Кейс для урока литературы в 5 классе
Урок-обобщение по теме «Сказка»
Методическое описание:
Тип урока: урок обобщения и систематизации ЗУН (с элементами культурологического диалога).
Цель: создание образовательного прецедента - проявление педагогической эффективности использования case-study для развития УУД.
Задачи:
Обучающие: актуализация понятий, связанных с предметным содержание мастер-класса: сказка, авторская сказка, концепт, контекст;
Развивающие
- осуществлять основные мыследеятельные операции (логизация, сравнение, классификация); формулировать собственное мнение, соотносить с мнением других; планировать сотрудничество; принимать решения в проблемной ситуации;
- развитие компетенций текстодеятельности: концептуализация, аргументация, оформление концептуального дискурса;
Воспитательные
- формирование смыслообразующей функции познавательного мотива.
Кейс 1.
Кейсовая ситуация: в 2003 году в Екатеринбурге был инициирован проект по созданию скульптуры, посвященной «Сказке». Однако ни модель памятника, ни место не были утверждены. В конечном итоге все инициативы были свернуты.
Кейсовое задание: попробуйте решить данную проблему, создайте памятник сказке, обозначьте материал и место, в котором эту скульптуру можно было поставить в Томске.
Сопроводительный материал.
СИМВОЛЫ
Солнце. Солнце - древнейший космический символ, известный всем народам, означает жизнь, источник жизни, свет. Солнце – героическая и отважная сила, творческая и направляющая, начало земной жизни, растениям, животному миру.
В христианском мире Солнце является символом бессмертия и воскресения. Как источник тепла, солнце представляет жизненную силу, страсть, храбрость и вечную молодость. Как источник света, оно символизирует знания, интеллект.
В культуре русского народа Солнце в основном мужского рода. У христиан Солнце - Бог-Отец, правитель вселенной, излучающий свет и любовь, божественное начало в человеке.
В литературе утреннее солнце – символ рождения и пробуждения. Кроме того, Солнце обозначает героическое начало.
Луна. Луна повсеместно является символом циклического ритма времени, универсального становления. Фазы зарождения, исчезновения и появления Луны на небосводе символизируют бессмертие и вечность, постоянное обновление, просвещение. Кроме того, Луна олицетворяет темную сторону природы, ее невидимый аспект; духовный аспект света во тьме; внутреннее знание, интуитивное, иррациональное и субъективное; человеческий разум в виде отраженного света божественного Солнца.
Совместно Луна и Солнце олицетворяют священный брак Неба и Земли, короля и королевы, золота и серебра и т, д. Трехдневный период новолуния - это период нисхождения умирающего бога в подземный мир, из которого он, подобно Луне, поднимается снова. Полная Луна означает целостность, завершенность, силу и духовную мощь. Луна в середине цикла имеет погребальное значение. Убывающая Луна приобретает мрачный, демонический аспект; Луна нарастающая - свет, рост и возрождение.
Все ночные животные, например, кошка и лиса, являются лунными, как и те животные, которые возникают и исчезают, например, медведь, впадающий в спячку зимой и появляющийся снова весной с новорожденным медвежонком. Таковы змея, заяц и кролик, все двоякодышащие и любые другие животные, связанные с водой, болотами и половодьями. Лягушка и жаба живут на Луне.
"Жар-птица" - олицетворение вечной молодости и идеальной красоты. Пение этой птицы исцеляет больных, возвращает зрение слепым. Взять ее светящееся перо - значит поймать удачу за хвост. Предположительно этот сказочный персонаж с огненными перьями имеет своим прототипом павлина.
Яблоко из-за круглой формы воспринимается как космический символ, короли и цари наряду со скипетром держат в руках представляющее весь мир "державное яблоко" (державу), увенчанное фигурой богини победы (Нике, лат. Виктория). В христианскую эпоху место Нике занял крест, поэтому даже астрономический символ Земли - это круг с водруженным на нем крестом.
Лес является широко распространенным символом мира, противостоящего в качестве внешнего мира маленькому космосу раскорчеванной земли. В легендах и сказках его населяют загадочные, в большинстве случаев угрожающие существа (ведьмы, драконы, великаны, карлики, львы, медведи и т.д.), которые олицетворяют все те опасности, с которыми должен сталкиваться молодой человек, когда он в рамках своей инициации («испытанию на зрелость») хочет стать полноценно ответственным человеком.
Лиса. В сказках Лиса выступает как символ хитрости и обмана, и всегда оказывается в выигрыше, так же как и те люди, которые выбрали служить ей. Самые известные сказки, воспитавшие многие поколения славян – это «Колобок», «Волк и Лиса», «Заячья избушка», «Медведь и Лиса».
Волк. Волк одно из наиболее мифологизированных животных. Волк был связан с плодородием и с жреческим сословием Руси (волхвами); его считали посредником между людьми и богами, "тем" и "этим советом"; тем и этим советом ему приписывали функции "охранитель от зла", и т.п.
Волк - существо двуединое. С одной стороны он тесно связан с солнечными божествами, мудрый и верный спутник, могущественный прорицатель. С другой - хищный демон, чужой зверь из мира мертвых. Помянувший страшное имя к ночи, тут же осекался и замолкал, отводя беду. Все это можно увидеть в образе оборотня - наполовину человека, наполовину зверя.
Заяц. Олицетворяет возрождение, возвращение юности, а также интуицию и свет во тьме. Древние усматривали в пятнах на Луне прыгающих зайцев или кроликов. Заячьи игры при свете луны только подкрепляли этот символизм.
Зайцы робкие. В традиции европейских народов, в частности, у славян, в числе прочего этот лесной житель имеет клеймо труса. По одному из сказаний, бог вылепил зайцу слишком длинные уши, так что на сердце глины не хватило. Оторвав хвост, он выкроил маленький кусочек, но сердечко получилось таким крохотным, что смелость в него не поместилась.
Но зайцам присуща и житейская мудрость (как у Кролика в Винни Пухе), они хитрецы и любители прихвастнуть. Во многих культурах существуют сказки, где они отлично умели приврать, выкрутиться из сложной ситуации, да еще бахвалились этим. В России заяц-хвастун пришел зимой на гумно к крестьянину овес воровать, застал там много других зайцев и хвастался перед ними в своей силе и ловкости.
Кейс 2
Кейсовая ситуация. Однажды пришел в город человек, который никогда не слышал ни одну сказку. Люди с удовольствием рассказывали ему самые разные сказки, но никто так и не смог доходчиво объяснить, чем этот жанр отличается от других.
Кейсовое задание:
1. Восстановите последовательность картинок
2. Через эту последовательность объясните суть сказки несчастному путнику.
Сопроводительный материал:
СИМВОЛЫ
Лес является широко распространенным символом мира, противостоящего в качестве внешнего мира маленькому космосу раскорчеванной земли. В легендах и сказках его населяют загадочные, в большинстве случаев угрожающие существа (ведьмы, драконы, великаны, карлики, львы, медведи и т.д.), которые олицетворяют все те опасности, с которыми должен сталкиваться молодой человек, когда он в рамках своей инициации («испытанию на зрелость») хочет стать полноценно ответственным человеком.
Ключ. Среди тысячи бытовых предметов, верой и правдой служащих человеку, ключ занимает особое, привилегированное положение. При этом ценность представляет не сам кусочек фигурного металла, а его уникальная функция. Иными словами, также несущими на себе его отпечаток, ключевая роль ключа заключается в его исключительно важном назначении — открывать доступ куда-либо или к чему-либо. Поэтому ключ, способный устранить материальную или духовную преграду на нашем пути, символизирует власть, вход, доступ, решение, продвижение, свободу действий и выбора, знание. Эту общепризнанную символику ключа могут дополнять местные значения отдельных культур. Так, например, в Японии ключи от рисовых хранилищ издавна считались эмблемой процветания.
ПОНЯТИЯ
Посвящение (инициация) - это один из институтов, свойственных родовому строю. Обряд этот совершался при наступлении половой зрелости. Этим обрядом юноша вводился в родовое объединение, становился полноправным членом его и приобретал право вступления в брак. Такова социальная функция этого обряда. Формы его различны, и на них мы еще остановимся в связи с материалом сказки. Формы эти определяются мыслительной основой обряда.
Предполагалось, что посвящаемый во время обряда умирал и затем вновь воскресал уже новым человеком. Это -- так называемая временная смерть.
Как полагает В. Пропп, обряд всегда совершался в глубине леса или кустарника, в строгой тайне. Обряд сопровождался телесными истязаниями и повреждениями (отрубанием пальца, выбиванием некоторых зубов и др.). Другая форма временной смерти выражалась в том, что мальчика символически сжигали, варили, жарили, изрубали на куски и вновь воскрешали.
Воскресший получал новое имя, на кожу наносились клейма и другие знаки пройденного обряда. Мальчик проходил более или менее длительную и строгую школу. Его обучали приемам охоты, ему сообщались тайны религиозного характера, исторические сведения, правила и требования быта и т. д. Он проходил школу охотника и члена общества, школу плясок, песен, и всего, что казалось необходимым в жизни.
Обряд посвящения непременно всегда производился в лесу или в кустарнике. Лес давал возможность производить обряд тайно. Он скрывал мистерию. Однако существует и более верная трактовка образа леса в обряде; лес окружает иное царство, что дорога в иной мир ведет сквозь лес. Таким образом, лес приобретает глубокий символический смысл выражая идею перехода из одного (срединного мира) другой (нижний мир), - мир предков, мир населенный мифическими персонажами а так же духами давно ушедших предков.
Волшебный помощник. Давая в руки героя волшебное средство, сказка достигает вершины. С этого момента конец уже предвидится. Между героем, вышедшим из дома и бродящим "куда глаза глядят", и героем, выходящим от Яги, – огромная разница. Герой теперь твердо идет к своей цели и знает, что он ее достигнет. Для его помощника его желание – "лишь службишка, не служба". В дальнейшем герой играет чисто пассивную роль. Все делает за него его помощник, или он действует при помощи волшебного средства. Помощник доставляет его в дальние края, похищает царевну, решает ее задачи, побивает змея или вражеское войско, спасает его от погони. Тем не менее он все же герой. Помощник есть выражение его силы и способности... Рассмотрение помощника неотделимо от рассмотрения волшебных предметов: они действуют совершенно одинаково...
Кейс 3.
Кейсовая ситуация: современная стратегия развития туризма в России – освоение внутренних возможностей регионов. На данном этапе Томск и Томская область рассматривается только в качестве мест экстремального туризма. Однако существует огромное множество концепций.
Кейсовое задание: Предложите свою идею мини-тура по Томску «Сказка – ключик к жизни», используя предложенную карту и отмеченный маршрут.
КАРТА
4 пункта:
1. Театральный сквер
2. Сквер рядом с памятником Пушкина
3. Городской сад
4. Университетская роща (рядом с Ботаническим садом).
Справочная информация.
1. Театральный сквер в Томске расположен на пересечении проспекта Ленина (ранее — Почтамтская улица) и переулка Нахановича (ранее — Ямской переулок).
Сквер расположен в историческом районе Уржатка, окружён зданиями кинотеатра «Новый» (ныне театр юного зрителя), дома купчихи Орловой (ныне областной художественный музей), городской думы и управы (ныне зрелищный центр «Аэлита»), аптекарского магазина Щепкина и Сковородова (ныне несколько магазинов, в советское время здесь размещалась телефонная станция), ремонтируемого здания гуманитарного лицея и другими
2. Александр Сергеевич Пушкин – великий русский писатель, сказочник.
Няня Арина Родионовна и дядька Никита рассказывали сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь. Прошли годы, Александр Сергеевич Пушкин стал известным поэтом, сочинил множество восхитительных стихов, повестей и даже роман в стихах «Евгений Онегин», но продолжал любить сказки. Как только появлялась возможность, он просил старенькую няню рассказать ему про спящую царевну или Бову-королевича. Некоторые сказки Пушкин записал в стихах, и теперь их читают и перечитывают все, кто знает и любит русский язык.
Какие сказки написал А.С. Пушкин? «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» «Сказка о попе и о работнике его Балде» «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» «Сказка о золотом петушке»
Сказки Александра Сергеевича Пушкина актуальны и в современном мире. Они воспитывают доброту, отзывчивость, толерантное отношение друг к другу независимо от национальности, вероисповедания, мировоззрения человека.
3. Городской сад. Современный томский городской сад был основан в 1886 году на месте заболоченного участка Новособорной площади (ранее городские сады существовали в других районах Томска). Сад изобилует множеством аттракционов, мест отдыха и развлечений. Излюбленное место для горожан всех возрастов.
4. Ботанический сад при Томском государственном университете был основан еще в 1880 году. В конце XIX века было принято создавать сады при каждом высшем учебном заведении, вот и при основании ТГУ сразу же определили, какие территории будут отданы растительному царству.