Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» имени 81 гвардейского мотострелкового полка п.г.т. Рощинский
муниципального района Волжский Самарской области
Кейс «Мини лего-зоопарк»
Продолжительность – 6 ч.
Разработала: Шадрина Е.М.
1.Проблемная ситуация
Педагог открывает конверт с письмом.
« Дорогие ребята! 10 января подготовительная группа детского сада должна была поехать на экскурсию в зоопарк. Но, к сожалению этого сделать не сможет, из-за ограничительных мер в связи с короновирусом. Помогите, мне, пожалуйста, сконструировать мини лего-зоопарк в детском саду. Я нашла инструкций по сборке: жирафа, льва и крокодила, мне очень хочется чтобы они были интерактивными: издавали звуки и двигались. Как это сделать я не знаю. Буду рада, если вы сможете сконструировать и других животных, например: слона, который будет шевелить ушами, обезьянку – передвигающуюся по веревке –лиане. »
Возможно ли изменить модели животных и сконструировать новых таким образом , что бы они удовлетворяли пожеланиям воспитателя.
2. Привязка к предметным областям знаний
Предметная область биология:
понимание образа жизни животных;
изучение строения тела и двигательных функций: жирафа, слона, льва, крокодила, лягушки, обезьяны.
Предметная область физика:
понимание того, как работают механические передачи и кулачковый механизм;
получение навыка проведения эксперимента с применением реального оборудования.
Предметная область технология:
формулировка задачи и проблемы;
построение моделей, их тестирование и оценка.
Предметная область математика:
3. Цель кейса: конструирование и моделирование обитателей зоопарка из конструктора «LEGO WeDo 2.0» и программирование их при помощи программы LEGO EducationWeDo.
4.Задачи:
Образовательные:
• Создание моделей животных из конструктора «ПервоРобот LEGO WeDo 2.0»
• Формировать естественно-научное мировоззрение;
• Формировать умение анализировать собственную деятельность (рефлексия).
Развивающие:
• Развивать у детей познавательный интерес, внимание, логическое мышление, речь, мелкую моторику, инженерные навыки программирования.
Воспитательные:
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, взаимопомощь, коммуникативные способности (умение работать в группе и в парах), самостоятельность.
5. Планируемые результаты кейса
Обучающиеся должны
знать:
знать названия и назначение деталей;
знать устройства для механического управления движением;
знать основные свойства различных видов конструкций (жесткость, прочность, устойчивость).
уметь:
анализировать объект, видеть основные части и детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм;
самостоятельно отбирать необходимые для постройки детали и использует их с учетом их конструктивных свойств;
создавать различные конструкции объекта по рисунку, словесной инструкции, технологической карте, собственному замыслу;
использовать механические передачи при моделировании конструкций;
проводить испытания модели и вносить необходимые изменения.
6. Оборудование и материалы
Проектор, экран, ноутбуки, конструктор «LEGO WeDo 2.0», цветная бумага, картон, ножницы, клей, техника безопасности (Приложение 1),
видеоролики о жизни
жирафа - https://ok.ru/video/293534696752 ,
слона - https://www.youtube.com/watch?v=939j1Afjr38 , льва - https://www.youtube.com/watch?v=IR4lBxETb6Y , крокодила - https://www.youtube.com/watch?v=bfvEC64NC2s , обезьяны - https://yandex.ru/efir?stream_id=vjz7FFRy6U6A .
7. Этапы реализации
Занятие данного модуля организуются по типу «проектное занятие».
Суть занятий заключается в том, чтобы показать обучающимся какую-либо проблему и предложить им исследовать и решить её на основе имеющихся методов и технических средств.
Схема проведения
1.Ведение.
Педагог проговаривает технику безопасности. Озвучивает цели и задачи.
2. Подготовительный этап.
2.1. Педагог натурально демонстрирует задачу, попутно констатируя (проговаривая) её суть;
Педагог демонстрирует актуальность задачи моделирования животных.
2.2. Педагог предлагает ученикам выделить основные проблемы и элементы животных роботов:
2.3. Педагог предлагает сформулировать собственные вопросы (идеи), относящиеся к исследованию проблемы, и выбрать и творчески проанализировать темы для «мозгового штурма»
Например:
Какие механические конструктивы можно использовать?
Какие технические средства используются для исследования?
2.4. Педагог помогает ученикам выбрать и выдвинуть основную гипотезу для исследования, составить план исследования, выбрать методы и инструменты исследования, провести эксперимент и проанализировать результаты.
3. Реализационный этап.
3.1. Обучающие производят сборку моделей :
- жираф – наклоняет голову к деревьям,
- слон – шевелит ушами,
-лев – поднимается из травы на передние лапы и рычит,
- крокодил – открывает рот, после попадания еды закрывает его,
- обезьяна – в подвисшем состоянии перемещается по горизонтальной веревке.
3.2. Педагог помогает смоделировать окружающий мир: деревья, траву, водоёмы.
4. Наблюдательный этап.
4.1. Обучающиеся выполняют демонстрационные опыты.
демонстрируют надежность конструкции;
показывают двигательные возможности роботов;
демонстрируют элементы оформления.
4.2. Педагог запускает обсуждение других вариантов решения задачи, формулирование детьми вопросов «А что если …?», предоставляет возможность детям провести собственный новый эксперимент, позволяющий отвечать на эти вопросы.
А что если создать движения робота на основе мотора?
А что если использовать другую конструкцию двигательных функций?
5. Экспертный этап.
5.1. Рефлексия. Презентация детьми получившихся решений и формирование педагогом и учениками рекомендаций по их совершенствованию.
Педагог задает дополнительные вопросы:
- Как робот перемещается по поверхности?
- Где и для чего ещё можно применить данное решение?
- Какие еще можно создать модели животных?
Приложение 1
Общие правила техники безопасности
1. После вводной беседы, только по указанию педагога, можно приступать к конструированию.
2. Конструктор необходимо открывать правильно, придерживая крышку.
3. Детали необходимо держать только в специальном контейнере.
4. При работе в группах, нужно распределить обязанности: координатор, сборщики и др., чтобы каждый отвечал за свой этап работы.
5. При работе с конструктором важно следить за деталями, так как они очень мелкие. Работай с деталями только по назначению. Нельзя глотать, класть детали конструктора в рот и уши, раскидывать на рабочем столе. Если деталь упала на пол, необходимо сразу ее поднять и положить в контейнер или присоединить к конструкции согласно инструкции.
6. Четко выполнять словесную инструкцию преподавателя по легомоделированию и робототехнике. Строить конструкцию согласно прилагаемой схеме.
7. Когда преподаватель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
8. Не пользуйся инструментами и предметами, правила обращения, с которыми не изучены.
9. При работе держи инструмент так, как указанно в инструкции или показал преподаватель.
10. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
11. Раскладывай оборудование в указанном порядке.
12. Не разговаривай во время работы.
13. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами
14. После окончания сборки, обыгрывания конструкции, она остается на промаркированном подносе (соответствующем маркировке контейнера) на некоторое время (вечер, день, затем разбирается.
15. Разбирать конструкцию должны дети, строящие ее.
16. Детали укладываются в контейнер, соответствующий маркировке подноса, на котором стояла конструкция. Контейнер сдается преподавателю.
17. По всем вопросам обращаться к преподавателю.
Список использованных источников
Комарова Л.Е «Строим из Lego» ( моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2001г.
Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.
Тихонова Л.И. , Селиванова Н.А. "Математика в играх с ЛЕГО - конструкторм", СПб.: издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2001
ФешинаЕ.В.Лего-конструирование. - М.: ТЦ Сфера, 2012.