Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Многопрофильный лицей имени Героя Советского Союза Г.К. Камалеева»
жилого комплекса «Усадьба Царево» с. Новое Шигалеево
Пестречинского муниципального района Республики Татарстан
Кейс № 1
по развитию
глобальной компетенции
младших школьников
Автор-составитель:
Шакурова Эльза Рафиковна
Учитель начальных классов
МБОУ «Многопрофильный лицей»
Самое молодое направление компетенций российского образования, которое было включено в ФГОС в 2018 году. Глобальная компетентность – это достояние личности как цель образования человека на протяжении всей его жизни. Глобальная компетенция – это ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование учебных навыков.
Формирование глобальных компетенций в современном образовании очень актуально. Оно определено осознанием вызовов времени, отбором компетенций в образовательной среде, связанных с жизнью в глобальном сообществе. На данный отбор повлияли некоторые факторы, взаимосвязанные и взаимозависимые.
1. Необходимость ориентироваться на будущее всего земного сообщества.
2. Специфика социально-экономического развития современного общества.
3. Возрастание роли комплексов умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами, важных во всякой профессии.
4. Динамизм, ускорение изменений во всех сферах жизни.
5. Необходимость модернизации содержания образования, поиск баланса между предметным и метапредметным содержанием образования.
6. Поиск новых подходов к социализации школьников.
Чему нужно научиться, чтобы быть глобально компетентным? В чем смысл глобальной компетенции?
1) Критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурное взаимодействие, оценивать их и эффективно действовать в этих ситуациях.
2) Осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждение и взгляды людей.
3) Вступать в открытые, уважительные и эффективные взаимодействия с другими людьми на основе ценностей устойчивого развития и разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Модель глобальных компетенций можно представить 4 компонентами:
Компонент знания в области глобальных проблем и межкультурных взаимодействий. В работах PISA он представлен и оценивается комплексным заданием. Когнитивные умения – это главные аналитическое и критическое мышление. Оценивается также комплексным заданием. Отношения – открытое, эффективное, уважительное взаимодействие с другими людьми в разных ситуациях. Общечеловеческие ценности – ценности, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества, но, наполняется в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом. Если знания и умения можно оценить, то отношения и ценности находятся вне оценки.
Кейс № 1:
«Моя страна»
Составляющая функциональной грамотности: глобальная компетентность
Содержательная область: создание модели для объяснения явления
Компетенция:
интерпретация данных
Контекст: личностный
Уровень сложности: сложный
Объект оценки: применять соответствующие естественно-научные и географические знания для объяснения явлений; умение интерпретировать данные
Формат ответа:
открытый ответ.
Задание для начальной школы — определить по перечню (см. Конституцию РФ) количество регионов и сделать краткое географическое и биологическое описание каждого региона (дать каждому учащемуся задание по 1-2 региону на выбор):
Используя информацию из энциклопедий, научно-популярных книг и интернета, найти информацию и заполнить графические организаторы по теме “Регионы РФ”.
2) Сделать сообщения по описанию географического положения, народонаселения (культуры и традиций народов, населяющих данный регион), а также по природному разнообразию выбранного региона.
3) Оформить работу учащиеся могут в формате презентации на бумажных или цифровых носителях.