Кейс-метод – метод интерактивного обучения в школе.
Метод кейсов —
метод обучения, использующий описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Актуальность использования кейс-метода в практике школьного образования: формирование личности современного человека возможно лишь в том случае, если опыт проявления инициативы в решении посильных для конкретного возраста проблем развивать с детских лет.
Сущность кейс-метода
Учащимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношение к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу; создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни; сама проблема не имеет однозначных решений.
Цель использования: формирование и развитие навыков, умений
Содержание
Навыки, умения, опыт
Выявление, отбор и решение проблем
Работа с информацией
Развитие навыков анализа и критического мышления; формирование готовности решать сложные вопросы
Осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями,
оценка альтернатив
Преимущества кейс-метода
Умение слушать и понимать других людей и вести доказательную полемику, принимать различные позиции и точки зрения.
- Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку.
- Возможность работы группы на едином проблемном поле.
- Возможность выработки навыков простейших обобщений, знакомства с реальной жизнью.
Недостатки кейс-метода
Чрезмерное увлечение ситуационным анализом
может привести к тому, что все знания будут
сводиться к знанию множества ситуаций
без определённой системы.
Методические особенности
Моделирование
Ролевая игра
Синтез
Интерактивная игровая деятельность
Дискуссия
Анализ
Методы контроля и самоконтроля
Проблемное обучение
Мозговая атака
Мысленный эксперимент
Классификация кейсов
Практические кейсы. Обучающие кейсы. Научно-исследовательские кейсы.
Типология кейсов
Тип | Содержание | Цель создания | Образовательная задача |
Практический кейс | Жизненные ситуации | Познание, понимание жизни | Тренинг поведения |
Обучающий кейс | Учебные (условные) ситуации | Понимание характеристик ситуации | Анализ, осмысливание |
Научно - исследовательский | Исследовательские ситуации | Создание моделей ситуаций | Исследование, проектирование |
Информационные источники содержания кейсов
Художественная и публицистическая литература. Статистические материалы Анализ научных статей, монографий и научных отчётов. Интернет-ресурсы
Требования, предъявляемые к кейсу
- Соответствовать чётко поставленной цели создания.
- Иметь уровень трудности в соответствии с возможностями учащихся.
- Быть актуальным на сегодняшний день.
- Быть ориентированным на коллективную выработку решений.
- Иметь несколько решений, многоальтернативность решений, чем провоцировать дискусси.
Привлекательность кейса составляют:
- Понятность и точность языка изложения.
- Чёткость деления на параграфы.
- Использование интересной завязки.
- Наличие необходимых примеров и живых иллюстраций
Необходимо обратить внимание на описание:
Контекста
Значимые данные об окружающих (внешних) факторах, название кейса, авторство, место действия, имена и должности главных персонажей.
Случая
Это определённая вещь, которая нас интересует и которая связана с главным вопросом исследования.
Проблемы
Носит скрытый характер.
Необходимо обратить внимание на описание:
Фактов
Объективная информация —статистика, отрывки из документов, фото и пр.
Материалов для решения
Вариативная часть кейса, которая может содержать комментарии, вопросы, ответы, фото.
Структура кейса
1. Предисловие (вводная часть, введение) даёт общую информацию о кейсе.
2. Основная часть — контекст, случай, проблема, факты и решения.
3. Послесловие (материалы для решения) — завершающая часть кейса, имеет вариативный характер.
Технологическая схема создания кейса
Определение того раздела курса, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.
Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом.
Определение проблемы ситуации и создание обобщённой модели.
Поиск аналога обобщённой модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке.
Определение источников и методов сбора информации.
Выбор техник работы с кейсом.
Определение желаемого результата по работе учащихся с данным кейсом.
Создание заданной модели.
Апробация в процессе обучения
Этапы исследования, проводимого учащимися
- Подбор исследуемых.
- Выбор методов исследования.
- Организация условий проведения исследования.
- Проведение исследования (сбор материала).
- Обработка результатов исследования.
- Формулирование выводов.
- Оформление работы.
Модель деятельности в режиме кейс-метода (кейс-технология)
Преподаватель подбирает, готовит учебную задачу, отражающую практическую ситуацию.
Преподаватель готовит кейс.
Учащиеся предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому самые различные источники информации, анализируют материал.
Групповое обсуждение содержания кейса.
Выработка нескольких решений.
Презентация учащимися принятых решений.
Преподаватель генерирует вопросы, фиксирует ответы, поддерживает дискуссию в группе, помогает правильно оценить презентуемые решения.
Преподаватель и учащиеся подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее оптимальное решение.
Подходы в организации образовательной деятельности при использовании метода кейсов
Обучающий кейс
(сase-stated method)
Создание проблемной ситуации
Преподаватель задаёт, определяет проблему.
Подготовка кейса
Содержание кейса
Педагог готовит кейс.
Кейс содержит 2—3 готовых варианта решения по рассматриваемой проблеме.
Stated—установленный, зафиксированный.
Выбор, создание итогового решения
Обучающимся предлагается высказать свои мнения. В итогепедагог сам выбирает и обосновывает вариант, комментируя точки зрения обучающихся Аналитический кейс(сase-incident method)
Создание проблемной ситуации
Преподаватель задаёт,
определяет проблему.
Подготовка кейса
Содержание кейса
Педагог готовит кейс.
Кейс содержит несколько вариантов (3—4) решенияи некоторое количество информацииисточников по рассматриваемой проблеме.
Incident—присущий, свойственный, связанный.
Выбор создания итогового решения
Обучающиеся должны выбрать вариант решения и обосновать его, опираясь на материалы готового кейса
Эвристический кейс (сase-problem method)
Создание проблемной ситуации
Преподаватель определяет проблему в общих чертах, обучающиеся конкретизируют проблему.
Подготовка кейса
Содержание кейса
Преподаватель готовит начальный кейс. Обучающиеся его дополняют при необходимости.
Кейс содержит некоторое количество источников по проблеме, может содержать некоторые варианты решений.
Problem —проблема,
проблемная ситуация.
Выбор создания итогового решения
Обучающиеся должны выстроить собственное обоснованное решение, опираясь на материалы готового кейса.
Возможно, для обоснования своей точки зрения обучающиеся дополняют кейс новой информацией.
Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода
Творческая работа по созданию кейса и вопросов для его анализа
Деятельность преподавателя в аудитории
Выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад обучающихся в анализ ситуации.
Умения и навыки, способности и личностно-значимые качества учащихся, развиваемые в режиме кейс-метода
Способность принимать решения
- мение вырабатывать и принимать модель конкретных действий
Способность к обучению
Умение искать новые знания, овладение умениями и навыками самоорганизации.
Системное мышление
Умение всесторонне осмыслить ситуацию, провести её системный анализ.
Самостоятельность и инициативность
Умение проявлять активность в ситуациях неопределённости.
Готовность к изменениям и гибкость
Умение быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям.
Способность работать с информацией
- Умение искать информацию, проводить её анализ, переводить её из одной формы в другую
Упорство и целеустремлённость
Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействие со стороны партнёров.
Коммуникативные способности
Умение отстаивать свою точку зрения, владение словом, умение вступать в контакт.
Способность к межличностным контактам
Умение слушать и понимать собеседника.
Проблемность мышления
Умение вырабатывать модели решения проблем.
Образовательная деятельность в режиме кейс-метода ориентирована:
1. На формирование и развитие информационной компетентности.
2. Развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умение работать с информацией.
3. Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости.
4. Формирование понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения позитивного результата, особенно в ситуациях работы в группе.
Исследовательский кейс
(study method)
Создание проблемной ситуации
Преподаватель определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему.
Подготовка кейса
Содержание кейса
Преподаватель готовит начальный кейс, обучающиеся его дополняют.
Кейс содержит некоторое количество информациитекстов по рассматриваемой проблеме.
Study—исследование.
Выбор создания итогового решения
Обучающиеся предлагают собственное решение для обоснования своей точки зрения либо дополняют готовый кейс новой информацией, либо, в зависимости от решения, готовят новый кейс.
Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода
Творческая работа по созданию кейса и вопросов для его анализа
Выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад обучающихся в анализ ситуации.
Деятельность преподавателя в аудитории
Умения и навыки, способности и личностно-значимые качества учащихся, развиваемые в режиме кейс-метода
Способность принимать решения
- Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий
Способность к обучению
Умение искать новые знания, овладение умениями и навыками самоорганизации.
Системное мышление
Умение всесторонне осмыслить ситуацию, провести её системный анализ.
Умение проявлять активность в ситуациях неопределённости.
Самостоятельность и инициативность
Умение быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям.
Готовность к изменениям и гибкость
Способность работать с информацией
Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействие со стороны партнёров.
Упорство и целеустремлённость
Умение отстаивать свою точку зрения, владение словом, умение вступать в контакт.
Коммуникативные способности
Умение слушать и понимать собеседника.
Способность к межличностным контактам
Умение вырабатывать модели решения проблем.
Проблемность мышления
Образовательная деятельность в режиме кейс-метода ориентирована:
1
На формирование и развитие информационной компетентности.
2
Развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умение работать с информацией.
3
Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости.
4
Формирование понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения позитивного результата, особенно в ситуациях работы в группе.