СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Учебно- методическое пособие. Кейс метод как педагогическая технология при взаимодействии учителя с семьей. Методическая разработка подойдет учителю начальных классов при взаимодействии с родителями. комплекс материалов, направленных на повышение педагогической культуры родителей и укрепление взаимодействия школы и семьи. Оно включает в себя различные формы и методы работы, направленные на создание благоприятной среды для развития детей, профилактику асоциального поведения, а также на формирование здорового образа жизни в семьях. Пособие предлагает как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями, включая родительские собрания, индивидуальные консультации, посещения на дому, а также творческие дела, родительские клубы и практические занятия с привлечением специалистов. В пособии содержатся методические рекомендации по организации и проведению различных форм работы, а также советы по взаимодействию с родительским комитетом и творческими группами.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КГБПОУ «Бийский педагогический колледж имени Д.И. Кузнецова»
«КЕЙС-МЕТОД КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧИТЕЛЯ С СЕМЬЕЙ»
учебно-методическое пособие
Составители: В.С. Карасева, студентка 4 курса, специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах КГБПОУ «Бийский педагогический колледж им. Д.И. Кузнецова»
А.В. Ганова, преподаватель КГБПОУ «Бийский педагогический колледж им. Д.И. Кузнецова»
Рецензент: Л.Б. Генсицкая, преподаватель начальных классов в МБОУ СОШ №4 им. В.В. Бианки
«Кейс-метод как педагогическая технология при взаимодействии учителя с семьей» КГБПОУ «БПК им. Д.И. Кузнецова»-Бийск, 2023.-34с.
В учебном пособии раскрываются общие и частые вопросы построения родительских собраний с использованием кейс- метода, как педагогической технологии при взаимодействии учителя с семьей. Назначение пособия- помочь будущим учителям начальных классов в организации родительских собраний с использованием кейса.
Пособие рассчитано на студентов и магистрантов, обучающихся по направлениям «Педагогическое образование», учителей начальных классов и всех тех, кому интересны проблемы организации родительских собраний с использованием кейса-метода, как педагогической технологии при взаимодействии учителя с семьей.
БПК 2023
Содержание
Введение………………………………………………………………………………....4
Глава 1 Общая характеристика кейс-метода и его роли педагогической компетенции будущих педагогов………………………………………………………………………5
1.1. Сущность кейса и кейс-метода…………………………………………………….5
1.2. Задача-ситуация как содержательное ядро педагогического кейса……………..7
Глава 2 Методика алгоритмов кейс-технологий при взаимодействии с семьей….....10
2.1. Родительское собрание с использованием кейса……………………………….13
2.2. Тематическое мероприятие с использованием кейса………………………….…18
2.3. «Круглый стол» с использованием кейса………………………………………..20
Список используемых источников……………………………………………………23
Приложение А…………………………………………………………………………..25
Приложение Б………………………………………………………………………......27
Приложение В…………………………………………………………………………..34
Введение
Одной из направлений работы классного руководителя является взаимодействие с родителями учащихся. Связь семьи и школы позволяет организовать единое воспитательное пространство, основанное на взаимопонимании, доверии и сотрудничестве. Но как показывает практика, осуществление конструктивного взаимодействия с родителями осложняется различными факторами: занятостью, отсутствием интереса к школьным проблемам, замкнутостью семейных отношений, недоверии и да. Традиционные формы общения не срабатывают, не позволяют выйти педагогу с родителями на взаимный конструктивный диалог. Родительское собрание, состоящее из монолога учителя о школьных проблемах, достоинствах и недостатках учащихся, давно изжили себя, обеспечив пассивность их посещения. Современные технологии организации воспитательного процесса имеют в своем арсенале активные методы и приемы взаимодействия, позволяющие родителям принимать непосредственное участие в жизнедеятельности класса, школы, быть активными в оказании помощи и решении проблем. Одной из таких технологий является «Кейс-метод».
Данное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профилю «Начальное образование». В процессе изучения данного пособия студенты получат необходимые знания и умения о кейс-методе, как педагогической технологии при взаимодействии учителя с семьей.
Цель данного пособия- помочь студентам обобщить и систематизировать методические знания, изучить, осмыслить и на определенном уровне овладеть вариативными технологиями применения кейс- метода при взаимодействии учителя с семьей, что позволит на этой основе осуществить конструирование собственной методической деятельности.
Таким образом, решается главная педагогическая задача, связанная с совершенствованием методической деятельности и развитием методического мышления будущего педагога.
В пособии последовательно раскрываются общие и частные вопросы применения кейс-метода при взаимодействии учителя с семьей. В пособии представлены три раздела. В первом разделе описана характеристика кейс-метода и его роли педагогической компетенции будущих педагогов. Во втором и третьем разделе показаны примеры родительского собрания и мероприятия с родителями.
Глава 1 Общая характеристика кейс-метода и его роли педагогической компетенции будущих педагогов
1.1.Сущность кейса и кейс-метода
Кейс (от англ. case- случай)-это изложение конкретной ситуации в практической деятельности педагога, описание процесса возникновения и развития той или иной проблемы или конфликта.
Кейс всегда создается и используется для достижения определенных целей (обучения/изучения). И в этом отличие кейса от обыкновенной истории, которая является простым описанием того, что произошло, без постановки определенной цели (обучения, либо исследования).
Кейс-метод- это инновационный метод обучения, который учитывает все особенности предмета и формирует необходимые знания, умения и навыки. Данный метод направлен на решение определенной проблемы, однако данная проблема не дается в готовом виде, а формулируется преподавателем, исходя из условий реальной учебной ситуации [13, с. 80].
Суть его в том, что студентам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Предлагаемые студентам решения могут быть оценены по степени эффективности, по степени риска, по обоснованности решения, по затратам ресурсов, но при этом самые разные решения будут правильными, соответствующими заданию. Таким образом, учебный материал подается студентам в виде ситуаций (кейсов), а задания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса и его результатов.
В зависимости от целей обучения кейсы могут отличаться по содержанию и организации представленного в них материала:
-кейсы, обучающие анализу и оценке;
-кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений;
-кейсы, иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.
Классификацию кейсов по степени воздействия их основных источников. Здесь можно выделить:
-практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
-обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
-научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности[22, с. 136].
Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела этот кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.
Хотя каждый кейс несет обучающую функцию, степень выраженности всех оттенков этой функции в различных кейсах различна. Поэтому кейс с доминированием обучающей функции отражает жизнь не один к одному. Во-первых, он отражает типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни, и с которыми придется столкнутся специалисту в процессе своей профессиональной деятельности. Во-вторых, в обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, практические, а такие, какими они могут быть в жизни. Они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такой кейс позволяет видеть в ситуациях типичное и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии[9, с.162].
Подобное же свойственно и для исследовательского кейса. Его основной смысл заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Поэтому применять его лучше всего не как метод общеобразовательного обучения, а как метод повышения квалификации, т.е. как метод переподготовки профессионалов. Доминирование исследовательской функции в нем позволяет довольно эффективно использовать его в научно-исследовательской деятельности.
В зависимости от объема кейса, величина которого прямо зависит от его назначения, выделяют:
-мини-кейс, занимающий по объему от одной до нескольких страниц (рассчитан на то, что займет часть двухчасового занятия);
-кейс средних размеров, занимающийся обычно двухчасовое занятие;
-объемный кейс, составляющий до нескольких десятков страниц (может использоваться в течение нескольких занятий)[19, с. 86].
Традиционно кейс эффективен на родительских собраниях, посвященных закреплению изучаемой темы. Однако опыт показывает, что работа с кейсом бывает продуктивна и при введении нового материла для постановки проблемы, теоретические аспекты которой потом будут рассматриваться на лекциях. Эта технология может использоваться и самостоятельно, и как часть традиционных методов обучения или деловых игр и тренингов.
Метод кейс-стадии основан на следующих положениях:
1. Метод предназначен для обучения, истина в которых многообразна, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос. При этом задачи преподавателя- активизировать обучаемых на поиск различных истин и подходов и помочь им сориентироваться в проблемном поле.
2. Акцент в обучении переносится в овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучаемого и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие данного метода от традиционных методик- демократия в процессе получения знания, т.е. равноправие всех со всеми и с преподавателем в процессе обсуждения проблемы.
3. Результатами применения кейс-стадии помимо знаний являются навыки профессиональной деятельности, а так же развитие системы ценностей, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного мироощущения.
4. Здесь преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с сухостью, неэмоциональным изложением материала[18, с. 264].
Основные цели метода кейс-стадии:
1.Развитие навыков анализа и критического мышления.
2.Соединение теории и практики.
3.Демонстрация различных позиций и точек зрения.
4.Представление примеров принимаемых решений и их последствий.
5.Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности[30, с. 178].
Кроме того, при решении задач формируются различные компетенции:
-отрабатываются коммуникативные навыки- точно выражать свои мысли;
-уметь слушать других, аргументировано высказывать точку зрения, подбирать контраргументацию и пр.;
-развиваются презентационные умения и навыки по представлению информации;
-вырабатывается уверенность в себе и в своих силах;
-формируются устойчивые навыки рационального поведения в условиях неполной информации при решении комплексных проблем;
-приобретаются экспертные умения и навыки, необходимые для оценки деятельности педагога;
-осуществляются самооценка и на ее основе коррекция индивидуального стиля общения и поведения;
-осваиваются партнерские отношения и приобретаются навыки сотрудничества и т. д [1, с. 294].
К технологиям, активизирующим учебный процесс, построенным на анализе ситуаций, относятся и другие методы: метод ситуационного анализа, включающий анализ конкретных ситуаций (ситуационные задачи, ситуационные упражнения), метод кейсов, метод(ы) «инцидента» др.
1.2. Задача-ситуация, как содержательное ядро педагогического кейса
Задачный подход в педагогической деятельности стали использовать сравнительно недавно. Занимаясь исследованием проблемы в 70-е годы XX века, педагоги (Л.Ф. Спирин, М.Л. Фрумкин, М.А. Степинский, П.В. Конаныхин, Г.Л. Павличенкова) выявили условия успешного применения педагогических задач в преподавании. Во-первых, решение задач должно являться неотъемлемым компонентом педагогической системы, учитываться во всех видах учебных занятий, как теоретических, так и практических. Во-вторых, успешное применение педагогических задач возможно при наличии учебно-информационного обеспечения данного процесса (УМК: соответствующие пособия, эвристические обучающие программы, методические рекомендации, технологии).
«Задачный» подход интенсивно развивает интеллектуальную сферу сознания, и прежде всего, логическое мышление. Развивается ориентировочная сторона учебной деятельности, когда педагог и родитель активно занимается поиском правильного решения, самостоятельно добывает новые знания. Кроме того, возрастает роль аналитико-поисковой деятельности по определению последствий учебных действий, сокращается набор «проб» и «ошибок», появляется стремление найти все возможные для данной задачи решения, возрастает вариативность действий. При этом существенно развиваются волевая и мотивационная сферы учебной деятельности и в некоторой степени эмоционально-чувственная.
Для достижения вышеперечисленных целей, целесообразным и эффективным считается объединение различных видов задач-ситуаций в педагогические кейсы[15, с. 324].
В обучающей практике используются разнообразные виды ситуаций.
Стандартная ситуация:
-в определенной мере типична, часто повторяется при одних и тех же обстоятельствах;
-имеет одни и те же источники, причины;
-может носить как отрицательный, так и положительный характер.
Критическая ситуация:
-нетипична, как правило, неожиданная, т.е. застигает врасплох, разрушает первоначальные расчеты, планы;
-грозит нарушить установленные нормы, режимы, системы правил, ценностей;
-может наносить материальный и моральный ущерб, быть вредной для здоровья, экологии;
-требует немедленного и радикального вмешательства, пересмотра критериев, положений, нормативов.
Экстремальная ситуация(или чрезвычайное происшествие):
-уникальна, не имеет в прошлом аналогов;
-приводит к негативным, а порой и разрушительным изменениям каких-либо объектов, процессов, взглядов, отношений;
-влечет за собой материальные, физические и нравственные потери;
-требует привлечения незапланированных и непредусмотренных материальных и человеческих ресурсов;
-побуждает к радикальным действиям, нетрадиционным решениям, обращению за помощью, например: землетрясение, пожар, наводнение, буран, извержение вулкана, сход лавины[24, с. 356].
По характеру освещения, подачи материала могут быть использованы ситуации-иллюстрации, ситуации-оценки и ситуации-упражнения. Ситуация-иллюстрация-это пример из практики (как позитивный, так и негативный) и способ решения ситуации. Ситуация-оценка представляет собой описание ситуации и возможное решение в готовом виде: требуется только оценить, насколько оно правомерно и эффективно. Ситуация-упражнение состоит в том, что конкретный эпизод управленческой или социально-психологической деятельности препарирован таким образом, чтобы его решение требовало каких-либо действий, например: расчета нормативов, заполнения таблиц, использования юридических документов и т.д.
Ситуационные задачи близки к проблемным задачам и направлены на выявление и осознание способа деятельности. При решении задачи-ситуации педагог и родители преследуют разные цели: для родителя- найти решение, соответствующее данной ситуации: для педагогов- освоение родителями способа деятельности и осознание его сущности.
Задачи-ситуации могут быть использованы и в учебной и в не учебной деятельности, так как применительно к целям общего образования ситуационные задачи могут выступать как метод реализации любой из этих целей, как справедливо отмечает О.Е. Лебедев[16, с.132].
Решение многих ситуационных задач связано с анализом конкретных ситуаций, отражающих происходящие в обществе изменения. Эти ситуации могут быть новыми не только для родителей, но и для педагога, что изменяет характер отношений между педагогом и родителями. В обычной учебной практике педагог «знает», а родители «не знают». При решении задачи-ситуации педагог и родители выступают как равноправные партнеры, которые вместе учатся решать проблемы. Таким образом, возможности ситуационных задач состоят в способствовании изменению отношений педагог- родитель в направлении их равноправного взаимодействия, когда педагог выступает не как источник верного ответа, а как помогающий взрослый.
Процесс решения ситуационной задачи всегда предполагает «выход» родителей за рамки учебного процесса, в пространство социальной практики. То есть создаются условия включения семьи в активную общественную деятельность.
Включение родителей в активную деятельность позволяет развить практические компетентности-базовые умения, навыки и готовность к действию.
Таким образом, для эффективности проведения кейсов учитель должен уметь анализировать, рефлексировать собственные оценочные действия, свое эмоциональное состояние, знать критерии собственной деятельности, владеть навыками самоорганизации, средствами взаимодействия и навыками общения. То есть, профессиональная рефлексия является качественным показателем готовности к профессиональной деятельности, в частности, к взаимодействию с родителями. В ходе создания кейсов направленной тематики педагогу необходимо проявить собственные коммуникационные способности, уровень сопереживания, фантазии, компетентности в выбранной ситуации для кейса. При правильно составленном, организованном и проведенном взаимодействии с родителями посредством кейс-метода педагог полноценно сможет донести ключевые принципы формирования учебной мотивации младшего школьника в семье, вне школьных стен, а, следовательно, у родителей могут появиться собственные идеи для развития и поощрения познавательной деятельности своих детей.
Глава 2 Использование кейса в процессе взаимодействия учителя с семьей
Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии нацелены в результатах обучения на будущее обучающихся. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в школьном образовании.
Кейс-технология- это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908г. В России данная технология стала внедряться лишь последние несколько лет. Casus(лат.)- запутанный необычный случай; case(англ.)-портфель, чемоданчик[3, с. 28].
Для России кейс-технологии- сравнительно новое явление. Распространение она стала получать лишь в 90-е годы XX-го века на базе нескольких московских вузов. Значительный вклад в разработку и внедрение этой технологии внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и др.
Тем не менее, развитие технологии проходило весьма противоречиво. С одной стороны, использование анализа ситуаций привело к широкому распространению игровых и дискуссионных методов обучения, но с другой стороны, давление идеологии, закрытость системы образования постепенно вытесняли технологию из учебных аудиторий.
Связь семьи и школы позволяет организовать единое воспитательное пространство, основанное на взаимопонимании, доверии и сотрудничестве. Но как показывает практика, осуществление конструктивного взаимодействия с родителями осложняется различными факторами: занятостью, отсутствие интереса к проблемам, замкнутостью семейных отношений, недоверии и др. Традиционные формы общения не срабатывают, не позволяют выйти педагогу с родителями на взаимный конструктивный диалог. Современные технологии организации воспитательного процесса имеют в своем арсенале активные методы и приемы взаимодействия, позволяющие родителям принимать непосредственное участие в жизнидеятельности учебного заведения, группы, быть активным в оказании помощи решении проблем. Одной из таких технологий является «Кейс-технология»[7, с.254].
Кейс- это реальный случай, который можно перевести из статуса «жизненной ситуации» в статус задачи, и затем решать с последующей рефлексией хода и ресурсов решения.
Цель применения этой технологии:
-научить родителей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы.
-выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы[27, с. 88].
Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный этап и этап проведения.
Первый этап- это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация, и немного упрощается. Затем определяются вопросы, на которые, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ.
После того, как кейс написан, педагогу требуется продумать и спланировать свою деятельность на родительском собрании, а также распределить родителей по малым группам.
Второй этап- работа с кейсом, это его решение. Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:
1.Знакомство с ситуацией, ее особенностями;
2.Выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
3.Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией);
4.Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (анализ последствий принятия того или иного решения);
5.Решение кейса- предложение одного или нескольких вариантов последовательностей действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения;
6.Презентация решения.
7.Рефлексия хода решения кейса[5, с.134].
В зависимости от целей «кейсы» могут отличаться по содержанию и организации представленного в них материала:
А) кейсы, иллюстрирующие проблемы и ее решение. Этот вид кейсов может быть использован на первом этапе знакомства с данной технологией. Он носит именно подготовительный обучающий, ознакомительный характер. Поэтому кейсы данного вида должны быть достаточно простыми. Вместе с тем, при этой простоте и доступности, данный вид кейсов должен содержать все основные признаки этой технологии, и решать главные задачи при ее использовании.
Б) кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений. Прежде всего, такие кейсы предусматривают, что решение должно быть найдено на основе недостаточной или избыточной информации, фактов, данных и событий, описанных в кейсах. Материал в таких кейсах должен содержать признаки конфликтности, много вариантности методов принятия решений и альтернативности самих решений, субъективности и ролевого поведения, динамики событий и возможности реализации предложенного решения.
В) кейсы, обучающие анализу и оценке. В этом случае в основе кейса- максимально деятельная информация, которую необходимо проанализировать и сделать соответствующие выводы, обосновав и предъявив их родителям[14, с.187].
Что должен содержать в себе кейс:
-сюжетная часть (совокупность действий, событий);
-информационная часть (вспомогательная информация, необходимая для анализа ситуации: научные, методические, статистические, нормативные материалы для решения кейса);
-методическая часть (вопросы, задания по анализу кейса).
«Хороший «кейс»», как правило, учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственного правильного решения. Особенно ценно в методе работы с «кейсами» независимость мышления. И хотя для каждой ситуации существует классическое решение, это вовсе не значит, что именно будет оптимальным. Можно принять хорошее решение, а его результаты приведут к плохим последствиям. Можно принять решение, которое все вокруг считают неудачным, но именно оно приведет вас к нужным результатам»
Питер Экман
Требования к кейсу:
-соответствовать четко поставленной цели создания;
-иллюстрировать типичные ситуации реальной жизни;
-быть актуальным;
-развивать аналитическое мышление;
-иметь соответствующий уровень трудности;
-провоцировать дискуссию;
-иметь несколько решений.
Источники кейсов:
-жизненные ситуации;
-типовые ситуации;
-художественная и публицистическая литература;
-статистические материалы;
-интернет- ресурсы.
В работе с родителями могут быть использованы виды кейсов:
-анализ конкретных ситуаций:
Кейс-иллюстрация- это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.
Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство с реальной или предполагаемой проблемой и выработку своего взгляда на ее решение
В фото- кейс входит:
-фото, сюжет которого отражает какую-либо проблему;
-текст к кейсу, который описывает совокупность событий;
-задание-правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
Ролевое проектирование:
-Ролевое проектирование- это вид кейс-технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта участников посредством проигрывания заданных ролей.
Важной особенностью данной технологии является:
-умение участника принять на себя роль;
-умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
-ролевое взаимодействие[2, с.138].
Решение кейсов рекомендуется проводить в несколько этапов:
-знакомство с ситуацией, ее особенностями (воспринимают предложенную ситуацию);
-выделение основной проблемы (объединяются парами, группами, распределяют роли, взаимодействуют, сотрудничают, договариваются);
-«мозговой штурм» (осуществляют поисковую деятельность);
-анализ последствий принятия решения (представляют свои роли, осуществляют презентацию);
-решение кейса (предлагают варианты или последовательности действий, анализируют, делают выводы)[4, с.166].
Таким образом, кейс- технология в работе с родителями дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
2.1. Родительское собрание с использованием кейса
Родительское собрание- это действенная форма активизации воспитательных возможностей родителей. Именно на собрании у педагога есть возможность познакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей школьного возраста в условиях семьи и школы. Но даже самые заинтересованные в повышении своей компетентности родители чаще всего не готовы слушать сообщения и доклады, длинные лекции на темы, выбранными для них педагогом учебного учреждения.
Важнейшее условие доверительных отношений с родителями- стремление педагога к диалогу. Ведь родители хотят видеть в педагоге отзывчивого, знающего собеседника, умеющего выслушать, посмотреть на ситуацию их глазами. Цитата китайского философа Конфуция «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я, может быть, запомню. Вовлеки меня, и я пойму», переведенному современными учеными и выраженному на языке цифр: услышанное запоминается на 15%, услышанное и увиденное на 25%,записанное на 40%, проделанное на 70%[6, с.54].
Стремлению родителей деятельно участвовать в процессе обучения соответствует кейс-технология.
Кейс-технология- это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений.
Главное ее предназначение- развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество участников дискуссии.
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908г. В России кейс-технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами и стала внедряться лишь последние несколько лет[12, с.186].
Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.
Первый этап- это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, то есть, записывается сама ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается. Затем определяются вопросы, на которые, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ. После того, как кейс написан, педагогу требуется продумать и спланировать свою деятельность на родительском собрании, а также распределить родителей по малым группам.
Второй этап- работа с кейсом, это его решение. Решение кейсов рекомендуется проводить в несколько этапов:
1 этап: «Введение кейса и постановка основных вопросов, которые нужно решить».
На данном этапе учитель приветствует родителей, сообщает тему родительского собрания и показывает результаты проведенного на прошлой неделе анкетирования посвященного теме конфликтов в семье. При ознакомлении с результатами анкетирования родителя приходят к выводу, что ни они, ни их дети не умеют правильно вести себя в конфликтных ситуациях и часто сами становятся виновниками ее возникновения. Далее учитель предлагает родителям разделиться на три группы.
2 этап: «Анализ ситуации»
Учитель объясняет, чтобы разрешить конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Педагог на данном этапе предлагает родителям потренироваться. Каждой группе предлагаются карточки, которые лежат на столах. Родителям необходимо ознакомиться с конфликтной ситуацией и решают ее.
3 этап: «Презентация решений по кейсам»
Учитель предлагает каждой группе родителей презентовать свое решение конфликтной ситуации. На данном этапе проходит аргументация каждой группы, тем самым родители из других групп дополняют или же высказывают свое мнение. На выступлении каждой группы родителей не было затруднений в решении данной им ситуации. Так же все родители выступили достойно.
4 этап: «Этап общей дискуссии»
На данном этапе родители вместе с учителем обсуждаю, что они могли бы сделать для того, чтобы конфликтных ситуаций было как можно меньше. Далее учитель предлагает родителям организовать встречу с психологом, но уже в следующий раз, и решить каким образом (индивидуально, в группах или же всем вместе) и когда пройдет эта встреча.
5 этап: «Подведение итогов. Рефлексия»
На данном этапе родительского собрания, учитель благодарит родителей за работу, выдает памятки и проводит рефлексию. Родители с удовольствием дополняют «незаконченное предложение».
Родительское собрание с использованием кейс-метода.(Приложение А)
Предложенный в кейсе решения не являются единственно правильным, а служат толчком для творческого осмысления реальной проблемы.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации?
Кейс не предлагает проблему в открытом виде, ее предстоит вычленить из той информации, которая содержится в описании кейса.
Предлагаем изучить практические кейсы для работы с родителями и школьниками.
Педагогические ситуации.
Ситуация 1
Девочка, 8 лет. С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти- вокальную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Перед очередным выступлением во время игры пытается руководить своими сверстницами: «Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы». Девочки пытаются ей не подчиниться и идут за помощью к педагогу.
Ваши действия.
Вариант 1
Предложить девочке роль режиссера в данной игре, чтобы помочь своим подругам проявить себя. Показать, что их выступления тоже достойны похвалы.
Вариант 2
Провести беседу с ребенком, направленную на анализ отрицательных сторон проведения героев художественных произведений (хвастовство, обида товарищей и т.д.), объяснить, что другие девочки, ее подруги, тоже хотят сыграть эту роль.
Вариант 3
Предложить детям не ссориться, а распределить роли при помощи жребия. Так будет справедливо.
Вариант 4
Организовать кастинг на главную роль-лиса, выбрать независимое жюри(мальчики, дети незадействованные в этой игре).
Вариант 5
Обратиться за советом к детям, как решить эту проблему.
Ситуация 2
Мальчик, 7 лет. С раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. На предложение педагога отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом. В школе он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить, если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия, «ребенок в себе».
Ваши действия.
Вариант 1.
Ребенок с заниженной самооценкой, он не признан родителями. Необходимо стараться повысить самооценку ребенка, предлагать участвовать в конкурсах, вывешивать его работы на выставках, чтобы его успех оценили родители и дети.
Вариант 2.
Провести социометрический метод исследования, выявить предпочтения этого ребенка и постараться сблизить его с этими детьми, давая им общие поручения, вместе привлекать к совместной деятельности. Дать этому ребенку особое задание, а после его успешного выполнения- высокую оценку, чтобы повысить его авторитет в группе.
Вариант 3.
Провести работу с родителями. Помочь им увидеть и понять увлечения ребенка. Предложить им учитывать мнение ребенка при выборе дополнительного образования, чтобы ребенок был увлечен предлагаемым ему занятием, у него должна быть мотивация, а не просто «потому, что мама так сказала». А спортом можно заниматься всей семьей в выходные дни.
Ситуация 3.
Лиза (9 лет) посещает 3 класс школы. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама ею гордиться, а Лиза – сама собой.
Как-то, идя домой вместе с мамой, девочка сказала: « Завтра в школу не пойду! Мне дают задания трудней, чем другим, чтобы я не знала, как ответить».
Вариант 1.
Подумать о возможных причинах, повлиявших на отношения Лизы к ситуации школе.
Вариант 2.
Поддержать дочку: «Правильно, ты же у меня самая умная. А если ты не знаешь ответа – давай вместе узнаем / возможные источники информации».
Вариант 3.
Обратить внимание! Возможно постоянная чрезмерная похвала дочки вызвала неуверенность в первых неудачах.
Дискуссия занимает центральное место в кейс-технологии. При этом большая нагрузка ложится на плечи педагога-ведущего, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всей дискуссии, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и, самое главное, обеспечивать соблюдение личностных прав всех участников группы.
Продуктивный ход дискуссии снижает: непонятная инструкция, сравнение с другими, тема далека или не понятна, острая тема, мало времени, недостаток информации; повышает: знакома тема, подсказки, шутки, снятие рамок, множественность решений.
2.2.Тематическое мероприятие с использованием кейса
Мероприятие для родителей учеников образовательного учреждения, которое создает условия для формирования гражданско-патриотических качеств личности. Основано на использовании кейс-метода. В течение мероприятия участники работают с кейсами, рассказывающими о великих подвигах русского народа в военное время, обсуждают их и пытаются найти оптимальный вариант решения проблемы.
Работая педагогом в образовательном учреждении, я пришла к твердому убеждению, что воспитание детей без духовно- нравственной основы неполноценно. Более того, такое воспитание вредно как для учащихся, которых мы выпускаем из начальных образовательных учреждений без четких представлений о добре и зле, так и для нас, взрослых. У учащихся следует формировать на ценностях нравственной культуры отношение к своим родителям, близким, родному краю, родной природе, к своему Отечеству.
Одна из современных проблем современности состоит в том, что не соблюдается историческая преемственность поколений. Мы лишены возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знаем, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в школьном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Поэтому необходимо помочь родителям осознавать, что именно они, первые воспитатели, знакомящие своих детей с малой Родиной и общечеловеческими ценностями: любовью к семье, родной земле и природе, истории и культуре края, которые должны войти в сердце ребенка как самое дорогое и стать частью души.
Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. В связи с этим на ум приходят слова Л.Н. Толстого: «Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя».
Поиск современных форм взаимодействия педагогов и родителей по патриотическому воспитанию детей опирается на актуальность данного вопроса. Для работы с родителями моих учащихся в этом проблемном поле я выбрала «кейс-технологию».
На сегодняшний день использование кейс-технологий является одной из актуальных.
Родители хорошо знакомы с этой технологией, так как учитель часто ее использую как в работе с детьми, так и с родителями, что позволяет педагогу на практике реализовать осведомленный подход.
Кейс-технология- современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Работа по этой технологии, как и по многим другим, предлагает два этапа: подготовительный и этап проведения.
Первый этап- это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, определяются вопросы, на которые надо будет дать ответ. Затем педагогу требуется спланировать деятельность и распределить участников по малым группам.
В основе кейс-метода лежит принцип командной работы.
Второй этап- работа с кейсом и его решение в следующем порядке:
-знакомство с ситуацией, ее особенностями;
-выделение основной проблемы;
-формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок;
-выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос;
-решение кейса- предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на механизмы решения;
-презентация решения;
-рефлексия хода решения кейса.
Применение кейса возможно как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Кейсы предполагают в себе:
-наличие проблемы, предполагающей несколько вариантов ее решения, вспомогательной информации, заданий.
Отличительными особенностями кейс-метода являются:
-описание реальной проблемной ситуации;
-альтернативность решения проблемной ситуации;
-единая цель и коллективная работа по выработке решения функционирование системы группового оценивания;
-принимаемых решений;
-эмоциональное напряжение учащихся.
Мероприятие с использованием кейс-метода (Приложение Б)
На первом этапе учитель заранее подбирает сценарий мероприятия с использованием кейс-метода, и формулирует цель. Педагогу важно, чтобы в дальнейшем родители и ученики смогли достигнуть цель и сделать соответствующие выводы. Распределяются чтецы стихотворений и вокалисты, разумеется по желанию учащихся. Педагог подбирает более эрудированного, ответственного и тактичного ученика.
На втором этапе проходит само мероприятие посвященное к весеннему празднику- День Победы. Ученики и их родители распределяются по малым группам, тем самым получают основную проблему мероприятия. Разобравшись с ситуацией, каждая группа выступает со своей ситуацией. Выслушав все выступления групп, родители и учащиеся задавали интересующие их вопросы или вовсе дополняли друг друга. Воплощенное все задуманное в мероприятии прошло достаточно хорошо. Поставленную цель педагогом, получилось достигнуть. Родители и учащиеся узнали много интересного, сокровенного, тем самым были довольны своим присутствием на таком радостном и в то же время грустном мероприятии.
Кейсы по патриотизму позволяют вспомнить и проанализировать великие события и подвиги русского народа, позволяют русского народа, позволяют мысленно погрузиться в конкретную ситуацию и путем подбора различных решений найти выход.
2.3. «Круглый стол» с использованием кейса
Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать активным участником учебно-воспитательного процесса.
Общение с родителями в образовательном учреждении, реализуется через разнообразные формы работы. Как нам известно, существует несколько форм общения педагога с родителями. Суть этих форм — обогатить родителей педагогическими знаниями.
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы. Задача учителя – помочь родителям осознать свою родительскую миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя, особенно в младших классах.
Так как занятость на работе зачастую не позволяют родителям в полной мере вникать в жизнь и интересы ребенка. Поэтому, в нашей работе с семьей должны использоваться и традиционные, и нетрадиционные формы работы: ролевая игра, день открытых дверей, круглый стол, беседа, анкетирование, семейный совет, совместные мероприятия (посещение театра, концерта, выставки), тренинг, совместное участие в акциях, проектах, обмен мнениями, тематические и индивидуальные консультации, совместные выезды на природу, экскурсии, совместные собрания вместе с детьми.
Важно, чтобы в школе было интересно не только ребенку, но и родителю, и чтобы каждый родитель смог почувствовать себя нужным и полезным для класса.
Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. На таких мероприятиях родители включаются в общение со своим ребенком, с другими семьями. А главное, ребенок чувствует значимость того дела, которым он занимается.
В нашей педагогической деятельности, мы бы чаще использовали одну из форм работы с родителями – это «Круглый стол». Эта форма относится к нетрадиционной. Что такое «Круглый стол»?
«Круглый стол» - современная форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке.
«Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными. Благодаря возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошел до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений».
Цель «круглого стола»- добиться взаимопонимания и сотрудничества на основе обмена информацией в совместной деятельности.
«Круглый стол» с использованием кейс-метода (Приложение В)
1 этап: «Постановка проблемы»
На данном этапе родителям предлагается проблемная ситуация, которая произошла в образовательном учреждении с учащимися. Родители ознакомившись с данной проблемной ситуацией осуществляют решение путем совместных обсуждений.
2 этап: «Реализация метода»
Родители учащихся вовлекаются в дискуссию. Активно обсуждают данную им проблему, тем самым выслушивают мнение каждого родителя. Участники собрания находят вариант решения и достойно аргументируют его.
3 этап: «Подведение итогов. Рефлексия»
Каждый родитель высказывает свое мнение и пути решения конфликта. Педагог в заключении раздает каждому родителю памятки по теме с научно-обоснованными рекомендациями.
Во взаимодействии с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции; только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех начинаниях. Вместе с педагогом родители учатся заново общению с детьми, и оттого, насколько правильно будет построено их общение, будет зависеть многое, если не всё его воспитание.
Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.
В заключении хотелось бы добавить, что:
Во-первых, кейс-метод позволяет погрузить группу в проблемную ситуацию и путем подбора решений найти выход. При этом результатом работы является не только наиболее хорошее решение проблемы, но и сам процесс выработки решений.
Во-вторых, использование кейс-метода обеспечивает высокую активность и личную включенность педагогов при работе с кейсом за счет широкого использования методов активного обучения.
В-третьих, очень важна ориентация на практическое использование полученных знаний, тесная связь содержания кейса с практикой. Этой цели служат и групповые обсуждения и задания, которые педагоги прорабатывают в малых группах.
В-четвертых, кейс- метод позволяет изучить эмоционально сложные ситуации в безопасных условиях, а не в реальной жизни. Участники могут учиться без чувства тревоги за неприятные последствия, которые могут возникнуть при принятии неправильного решения.
Список использованных источников
Андриани И.П. Кейс-метод в педагогическом образовании. Теория и технология реализации: учебное пособие/ И.П. Андриани.-М.: Московский психолого-социальный университет (МГРУ), 2022.-563с.
Асманова И.Ю. Информационные технологии как инструмент педагогических технологий/ И.Ю. Асманова, М.В. Горичова, Л.В. Андрухив-М.: LAP Lambert Academic Publishing. 2018.-256с.
Бейзеров В.А. 105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации/ В.А. Бейзеров.-М., 2021.-100с.
Белухин Д.А. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие.-М: Московский психолого-социальный институт. 2021-312с.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/ В.П. Беспалько.-М., 2021-684с.
Габдрахманова Р.Г. Формирование «мягких навыков» при решении педагогических кейсов/ Р.Г. Габдрахманова, Р.Р. Насибуллов, Н.Ф. Ярулин Научное мнение. 2022-83с.
Гаджикурбанова Г.М. В сборнике: Современные педагогические технологии профессионального образования./Г.М. Гаджикурбанова, А.У. Умаев.-М.: Сборник материалов Международной заочной научно-практической конференции. Педагогический потенциал кейс-технологии в организации педагогической практике будущих педагогов профессионального обучения. 2021-384с.
Грехнев В.С. Культура педагогического общения/ В.С. Грехнев-М.: Просвещение. Книга для учителей.2021-144с.
Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии/ М.Н. Гуслова-М.: Академия. 2022-288с.
Давыдовский А.Г. Способ системного многомерного анализа педагогических ситуаций/ А.Г. Давыдовский, А.В. Пищова.-М: Репозиторий БГПУ. 2020-287с.
Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения/ А.М. Долгоруков.-М.: URL:http://www.evolkov.het/case/case. stady.html
Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе/ А.С. Земскова.-М: Совет ректоров. 2020-240с.
Компетентностный подход: современные аспекты развития образования/ Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2021-186с.
Кораблева А.С. Модернизация-современная образовательная технология интерактивного обучения/ А.С. Кораблева.-М.: Сборник. Актуальные проблемы и перспективы развития профессионального образования.2020-240с.
Кутугина В.И. Взаимодействие учителя начальных классов с родителями учащихся/ В.И. Кутугина.2023-481с.
Михайлова Е.И. Кейс и кейс-метод: общие понятия.-М., 2022-262с.
Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е.С. Полат. Учебное пособие для студентов. 2021-324с.
Попова С.Ю. Современные образовательные технологии/ С.Ю. Попова, Е.В. Пронина.2022-352с.
Применение кейс-метода для развития психолого-педагогической компетентности учителей, взаимодействующих со сложными компетентностями семьи/ Д.Ф. Ильясов, Е.А. Селиванова, А.А. Севрюкова, К.С. Буров.-М.: Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020-324с.
Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов/М.Г. Савельева. Учебно-методическое пособие.2021-94с.
Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия общего учебного учреждения с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом/ Н.М. Сертакова.-М.: Учитель, 2022-580с.
Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач/ Л.Ф. Спирин.-М., 2022-420с.
Тимошенкова О.С. Использование педагогических кейсов при подготовке студентов педагогического направления/ О.С. Тимошенкова. 2020-547с.
Трапезникова Т.Н. Территория науки/ Т.Н. Трапезникова. Новейшие педагогические технологии: кейс-метод. 2021-180с.
Фастова Е.И. Инновационные педагогические технологии. Кейс успешного педагога/ Е.И. Фастова.-М.: Учитель.2023-797с.
Федянин Н.А. Чем «кейс» отличается от чемоданчика?/ Н.А. Федянин, В.Н. Давиденко.-М.: Обучение за рубежом.2021-№7-240с.
Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи. Педагогический всеобуч/ С.А. Цабыбин.-М.: Учитель.2015-864с.
Шангала И.А. Теория и практика/ И.А. Шангала.-М.: Сборник. Кейс-метод как педагогическая технология.2020-291с.
Шимутина Е.И. Использование кейс-технологий в учебном процессе/ Е.И. Шимутина.-М. 2020-240с.
Энциклопедия современного учителя. Вся необходимая информация для учителей и воспитателей.-М. 2020-568с.
Российская научная электронная библиотека// Elibrary. ru- Электрон. дан.-М., сор, 2005. –Режим доступа: https://elibrary.ru/defaultx.asp.
Научная электронная библиотека// «КиберЛенинка»-Электрон.дан.-М.,сор,2012.-Режим доступа: https://cyberleninka.org.
Исследовательский инструмент на базе искусственного интеллекта для научной литературы//Semantic Scholar-Электрон.дан.-М.,сор,2015.-Режим доступа: https://www.semanticscholar.org
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Родительское собрание с использованием кейс-метода
Тема: «Конфликты с собственным ребенком и пути их решения»
Цель: формирование у родителей представлений о понятии конфликта и способами их решения
Задачи:
1.Обсудить проблему возникновения конфликтных ситуаций;
2.Ознакомить родителей (законных представителей) с возможными способами решения конфликтных ситуаций;
3.Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.
Ход родительского собрания:
1 этап: «Введение кейса и постановка основных вопросов, которые нужно решить»
На данном этап учитель приветствует родителей, сообщает тему родительского собрания и показывает результаты проведенного на прошлой неделе анкетирования посвященного теме конфликтов в семье. При ознакомлении с результатами анкетирования родители приходят к вводу, что ни они, ни их дети не умеют правильно вести себя в конфликтных ситуация и часто сами становятся виновниками ее возникновения. Далее учитель предлагает родителям разделиться на 3 группы.
2 этап: «Анализ ситуации»
- Итак, уважаемы родители, мы с вами уже выяснили, что без конфликтов на жизнь не обходится, поэтому нужно научиться их конструктивно разрешать. Для того, чтобы разрешить конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их.
-Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к более серьезным проблемам.
-Поэтому для того, чтобы вы могли более спокойно решать конфликтные ситуации, возникшие между вами и вашим ребенком, я предлагаю потренироваться. Для этого у каждой группы на столах лежит карточка с конфликтной ситуацией, которую вам будет необходимо решить.
-На работу вам дается 5 минут, если у вас вдруг возникнут вопросы вы всегда можете обратиться ко мне.
Ситуация 1
Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему сыну или дочери за помощью. В ответ — “это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся”
Как можно решить данную ситуацию, не вступая в конфликт с ребенком?
Ситуация 2
Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: “Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?”
Как можно решить данную ситуацию, не вступая в конфликт с ребенком?
Ситуация 3
Вы подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Вы были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел в свою комнату.
Как можно выйти из данной конфликтной ситуации?
3 этап: «Презентация решений по кейсам»
-Уважаемые родители, время вышло предлагаю каждой группе презентовать свое решение конфликтной ситуации, только для начала прочитайте ее для остальных. Начнем с 1 группы.
- Большое спасибо всем группам. У вас оказались на самом деле очень интересные и правильные мысли. А поднимите, пожалуйста, руку те, кто, возможно, не согласен с мнением другой группы или, может быть, хотел что-то добавить.
-Спасибо большое за ваши ответы
-Сложно ли вам было решать эти ситуации?
-А в чем были сложности?
-Я очень рада, что несмотря на то, что вам было тяжело решить ситуацию совершенно иным и не привычным для вас способом, вы все же смогли это сделать. Для меня это огромной показатель того, что вы обеспокоены данной темой и готовы сотрудничать для того, чтобы избавиться от этой проблемы.
4 этап: «Этап общей дискуссии»
На данном этапе родители вместе с учителем обсуждаю, что они могли бы сделать для того, чтобы конфликтных ситуаций было как можно меньше. Далее учитель предлагает родителям организовать встречу с психологом, но уже в следующий раз, и решить каким образом (индивидуально, в группах или же всем вместе) и когда пройдет эта встреча.
5 этап: «Подведение итогов. Рефлексия»
На данном этапе учитель благодарит родителей за работу, выдает памятки и проводит рефлексию «незаконченное предложение»
"Сегодня я понял(а), что…"
"Для того, чтобы решить конфликтную ситуацию нужно..."
"Важно...
Приложение Б
Мероприятие «Солдаты мира»
Цель: создать условия для формирования родительской активности и сопричастности к нравственно-патриотическому воспитанию учащихся.
Задачи:
1.Формировать гражданско-патриотическое сознание, развивать чувства сопричастности к истории Отечества.
2.Закреплять и углублять знания родителей об истории нашей Родины на ярких примерах героических поступков людей военного времени.
3.Развивать чувства гражданственности и патриотизма, как важнейший духовно- нравственных и социальных ценностей.
4.Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, вызывающих эмоциональные переживания.
5.Воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины
Оборудование: компьютер, проектор, портфель.
Ход мероприятия:
Звучит песня «С начинается Родина» (музыка М. Блантера).
Ведущий читает стихотворение: («Чувство Родины» В. Фирсов).
Родина, суровая и милая,
Помнит все жестокие бои…
Вырастают рощи над могилами,
Славят жизнь по рощам соловьи.
Что грозы железная мелодия,
Радость или горькая нужна?
Все проходит. Остается Родина.
То, что не изменит никогда.
Ведущий:
Приближается главный весенний праздник- День Победы. В этом году мы отмечаем 78-летие великой Победы. На протяжении десятилетий День Победы остается в России самым трогательным праздником и славной датой. Это особый день в жизни и истории Российского государства.
Немецкие захватчики напали на нашу страну неожиданно, без объявления войны, 22 июня 1941 года.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов закончилась 9 мая 1945 года полной победой советского народа над гитлеровской Германией. В кровопролитной борьбе советские люди смогли отстоять свой суверенитет, защитить Родину. Разгромив ударные силы врага, Советский Союз внес решающий вклад в дело спасения Европы и мира в целом.
Но победа далась стране дорогой ценой- погибли миллионы солдат. Имен многих мы не знаем. «Солдаты Мира»- так называют тех, кто отстоял нашу Отчизну от фашистских захватчиков.
Продолжение приложения Б
Ведущий:
Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове- Родина. И для каждого человека это слово содержит в себе что-то свое, личное, особенное и что-то общее, более значительное. Думая о Родине, мы думаем о той великой, прекрасной стране, в которой родились, связываем понятие Родины со сложной и интересной, насыщенной и иногда трагической историей родной земли.
Мы чувствуем гордость оттого, что являемся частью этой страны, частью этого большого мира. Из поколения в поколение передаются рассказы о важнейших событиях, выдающихся личностях, об их подвигах и великих делах. Поэтому, думая о Родине, мы думаем и о героях прошлого и настоящего. История нашей страны- история славная и богатая подвигами.
Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деталей, ученых, педагогов. Патриотическая идея отражена в письменных и устных источниках народов нашей страны. Хочется, чтобы это чувство развивалось у детей с раннего возраста, и каждый в будущем стал достойным гражданином своей страны.
Сегодня мы с вами вспомним великие события 40-х годов, и пробуем на себе испытать чувства людей, которые жили в то время, а также попытаемся найти выход из сложных проблемных ситуаций, в которые попадали люди военного времени. Мы попытаемся понять, что для них было- патриотизм, что это за чувство.
В этом нам с вами помогут кейсы. Сегодняшние кейсы- это реальные проблемные ситуации времен Великой Отечественной войны, которые мы и будем решать.
Для начала нам необходимо разделиться на группы. Для этого я предлагаю взять из моего портфеля каждому по карточке, где написана часть слова.
Если вы соберете все слово целиком, то получите название одного из города- Героев.
Какие города- Герои у вас получились?
Ответы: Волгоград, Севастополь, Ленинград.
Ведущий:
Таким образом, у нас образовались 3 группы. В таком составе я приглашаю каждую группу за столы, и мы начнем нашу работу.
Ведущий:
В каждой группе вам необходимо выбрать: «модератора»- координирующую работу, «секретаря»- фиксирующего результаты работы и «шкипера»- представляющего проект на общее обсуждение, все остальные- рабочая группа- помощники.
Подробно с функциями шкипера, секретаря и модератора можно познакомиться на розовых информационных листах.
(Функции шкипера:
1.Публичная презентация решения.
2.Краткое оглашение содержания и сути проблемы.
Продолжение приложения Б
3.Озвучивает предложенные варианты.
4.Представляет альтернативный вариант, обосновывая его значимость.
Функции модератора:
1.Координирует работу.
2.Оценивает варианты решения проблемы.
3.Выбирает оптимальный вариант решения проблемы.
Функции секретаря:
1.Фиксирует результаты работы.
2.Ищет и оценивает информацию).
Ведущий:
Предлагаю вспомнить алгоритм работы.(На слайде поэтапное решение кейса представлено в виде лестницы. Название этапа обозначено на ступеньках).
1 этап- знакомство с содержанием кейса;
2 этап- рассмотрение альтернатив;
3 этап- принятие решения;
4 этап- презентация решения;
5 этап- сравнительный анализ.
Ведущий:
Итак, у вас есть все необходимое для дальнейшей работы. Сейчас я вам раздам кейсы и вы сможете попробовать свои силы на практике (раздаю кейсы).
Посовещайтесь и определите, кем вы будете и прикрепите нагрудный значок, соответствующие вашей роли, помощники надевают галстуки. Участники прикрепляют нагрудные значки и надевают галстуки.
Кейс №1 «Дорога жизни».
Из воспоминаний молодой девушки, которая пыталась вырваться из блокады: «Весной 1942 года, мне тогда было 16 лет, я только окончила школу шоферов, и, отправилась к Ленинграду работать на «полуторке». Как раз мой первый рейс лежал через Ладогу. Машины ломались одна за другой и продовольствие для города грузили в машины не просто «под завязку», а гораздо больше. Казалось, что машина вот-вот развалится! Проехала я ровно пол пути, и я только успела услышать треск льда, как моя «полуторка» оказалась под водой.»
Задание:
1.Как могут развиваться дальнейшие события?
2.Опишите чувства этой девушки.
3.Решите проблему путем выбора наиболее приемлемого варианта для сохранения продовольствия или собственной жизни.
Кейс №2 «Пионеры- герои».
Из воспоминаний ленинградской пионерки Зины Портновой: «Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца».
Задание:
1.Как могут развиваться дальнейшие события?
Продолжение приложения Б
2.Опишите чувства пионерки.
3.Решите проблему путем выбора наиболее приемлемого варианта для сохранения тайны или собственной жизни.
Кейс №3 «Битва за Киев».
О киевском пионере Косте Кравчуке: Отступая из Киева, два раненых бойца доверили Косте знамена. И Костя обещал сохранить их. Сначала закопал в саду под грушей: думалось, скоро вернутся наши. Но война затягивалась, и, откопав знамена, Костя хранил их в сарае, пока не вспомнил про старый заброшенный колодец за городом, у самого Днепра.
Завернув свой бесценный клад в мешковину, обваляв соломой, он на рассвете выбрался из дому и с холщовой сумкой через плечо повел к далекому лесу корову. А там оглядевшись, спрятал сверток в колодец, засыпал ветками, сухой травой, дерном… И всю долгую оккупацию нес пионер свой нелегкий караул у знамени, хотя и попадал в облаву, и даже бежал из эшелона, в котором угоняли киевлян в Германию.
Задание:
1.Как могут развиваться дальнейшие события?
2.Опишите чувства пионера.
3.Решите проблему путем выбора наиболее приемлемого варианта для сохранения знамен или собственной жизни.
Участники в течение 10 минут решают кейсы, подбирают наиболее приемлемые варианты решения, выполняют задания.
Ведущий:
Время истекло. Прошу шкипера первой группы представить итоги работы (защита кейса).
После выступления первого шкипера одним из родителей исполняется заранее подготовленная песня на тему первого кейса: (Варя Стрижак- «Мама не плачь» (Блокада Ленинграда) музыка М. Чертищев. Слова В. Ватагин.
Мама, не плачь!
Папа вернется.
Встанет над городом солнце.
Смолкнут сирены в ночи.
Мама, не плачь!
Мы будем вместе.
Больше не станем известий
Грустных читать у свечи.
Мама, не плачь!
Не надо бояться.
Просто могли потеряться
Папины письма в зиме.
Мама, не плачь!
Папа не плачет.
Зло он когда-нибудь спрячет.
Мир будет жить на Земле!
Продолжение приложения Б
Мама, не плачь!
Мама, я знаю,
Хищников черные стаи
Нас никогда не найдут.
Мама, не плачь!
Мама, не надо.
Мама, я верю- Блокаду
Наши солдаты прорвут.
Мама, не плачь!
Я же с тобою.
Хочешь, секрет я открою?
Скоро не будет войны.
Мама, не плачь!
Девятого, в среду
Город узнает победу.
Город дождется весны.
Ведущий:
Теперь свой кейс защищает шкипер второй группы (защита кейса). После выступления второго шкипера заранее подготовленный родитель читает стихотворение о пионерах:
В нашей истории много событий,
Где приходилось отстаивать Мир;
Взрослых удел это, но не забыты
Дети- идущие в бой, вместе игр.
Сколько их, маленьких, лесом встревоженным
Тайно носилась по тропкам исхоженным:
Страшно, наверное, было идти,
Важно- записку прижать на груди.
Ведущий:
И сейчас итоги своей работы представит шкипер третьей группы. После выступления третьего шкипера еще один заранее подготовленный родитель читает стихотворение на тему третьего кейса (Битва за Крым):
То было осень, шла война два года,
Мы отстояли битву на Днепре,
Сносили стойко ярость непогоды,
Не зная устали в ужаснейшей борьбе…
На родине моей, на Украине,
Задача наша- Киев отстоять,
Шагая по растоптанной равнине,
Всем нашим оставалось только ждать.
И ночью, как обычные ребята,
Мы пели песни, вспоминая дом,
Продолжение приложения Б
Где у кого-то ярко и богато,
А у кого семья и мать с отцом.
Ведущий:
Всем спасибо за активное участие. Вы все молодцы, справились со всеми сложными заданиями.
В заключении я предлагаю вашему вниманию синквейны ваших детей на тему: «Патриот».
Патриот.
Смелый, активный.
Любит, защищает, охраняет свою страну.
Патриотом должен быть каждый!
Защитник.
Патриот.
Преданный, отважный.
Охраняет, прославляет, поддерживает.
Патриотами все гордятся.
Герой.
Патриот.
Храбрый, решительный.
Защищает, не боится, любит Отчизну.
Достоин уважения, и чтобы ему все подражали.
Герой.
Предлагаю всем участникам составить свой синквейн. Что для вас значит- Патриот. Все участники выполняют синквейн и по желанию зачитывают их.
Ведущий:
В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям нравственной стойкости. Мужество, воля к победе, нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью.
В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем для счастливой жизни. Я желаю вам, воспитывать в себе и в ваших детях такие качества, как мужество, порядочность, честность. И помните, не обязательно становиться героем, самое главное, оставаться человеком в любой сложившейся ситуации.
Пройдет время. Наши дети подрастут. И пусть они все споры решают мирным путем. А мы постараемся сберечь мир для них.
В зал приглашаются дети.
1-й ребенок
Пусть не залпы слышатся,
А цветы колышутся,
Чтобы песни мамины
Продолжение приложения Б
Лились по земле,
А не гибли армии
В пепле и золе.
2-й ребенок
Пусть не пушки грохают,
А ладошки хлопают,
Чтобы дети хохотом
Пробуждали лес,
А не бомбы с грохотом
Падали с небес!
3-й ребенок
Будет мир не с пулями-
С пчелами и ульями,
Чтобы песня лучшая
Деревом росла,
А не кровь горючая
По полям текла!
Песня «Пусть всегда будет солнце» А. Островского
Исполняют дети и родители.
Приложение В
«Круглый стол» с использованием кейса
Тема: Отношения родителей.
Цель: интеграция воспитательных усилий семьи в учебном заведении и в формировании личности школьника.
Задачи:
1.Познакомить родителей с особенностями поведения детей;
2.Обсудить причины возникновения проблем во взаимоотношениях детей между собой;
3.Выработать общие подходы семьи и детского сада к разрешению конфликтных ситуаций;
4.Предложить практические рекомендации родителям по разрешению конфликтных ситуаций, связанных с поведением детей.
Ожидаемые результаты:
1.Повысилась компетентность родителей в вопросах воспитания.
2.Повысился уровень активности родителей на собрании.
На перемене ребята играли в догонялки и предложили Савелию играть вместе. Савелий отказался. Ребята бегали, играли, нечаянно Саша и Кирилл поскользнулись и задели Савелия. Савелий упал. Педагог был рядом. Подняв ребенка узнала, все ли в порядке у Савелия? Тот сказал «Да».
Вечером Савелий рассказал маме о том, что ребята толкнули его на перемене специально, и он упал. Они нарочно меня обидели. Мама очень рассердилась, стала выяснять отношения с педагогом. Затем с родителями Саши и Кирилла.
1этап- Знакомство с ситуацией.
Родители прочитали текст, ознакомились.
2 этап - Выделение основной проблемы.
Чтобы все приняли участие в анализе ситуации, родителей объединили в микро-группы, каждая микро-группа решала проблему с разных позиций
А) Позиция Савелия (они меня нарочно толкнули, чтобы я упал, отругай их);
Б) Позиция мамы Савелия (кто посмел прикоснуться к моему ребенку и толкнуть его. Не для этого я его воспитывала, чтобы его обижали);
В) Позиция Саши и Кирилла (мы его не толкали, мы просто играли);
Г) Позиция родителей Саши и Кирилла. (При разговоре с нашими ребятами «что произошло?» они даже не вспомнили, что произошло на перемене. Не придали этому значения. Они дружат с Савелием и не понимают, что случилось и за что их ругают);
Д) Позиция педагога (каждый день ребята играют и бывает, падают…, надо быть внимательными к друг другу; Саше и Кириллу нужно было поднять Савелия и попросить у него прощения, и возможно, не было бы этой проблемы, а Савелий продолжал играть спокойно.
3 этап - Предположение возможных решений
На данном этапе родители анализировали, делали выводы. было предложено обсудить данную ситуацию и высказать свое мнение о ней.
Высказывания родителей:
Продолжение приложения В
- Ребята спорят и воюют очень часто, но и мирятся в считанные секунды. Не нужно запрещать своему ребенку играть с детками, с которыми он ссорится;
-В ссорах со сверстниками ребятишки учатся находить компромиссы, отстаивать свое мнение. Все эти навыки пригодятся в дальнейшем;
-Дети все разные, Савелий не желал играть с детьми в этот день, ему не хотелось;
- Савелий сказал маме неправду, ему показалось, что Саша и Кирилл его специально толкнули;
-Родители посоветовали маме Кирилла и Саши, что нужно объяснить детям, что впредь им нужно быть внимательными и осторожными во время игр.
-Пожелания маме Савелия: маме больше рассказывать Савелию, как правильно вести себя во время игр с детьми, объяснить сыну, что в игре все бывает: дети могут нечаянно задеть, толкнуть, но это не значит, что его хотели обидеть.
- Родители должны научить детей правильно разряжать ситуацию без криков, ссор и обид, чтобы они могли уверенно чувствовать себя в школьном коллективе.
4этап - Выбор оптимального решения.
Родители пришли к единому решению: Ребенок должен осознанно выполнять правила, ему надо учиться тому, чтобы правильно вести себя на перемене, соблюдать правила безопасности при играх со своими сверстниками.
Родители дома должны провести с ребенком беседу на данную тему.
Педагог составляет памятку для родителей
1.Памятка «Безопасное поведение во время игр на перемене».
2. Памятка о разрешении конфликтов между детьми.
Памятка «Безопасное поведение во время игр на перемене»
1.Во время перемены учащиеся могут свободно перемещаться по школе, кроме тех мест, где им запрещено, находиться в целях безопасности (чердак, подвал, кухня, физическая и химическая лаборатории).
2.Во время перемен учащимся запрещается толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу.
3.Во время перемен учащимся запрещается выходить из школы без разрешения классного руководителя иди дежурного администратора.
4.Категорически запрещено самовольно раскрывать окно, сидеть на подоконниках.
5.Во время перемен учащиеся не должны бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в местах, не приспособленных для игр
Памятка о разрешении конфликтов между детьми.
1. Научите принимать чувства других детей!
2. Разбирайтесь в конфликтах детей!
3. Покажите собственный пример.
4. Способствуйте расширению круга общения ребенка, а не препятствуйте этому.
5. Читайте сказки и смотрите мультфильмы о дружбе!
6. «Дать сдачи» - учите этому с умом!
40