Кейс-практики на уроках математики
Кейс-технология – это интерактивная технология для обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций.
Суть кейс-технологии в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
При использовании кейс - технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.
В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.
Кейс – это:
1. Кейс - это описание реальной ситуации.
2. Кейс - это "кусочек" реальной жизни (в английской терминологии TRUE LIFE).
3. Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, "сподвигнуть" учащихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения.
4. Кейс - это "моментальный снимок реальности", "фотография действительности".
5. Кейс - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию (по Смоляниновой О. Г. ).
Некоторые специалисты выделяют пять ключевых критериев, по которым можно отличить кейс от другого учебного материала:
1. Источник.
Источником создания любого кейса являются люди, которые вовлечены в определенную ситуацию, требующую решения.
2. Процесс отбора.
Не существует единых подходов к содержанию данных, но они должны быть реальными для сферы, которую описывает кейс, иначе он потеряет интерес, так как будет казаться нереальным.
3. Содержание.
Содержание кейса должно отражать учебные цели. Кейс может быть коротким или длинным, может излагаться конкретно или обобщенно. Что касается цифрового материала, то его должно быть достаточно для выполнения необходимых расчетов.
4. Проверка в классе.
Проверка в классе - это апробация нового кейса непосредственно в учебном процессе или оценка реакции новой аудитории на кейс, который раньше рассматривался, но для других групп учащихся (другого класса, другой программы обучения). Изучение реакции на кейс необходимо для получения максимального учебного результата.
5. Процесс устаревания.
Большинство кейсов постепенно устаревают, поскольку новая ситуация требует новых подходов. Кейсы, основанные на истории, хорошо слушаются, но работа с ними происходит неактивно, поскольку "это было уже давно".
Цель кейс–технологии заключается в том, чтобы научить
учащихся, как индивидуально, так и в составе группы:
-анализировать информацию;
-сортировать ее для решения заданной задачи;
-выявлять ключевые проблемы;
-генерировать альтернативные пути решения и оценивать их;
-выбирать оптимальное решение и формировать программы
действий и т.п.
Этапы создания кейса:
1 этап представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами класса и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность учителя.
2 этап работы включает в себя деятельность учителя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и начинает дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад учеников в анализ ситуации.
Этапы работы с кейсом:
Этап введения в кейс
Анализ ситуации
Этап презентации
Этап общей дискуссии
Этап подведения итогов
Действия учителя в кейс – технологии:
-создание кейса или использование уже имеющегося;
-распределение учеников по малым группам (4-6 человек);
-знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания
решений проблемы, сроками выполнения заданий;
-организация работы учащихся в малых группах, определение
докладчиков;
-работа с кейсом;
-организация презентации решений в малых группах;
-организация общей дискуссии;
-обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
-оценивание учащихся преподавателем.
Учитель составляет кейс, т.е. обдумывает его тему и собирает необходимую информацию.
Источники информации: учебная литература и СМИ, Интернет-ресурсы.
Кейсы могут быть представлены в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа.
Основные требования к кейсу:
-исследовательская проблема должна быть актуальна и не иметь
однозначного или очевидного решения;
- соответствовать тематике курса;
-достаточное количество информации для проведения анализа и
нахождения решения;
-представленная информация должна быть противоречива, тогда она повлечет дискуссию между школьниками.
Использование кейс -технологии в групповой форме:
- формирует у учащихся умение высказывать свои мысли, ставить
вопросы к тексту;
- развивает мыслительную деятельность учащихся;
- способствует применению на практике полученных знаний;
- учит предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему.
способствует:
- активизации деятельности учащихся на уроках;
- развитию познавательной деятельности;
- лучшему запоминанию изученного материала;
- развитию коммуникативных действий (умению слышать, слушать
и понимать партнёра, согласованно выполнять совместную
деятельность, вести дискуссию, оказывать поддержку друг другу).
Методы кейс – технологии
-Метод инцидентов В центре внимания находится процесс получения информации. Цель метода — поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом . Обучаемые получают кейс не в полном объеме . Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло ...».
-Метод разбора деловой корреспонденции (« баскетметод »)
Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме . Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета. Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.
-Игровое проектирование
Цель — процесс создания или совершенствования проектов . Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект . Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
-Ситуационно-ролевая игра
Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра. Метод дискуссии Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
-Кейс - стади
Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики. Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений . Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Немного об игре «ситуация успеха» проводимой ассоциацией учителей математики
Кейс-задание .
Добрый день, уважаемые ребята!
Приветствуем Вашу команду на игре «Ситуация Успеха».
Сегодня вы должны совершить виртуальную поездку и ответить на вопросы.
В команде должно быть 4 человека. Вам выдаётся условная сумма в размере 10000 рублей.
Задание команде на 32 апреля 2039 года:
Произвести виртуальную поездку по маршруту «Самара – Ташла – Самара»
В поездку необходимо включить посещение выставку под открытым небом, обед, дорогу туда и обратно.
Составить схему передвижения из Самары (A) до Тольятти (B), затем из B в пункт проведения мероприятия (C), следом из C до места приёма пищи (D) и выставка (E), и, наконец, из E в A.
После того, как схема будет готова, подсчитать суммарно количество преодолённого расстояния.
Рассчитать стоимость проезда A B C D E A, стоимость обеда
Расчёты занести в таблицу:
Выбор транспортного средства для поездки в Тольятти | |
Время отправления из Самары/время в пути/прибытие в Тольятти | |
Время в пути до мероприятия | |
Наименование культурного мероприятия, время посещения, цена билетов. | |
Время в пути до места приёма пищи | |
Выбор обеда (состав + стоимость) | 1 чел. | 2 чел. | 3 чел. | 4 чел. |
Время в пути до выставки | |
Время в пути до места отбытия в Самару | |
Время в пути до Самары, время прибытия | |
Схема передвижения | |
Суммарная стоимость проезда (из Самары до Тольятти, + поездки по городу + возвращение в Самару) | |
Количество преодолённого расстояния | |
Итоговая сумма | |