 килограмм.

 

   Слайд №17 (Серна)

Рассказ о серне:

Парнокопытное млекопитающее. Вес 50 кг. Красно-бурая окраска, белая шея, черные полосы на спине и изогнутые тонкие рога. Место обитания– горные кручи, практически недоступные для человека, откуда в светлое время суток серны предпринимают вылазки на обширные горные луга, богатые сочной растительностью, являющейся  любимым видом пищи этих животных.

          Слайд №18 (задача)

В стаде серн 7 особей, а в стаде зубробизонов на 23 больше. Сколько животных в 6-ти стадах зубробизонов?

Слайд №19 (решение) Проверка.

7+23=30 (особ.) – зубробизонов в 1-ом стаде.

30*6=180 (особ.) – зубробизонов в 6-ти стадах.

Ответ:180 зубробизонов. 

Фронтальная и групповая беседа. Слушают и отвечают на вопросы по тексту. Работа в парах.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Подведение итогов урока.

5 мин.

Ребята, какова тема нашего урока?

Достигнута цель нашего урока?

Что нового узнали на уроке?

Пригодятся ли ваши знания в дальнейшем?


Рефлексия.

Лучшее украшение урока - хорошее настроение!

Спасибо вы меня очень порадовали сегодняшним занятием, обязательно приду к вам снова!

Какое настроение у вас после пройдённого урока? Если у вас за урок все получалось, то поднимите полученные звездочки, а если что-то не получалось, но урок был для вас интересным, то можете просто поднять руку, ну а если было совсем неинтересно и урок был для вас скучным и непонятным, а настроение так и не поднялось, руку можете не поднимать, но я думаю, что плохой опыт на уроке, тоже опыт и этот урок все равно пойдет вам на пользу.

Учитель:  - Урок хотелось бы закончить словами Михаила Пришвина:

«Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Ученик:

Любите родную природу –

Озера, леса и поля

Всё это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою  родились,

Живем мы с тобою на ней

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

- Оценки за урок получают….

Домашнее задание.

Раб. Тетрадь стр.40

Подводят итог.

Уборка рабочих мест.

Отмечаем своё настроение на уроке.

Р: наблюдение и сравнение; контроль в форме способа действий и его результата с заданным эталоном и целью обнаружения отклонений и отличий;

Р: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;