СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Каждый народ, даже самый маленький, - неповторимый узор на ковре человечества". Ч.Айтматов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Каждый народ, даже самый маленький, - неповторимый узор на ковре человечества". Ч.Айтматов»

Шорцы. Кто они?

Шорцы. Кто они?

Шорцы живут на юге Кузбасса.  Численность  – 12 888 человек (на 2010 г.), численность шорцев с каждым годом уменьшается.  Язык  – шорский язык. Сейчас большинство шорцев говорят на русском языке, так как язык утрачивается и традиции.  Расселение  – Кемеровская область.     Шорцы  (шорск. шор-кижи, татар-кижи, тадар-кижи, татар, тадар) — тюркоязычный народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах), а также в некоторых смежных районах Республики Хакасия и Республики Алтай, Красноярского и Алтайского краёв.    Делятся на две этнографические группы: южную, или горнотаёжную (в начале XX века область проживания южных шорцев получила название Горная Шория), и северную, или лесостепную (так называемые абинцы). По языку шорцам наиболее близки  алтайцы  и  хакасы , по культуре —  алтайцы  и  чулымцы .

Шорцы живут на юге Кузбасса. Численность  – 12 888 человек (на 2010 г.), численность шорцев с каждым годом уменьшается. Язык  – шорский язык. Сейчас большинство шорцев говорят на русском языке, так как язык утрачивается и традиции. Расселение  – Кемеровская область.    Шорцы  (шорск. шор-кижи, татар-кижи, тадар-кижи, татар, тадар) — тюркоязычный народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах), а также в некоторых смежных районах Республики Хакасия и Республики Алтай, Красноярского и Алтайского краёв.   Делятся на две этнографические группы: южную, или горнотаёжную (в начале XX века область проживания южных шорцев получила название Горная Шория), и северную, или лесостепную (так называемые абинцы). По языку шорцам наиболее близки  алтайцы  и  хакасы , по культуре —  алтайцы  и  чулымцы .

Сафрон Сергеевич Тотыш - собиратель шорского фольклора

Сафрон Сергеевич Тотыш - собиратель шорского фольклора

Сегодня мне хотелось бы поговорить о прекрасной книге Сафрона Тотыша. Его книги учат добру и совести. Он является одним из трёх столпов шорской литературы. И хотя все его произведения написаны на русском языке, но художественно писатель мыслил по-шорски. Произведения его были посвящены жизни шорских охотников, людей мужественных и стойких. Воспитательный потенциал рассказов С. Тотыша неоспорим. Это его перу принадлежат такие известные книги как «Сказки Шапкая», «Сын Тайги», «Тайга», «Хозяин гор». С сожалением можно отметить, что современному читателю-школьнику они незнакомы. В предисловии к книге «Литературный портрет Шории», изданной в Кемеровском книжном издательстве, есть слова, с которыми трудно не согласиться: «Наш край богат недрами, историей, культурой народов, которые населяют Кемеровскую область. Богат он талантливыми писателями и поэтами. Это они воспевают своими произведениями красоту нашей сибирской природы, своей родины». Софрон Сергеевич Тотыш родился в 1907 году в Горной Шории, в ауле (посёлке) Томазак (сейчас Мыски). Он был восьмым ребёнком в семье, и отец, имевший пасеку, мечтал видеть сына тоже пасечником и хозяином большой пасеки. Когда Софрон подрос, отец решил, что сыну необходимо получить образование, научиться говорить по-русски, и повёз его в город Кузнецк в городскую приходскую школу. Трудно давался мальчику русский язык, но он выучил его. Вскоре в Мысках открыли школу, и Софрон смог продолжить учебу. Он активно участвует в революционных событиях, вступает в комсомол, организует открытие избы-читальни. С. С. Тотыш приобрёл нужную и важную специальность бухгалтера и много лет работал в транспортных и строительных организациях Кемеровской области.

Многое за свою жизнь видел и пережил Тотыш, и ему хотелось рассказать людям о родной Шории, о жизни шорцев, нравах и обычаях своего народа. Он находил время писать, несмотря на большую занятость. В 1951 году Новосибирское книжное издательство напечатало в сборнике «Молодые силы» пять рассказов С. Тотыша о Шории, а через два года в Новосибирске выходит его первая книга «В тайге», в 1959 г. в Кемеровском книжном издательстве вышел сборник «Сказки Шапкая», неоднократно переиздававшийся. Сын Софрона Тотыша Юрий пишет: «Софрон Тотыш был напитан творчеством своего родного шорского народа. Это позволило создать ему свой неповторимый собственный цикл рассказов и легенд, которые объединились в книгу «Сказки Шапкая». Образ старого охотника и народного философа, конечно, выдуманный, но он одновременно и реальный, узнаваемый всеми, кто знает мудрых шорцев. Через образ главного персонажа писатель доносит до современника духовное богатство шорского народа. Сказки большими тиражами издавались в Кузбассе много раз, они учили читателя быть добрым, трудолюбивым, понимать и любить природу Горной Шории». Во многих семьях до сих пор хранится эта книга. В 1961 году в г. Кемерово вышел сборник рассказов об охоте «Хозяин гор», в 1980 году увидела свет книга для детей «Сын тайги». В своих книгах писатель рассказывает о горношорской природе, об охотниках, о том, как меняется жизнь в таёжных посёлках. «С. Тотыша можно назвать великим пропагандистом и популяризатором шорских культурных ценностей средствами художественного слова, – пишет Г. В. Косточаков. – Самое ценное в творчестве С. Тотыша – это то, что он нашёл путь в сердца самых искренних и чистых читателей – детей. А его сборники «Сказки Шапкая» и «Сын тайги» – образец классической литературы для детей». Вышедшую в свет в 1980 году книгу С. Тотыша «Сын тайги», Г. В. Косточаков назвал самым лучшим сборником писателя. Сыном тайги является и мальчик Анчол, только что осваивающий искусство охоты, и его дед Постан, пасечник и старый охотник. Кроме того, в «Сыне тайги» всё внимание уделяется миру тайги как самоценности. Но акцент поставлен на проблеме взаимоотношений между природой и человеком, а именно на том, что человек обязан уважать природу как самоценность и может брать из тайги только излишек, поэтому он должен хорошо знать и чувствовать природу. Постан – талантливый воспитатель. Он редко когда прямо рассказывает внуку о тех или иных тайнах тайги, чаще провоцирует его догадываться и додумываться самому, разжигая его природную любознательность, его желание самостоятельно разобраться, выяснить, принять то или иное решение (правильное решение – признак настоящего охотника). Лишь несколько постулатов шорской охотничьей этики он повторяет часто, сформулировав их в виде поговорок:    «Охотник – не тот, кто живёт рядом с тайгой и хорошо стреляет», «охотник умеет понимать и беречь всё живое», «охотник стреляет только при крайней необходимости», «на охоте не просто: пошёл в лес да поймал зверя. Походишь, походишь по тайге, и покажется дело-то тягостным», «всё интересно в тайге, всё здесь надо», «когда ружьё в руках держишь, крепко думай, прежде чем на курок нажать», «весной убивать птиц и зверей – большое зло» и т. д. Постан передаёт своему внуку Анчолу вековую шорскую традицию содружества с природой, бережного и гуманного к ней отношения. Такой взгляд на природу является сюжетообразующим ядром, стержнем книги. Все сюжетные линии подчинены раскрытию главной темы – темы гуманизма, природолюбия. Развитие сюжетов книги обнаруживает главную задачу писателя – так заинтересовать читателей, чтобы юным захотелось быть такими же любознательными, добрыми, чуткими и внимательными к природе, как мальчик Анчол, чтобы им захотелось тоже спасти и выходить больного журавля, вырастить осиротевшего маралёнка, помочь кукушонку вылезти из маленького для него гнезда, почувствовать сострадание к рыси, от бескормицы пришедшей к человеку, и т. п. Ведь дети любят походить на героев произведений, которые им нравятся. Дед Постан также всем своим существом привязан к тайге, её обитателям, и всему, что знает о природе, он старается научить своего внука Анчола. Понимание природы воспитывает в мальчике доброту, человечность, по- настоящему хозяйское отношение к природным богатствам своей Родины. 2017 год объявлен Годом экологии, а значит, книги Софрона Тотыша как никогда будут уместны на уроках литературы в школе. Доступные, понятные, и в то же время открывающие для ребёнка духовный мир шорского народа, они не только памятник литературы, но и кладезь народной мудрости. Любовь Попова , старший преподаватель НФИ КемГУ