Кейс «Безопасность в сети Интернет»
Цель урока: развить информационную компетентность учащихся, обучить правилам безопасной работы в Интернете.
Задачи урока:
- обучающие
сформировать у учащихся понятия о существующих угрозах Интернета и способах их преодоления;
обобщить и закрепить с учащимися материал по теме «Безопасность в Интернете».
- развивающие
развивать познавательные интересы;
развивать самоконтроль;
развивать умение конспектировать.
- воспитательные
воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Описание ситуации: Ученикам предлагаются картинки, в качестве «кейса». Они размышляют и стараются ответить на вопросы (рабочий лист учащегося прилагается).
Не старайтесь показаться в сети лучше, чем Вы есть | |
| |
| |
Как же отличить фейк от оригинала? Существует несколько признаков фейковых страниц. (какие?)
Фотографии, «вырванные» из других социальных сетей или поисковых сервисов.
«Нет смысла надеяться, что другие оценят Вас за Ваш характер и личность, не обратив внимания на то, как Вы выглядите».
Трейси Б.
«То, как ты выглядишь, заглушает то,
что ты хочешь сказать».
Эмерсон Р.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рабочий лист учащегося
(предлагается заполнить пропуски)
Тема урока: ____________________________________________________________
1. Чем полезен Интернет:
• на множестве сайтов можно найти массу интересной и полезной информации;
• сидя перед монитором можно__________________________________, посетить __________, соборы, _____________________мира;
• нажатием пары клавиш можно _____________________________________;
• в сети существуют различные способы заработка средств к существованию;
• возможность _____________ с удаленным собеседником и т.д.
2. Чем опасен интернет?
3. Доступ к нежелательному содержимому:
НЕ ПОСЕЩАЙ!
• сайты, посвященные продаже ____________________________ или другой незаконной деятельности;
• сайты с рекламой ___________ и ____________;
• сайты, посвященные изготовлению взрывчатых веществ;
• сайты, позволяющие принимать участие в азартных играх он-лайн;
• сайты, на которых могут собирать и продавать частную информацию о Вашей семье.
4. Памятка Интернет-безопасности для школьников:
• Проводи больше времени с реальными друзьями.
• Обязательно скажи взрослому, если кто-то в Сети надоедает тебе.
• Сразу прекращай контакт с любым, кто пытается _______________________о Тебе и Твоей семье.
Будь осторожен __________________, которые пытаются настроить тебя против Твоей семьи.
• Не обменивайся с незнакомцами фотографиями через Интернет.
• _____________ электронные сообщения от незнакомых людей и ____________ вложенные в них файлы.
• Репутация в Сети напрямую влиять на реальную жизнь.
• Внимательно просматривай всю информацию и контент своих профилей в социальных сетях 1-2 раза в год.
5. Как избежать мошенничества на онлайн аукционах:
• не стоит доверять слишком привлекательным предложениям;
• перед покупкой получите_______________________________;
• будьте осторожны со всем, что касается денег в Интернете;
• помните, что Сеть обезличивает и позволяет мошенникам использовать доверчивых людей и их деньги для собственного обогащения.
6. ________________________ - навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от него.
Основные типы интернет-зависимости:
• Навязчивый веб-серфинг
• Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам
• Игровая зависимость
• Навязчивая финансовая потребность
• Пристрастие к просмотру фильмов
Пути решения проблемы:
• Любовь к ________________________
• Общение с ____________________
• Творческие прикладные ______________
7. _________________ - вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей - логинам и паролям.
Меры безопасности:
• По возможности не сообщайте свои личные данные
• Никогда не сообщайте: __________, ____________________, _______________и другую финансовую информацию.
• При регистрации используйте __________________; при выборе пароля __________________ строчные и заглавные буквы и цифр.
• Не переходи на ресурсы, требующие ввода персональных данных по ссылкам.
• При входе в свой аккаунт с чужого устройства всегда выбирай опцию «чужой компьютер», «не сохранять пароль», «безопасный ввод» и т. д.
• Прежде чем вводить персональные данные в Интернет, убедись, что ресурс, на котором вы находишься, использует защищенное соединение.
8. _____________________ - программа, способная распространяться самостоятельно и производить изменения информации без участия пользователя.
Антивирусные программы:
_______________________________________________________________________
Вопросы кейса
1. Какой набор информации может быть отнесен к персональным данным?
2. Какие персональные данные позволяют однозначно идентифицировать пользователя в нашей стране?
3. Этим летом Маша Иванова вместе с классом ездила в Царское село. В конце экскурсии классный руководитель сделал групповую фотографию класса на фоне Екатерининского дворца. Фотография получилась удачной, поэтому учитель поместил ее на своей странице в социальной сети с подписью «5 «Б» в Царском селе» и отметил на ней несколько человек, включая Машу. Какая информация о Маше Ивановой содержится в этой записи?
4. Ксюша, находясь в кафе с лучшей подругой Светой, воспользовалась ноутбуком ее двоюродной сестры Кати для входа в браузер. Что нужно сделать Ксюше, чтобы оставить минимум личной информации на Катином ноутбуке?
9. Какой из способов хранения пароля от аккаунта можно считать самым надежным?
10. Однажды вечером Аня обнаружила, что кто-то взломал ее аккаунт, разместил на ее стене неприличные изображения и стал рассылать оскорбления ее друзьям в личной переписке. Аня восстановила доступ к аккаунту и поменяла пароль, но было уже поздно. Многие удалили ее из друзей и добавили в черный список, а кто-то даже перестал разговаривать в школе. Что следует сделать Ане для того, чтобы восстановить свою репутацию?