МБОУ «Многопрофильный лицей имени Героя Советского Союза Г.К.Камалеева» жилого комплекса «Усадьба Царево» с. Новое Шигалеево Пестречинского муниципального района Республики Татарстан
Кейс на проверку естественно- научной грамотности
Задание №4
Для чего человек дышит?
Автор-составитель:
Шакурова Эльза Рафиковна
Учитель начальных классов
МБОУ « Многопрофильный лицей»
2022-2023г.
Естественнонаучная грамотность – это способность учащихся занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный ученик стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и приводить доказательства.
Главной задачей является разработка на основе системно-деятельностного подхода системы заданий для учащихся 1-4 классов. Эта система заданий будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.
Основой внедрения мероприятий являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования естественно-научной грамотности. Система заданий разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследований. При этом используются все отечественные инновационные разработки вданной области.
Задача проекта состоит также в том, что разработанные задания должны предоставить образцы и создать основу для банка учебных заданий практико-ориентированного характера, которые будут широко использоваться в учебном процессе как в качестве оценивающих, так и формирующих заданий.
Задание № 4:
"Для чего человек дышит?"
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:
• Содержательная область оценки: живые системы
• Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений
• Контекст: глобальный
• Уровень сложности: низкий
• Формат ответа: задание с выбором нескольких верных ответов
• Объект оценки: применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления
• Максимальный балл: 1
• Способ проверки: программой
Система оценивания:
Балл | Содержание критерия |
1 | Выбраны ответы: 2 (Углекислый газ), 3 (Кислород) и никакие другие. |
0 | Другие варианты или ответ отсутствует. |
Задание 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:
• Содержательная область оценки: живые системы
• Компетентностная область оценки: применение естественно-научных методов исследования
• Контекст: личный
• Уровень сложности: высокий
• Формат ответа: задание с развернутым ответом
• Объект оценки: предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса
• Максимальный балл: 2
• Способ проверки: программой
Балл | Содержание критерия |
2 | Содержание полного примерного ответа: Можно дыхнуть на стеклышко и обнаружить на нем влагу. Это превратившиеся во влагу водяные пары ИЛИ Сделать выдох на улице в холодную погоду и увидеть облачко тумана («пара»), то есть мелкие капельки воды, образовавшиеся из выдыхаемых водяных паров. Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке и включать отдельные аспекты примерного ответа. |
1 | Говорится только о паре, выходящем изо рта человека в холодную погоду. |
0 | Другие варианты или ответ отсутствует. |
Задание № 3.ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:
• Содержательная область оценки: физические системы
• Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов
• Контекст: личный
• Уровень сложности: средний
• Формат ответа: задание с развернутым ответом
• Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы
• Максимальный балл: 1
• Способ проверки: программой
Балл | Содержание критерия |
1 | Выбран ответ «на нижней» и приведено объяснение, в котором говорится, что углекислый газ, как самый тяжелый из газов воздуха, будет скапливаться внизу закрытого помещения, поэтому там будет труднее дышать. Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке |
0 | Другие варианты или ответ отсутствует. |
Задание № 4. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:
• Содержательная область оценки: физические системы
• Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений
• Контекст: глобальный
• Уровень сложности: средний
• Формат ответа: задание с выбором нескольких верных ответов
• Объект оценки: делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления
• Максимальный балл: 1
• Способ проверки: программой
Код | Содержание критерия |
1 | Выбраны ответы: 1 (Растворение газов в водах океана), 4 (Увеличение площади лесов на планете) и никакие другие |
0 | Другие варианты. |
Цель задания:
- раскрытие тайны дыхания.
Задачи задания:
- Изучить, что такое дыхание.
- Понять, как мы дышим.
- Провести эксперимент, как происходит процесс дыхания.
Диагностика:
Для этого нам понадобится секундомер. Попросите детей задержать дыхание и засеките время. Сколько у них получится не дышать?
Почему же дыхание для нас так важно?
Ход задания:
Прочитайте текст и выполните задания 1-4
Задание № 1. Прочитайте текст.
Атмосферный воздух – это источник дыхания человека, животных и растений. В процессе дыхания происходит поступление атмосферного воздуха в живой организм и выдыхание отработанных газов и паров.
Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.
Какие газы атмосферы участвуют в дыхательных процессах в живых организмах? Отметьте два верных варианта ответа.
А) Азот
Б) Углекислый газ
В) Кислород
Задание № 2. Прочитайте текст.
Рассказывая свой проект о содержании воздуха, Наташа сказала, что в воздухе, выдыхаемом человеком, всегда содержится водяной пар. Однако недоверчивый Кирилл усомнился в этом и попросил доказать это утверждение.
Какой опыт предложила провести Наташа, который бы доказывал её утверждение? Запишите свой ответ
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 3. Прочитайте текст.
Вам, наверное, приходилось путешествовать в поезде. Если в купе отключён кондиционер и закрыта дверь, то скоро пассажиры начинают испытывать затруднение дыхания, им становится «душно».
Отметьте нужный вариант ответа, а затем объясните свой ответ.
На какой полке (верхней или нижней) в закрытом купе поезда станет трудно дышать?
* на верхней
*на нижней
Объясните свой ответ:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 4. Прочитайте текст.
Углекислый газ, как и кислород, играет большую роль в природных процессах на Земле. Увеличение количества углекислого газа в атмосфере может приводить к изменениям климата. Учёные считают это явление опасным. В окружающем мире постоянно протекают явления как увеличивающие, так и уменьшающие содержание углекислого газа в атмосфере
Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.
Какие процессы в природе могут уменьшать содержание углекислого газа в воздухе?
Отметьте два верных варианта ответа.
Растворение газов в океане
Извержения вулканов
Дыхание живых организмов
Увеличение площади лесов на планете
Природные лесные пожары
Ваш примерный ответ:
Каждый из газов в составе воздуха обладает своими особыми свойствами. Например, газы могут быть тяжелее или легче. Если взять вес 1 литра газа, то он будет различаться для разных газов. Вот как будет увеличиваться (слева направо) вес литра газа, входящего в состав воздуха. Природные процессы и деятельность людей могут влиять на содержание остальных газов в воздухе. К ним относятся: углекислый газ, водяной пар, водород, инертные газы – аргон и гелий, а также различные газы-загрязнители: метан (природный газ), соединения серы и азота
Водород ⇒ Гелий ⇒ Водяной пар ⇒ Азот ⇒ Воздух ⇒ Кислород ⇒ Углекислый газ.
Мониторинг: Анализ лесенка ответов