Кейс «Микромир вокруг нас:
Биология в каждой капле»
Класс: 8
Профессии:
-микробиолог: изучает микроорганизмы, их строение, функции, роль в природе и жизни человека.
-санитарный врач (эпидемиолог): занимается профилактикой и контролем распространения инфекционных заболеваний, оценивает санитарное состояние окружающей среды.
Метод:проектно-исследовательская деятельность + STEM-образование + элементы ролевой игры.
Ресурсы:
-учебник биологии (разделы «Бактерии», «Вирусы», «Микроорганизмы»);
-школьная лаборатория (микроскопы, предметные и покровные стекла, пипетки, чашки Петри, питательные среды (бульон, агар), спиртовка, вода из разных источников);
-интернет (научные статьи, видео о микроорганизмах, сайты Роспотребнадзора);
-фотоаппарат/смартфон для фото- и видеофиксации;
-медицинские маски, перчатки, антисептик (для соблюдения гигиены).
Структура активности:
Цель: сформировать представление о профессиях микробиолога и санитарного врача, показать их важность для здоровья человека и окружающей среды, развить интерес к биологии через исследовательскую деятельность.
Этапы:
подготовительный этап (1 урок): «Микромир: друзья или враги?» (ролевая игра)
Цель: актуализировать знания о микроорганизмах, вызвать интерес к теме.
Деление на группы: ученики делятся на две группы: «Сторонники микроорганизмов» и «Противники микроорганизмов».
Подготовка аргументов: каждая группа готовит аргументы в защиту своей позиции, опираясь на учебник и интернет-ресурсы.
Дебаты: группы по очереди представляют свои аргументы, задают вопросы друг другу. Учитель модерирует дискуссию и подводит итог, акцентируя внимание на роли микроорганизмов в различных сферах жизни и на важности соблюдения санитарных норм.
Введение в профессии: краткий рассказ о профессиях микробиолога и санитарного врача, их обязанностях и сфере деятельности.
Формирование исследовательских групп: класс делится на группы для проектной работы.
Исследовательский этап (2-3 урока): «Обитатели капли воды»
Цель: изучить микрофлору различных водных источников, научиться работать с микроскопом, получить представление о микроорганизмах и их разнообразии.
Сбор образцов: каждая группа выбирает источник воды (вода из-под крана, вода из пруда/реки (внимательно с соблюдением правил безопасности), вода из аквариума, кипяченая вода).
Подготовка микропрепаратов: ученики подготавливают микропрепараты капель воды (на предметном стекле) и рассматривают их под микроскопом.
Наблюдение и фиксация: зарисовывают или фотографируют увиденные микроорганизмы, описывают их форму, размер, подвижность.
Идентификация: используя определители микроорганизмов (в учебнике, интернете), пытаются определить виды обнаруженных микроорганизмов.
Оценка санитарного состояния: на основе полученных данных делают вывод о санитарном состоянии исследованного образца воды.
Ведение дневника наблюдений: записывают все свои наблюдения, результаты опытов, выводы.
Практический этап (1 урок): «Осторожно, микробы!»
Цель: изучить способы борьбы с микроорганизмами, закрепить знания о правилах гигиены.
Эксперименты:
Группа 1: сравнение эффективности различных средств дезинфекции (мыло, антисептик, спирт) в борьбе с микробами на руках (использование чашек Петри с питательной средой).
Группа 2: изучение влияния температуры на рост микроорганизмов (посев бактерий на агар и инкубация при разных температурах).
Создание информационного буклета: каждая группа разрабатывает буклет с рекомендациями по соблюдению гигиены и профилактике инфекционных заболеваний.
Этап защиты проекта (1 урок): «Микромир: открытия и опасности»
Цель: представить результаты исследований, поделиться знаниями, оценить проделанную работу.
Презентации: каждая группа представляет свой проект, рассказывает о проделанной работе, полученных результатах и выводах.
Обсуждение: ответы на вопросы, обмен мнениями.
Роль учеников:
активное участие в ролевой игре.
Самостоятельный выбор источника воды для исследования.
Подготовка микропрепаратов.
Наблюдение за микроорганизмами под микроскопом.
Идентификация микроорганизмов.
Проведение экспериментов.
Разработка информационного буклета.
Подготовка и защита презентации.
Оценка эффективности:
Рефлексия:анкета после завершения проекта: «Что нового я узнал?», «Какие навыки я приобрел?», «Что было самым интересным?», «Что было самым сложным?», «Изменилось ли мое отношение к профессиям микробиолога и санитарного врача?».
Обсуждение в классе: «Какие открытия вы сделали?», «Какие вопросы у вас остались?».
Обратная связь:оценка дневников наблюдений по критериям (полнота, точность, оформление);
оценка информационных буклетов (содержание, дизайн, практическая ценность); оценка презентаций (содержание, наглядность, качество представления).
Оценка работы в команде.
Самооценка и взаимооценка участников группы по вкладу в проект.
Наблюдение учителя: за вовлеченностью учеников, их активностью, инициативностью и сотрудничеством.
Тест/Викторина: Проверка знаний по микробиологии и санитарии.
Возможные варианты расширения:
Организация онлайн-встречи с микробиологом или санитарным врачом.
Участие в конкурсах исследовательских проектов.
Создание стенда в школе с информацией о микромире и правилах гигиены.
Разработка мобильного приложения с определителем микроорганизмов (если есть возможность).
Эта разработка позволяет вовлечь учеников в интересную и практическую исследовательскую деятельность, направленную на формирование у них профессиональных предпочтений в области биологии.