Пояснительная записка
История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из фактором, помогающих людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде.
Достижение этой задачи в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре», традициям, истории казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города, именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.
Программа кружка «Культура казачества» предназначена для детей, обучающихся в начальных классах казачьей направленности общеобразовательных школ. Программа по истории и культуре казачества является первой ступенью комплексной программы, предназначенной для классов казачьей направленности.
Данная программа объединила в своём содержании основы истории, традиционной и православной культуры казачества.
Цель данной программы - формирование начального представления о казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.
Задачи
• знакомство с укладом жизни казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, видами труда;
• ознакомление с основными историческими вехами казачества, приобщение учащихся к казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
• воспитание учащихся патриотами;
• привитие нравственных устоев казаков в духе православия;
• развитие творческих способностей детей;
• формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Осознание своей включённости в жизнь страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и села.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятие-встреча, занятие-экскурсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятие- творческий портрет, занятие-праздник. Особенно приветствуются выездные занятия в музеи, на концерты творческих коллективов, и др. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия могут проходить в виде рассказа, демонстрации, сообщение сведений.
Отчёт о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий и т. п.
В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенции.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами,
практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведческие и туристические технологии, проектные технологии.
Программа предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся узнать:
- историю возникновения и развития своей малой Родины, волжского казачества;
- семейные традиции, профессии;
- особенности природы;
- имена земляков, вошедших в историю края;
- памятники и памятные места;
- заповедные места нашего края;
- символика;
Учащиеся должны уметь:
- составлять рассказы о семье, её традициях, составлять родословную;
- принимать самостоятельно несложные решения и предлагать свои версии, варианты.
- пользоваться дополнительной литературой, расширяя свои знания о краеведческих понятиях
Содержание программы
Традиционная культура волжских казаков (5 часов)
Цель: знакомство детей с традициями казачества.
История казачьей семьи (4 часа)
Цель: знакомство со значением слова «семья»;воспитание в казачьей семье.
Православие и казачество (4 часа)
Цель: знакомство с православной верой как основой казачьей семьи. Почитание родителей и стариков; с православными праздниками.
Труд и быт казаков (4 часа)
Цель:
Введение в понятие труд. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудие труда казаков. Кухня.
Декоративно-прикладное искусство (2 часа)
Цель:
Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками.
Памятники истории казачества (3 часа)
Цель: Памятники казакам - защитникам Родины.
Основные памятные даты и знаменательные события из истории казачества (4 часа)
Цель: Казачья честь. Доблесть казаков
Казак – патриот (5часов)
Цель: Казак. Волжское казачье войско. Нравственные качества - основа патриотизма казака.
Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий (3часа)
Цель: Подведение итогов
Тематическое планирование кружка
«Культура казачества»
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Традиционная культура волжских казаков | 5 |
2 | История казачьей семьи | 4 |
3 | Православие и казачество | 4 |
4 | Труд и быт казаков | 4 |
5 | Декоративно-прикладное искусство | 2 |
6 | Памятники истории казачества | 3 |
7 | Основные памятные даты и знаменательные события из истории казачества | 4 |
8 | Казак – патриот | 5 |
9 | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий | 3 |
Календарно - тематическое планирование кружка
«Культура казачества»
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения |
план | факт |
Традиционная культура волжских казаков 5ч |
1 | Детские игры. Игровые припевки | 04.09 | |
2 | Поговорки, предания | 11.09 | |
3 | Казачьи сказки, легенды, былички | 18.09 | |
4 | Считалки. Заклички. Казачьи легенды. Разучивание наизусть. | 25.09 | |
5 | Казачьи песни | 02.10 | |
История казачьей семьи 4ч |
6 | Понятие «казачья семья» | 09.10 | |
7 | Отношение к семье. Ребёнок в казачьей семье. | 16.10 | |
8 | Воспитание мальчиков и девочек. | 23.10 | |
9 | Семейный фотоальбом, традиции. Практическое занятие | 13.11 | |
Православие и казачество 4ч |
10 | Православная вера - основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. | 20.11 | |
11 | Красный угол в казачьей хате. Практическое занятие | 27.11 | |
12 | Икона в храмах и жилищах. Казак в храме. Молитва. | 04.12 | |
13 | Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Практическое занятие | 11.12 | |
Труд и быт казаков 4ч |
14 | Традиционный и современный быт казачьей семьи. Казак - труженик. | 18.12 | |
15 | Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудие труда казаков. | 25.12 | |
16 | Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом. | 15.01 | |
17 | «Казачья кухня», «казачьи ремесла» мероприятие | 22.01 | |
Декоративно-прикладное искусство 2ч |
18 | Материалы, из которых изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т. д.). Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками. | 29.01 | |
19 | Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками. Практическая работа | 05.02 | |
Памятники истории казачества 3ч |
20 | Памятники казакам - защитникам Родины. | 12.02 | |
21 | Основные достопримечательности, памятники казачьей истории | 19.02 | |
22 | Будущие защитники Родины. Мероприятие | 26.02 | |
Основные памятные даты и знаменательные события из истории казачества 4ч |
23 | Основные памятные даты и знаменательные события в истории казачества | 05.03 | |
24 | Основные памятные даты и знаменательные события в истории казачества | 12.03 | |
25 | Основные памятные даты и знаменательные события в истории казачества | 19.03 | |
26 | Казачья честь. Доблесть казаков | 09.04 | |
Казак – патриот 5ч |
27 | Казак. Волжское казачье войско. Нравственные качества - основа патриотизма казака. | 16.04 | |
28 | Нравственные качества - основа патриотизма казака. Юные казаки - будущие защитники родной земли… | 23.04 | |
29 | Экскурсия на Казачий круг. Атаман. Волжские регалии | 30.04 | |
30 | Нравственные качества - основа патриотизма волжского казака. Встреча с атаманом Татищевского станичного казачьего общества | 27.04 | |
31 | Нравственные качества - основа патриотизма волжского казака | 07.05 | |
Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий 3ч |
32 | «Казачьи посиделки» мероприятие | 14.05 | |
33 | «Юные казаки - будущие защитники родной земли. Казачья честь» мероприятие | 21.05 | |
34 | «Казаки на страже рубежей отечества» мероприятие | | |
Итого 34ч |
5