МКОУ «Кудринская средняя общеобразовательная школа»
Кейс
по выявлению читательской грамотности
в 9 классе с использованием метода кейсов по научному тексту
«Микроволновые печи».
Автор кейса: Крючкова Галина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Кудринская средняя
общеобразовательная школа»
Мещовского района Калужской области
Возраст учащихся: 15 лет (9 класс).
Ведущая грамотность: читательская
Время выполнения: 45 минут
Уровень трудности: средний.
Работа с данным кейсом может осуществляться при подготовке учащихся к Международным исследованиям качества образования (PISA) .
Учебная цель – формирование функциональной грамотности обучающихся, умения применять полученные знания на практике при решении реальных жизненных ситуаций.
Читательская грамотность – это способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
«Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство»
(А. С. Пушкин)
ЧАСТЬ 1
Выявление читательской грамотности
Инструкция: Прочитать текст, выполнить предложенные по тексту задания на выявление читательской грамотности.
Тип задачи: позиционная.
Стиль текста: научный с элементами публицистического
Класс: 9
Предмет: русский язык
Урок по русскому языку в 9 классе с использованием метода кейсов по работе с научным текстом «Микроволновые печи».
Рассмотрите таблицу с рисунками, отметьте знаком раздел, соответствующий технике.
Развитие антиципации (умение предполагать, прогнозировать содержание текста)
-Как вы думаете, о чем будет текст?
| Техника для кухни | Цифровая техника | Техника по уходу за одеждой | Экология для дома |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задания.
Прочитайте текст. Подготовьтесь к выполнению послетекстовых заданий.
Текст
1)Микроволновые печи для современных людей являются незаменимыми помощниками, они широко используются в повседневной жизни. 2)Они компактны и удобны, и искусные хозяйки используют их не только для подогрева или размораживания продуктов, но и для приготовления самых изысканных блюд. 3) Микроволновая печь является довольно прочным и надежным изобретением. 4) Но и она способна ломаться, что повлечет ремонт микроволновых печей, причем исключительно в сервисном специализированном центре. 5)Производить самостоятельно ремонт данных устройств крайне опасно. 6)СВЧ - печи относятся к приборам с повышенной опасностью. 7)Они наделены высокочастотными излучениями, которые могут навредить здоровью. 8)Для того чтобы избежать скорого ремонта, следует выполнять самые элементарные вещи: регулярно поддерживать прибор в чистоте, удалять жир и остатки пищи с внутренней и внешней поверхности печи, с дверцы и уплотнителя, а также с кольца вращения и поворотного круга. 9) После чистки микроволновки необходимо протереть все ее поверхности насухо. 10) Включать прибор в сеть следует только после полного его высыхания, иначе может ударить током, а печи потребуется ремонт. 11) Кроме того, работа устройства в «холостом» режиме, то есть при отсутствии внутри нее продуктов, неизбежно приведет к поломке. 12)В микроволновке нельзя печь яйца, использовать плотно закрытые емкости, орехи в скорлупе, потому что при перегреве они могут взорваться, повредив обшивку печи. 13)Продукты в кожуре, такие как яблоки или сосиски, перед тем как готовить, необходимо проколоть. 14)Современные микроволновые печи от известных производителей являются надежными устройствами. 15)Только от самого пользователя будет зависеть, долго ли они проработают без ремонта! 16)Микроволновую печь изобрел американский инженер Перси Лебарон Спенсер. 17)Ученый вел исследовательские работы с излучателем СВЧ-волн и обнаружил, что при определенной частоте излучения наблюдается интенсивное выделение тепла от предметов, попадающих под волны. 18)Спустя три с половиной года после этого события физик получил патент на использование микроволн для приготовления пищи. 19)И уже в 1947 году в военных столовых появились СВЧ печи. 20)Новинка выглядела очень необычно, и она не имела ничего общего с привычными нам микроволновками. 21)Эти изделия высотой в человеческий рост весили 340 кг и стоили 3000 долларов за штуку. 22)Конечно, с течением времени микроволновки были усовершенствованы. 23)Первая серия микроволновок появилась в продаже осенью 1962 года.
Задание 1.
- Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
а) Микроволновые печи являются незаменимыми помощниками.
б) СВЧ - печи не относятся к приборам с повышенной опасностью.
в) Микроволновая печь является прочным и надежным изобретением.
г) Работа устройства в «холостом» режиме не приведет к поломке.
д) В микроволновке нельзя печь яйца, использовать открытые емкости, скорлупу от орехов, так как при перегреве они могут взорваться, повредив обшивку печи.
Задание 2. Ответьте на вопросы:
Что необходимо делать, для того, чтобы избежать скорого ремонта?
Почему современные микроволновые печи так популярны?
Назовите причины, по которым производить ремонт печей самостоятельно опасно.
Задание 3. «Нужно или нельзя?». Запиши слова в 2 колонки.
Слова для справок:
Регулярно поддерживать прибор в чистоте, печь яйца, размораживать продукты, работать в «холостом» режиме, использовать плотно закрытые емкости, включать после полного высыхания прибора, продукты в кожуре необходимо прокалывать, запекать орехи в скорлупе.
Задание 4. Предложите новое название текста, объясните свой выбор.
Задание 5. Грамматические задания.
5.1.
А) Среди предложений 5-7 найдите СПП. Выпишите его, обозначьте грамматические основы и союзные слова или союзы. Определите его тип. Нарисуйте схемы.
Б) Среди предложений 14-16 найдите СПП. Выпишите его, обозначьте грамматические основы и союзные слова или союзы. Определите его тип. Нарисуйте схемы.
5.2.
- Конструирование предложений. Перестроить несколько предложений из текста, превратив их в СПП.
1.Микроволновая печь (какая), которую………., является довольно прочным и надежным изобретением.
2.СВЧ печи относятся к приборам с повышенной опасностью (почему?), потому что……… .
3. После чистки микроволновки необходимо протереть все ее поверхности насухо (зачем? с какой целью?), чтобы……….. .
Система оценивания: за каждый правильный ответ заданий 1 - 4 учащийся получает 1 балл, в задании 5 за каждый правильный ответ по 2 балла.