Кейс 2. «Урок: рисования»
Описание проблемной ситуации или феномена
В процессе дизайн-проектирования возникает необходимость визуализации своих идей. Так как же нарисовать свой дизайн правильно? Как выбрать ракурс, композицию, правильно построить предмет, изобразить его похожим на настоящий? А как сделать это быстро и эффектно?
Категория кейса: Освоение профессиональных навыков. Рассчитан на возраст учащихся от 12 лет.
Место в структуре модуля: Рекомендуется к выполнению между Кейсом 1 «Объект из будущего» и Кейсом 3 «Актуальный объект». Однако, кейс может быть выполнен и параллельно с Кейсом 3 «Актуальный объект».
Количество учебных часов/занятий, на которые рассчитан кейс: 6 часов /3 занятия
Занятие 1
Цель: Научить учащихся строить объекты в перспективе.
Что делаем: Учащиеся изучают перспективу, окружность в перспективе, штриховку, светотень, падающую тень. Учащиеся строят простой бытовой предмет (стул, пенал и т.п.) в перспективе.
Компетенции:
Hard Skills:
SoFt Skills:
Исследовательские навыки
внимание и концентрация
Занятие 2
Цель: Научить учащихся передавать объем с помощью светотени.
Что делаем: Учащиеся изучают светотень и падающую тень на примере гипсовых фигур. Учащиеся строит быстрый эскиз гипсовой фигуры в перспективе, и с помощью штриховки карандашом передает объем. Далее наставник демонстрирует технику рисунка маркерами. Учащиеся строят более сложный объект в перспективе и передают светотень и цвет маркерами.
Компетенции:
Hard Skills:
Передача объема с помощью светотени
построение падающей тени
штриховка
техника скетчинга маркерами
SoFt Skills:
Исследовательские навыки
внимание и концентрация
Занятие 3
Цель: Научить учащихся передавать разные материалы и фактуры: матовые, глянцевые и прозрачные.
Что делаем: Учащиеся изучают передачу разных материалов и фактур поверхностей. Учащиеся придумывают предмет, состоящий из трех различных типов фактур поверхностей, строят его в перспективе и маркерами передают объем. Далее рисуют с натуры маркерами объекты, состоящие из различных материалов.
Компетенции:
Hard Skills:
Передача различных фактур материалов
техника скетчинга маркерами
SoFt Skills:
• внимание и концентрация
Методы работы с кейсом: Исследование, выявление закономерностей и правил, практика.
Минимально необходимый уровень входных компетенций: Стандартная школьная подготовка, соответствующая возрасту ребенка, без углубленных знаний. Работа над кейсом не требует специальной художественной подготовки;
Предполагаемые образовательные результаты учащихся,
формируемые навыки
Универсальные (SoFt Skills):
Исследовательские навыки
Внимание и концентрация
Профессиональные (Hard Skills):
Перспектива.
Построение окружности в перспективе.
Построение объектов.
Передача объема с помощью светотени.
Построение падающей тени.
Штриховка.
Передача различных фактур материалов.
Техника скетчинга маркерами.
Процедуры и формы выявления образовательного результата: Просмотр. Обсуждение. Выставка. Работы представленные на выставке создаются и оцениваются по заранее разработанным критериям.
Необходимые материалы и оборудование.
Материалы:
Бумага формата АЗ
Простые карандаши разной твердости
Черные шариковые ручки
Профессиональные маркеры для дизайнерского скетчин- га (маркеры, которыми можно делать плавные переходы от светлого ктемному, различных цветов, например,COPIC или Letraset)
Белила
Кисть с натуральной щетиной, размер 0 или 1
Набор гипсовых фигур
Бытовые предметы для рисунка с натуры
Пособие для изучения различных фактур поверхностей (делает наставник)
Оборудование:
Список используемых источников
Koos Eissen, RoseLien Steur «Sketching: Drawing Techniques For Product Designers» / Hardcover 2009
Kevin Henry «Drawing For Product Designers (Portfolio Skills: Product Design)» / Paperback 2012
https://www.youtube.com/channel/ UCOzx6PAOtgemJL1Ypd_1FTA
https://vimeo.com/idsketching
https://ru.pinterest.com/search/pins/?q = design%20 sketch ing&rs=typed&term_meta[]=design%7Ctyped&term_ meta[]=sketching%7Ctyped
https://www.behance.net/gaLLery/1176939/Sketching-Marker- Rendering
Руководство для наставника
Педагогический сценарий
Наставник ведет диалог с учащимися на тему построения объема на плоском листе. Обсуждает отличие между плоским рисунком и объемным. Сравнивает объекты на переднем и дальнем плане, как меняется восприятие размера объекта по мере его отдаления от человека. Демонстрирует фотографию улицы с уходящими в даль домами. Просит учащихся исследовать эту фотографию и найти принцип и закономерности перспективы.
Используя разные методы построения простых объектов в перспективе, наставник демонстрирует методы передачи объема на плоском листе бумаги.
Наставник демонстрирует методы построения окружности в перспективе.
Учащиеся строят простой бытовой предмет (стул, пенал и т.п.) в перспективе.
Наставник демонстрирует учащимся гипсовые фигуры: куб, цилиндр, конус и т.п. и просит поделиться своими наблюдениями по поводу света и тени на поверхности этих фигур. Вместе
с учениками наставник выводит правила передачи объема с помощью светотени.
Наставник рассказывает о штриховке и показывает на примере. Учащиеся строит быстрый эскиз гипсовой фигуры в перспективе, и с помощью штриховки карандашом передает объем.
Далее учащиеся исследуют форму и принцип падения падающей тени на примере гипсовых фигур. Выводят основные принципы и правила рисования падающей тени. На рисунке своей гипсовой фигуры учащиеся рисуют падающую тень.
Далее наставник демонстрирует технику рисунка маркерами. Учащиеся строят более сложный объект в перспективе и передают светотень и цвет маркерами.
Наставник демонстрирует предметы с разными фактурами поверхности: матовой, глянцевой и прозрачной. Лучше всего сделать наглядное пособие в виде цилиндра с разными фактурами. Учащиеся исследуют светотень и отражения на разных фактурах. Учащиеся с наставником фиксирует принципы и правила передачи различных фактур поверхностей.
Учащиеся придумывают предмет, состоящий из трех различных типов фактур поверхностей, строят его в перспективе и маркерами передают объем.
Далее учащиеся исследуют передачу объема на разных материалах: дерево, металл, пластик, ткань и т.п. Фиксируют принципы. Рисуют с натуры маркерами объекты, состоящие из различных материалов.