СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Казачество и православие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На фестивале казачьих классов  в 2013-2014 уч году мы заняли 1 место с этой работой.  Рекомендуем использовать презентацию  на уроках кубановедения, при оформлении недели кубановедения и на классных  часах.

Просмотр содержимого документа
«"Казачество и православие"»

 « КАЗАЧЕСТВО И  ПРАВОСЛАВИЕ »   Исследовательская работа  ученицы 8 класса МБОУ СОШ № 11 с Шабельское Дегтярёвой Анны Руководитель учитель МБОУ СОШ № 11 с Шабельское Назаренко А.С

« КАЗАЧЕСТВО И

ПРАВОСЛАВИЕ »

Исследовательская работа

ученицы 8 класса МБОУ СОШ № 11 с Шабельское

Дегтярёвой Анны

Руководитель учитель МБОУ СОШ № 11 с Шабельское Назаренко А.С

«Отче наш, Иже еси на небесех!  Да святится Имя Твое в России!  Да придет Царствие Твое в России!  Да будет воля Твоя в России!  Ты насади в ней веру истинную, животворящую!  Да будет она царствующею и господствующею в России!»    СВ . прв. Иоанн Кронштадтский

«Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится Имя Твое в России! Да придет Царствие Твое в России! Да будет воля Твоя в России! Ты насади в ней веру истинную, животворящую! Да будет она царствующею и господствующею в России!»

СВ . прв. Иоанн Кронштадтский

Духовная жизнь казачества  Христианская вера была основой духовной жизни казачества, на протяжении столетий определяла мировоззрение казаков. Казак-это прежде всего воин, это защитник русского государства, его границ. И донские и черноморские казаки считали себя защитниками христианского мира от посягательства османов. Они называли себя «православными рыцарями», защитниками православной веры.

Духовная жизнь казачества

  • Христианская вера была основой духовной жизни казачества, на протяжении столетий определяла мировоззрение казаков. Казак-это прежде всего воин, это защитник русского государства, его границ. И донские и черноморские казаки считали себя защитниками христианского мира от посягательства османов.
  • Они называли себя «православными рыцарями», защитниками православной веры.

Присяга казака Присяга казака начинается со слов: Я, ___________________________________________________________________,  (фамилия, имя, отчество) обещаюсь честью казака перед Всемогущим Богом и святым Его Евангелием и Честным Животворящим Крестом, чтобы помнить престол Иоанна Предтечи и Православную христианскую Веру и свою атаманскую и молодецкую славу не потерять, но быть верным и неизменно преданным Казачеству, своему Отечеству, обещаюсь служить ему до последней капли крови, всеми силами способствуя славе и процветанию Казачества и России. ……………… В чём да поможет мне Господь Бог Всемогущий. В заключение сей клятвы, целую слова Присяги и Крест Спасителя моего. АМИНЬ! Православие испокон веков служило духовным стержнем Казачества, а казаки были верными защитниками Православной Церкви. Бог надёжа и опора силу дающая.

Присяга казака

  • Присяга казака начинается со слов:
  • Я, ___________________________________________________________________,
  • (фамилия, имя, отчество)
  • обещаюсь честью казака перед Всемогущим Богом и святым Его Евангелием и Честным Животворящим Крестом, чтобы помнить престол Иоанна Предтечи и Православную христианскую Веру и свою атаманскую и молодецкую славу не потерять, но быть верным и неизменно преданным Казачеству, своему Отечеству, обещаюсь служить ему до последней капли крови, всеми силами способствуя славе и процветанию Казачества и России.
  • ……………… В чём да поможет мне Господь Бог Всемогущий. В заключение сей клятвы, целую слова Присяги и Крест Спасителя моего. АМИНЬ!
  • Православие испокон веков служило духовным стержнем Казачества, а казаки были верными защитниками Православной Церкви. Бог надёжа и опора силу дающая.
Головатый Антон Андреевич  ( 1732 (по другим данным 1744 ) - 1797 )    Войсковой судья Черноморского казачьего войска. Возглавил дипломатическую миссию черноморских казаков, направленную к Екатерине II для получения Жалованной грамоты на кубанские земли (вручена императрицей Головатому 30 июня 1792 г.)

Головатый Антон Андреевич ( 1732 (по другим данным 1744 ) - 1797 )

  • Войсковой судья Черноморского казачьего войска.
  • Возглавил дипломатическую миссию
  • черноморских казаков, направленную к Екатерине II
  • для получения Жалованной грамоты
  • на кубанские земли
  • (вручена императрицей Головатому 30 июня 1792 г.)
 С тех пор, как казаки получили грамоту о владении землёй, они стали осваивать новые земли, начали строить первые церкви и храмы на войсковые деньги. Ни одного важного дела казаки не начинали без молитвы усердной.  Первый мужской монастырь (Екатерино-Лебяжья пустошь) и первый женский монастырь –Мариинская монашеская пустошь не остались без внимания казаков. Кубанские казаки держали в штатных монастырях за свой счёт госпитали, приюты для престарелых, школы, в которых учили казачат.
  • С тех пор, как казаки получили грамоту о владении землёй, они стали осваивать новые земли, начали строить первые церкви и храмы на войсковые деньги. Ни одного важного дела казаки не начинали без молитвы усердной.
  • Первый мужской монастырь (Екатерино-Лебяжья пустошь) и первый женский монастырь –Мариинская монашеская пустошь не остались без внимания казаков. Кубанские казаки держали в штатных монастырях за свой счёт госпитали, приюты для престарелых, школы, в которых учили казачат.
 Через веру казак ощущал своё единство с православным миром . Вера учила не бояться смерти на войне, стойко переносить все невзгоды и лишения , смело и спокойно идти навстречу опасности.  Свою жизнь в станице казаки- переселенцы начинали с возведения «Храма Божьего» . Ещё не успев построить жильё, обзавестись хозяйством, строили церковь. К середине 19 века каждое куренное селение имело свою церковь . ( Вот некоторые из них)

Через веру казак ощущал своё единство с православным миром . Вера учила не бояться смерти на войне, стойко переносить все невзгоды и лишения , смело и спокойно идти навстречу опасности.

Свою жизнь в станице казаки- переселенцы начинали с возведения «Храма Божьего» . Ещё не успев построить жильё, обзавестись хозяйством, строили церковь. К середине 19 века каждое куренное селение имело свою церковь . ( Вот некоторые из них)

        Свято-Ильинский войсковой храм город Краснодар

Свято-Ильинский войсковой храм

город Краснодар

       Свято-Покровский храм станица Тамань

Свято-Покровский храм

станица Тамань

          Свято-Георгиевский храм город Краснодар

Свято-Георгиевский храм

город Краснодар

Собор во имя Святого и Благоверного  князя Александра Невского   Собор был заложен на войсковые средства в 1853 году в городе Екатеринодаре на месте старого деревянного Воскресенского собора, расположенного на Базарной площади. В 1937 году собор был разрушен.

Собор во имя Святого и Благоверного князя Александра Невского

  • Собор был заложен на войсковые средства в 1853 году в городе Екатеринодаре на месте старого деревянного Воскресенского собора, расположенного на Базарной площади.
  • В 1937 году собор был разрушен.
Решение о восстановлении собора было принято в 2003 году главой администрации Кубани Александром Ткачевым. Торжественная церемония закладки камня на месте восстановления разрушенного собора Александра Невского Кубанского казачьего войска состоялась 17 декабря 2003 года. А 15 июня 2005 года колокола и купола строящего собора освятил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
  • Решение о восстановлении собора было принято в 2003 году главой администрации Кубани Александром Ткачевым. Торжественная церемония закладки камня на месте восстановления разрушенного собора Александра Невского Кубанского казачьего войска состоялась 17 декабря 2003 года.
  • А 15 июня 2005 года колокола и купола строящего собора освятил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
  • В 1795 году в курене Щербиновском уже была освящена деревянная церковь во имя Преображения Господня , она простояла до 1903 года, когда было освящено её новое здание, каменное, построенное на средства вдовы войскового старшины Мавры Михайловой Туренко.
  • А предыстория такова. В 1895 году Мировой судья 1-го участка Ейского округа Кубанской области вызвал наследников Мавры Михайловой Туренко, вдовы войскового старшины, умершей 30 августа того же года, для предъявления прав на ее наследство, заключавшееся в частном участке земли размером 114 десятин в юрте станицы Старощербиновской (108). Наследники в указанный судьей шестимесячный срок не явились. Тогда старощербиновское общество постановило продать невостребованный участок вдовы, а вырученные средства потратить в станичных нуждах. Есаул Афанасий Ткаченко предложил использовать их на богоугодное дело - строительство нового капитального здания церкви Преображения Господня. На том и порешили. В 1903 году крестовокупольное здание храма в величественном неороманском стиле, напоминавшее древние византийские церкви, было построено и освящено.
Церковь во имя Преображения Господня.

Церковь во имя Преображения Господня.

 А в 1873 году в станице была построена деревянная Покровская церковь во имя Николая Чудотворца, которая стала главным храмом. При ней было 2 церковно-приходских школы, где обучались молодые казачата. Церковь была разрушена и фотографий к сожалению её нет. Православие - это не только сила воинского духа на защите Отечества , но и развитие просвещения, направленного на воспитание стойкости, выносливости и мудрости.
  • А в 1873 году в станице была построена деревянная Покровская церковь во имя Николая Чудотворца, которая стала главным храмом. При ней было 2 церковно-приходских школы, где обучались молодые казачата. Церковь была разрушена и фотографий к сожалению её нет.
  • Православие - это не только сила воинского духа на защите Отечества , но и развитие просвещения, направленного на воспитание стойкости, выносливости и мудрости.

Жизнь и быт шабельчан уходят в седую старину. Вот уже село отметило своё 230 -летие, но нам не безразлична история нашего любимого села. Знакомясь с данными Ростовского архива мы узнали, что в 1797 году в селе, которое раньше называлось Сазальник, была построена церковь Святителя и чудотворца Николая Угодника. Церковь построил полковник Змиев. В 1848 году деревянная церковь была перестроена и возведён каменный храм во имя всех Святых, выстроенная вместе с прихожанами помещиком Павлом Шабельским. Церковь одноэтажная, имеет вид корабля… наружных украшений не имеет, окна обыкновенные продолговатые, с полукружием на верху. У церкви пять глав, колокольня каменная, оклады на иконостасе серебряные.

Батюшку звали Василий. Жена у него была Вера, сын Василий и две дочери Нина и Надя. Церковь была очень красивая: внутри купол, стены расписаны сценами из библейских сюжетов, много икон, свечи, лампадки. Люстра была необыкновенной красоты, состоящая из множества свечей. Её зажигали один раз в году на Пасху. Было очень красиво.

Церковь строили «всем миром»: от каждого двора по количеству людей работали по очереди, без всякого напоминания. Рядом стояла звонница, где отпевали умерших. Когда умирал ребёнок звонили в маленькие колокола. Внутри церкви в поднебесье 12 архангелов.

На храме возвышалась 45-ти метровая колокольня с высоты которой, как вспоминают старожилы были видны города Таганрог, Мариуполь, Ейск. В праздничные дни колокольный звон был слышан и в Азове и в Порт- Катоне. Кресты и купола на солнце блестели. И их было видно из далека.

Село моё родное….

И сейчас, спустя многие годы, мы стремимся возродить нашу историю, возродить наше единение с православным миром, возродить нашу веру в единство православия и единство русского духа- казачьего духа. Вот так будет выглядеть церковь в селе Шабельское. Ведётся работа над проектом.
  • И сейчас, спустя многие годы, мы стремимся возродить нашу историю, возродить наше единение с православным миром, возродить нашу веру в единство православия и единство русского духа- казачьего духа.

Вот так будет выглядеть церковь в селе Шабельское. Ведётся работа

над проектом.

 Это в будущем. А на сегодняшний день, на месте старого кладбища в селе Шабельское построена часовня на взносы ХКО села Шабельского под руководством атамана Хуторского казачьего общества урядникаЗинченко Виктора Ильича была поставлена Часовня в память и поминовение всех погребённых на старом кладбище рабов божиих и их же имена Ты, Господи еси.
  • Это в будущем. А на сегодняшний день, на месте старого кладбища в селе Шабельское построена часовня на взносы ХКО села Шабельского под руководством атамана Хуторского казачьего общества урядникаЗинченко Виктора Ильича была поставлена Часовня в память и поминовение всех погребённых на старом кладбище рабов божиих и их же имена Ты, Господи еси.
На перекрёстке судеб и дорог И на исходе мрачного столетья Не только жить рискую, но и петь я: Молчаньем, знаю, предаётся Бог. Уходит век, изломан и жесток, Страшны его прощальные гримасы. Беснуются на стадионах массы. Темнеет Запад, светится Восток. А нам бы ветра свежего глоток, Но яд сомнений льётся в наши души. Зло правит бал, все правила нарушив, И топчет веры прадедов исток. Но светит нам Божественный Чертог И милостива Божия Десница. Мы снова к небу поднимаем лица И молимся, и верим – С НАМИ БОГ!   Алла Халимонова-Мельник

На перекрёстке судеб и дорог

И на исходе мрачного столетья

Не только жить рискую, но и петь я:

Молчаньем, знаю, предаётся Бог.

Уходит век, изломан и жесток,

Страшны его прощальные гримасы.

Беснуются на стадионах массы.

Темнеет Запад, светится Восток.

А нам бы ветра свежего глоток,

Но яд сомнений льётся в наши души.

Зло правит бал, все правила нарушив,

И топчет веры прадедов исток.

Но светит нам Божественный Чертог

И милостива Божия Десница.

Мы снова к небу поднимаем лица

И молимся, и верим – С НАМИ БОГ!

Алла Халимонова-Мельник

Литература: Личный архив фотографий, Учебник кубановедения 8 класс, Владимир Ткаченко-Гильдебрандт, Владимир Шкуро ИСТОРИЯ ОДНОГО КУРЕНЯ из казачьего прошлого станицы Старощербиновской Ейского отдела Кубанской области (1756-1918) ; Алла Халимонова-Мельник Сборник стихотворений.

Литература:

  • Личный архив фотографий,
  • Учебник кубановедения 8 класс,
  • Владимир Ткаченко-Гильдебрандт, Владимир Шкуро ИСТОРИЯ ОДНОГО КУРЕНЯ из казачьего прошлого станицы Старощербиновской Ейского отдела Кубанской области (1756-1918) ;
  • Алла Халимонова-Мельник Сборник стихотворений.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!