ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Александровская школа Марьинского района»
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Мои права и обязанности»
Подготовила:
социальный педагог
МБОУ «Александровская школа
Марьинского района»
Павлова Елена Сергеевна
Донецк 2022 г.
Классный час (1-4 классы)
«Мои права и обязанности»
Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.
Задачи:
Познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.
Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.
Учить применять правовые знания в повседневной жизни.
Формировать уважительное отношение к правам других людей.
Способствовать формированию активной гражданской позиции.
Оборудование: памятка «Мои права и обязанности» (на каждого ребенка), карточки к игре «Юридическая консультация», карточки с ситуациями из жизни литературных героев, карточки с грустными и весёлыми «лицами», знаки: запрещающий и разрешающий.
Форма: беседа с элементами игры.
Ход мероприятия:
Введение в тему беседы.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать в нашем классе. Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!
- Как понимать последние слова?
- Текущий месяц богат событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей и проходит как месячник правовой культуры.
-Почему?
(В декабре появлялись все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека: «Декларация прав человека», «Конституция ДНР», «Конвенция по правам ребёнка» – в ноябре).
А 20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка.
Наш разговор о том, какие права ребёнка вы знаете, как вы их понимаете.
Сценка (разыгрывают обучающиеся класса)
Ведущий: После уроков ребята решили поиграть.
Артем: Давайте поиграем в войну!
Владик: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Артем, милиционером. А ты, Димка, будешь бандитом.
Дима: А я не хочу.
Артем: Чего не хочешь?
Дима: Играть в войну.
Влад: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь!
Дима: Я не хочу.
Артем: Захочешь.
Дима: Что же вы меня заставите? А разве вы имеете на это право? Вы на это право не имеете!
Ведущий: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?
(Дети садятся на места)
Ведущий: Давайте поговорим. Как поступил Артем и Влад? Почему они не правы? Прав ли Дима?
(Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем различные точки зрения.)
Учитель: Может, кто-то догадался о теме нашего разговора? (Заслушиваются предположения детей)
Итак, тема нашего разговора звучит так «Мои права и обязанности». Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.
Наши права.
Учитель: А что такое «право», «права»? Как вы думаете?
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова)
Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.
- А есть ли права у вас, у детей?
Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей.)
Учитель: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека
- А что такое Декларация?
Декларация – это некое официальное заявление о чем-либо.
Со временем люди поняли, что дети нуждается в специальной охране и заботе.
В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребёнка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.
Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.
Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была принята и в нашей стране. Таким образом, в этом году будет уже 22 года, как в нашей стране принята к действию Конвенция о правах ребенка.
Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе. Внимание на доску. (Комментарии учителя по ходу показа данных иллюстраций).
Дети читают стихи и держат в руках табличку с номером статьи по Конвенции.
1.Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое. Статья 7.
2.Очень трудно самому,
жить на свете одному.
Правом с мамой жить и с папой
Пользуйтесь везде, ребята. Статья 9
3.Есть еще такое право
помнить думать и творить
и другим свои раздумья,
если хочешь подарить. Статья12, 13, 14.
4.Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон. Статья 32
5.Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы. Статья 24.
Учитель: Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются? (Заслушиваются примерные ответы детей).
Да, я согласна с вами, что многие взрослые не считают детей полноправными личностями, не уважают детей, поэтому не соблюдают их прав.
Давайте, вспомним качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:
1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим.
3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности, прилежности.
4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.
5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……
ПОРЯДОЧНОСТЬ
РАЗУМНОСТЬ
АККУРАТНОСТЬ
В ОСПИТАННОСТЬ
ОБЯЗАННОСТИ
Наши обязанности
Учитель : В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты – как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко. Поэтому давайте портрет доброго человечка положим на середину парты, а злого – уберем. ( приложение №3)
IV. Обязанности.
Учитель: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?
Ответы детей.
Учитель: Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:
вы сейчас прочитаете и запомните.
Обязанности:
Соблюдать законы.
Охранять природу. НА ДОСКЕ
Защищать отечество.
Заботиться о родителях.
Получить образование.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку:
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын:
- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать:
- С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:
- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
Бабушка:
- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын:
- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать:
- Помой посуду, сынок.
Сын:
- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец:
- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын:
- Это проявление жестокости, папа.
Учитель: Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.
Что такое обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения.
УЧЕНИК ИМЕЕТ ПРАВО:
в ыражать свое мнение, не обижая никого из одноклассников и учителей;
открыто получать оценку своих знаний по каждому предмету;
отдых на перемене;
помощь учителя в овладении знаниями;
участие во внеклассных мероприятиях;
поощрение за успехи в учебе и жизни класса.
УЧЕНИК ОБЯЗАН:
уважать окружающих его людей;
достойно вести себя в классе, в школе и за ее пределами;
всегда выполнять домашнее задание;
участвовать в полезном труде;
беречь имущество класса и школы;
заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни.