СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок для учащихся первых курсов разных специальностей, на тему казахская национальная игра тогызкумалак.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок для учащихся первых курсов разных специальностей, на тему казахская национальная игра тогызкумалак.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок для учащихся первых курсов разных специальностей, на тему казахская национальная игра тогызкумалак.»

ГКПП «Уральский колледж газа, нефти и отраслевых технологий»

УОАЗКО







«Утверждаю»

Зам.директора по УМР

_______А.Н.Утебаева

«____»_______2016г.







Открытый урок

Приуроченный к неделе «Школы молодого преподавателя».



по дисциплине « Физическое воспитание»

для специальности: 1516000 «Өрт қауіпсіздігі»

на тему: Казахская национальная игра Тоғызкұмалақ.


Уральск, 2016



«Талқыланды» «Келісілді»

Мұнай мен газды тасымалдау, сақтау Колледж әдіскері

ПЦК № ____ отырысында ________А.М.Кайырлиева

ПЦК төрайымы «____»_________2016ж.

________А.К.Мурзагулов

«_____»_________2016ж.














Преподаватель физического воспитания: Бондаренко Е.С.



































Тема: «Казахская национальная игра Тоғызқұмалақ»



Дата проведения: 12 апреля 2016г., гр. ТЖ-112

Компетенции

Информационная: информировать учащихся о правилах игры Тоғызқұмалақ

Коммуникативная: сформировать умения правильно и точно расчитывать ходы.

Решение проблем: научить студентов казахской национальной игре.



Тип занятия: урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке)

Межпредметные связи: «Математика»

Оборудование: компьютер, слайды, наглядность на доске.

Литература

Основная:

1.В.Л.Мельников, Б.У.Альмуханов « Физиологические основы физического воспитания и видов спорта» Уральск 2007.

2. В.Я.Кикотя, И.С. Барчуков «Физическая культура и спортивные игры для студентов» Москва 2007г.

Дополнительная:

1. www/soyle/kz.

2. www. Bilu/kz.



I. Организационный момент – 2 мин.

II. Актуализация знаний -18 мин.

А) вступительное слово преподавателя.

Б) воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием темы урока.

III. Изучение нового материала – 40 мин.

1. История происхождения игры.

2. Правила игры.

Одной из древнейших казахских национальных игр является игра «Тоғызқұмалақ»

Төғызкұмалақ– это настольная игра на доске на логику и смекалку, призванная развивать логическое математическое мышление и выдержку. Игра принадлежит к семейству манкала, включающему такие игры как вари или калах. В основу игры положено число 9 (9х9=81 и 2х9х9=162), считавшееся у древних монголов и тюрков священным. В учёном мире её называли «алгеброй чабанов», так как входе игры соперникам приходиться использовать все четыре основных математических действия. Игра строиться не только на скорости подсчета , но и на тактике. Согласно правилам казахской игры «Тоғызқұмалақ»» в ней участвуют два игрока у каждой из которых на доске есть по 9 лунок(то есть всего 18 лунок, называемых «отау») расположенных друг напротив друга. Каждая лунка имеет свое название 1-арт, 2- тектурмас, 3- атотпес, 4- атсыратар, 5- бель, 6- бельбасар, 7- кандыкакпан, 8- кокмоин, 9- мандай. Помимо этого на доске есть еще две накопительные лунки, называемые «казан».

У каждого из игроков в начале игры имеется по 9 шариков для 9 лунок.

Главная задача игры- перекладывая камушки в игровых лунках, собрать их как можно больше в свой «казан». Собранные камешки складываются в накопительную лунку. Игроки делают ходы поочередно. Игрок , которому выпало по жребию право первого хода, вынимает из любой лунки своего ряда все шарики, кроме одного, и переносит их слева направо, опуская по одному в каждую последующую лунку с таким расчётом, чтобы последний шарик попал в лунку противника. Если число шариков в этой лунке после окончания хода окажется чётным, то все они являются «добычей» играющего и переносятся в его казан. Право следующего хода переходит к сопернику. Если в лунках одного из игроков не остается ни одного шарика, то его соперник все шарики своего ряда переносит в свой казан. Игра ведётся до тех пор, пока один из двух игроков не наберёт в свой казан больше 81 камека(этот игрок побеждает), либо они оба набирают 81 камешек (ничья).

В игре Тоғызқұмалақ возможно возникновение некоторых игровых ситуаций, которые стоит описать: Если после хода в какой то лунке оказывается три камешка, то эта лунка объявляется «туздыком». В последующем каждый камешек, попавший в туздык , переходит в казан игрока, на чьей стороне расположен этот тұздық, но игрок не может завести себе туздык на9-ой, а также на лунке под той цифрой которой взял первым соперник. У каждого игрока может быть не больше одного туздыка одновременно.

Если после хода у одного из игроков все лунки оказываются пустыми, то он попадает в ситуацию атсыз калу (каз. Остаться без коня).В этом случае он не может ходит, пока будет оставаться пешим. В этой ситуации игра заканчивается, камешки противника переходят в казан противника и производится подсчёт камешков в казанах.

Игра Тоғызқұмалақ могла продолжаться по четыре – пять часов. Эта игра была популярна как в древности, когда игроки даже не имея игровой доски, могли просто вырыть лунки для игры в земле. Популярна Тоғызқұмалақ и в наше время и постепенно количество ее почитателей растет в каждым годом.


IV. Закрепление темы - 22 мин.

1. Кроссворд.

2. Игра между учащимися.

V. Задание на дом – 3 мин.

VI. Подведение итогов урока – 5 мин.