СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кейс на проверку естественно- научной грамотности Задание №4 Для чего человек дышит?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кейс на проверку естественно- научной грамотности

Задание №4

Для чего человек дышит?

 

Просмотр содержимого документа
«Кейс на проверку естественно- научной грамотности Задание №4 Для чего человек дышит?»

МБОУ «Многопрофильный лицей имени Героя Советского Союза Г.К.Камалеева» жилого комплекса «Усадьба Царево» с. Новое Шигалеево Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

















Кейс на проверку естественно- научной грамотности

Задание №4

Для чего человек дышит?





Автор-составитель:

Шакурова Эльза Рафиковна

Учитель начальных классов

МБОУ « Многопрофильный лицей»









2022-2023г.



Естественнонаучная грамотность – это способность учащихся занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный ученик стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и приводить доказательства.

Главной задачей является разработка на основе системно-деятельностного подхода системы заданий для учащихся 1-4 классов. Эта система заданий будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

Основой внедрения мероприятий являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования естественно-научной грамотности. Система заданий разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследований. При этом используются все отечественные инновационные разработки вданной области.

Задача проекта состоит также в том, что разработанные задания должны предоставить образцы и создать основу для банка учебных заданий практико-ориентированного характера, которые будут широко использоваться в учебном процессе как в качестве оценивающих, так и формирующих заданий.

Задание № 4:

"Для чего человек дышит?"

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

• Содержательная область оценки: живые системы

• Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений

• Контекст: глобальный

• Уровень сложности: низкий

• Формат ответа: задание с выбором нескольких верных ответов

• Объект оценки: применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления

• Максимальный балл: 1

• Способ проверки: программой





Система оценивания:

Балл

Содержание критерия

1

Выбраны ответы: 2 (Углекислый газ), 3 (Кислород) и никакие другие.

0

Другие варианты или ответ отсутствует.



Задание 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

• Содержательная область оценки: живые системы

• Компетентностная область оценки: применение естественно-научных методов исследования

• Контекст: личный

• Уровень сложности: высокий

• Формат ответа: задание с развернутым ответом

• Объект оценки: предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса

• Максимальный балл: 2

• Способ проверки: программой

Балл

Содержание критерия

2

Содержание полного примерного ответа: Можно дыхнуть на стеклышко и обнаружить на нем влагу. Это превратившиеся во влагу водяные пары ИЛИ Сделать выдох на улице в холодную погоду и увидеть облачко тумана («пара»), то есть мелкие капельки воды, образовавшиеся из выдыхаемых водяных паров. Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке и включать отдельные аспекты примерного ответа.

1

Говорится только о паре, выходящем изо рта человека в холодную погоду.

0

Другие варианты или ответ отсутствует.

Задание № 3.ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

• Содержательная область оценки: физические системы

• Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

• Контекст: личный

• Уровень сложности: средний

• Формат ответа: задание с развернутым ответом

• Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы

• Максимальный балл: 1

• Способ проверки: программой

Балл

Содержание критерия

1

Выбран ответ «на нижней» и приведено объяснение, в котором говорится, что углекислый газ, как самый тяжелый из газов воздуха, будет скапливаться внизу закрытого помещения, поэтому там будет труднее дышать. Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке

0

Другие варианты или ответ отсутствует.

Задание № 4. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

• Содержательная область оценки: физические системы

• Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений

• Контекст: глобальный

• Уровень сложности: средний

• Формат ответа: задание с выбором нескольких верных ответов

• Объект оценки: делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления

• Максимальный балл: 1

• Способ проверки: программой

Код

Содержание критерия

1

Выбраны ответы: 1 (Растворение газов в водах океана), 4 (Увеличение площади лесов на планете) и никакие другие

0

Другие варианты.





Цель задания:
- раскрытие тайны дыхания.

Задачи задания:

- Изучить, что такое дыхание.

- Понять, как мы дышим.

- Провести эксперимент, как происходит процесс дыхания.

Диагностика:

Для этого нам понадобится секундомер. Попросите детей задержать дыхание и засеките время. Сколько у них получится не дышать?

Почему же дыхание для нас так важно?

Ход задания:

Прочитайте текст и выполните задания 1-4

Задание № 1. Прочитайте текст.

Атмосферный воздух – это источник дыхания человека, животных и растений. В процессе дыхания происходит поступление атмосферного воздуха в живой организм и выдыхание отработанных газов и паров.

Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.

Какие газы атмосферы участвуют в дыхательных процессах в живых организмах? Отметьте два верных варианта ответа.

А) Азот

Б) Углекислый газ

В) Кислород

Задание № 2. Прочитайте текст.

Рассказывая свой проект о содержании воздуха, Наташа сказала, что в воздухе, выдыхаемом человеком, всегда содержится водяной пар. Однако недоверчивый Кирилл усомнился в этом и попросил доказать это утверждение.

Какой опыт предложила провести Наташа, который бы доказывал её утверждение? Запишите свой ответ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3. Прочитайте текст.

Вам, наверное, приходилось путешествовать в поезде. Если в купе отключён кондиционер и закрыта дверь, то скоро пассажиры начинают испытывать затруднение дыхания, им становится «душно».

Отметьте нужный вариант ответа, а затем объясните свой ответ.

На какой полке (верхней или нижней) в закрытом купе поезда станет трудно дышать?

* на верхней

*на нижней

Объясните свой ответ:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4. Прочитайте текст.

Углекислый газ, как и кислород, играет большую роль в природных процессах на Земле. Увеличение количества углекислого газа в атмосфере может приводить к изменениям климата. Учёные считают это явление опасным. В окружающем мире постоянно протекают явления как увеличивающие, так и уменьшающие содержание углекислого газа в атмосфере

Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.

Какие процессы в природе могут уменьшать содержание углекислого газа в воздухе?

Отметьте два верных варианта ответа.

 Растворение газов в океане

 Извержения вулканов

 Дыхание живых организмов

 Увеличение площади лесов на планете

 Природные лесные пожары

Ваш примерный ответ:

Каждый из газов в составе воздуха обладает своими особыми свойствами. Например, газы могут быть тяжелее или легче. Если взять вес 1 литра газа, то он будет различаться для разных газов. Вот как будет увеличиваться (слева направо) вес литра газа, входящего в состав воздуха. Природные процессы и деятельность людей могут влиять на содержание остальных газов в воздухе. К ним относятся: углекислый газ, водяной пар, водород, инертные газы – аргон и гелий, а также различные газы-загрязнители: метан (природный газ), соединения серы и азота

Водород ⇒ Гелий ⇒ Водяной пар ⇒ Азот ⇒ Воздух ⇒ Кислород ⇒ Углекислый газ.

Мониторинг: Анализ лесенка ответов