СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кейс «Микромир вокруг нас. Биология в каждой капле»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курсы Мининского университета 

Самостоятельная работа 4-2

Просмотр содержимого документа
«Кейс «Микромир вокруг нас. Биология в каждой капле»»

Кейс «Микромир вокруг нас:

Биология в каждой капле»


Класс: 8

Профессии:

-микробиолог: изучает микроорганизмы, их строение, функции, роль в природе и жизни человека.

-санитарный врач (эпидемиолог): занимается профилактикой и контролем распространения инфекционных заболеваний, оценивает санитарное состояние окружающей среды.

Метод:проектно-исследовательская деятельность + STEM-образование + элементы ролевой игры.

Ресурсы:

-учебник биологии (разделы «Бактерии», «Вирусы», «Микроорганизмы»);

-школьная лаборатория (микроскопы, предметные и покровные стекла, пипетки, чашки Петри, питательные среды (бульон, агар), спиртовка, вода из разных источников);

-интернет (научные статьи, видео о микроорганизмах, сайты Роспотребнадзора);

-фотоаппарат/смартфон для фото- и видеофиксации;

-медицинские маски, перчатки, антисептик (для соблюдения гигиены).

Структура активности:

Цель: сформировать представление о профессиях микробиолога и санитарного врача, показать их важность для здоровья человека и окружающей среды, развить интерес к биологии через исследовательскую деятельность.

Этапы:

подготовительный этап (1 урок): «Микромир: друзья или враги?» (ролевая игра)

Цель: актуализировать знания о микроорганизмах, вызвать интерес к теме.

Деление на группы: ученики делятся на две группы: «Сторонники микроорганизмов» и «Противники микроорганизмов».

Подготовка аргументов: каждая группа готовит аргументы в защиту своей позиции, опираясь на учебник и интернет-ресурсы.

Дебаты: группы по очереди представляют свои аргументы, задают вопросы друг другу. Учитель модерирует дискуссию и подводит итог, акцентируя внимание на роли микроорганизмов в различных сферах жизни и на важности соблюдения санитарных норм.

Введение в профессии: краткий рассказ о профессиях микробиолога и санитарного врача, их обязанностях и сфере деятельности.

Формирование исследовательских групп: класс делится на группы для проектной работы.

Исследовательский этап (2-3 урока): «Обитатели капли воды»

Цель: изучить микрофлору различных водных источников, научиться работать с микроскопом, получить представление о микроорганизмах и их разнообразии.

Сбор образцов: каждая группа выбирает источник воды (вода из-под крана, вода из пруда/реки (внимательно с соблюдением правил безопасности), вода из аквариума, кипяченая вода).

Подготовка микропрепаратов: ученики подготавливают микропрепараты капель воды (на предметном стекле) и рассматривают их под микроскопом.

Наблюдение и фиксация: зарисовывают или фотографируют увиденные микроорганизмы, описывают их форму, размер, подвижность.

Идентификация: используя определители микроорганизмов (в учебнике, интернете), пытаются определить виды обнаруженных микроорганизмов.

Оценка санитарного состояния: на основе полученных данных делают вывод о санитарном состоянии исследованного образца воды.

Ведение дневника наблюдений: записывают все свои наблюдения, результаты опытов, выводы.

Практический этап (1 урок): «Осторожно, микробы!»

Цель: изучить способы борьбы с микроорганизмами, закрепить знания о правилах гигиены.

Эксперименты:


Группа 1: сравнение эффективности различных средств дезинфекции (мыло, антисептик, спирт) в борьбе с микробами на руках (использование чашек Петри с питательной средой).


Группа 2: изучение влияния температуры на рост микроорганизмов (посев бактерий на агар и инкубация при разных температурах).


Создание информационного буклета: каждая группа разрабатывает буклет с рекомендациями по соблюдению гигиены и профилактике инфекционных заболеваний.


Этап защиты проекта (1 урок): «Микромир: открытия и опасности»

Цель: представить результаты исследований, поделиться знаниями, оценить проделанную работу.

Презентации: каждая группа представляет свой проект, рассказывает о проделанной работе, полученных результатах и выводах.

Обсуждение: ответы на вопросы, обмен мнениями.

Роль учеников:

активное участие в ролевой игре.

Самостоятельный выбор источника воды для исследования.

Подготовка микропрепаратов.

Наблюдение за микроорганизмами под микроскопом.

Идентификация микроорганизмов.

Проведение экспериментов.

Разработка информационного буклета.

Подготовка и защита презентации.

Оценка эффективности:

Рефлексия:анкета после завершения проекта: «Что нового я узнал?», «Какие навыки я приобрел?», «Что было самым интересным?», «Что было самым сложным?», «Изменилось ли мое отношение к профессиям микробиолога и санитарного врача?».

Обсуждение в классе: «Какие открытия вы сделали?», «Какие вопросы у вас остались?».


Обратная связь:оценка дневников наблюдений по критериям (полнота, точность, оформление);

оценка информационных буклетов (содержание, дизайн, практическая ценность); оценка презентаций (содержание, наглядность, качество представления).

Оценка работы в команде.

Самооценка и взаимооценка участников группы по вкладу в проект.

Наблюдение учителя: за вовлеченностью учеников, их активностью, инициативностью и сотрудничеством.

Тест/Викторина: Проверка знаний по микробиологии и санитарии.

Возможные варианты расширения:

Организация онлайн-встречи с микробиологом или санитарным врачом.

Участие в конкурсах исследовательских проектов.

Создание стенда в школе с информацией о микромире и правилах гигиены.

Разработка мобильного приложения с определителем микроорганизмов (если есть возможность).

Эта разработка позволяет вовлечь учеников в интересную и практическую исследовательскую деятельность, направленную на формирование у них профессиональных предпочтений в области биологии.