СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Казахские национальные игры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта статья рассматривает введение развивающих казахских национальных игр в университетскую программу по физической культуре и повышает национальный имидж казахского народа.

Просмотр содержимого документа
«Казахские национальные игры»

Физическое воспитание и спорт


УДК375.3: 801316.3(045)


Мухамбеткалиева Г.Г


Казахский Национальный аграрный университет (Алматы, Казахстан)


КАЗАХСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ


Аннотация. Эта статья рассматривает введение развивающих казахских национальных игр в университетскую программу по физической культуре и повышает национальный имидж казахского народа.


Ключевые слова: физическое воспитание, народные и национальные игры, национальная культура.


Muhambetkalieva G.G

Kazakh National Agrarian University (Almaty, Kazakhstan)


KAZAKH NATIONAL GAMES


Abstract: This article discusses the introduction of developing Kazakh national games into the university program on physical education and enhances the national image of the Kazakh people.


Key words: physical education, national games, national culture


  • своем Послании к народу «Казахстан 2030» Н. А. Назарбаев определил следующие главные приоритетные направления - здоровье, образование, благополучие граждан.


Казахстан принадлежит к странам древнейшей культуры. Древнейшую историю имеет и физическая культура. У казахского народа много неповторимых и разнообразных видов игр. С древних времен в играх казахов применялись приспособления, сделанные из камней, костей животных, дерева. Игры были связаны с элементами бега, метания, поднятие тяжестей-это развивало ловкость, быстроту, силу. Физическое воспитание казахского народа было направлено на подготовку сильных духом и телом батыров. Во всех обрядах и играх народ хотел видеть своих джигитов сильными, смелыми, ловкими.


В настоящее время казахские национальные виды спорта становятся все более популярными, массовыми и подлинно народными. С введением третьего урока физкультуры в школах города рекомендуется включать национальные игры в структуру урока, что дает возможность приобщить детей к национальной культуре своего народа.


Физическое воспитание одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к физическим упражнениям и спорту с раннего детства дает человеку закалку, вырабатывает иммунитет организма к различному роду заболеваниям, воспитывает ловкость, честность, быстроту реакции,


Повышает активность и развивает чувство дружбы, отношения в коллективе.


В процессе игр у детей развиваются двигательные способности, изменяется характер и нравственные качества. Игра способствует лучшему владению собой, учит навыкам руководства сверстниками, способствует развитию навыка командных действий. Учит выполнению правил, дисциплине, ответственности за совершенные действия.


У каждого народа дети получали физическое развитие с раннего детства, в процессе игр они готовили свой организм к определенным особенностям жизни народа, согласно среде его обитания.


Введение в структуру урока национальных игр дает возможность приобщить детей к национальной культуре своего народа. Урок, в котором имеют место игры, отличается высокой плотностью, интенсивностью, такие уроки интересны, их очень любят дети.

Очень хорошо и зрелищно, эмоционально проходят состязания по национальным играм, в программе «Для здоровья», «Веселых стартов» и других внеклассных мероприятий.


  • Данной работе представлены наиболее популярные игры Казахского народа, разработки уроков по национальным играм для студентов, а также разработка спортивного праздника «НАУРЫЗ».


Очень важны для детей национальные игры, потому что они пришли к нам из глубины веков. Тогда мог выжить только физически крепкий человек. Одной из отличительных черт нации является общность духовной жизни, возникающая на основе длительной совместной жизни людей, связанных единым экономическим положением, территорией, языком и культурой. Казахстан принадлежит к странам с древнейшей культурой. Археологические раскопки подтверждают то, что человек здесь появился еще в период палеолита. Древние люди занимались охотой. С ней были связаны основные стороны жизни человеческого общества. Как показывают исследования, охота создала особые свойства в человеческой природе, влияя на его физическое строение. Охотнику необходимы были следующие качества: дальнозоркость, внимательность, наблюдательность, меткость, осторожность и конечно хорошая выносливость, чтобы преследовать добычу, а также навыки лазания, бега и прыжков, Находясь, все время в условиях естественных сил природы человек закалялся в борьбе с нею. Эта суровая борьба требовала от человека высокоразвитых физических качеств. Физические упражнения становятся важным средством воспитания подрастающего поколения.


Народные традиции, игры, посвящения носили воспитательный характер, они были направлены на то, чтобы подготовить детей и подростков к полноценной самостоятельной жизни.


Почти на протяжении жизни, человек тесно связан с игрой, причем с самого раннего детства. В юношеские года в период активного формирования, игровая деятельность занимает наибольшее место. Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребенка. Если на первых этапах игровая деятельность носит упрощенный характер, то более поздний она значительно обогащается как по форме, так и по содержанию.


Особенно распространенные игры и состязания.


1. «Горный козел» «Таутеке».


Содержание игры, правила:


Среди игроков выбирают 3-4 «охотников», обеспечивают их «ружьями», мягкими тканевыми мячами. Остальные игроки изображают «горных козлов», «Охотник» должен попасть мячом в игрока во время смены возвышения.


Игроки делятся на две равные команды. Одна которых, «горные козлы», а другая «охотники».

Цель игры: «Охотники в течение 5 минут должны выбить мячиками как можно больше «горных козлов». Игра проводится в 3 тайма, выигрывает тот, кто победил 2-х из них.


Игровая площадка должна иметь границы и как можно больше всевозможных возвышений и снарядов.

Игрок, в которого попал мяч, должен выйти из игры.


По сигналу «горные козлы» должны начать менять место. На одном месте игрок не может находиться длительное время, такой игрок выбывает из игры.


Инвентарь:


Учитель строго следит за правилами игры. Необходимо направлять игроков по всей площадке. Мягкие тканевые мячи или легкие надувные маленькие мячи. Мел для обозначения границ, выбрать возвышения или начертить круги на полу.


2. «Тенге алу». «Собрать деньги». Содержание игры: Ребята делятся на несколько команд, в каждой не менее 4 человек.

Становятся на линию старта.Нарасстояние10-15 метров от каждой команды лежат мешочки с песком(тенге), (счетные палочки).


I-вариант «Кумиесалу». На противоположных сторонах площадки чертят две линии (старт и финиш), игроки выстраиваются вдоль линии «старта» и по сигналу начинают скачки. На расстоянии от линии старта до линии финиша разложены камешки(монеты). Игрок, собравший больше всех монет, считается победителем.

Правила игры:


Во время скачек (перемещение выполняется шагом галопа) нельзя наталкиваться друг на друга, нельзя поднимать предмет, стоя на месте.

Развивающие качества: Быстрота, ловкость, координационные способности.

Инвентарь:

Старт. Финиш. Мешочки или счетные палочки, корзинки.

3. «Завязанный платок» (Туйлген орамал)

Содержание игры:

Дети свободно бегают по размеченной площадке, догоняют друг друга. По желанию детей выбирают ведущего. Ведущий берет в руки завязанный платок, кидает его любому игроку и, сосчитав до трех, бежит за ним. Убегая от ведущего, игрок должен отдать платок до того, как ведущий его поймает. Если игрок не успел отдать платок, и его поймали, игра начинается снова. В ходе игры отмечается, то за определенное время активно участвовал в ней, действовал быстро и ловко.

Правила игры:

1.Игрок, забежавший за пределы площадки, выходит из игры.

2. Кидая платок игроку, надо назвать его имя.

3.Игрок, не поймавший платок, передает ход игры другому.

4. Если ведущий поймал игрока, то он должен отдать платок.


Две команды стоят напротив друг на друга. Между ними проведена линия. Игрок одной из команды пересекает эту линию, проходит вдоль команды соперников, выбранному игроку кидает платок и убегает на свою сторону, не пересекая линию. Если игрок, поймавший платок догонит соперника, то команда получает очко.


Развивающие качества: Дети бегают в зависимости от своих возможностей, упражнения также делают произвольно. В ходе игры ее участники самостоятельно приучаются чередовать момента физической нагрузки и небольшого отдыха, соизмерять индивидуальные и групповые движения.

Инвентарь:


Другие игроки в ходе игры должны бегать друг за другом. Для этого надо предупредить детей, что платок передается только бегущему игроку. Вместо платка можно взять другой предмет. Но, помнить о мерах предосторожности. Продолжительность игры регулирует учитель. Мел для обозначения площадки.

4. «Аксандык, коксандык»

Содержание игры:


Играющие, произвольно стоят по всей площадке, и делятся по два. Они становятся спиной друг к другу и, держась согнутыми в локтях руками, по свистку пытаются первыми поднять на спину противника. Игрок, оказавшийся на спине, должен быстро и правильно отвечать на вопросы своего противника. Ответив, на пять вопросов, игроки меняются местами.

Правила игры:

  1. Игроку, находящемуся на спине нельзя поднимать ноги.


  1. Игрок, не ответивший на все вопросы, считается проигравшим.


Развивающие качества: Развивается сила, активизируется мышление.


Инвентарь:

Учителю необходимо задавать тему для вопросов и следить за дисциплиной,

чтобы не уронили друг друга на землю. Освобожденные считают очки.

Подготовить темы вопросов.

5. «Айголек» (кандалы).

Содержание игры, правила:


Дети делятся на две команды и становятся друг против друга на расстоянии 20-30шагов.Первая команда начинает:


Айголек, Айголек


Луна белая, как снег


Выше гор, быстрее рек,


Начинаем свой забег.


Выше гор, быстрее рек,


Кто, тот нужный человек?

Вторая команда отвечает:

Айголек, Айголек

Луна белая, как снег


Выше гор. Быстрее рек,

Тот. (имя игрока)

Нужный человек.


Игрок, имя, которого назвали должен с разбегу прорвать замкнутые в цепи руки противника. Если игрок у удалось прорвать цепи, то он имеет право забрать одного из игроков данной команды. Если попытка не удалось, он остается в этой команде.

Развивающие качества:


Силу, скорость, сплоченность играющих детей.

Метод указания. Место проведения. Инвентарь:

Сзади команд поставить по одному страхующему игроку. Предупредить ребят о том, что при разбивании цепи игрок сначала касается руками потом туловищем.


5. «Такия тастамак» «тюбетейка-невидимка».


Содержание игры, правила:


Дети становятся по кругу. Выбирают ведущего. У него тюбетейка. Он обходит ребят и говорит: «Есть идея («Такия тастамак»)! Не спеша, начинаем игру: садимся кругом». Когда дети сядут, ведущий продолжает: «Потихоньку, неторопливо обойду я вас. В это время тюбетейку незаметно кому-нибудь подложу. Если не заметишь ее, тебя я ей побью. И тебе придется начать игру». По окончании текста дети должны найти тюбетейку, и тот, у кого она оказалась, должен догнать ведущего и одеть ему тюбетейку на голову. Если играющему не удалось это сделать, то ведущий должен слегка шлепнуть игрока тюбетейкой.


Развивающие качества: Внимание, ловкость, скорость.


Инвентарь: Тюбетейка. Ограничение площадки. Приготовить табличку с текстом. Текст можно сократить или опустить.


6. «Угадай имя по звуку» (Атын дыбыстан таны).


Содержание игры, правила:


Во время национального возрождения изучения традиций, становление и


Развития казахских национальных подвижных игр, забав и развлечений


Приобретают непересекающегося значения. Необходимость исследования


Богатейшего педагогического опыта использование казахских национальных игр


Предопределяются тем, что результаты такой работы помогут проследить


Переменчивость форм, методов и средств воспитания, а также определить


закономерности, связанные с изменением социально-экономических факторов

жизнедеятельности общества, создавая предпосылки для пополнения


современной теории и практики физического воспитания адекватными


элементами этнопедагогики. Однако, несмотря на указанную актуальность,


проблематике исследований философских, исторических,


теоретико-методических, педагогических аспектов становление и развития

казахских народных игр, в особенности в период реформ, уделялось чрезвычайного внимания, которое предопределялось преимущественно политическими, идеологическими факторами. Такое положение существенно обедняет эффективность развития национальной педагогической науки и оказывает содействие формированию полноценной национальной системы физического воспитания.


Литература:


1.ДормачеваМ.М., КотоваН.П., Подвижныеигрыс.4-5.

2.ГеллерЕ.М., КоротковИ.М Веселыестартыс.7-9.

3.Раухмапь3.100маленькихигрc.l1-14.


4.ЩестаковВ.А., Степанов А.Я. Закаливание к холоду в режиме утренней гимнастики. Теория и практика физической культуры. -1989.с13-15.


5.Н.В.Решетников, Ю. Л. Кислицын. Физическая культура: Учебное пособие для студентов сред, спец.учеб.ЗаведенийМ„1988.с.70

6.Державен, Игры и эстафеты с.15-20


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!