ГКПП «Уральский колледж газа, нефти и отраслевых технологий»
УОАЗКО
«Утверждаю»
Зам.директора по УМР
_______А.Н.Утебаева
«____»_______2016г.
Открытый урок
Приуроченный к неделе «Школы молодого преподавателя».
по дисциплине « Физическое воспитание»
для специальности: 1516000 «Өрт қауіпсіздігі»
на тему: Казахская национальная игра Тоғызкұмалақ.

Уральск, 2016
«Талқыланды» «Келісілді»
Мұнай мен газды тасымалдау, сақтау Колледж әдіскері
ПЦК № ____ отырысында ________А.М.Кайырлиева
ПЦК төрайымы «____»_________2016ж.
________А.К.Мурзагулов
«_____»_________2016ж.
Преподаватель физического воспитания: Бондаренко Е.С.
Тема: «Казахская национальная игра Тоғызқұмалақ»
Дата проведения: 12 апреля 2016г., гр. ТЖ-112
Компетенции
Информационная: информировать учащихся о правилах игры Тоғызқұмалақ
Коммуникативная: сформировать умения правильно и точно расчитывать ходы.
Решение проблем: научить студентов казахской национальной игре.
Тип занятия: урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке)
Межпредметные связи: «Математика»
Оборудование: компьютер, слайды, наглядность на доске.
Литература
Основная:
1.В.Л.Мельников, Б.У.Альмуханов « Физиологические основы физического воспитания и видов спорта» Уральск 2007.
2. В.Я.Кикотя, И.С. Барчуков «Физическая культура и спортивные игры для студентов» Москва 2007г.
Дополнительная:
1. www/soyle/kz.
2. www. Bilu/kz.
I. Организационный момент – 2 мин.
II. Актуализация знаний -18 мин.
А) вступительное слово преподавателя.
Б) воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием темы урока.
III. Изучение нового материала – 40 мин.
1. История происхождения игры.
2. Правила игры.
Одной из древнейших казахских национальных игр является игра «Тоғызқұмалақ»
Төғызкұмалақ– это настольная игра на доске на логику и смекалку, призванная развивать логическое математическое мышление и выдержку. Игра принадлежит к семейству манкала, включающему такие игры как вари или калах. В основу игры положено число 9 (9х9=81 и 2х9х9=162), считавшееся у древних монголов и тюрков священным. В учёном мире её называли «алгеброй чабанов», так как входе игры соперникам приходиться использовать все четыре основных математических действия. Игра строиться не только на скорости подсчета , но и на тактике. Согласно правилам казахской игры «Тоғызқұмалақ»» в ней участвуют два игрока у каждой из которых на доске есть по 9 лунок(то есть всего 18 лунок, называемых «отау») расположенных друг напротив друга. Каждая лунка имеет свое название 1-арт, 2- тектурмас, 3- атотпес, 4- атсыратар, 5- бель, 6- бельбасар, 7- кандыкакпан, 8- кокмоин, 9- мандай. Помимо этого на доске есть еще две накопительные лунки, называемые «казан».
У каждого из игроков в начале игры имеется по 9 шариков для 9 лунок.
Главная задача игры- перекладывая камушки в игровых лунках, собрать их как можно больше в свой «казан». Собранные камешки складываются в накопительную лунку. Игроки делают ходы поочередно. Игрок , которому выпало по жребию право первого хода, вынимает из любой лунки своего ряда все шарики, кроме одного, и переносит их слева направо, опуская по одному в каждую последующую лунку с таким расчётом, чтобы последний шарик попал в лунку противника. Если число шариков в этой лунке после окончания хода окажется чётным, то все они являются «добычей» играющего и переносятся в его казан. Право следующего хода переходит к сопернику. Если в лунках одного из игроков не остается ни одного шарика, то его соперник все шарики своего ряда переносит в свой казан. Игра ведётся до тех пор, пока один из двух игроков не наберёт в свой казан больше 81 камека(этот игрок побеждает), либо они оба набирают 81 камешек (ничья).
В игре Тоғызқұмалақ возможно возникновение некоторых игровых ситуаций, которые стоит описать: Если после хода в какой то лунке оказывается три камешка, то эта лунка объявляется «туздыком». В последующем каждый камешек, попавший в туздык , переходит в казан игрока, на чьей стороне расположен этот тұздық, но игрок не может завести себе туздык на9-ой, а также на лунке под той цифрой которой взял первым соперник. У каждого игрока может быть не больше одного туздыка одновременно.
Если после хода у одного из игроков все лунки оказываются пустыми, то он попадает в ситуацию атсыз калу (каз. Остаться без коня).В этом случае он не может ходит, пока будет оставаться пешим. В этой ситуации игра заканчивается, камешки противника переходят в казан противника и производится подсчёт камешков в казанах.
Игра Тоғызқұмалақ могла продолжаться по четыре – пять часов. Эта игра была популярна как в древности, когда игроки даже не имея игровой доски, могли просто вырыть лунки для игры в земле. Популярна Тоғызқұмалақ и в наше время и постепенно количество ее почитателей растет в каждым годом.
IV. Закрепление темы - 22 мин.
1. Кроссворд.
2. Игра между учащимися.
V. Задание на дом – 3 мин.
VI. Подведение итогов урока – 5 мин.