Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Типовая задача: кейс-метод
Учебный предмет: изобразительное искусство
Класс: 7 класс
Тема: «Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы, линии и пятна»
Иванова Нэлли борисовна,
учитель изобразительного искусства
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №25
Озерский городской округ
Челябинская область
2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Кейс-метод и грифонаж на уроках изобразительной деятельности
Технологическая карта урока
Организационная структура (сценарий урока)
Литература и интернет – ресурсы
Приложения
Введение
Новые школьные стандарты требуют от выпускника способности творчески мыслить, достойно жить, создавая себя и преобразуя мир.
Уроки изобразительной деятельности очень важны для реализации этой модели, но без применения современных педтехнологий, развитие личности ребенка и его творческие способности сводятся к минимуму.
Для поддержания активности на уроке и выработки у учащихся аналитических, коммуникативных и социально активных качеств я использую кейс – технологию (кейс-метод).
Кейс-метод - это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (кейсов).
Для развития художественно-творческих способностей обучающихся в нашей школе были разработаны уроки с применением нетрадиционных техник.
Объединив кейс-метод и грифонаж получили оригинальный новый урок.
Цель методической работы — создание условий развития художественно-творческих способностей обучающихся в процессе обучения основных жанров изобразительной деятельности.
Практическая значимость работы и актуальность заключается в реализации комплекса условий, способствующих развитию художественно-творческих способностей обучающихся в процессе изучения нетрадиционных техник рисования, разработке соответствующей системы занятий, обеспечивающих эффективность механизма повышения готовности к художественно-творческой деятельности учащихся.
Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ:
Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием.
Преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов.
Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.
У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.
Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.
В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.
Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности.
Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Для развития художественно-творческих способностей обучающихся в нашей школе были разработаны уроки с применением нетрадиционных техник.
Так самой любимой техникой стал грифонаж. Грифонаж – это не только необычный способ рисования, это ещё и зовущая за собой тайна, удивительная загадка, потрясающая интрига. Приступая к выполнению рисунка, нельзя точно сказать, что получится в результате, всё зависит от случайно проведённых линий и от воображения рисующего.
Объединив кейс-метод и грифонаж, получили оригинальный новый урок.
Надеюсь, что эта работа может быть полезна и успешно использована преподавателями изобразительного искусства в школах, воспитателями детских садов, педагогами художественных школ (как основа при проведении серии уроков по композиции полностью или частично), педагогами дополнительного образования.
Уверена, что, используя имеющийся материал и дополнив его собственными материалами и идеями, каждый преподаватель сможет создать что-то новое, интересное, неповторимое и обязательно поделится с нами своими результатами – с такими же ищущими и неунывающими преподавателями.
Творчество — это высший уровень познания, высшая и наиболее сложная форма деятельности, присущая человеку, предполагающая мобилизацию всех его основных психических процессов, всех знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных, а порой и физических сил и порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью и оригинальностью.
Рисование – это очень увлекательный и интересный процесс. Кроме традиционных техник иногда хочется попробовать такие, которые дают новые творческие идеи.
Значимость обращения к нетрадиционной технике - грифонаж и кейс-методу вполне объяснима, если учесть, какое место в жизни детей занимает творческая деятельность. Среди многообразия творческих идей и способов их осуществления учащийся порой стоит перед проблемой выбора средств, способных наиболее полно и точно выразить его идею. Это связано с тем, что ребенок ограничен в знаниях средств выражения художественной деятельности, в результате чего не может быть решен замысел творческой работы. Особенность человека и его стремление выразить в материале и форме свои чувства, являются творчеством в искусстве.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки, в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Декоративная и изобразительная деятельность дает широкие возможности для формирования эстетического вкуса. Основанная на многовековом опыте, она развивает творческие способности, духовно развивает личность, несет в себе знания и умения многих поколений. В целом, воздействуя на личность, искусство обогащает не только эмоционально-чувственную сферу, но и способствует приобретению профессиональных навыков, самовыражению личности различными средствами.
Технологическая карта урока
«Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна»
Тип урока | Кейс-метод |
Цели деятельности учителя | Формировать представление о функциональных задачах цвета в конструктивных искусствах; учить использовать выразительность линии и пятна в композициях, делать акцент на цвет; развивать навыки наблюдательности, чувственность и способность образного видения |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Понимать роль цвета в конструктивных искусствах; различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах; применять локальный цвет, сближенность цветов и контраст в композиции, передавать многоплановость, исходя из образного замысла; применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту; развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности | Познавательные: Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; Проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; Прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора. Регулятивные: Определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; Обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; Определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; Описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса. Коммуникативные: Определять возможные роли в совместной деятельности; Играть определенную роль в совместной деятельности; Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; Корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); Устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. | осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели); понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор; активно выражать свои эмоции, передавать их в практической работе; вырабатывать и осознавать свои мировоззренческие позиции; формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности |
Методы и формы обучения | Методы: частично-поисковый, практический, игровой. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/ Режим доступа : http://www.artsait.ru |
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, экран. Материалы: бумага, гуашь, кисти , фломастеры, восковые мелки, акварель, карандаши |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация «Грифонаж». Работы учащихся |
Основные понятия и термины | Цветоведение. Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой акцент. Локальный цвет. Доминанта. Грифонаж. |
Организационная структура (сценарий урока)
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
I. Организационный момент | Организация рабочего места | Проверка готовности учащихся к уроку. | Проверяют готовность. | Индивид. | Личностные: формируют ответственность к подготовке к уроку. |
II. Повторение пройденного материала | Опрос учащихся по вопросам. | - Какую тему мы рассматривали на предыдущем уроке? (прямые линии в организации пространства). -Как влияет прямая линия на организацию пространства? ( Линия делит пространство, объединяет элементы. Влияет на гармонию и ритм в композиции и на то, как мы воспринимаем образ). - Какие линии имеют более сложное воздействие на человека? (Линии, пересекающие изображение по диагонали). Почему? (Они более динамичны, чем горизонтали и вертикали, и поэтому сообщают изображению энергию и ощущение глубины). - Какие линии мы используем для привлечения взгляда зрителя? (Направляющие линии). -Для чего нам надо знания о линиях? (Для грамотного построения отношений между элементами и пространством и внешнего воздействия как единого целого). | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Регулятивные: закрепляют полученные знания Комуникативные: соблюдают нормы коллективного общения Личностные: проявляют интерес к закреплению материала |
III. Изучение нового материала. Мотивация учебной деятельности. | Подготовка учащихся к изучению нового материала | На доске расположен лист бумаги . – Ребята, посмотрите, что я сейчас сделала? (карандашом в произвольном порядке, используя всю плоскость листа, провожу линии-каракули, затем фломастером выделяю «главных героев», у меня это космические жители. Заштриховаваю их восковыми мелками, а фон оформляю акварельными красками) ( рис. 1, 2, 3, 4). Сегодня мы знакомимся с нетрадиционной техникой грифонаж Что такое грифонаж. Грифонаж в переводе с французского языка означает маранье, каракули (рисовать на скорую руку, писать каракулями) Грифонажем называют рисунки, созданные неосознанно. Человек может заниматься какими-то другим делом, например, разговаривать по телефону, читать, изучать зрительно какую-то картинку, и одновременно рисовать. А может даже ничего не делать, думать о своем, при этом взгляд его будет расфокусирован, а рука само собой сделает набросок. Грифонаж может изображать конкретные предметы или быть абсолютно абстрактным. Он может не нести никакого смысла или значить что-то важное. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы | Фронтальная | Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности. Личностные: формируют ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
IV Изучение нового материала | Частично-поисковый | Грифонаж – это не только необычный способ рисования, это ещё и зовущая за собой тайна, удивительная загадка, потрясающая интрига. Приступая к выполнению рисунка, нельзя точно сказать, что получится в результате, всё зависит от случайно проведённых линий и от воображения рисующего. Куда же можно «отправиться» вместе с этой техникой рисования, чтобы сотворить что-то причудливое, удивительное, доселе невиданное и неизвестное? Правильно, можно совершить путешествие по бескрайним просторам вселенной, окунуться в загадочные глубины океана, оказаться в диких джунглях или попасть в сказочный мир книг. | Слушают учителя. Смотрят презентацию, вспоминают основы цветоведения, приемы работы над новой техникой Отвечают на вопросы. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: понимают роль цвета в конструктивных искусствах, находят решение поставленных учебных задач; используют сближенность цветов и контраст, пытаются передать многоплановость композиции. Коммуникативные: аргументированно характеризуют особенности цвета и его использование в композиции для передачи акцента; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию |
V. Динамическая пауза | | | отдыхают | индивидуальная | |
VI.Творческая практическая деятельность | Практический | Мы сегодня с вами будем работать реставраторами картин (в технике грифонаж), так как в музее искусств «случился» потоп и почти все картины пришли в негодность (акварель и гуашь с работ «пропали», смылись под потоками воды, остались только карандашные наброски «каракули», выполненные художниками) Вам необходимо, объединившись в группы по 5-7 человек (4 группы: художники-пейзажисты, художники-анималисты, художники-маринисты и художники-дизайнеры абстракционисты), разработать алгоритм выполнения эскиза грифонажа в соответствии с названием своей группы. А) Определить основных «главных героев» своей творческой работы Б) Составить алгоритм выполнения эскиза грифонажа. В) Выполнить грифонаж (материал для выполнения выбирается по желанию: фломастеры, карандаши, акварель, гуашь, восковые мелки, гелевые ручки) Пейзажисты – художники изображающие природу в разных ее состояниях Анималисты – художники изображающие животных, птиц, насекомых Для художников маринистов главным в работе будет море В противоположность изобразительному искусству, которое стремится представить изображение визуальной реальности, абстрактное искусство не несет в себе ничего узнаваемого в мире природы По окончании выполнения заданий каждая из групп представляет к защите выполненные работы | Аналитический. Учащиеся знакомятся с поставленной проблемой. С помощью дополнительной информации ищут решение Решение задачи. Кейс содержит задачу по теме выдвинутой проблемы. Учащимся предложен ряд заданий, чтобы решить ее. Творчество Учащиеся представляют решение в виде законченной композиции. Итоговый этап включает в себя выступление спикера по итогам работы группы. | Индивидуальная , групповая На этом этапе можно провести дискуссию между группами по наводящим вопросам. Учащиеся и учитель могут задавать друг другу возникшие вопросы в ходе обсуждения. Учитель отмечает активность учащихся, поддерживает темп дискуссии. Активизирует деятельность менее активных учащихся. Основным девизом кейс метода является успех, поэтому важно отмечать, даже незначительную активность ученика. Этот прием позволяет детям больше раскрыть свои способности. | Познавательные: развивают индивидуальные творческие способности, формируют устойчивый интерес к творческой деятельности; обретают навыки применение цвета в графических композициях. |
VII. Итоги урока. Рефлексия | Выставка и обсуждение работ | Организует рассматривание работ учащихся. Обсуждают, делятся друг с другом опытом работы по созданию композиции | Расставляют свои композиции. Рассматривают работы товарищей. Выражают своё мнение, делятся своими успехами | Индивидуальная, фронтальная | Познавательные: сравнивают композиции по заданным критериям. Делают вывод. Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге. Личностные: выражают уважительное, доброжелательное отношение к своим товарищам. |
Интернет - ресурсы
ru.wikipedia.org›Грифонаж
bnigenc.ru›fie_art/text/1931471
prodlenka.org
maam.ru›detskijsad/master-klas…v…grifonazh.html
Приложение
Работы художников анималистов
Работы пейзажистов
Работы маринистов
Работы дизайнеров-абстракционистов
рис.1 рис.2
рис.3 рис.4