СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кейс-технологии

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XХ века. В России кейс технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами.

Просмотр содержимого документа
«Кейс-технологии»

Сегодня мы с вами познакомимся с одной из современных эффективных образовательных технологий - кейс-технологии. 
Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XХ века. В России кейс технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами.

Истинный интерес к технологии кейс-стади пришел к нам в 1990-х годах.
Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. 
Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена. 
Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. 
Какие возможности дает метод обучающемуся: 
 видеть проблемы 
 понимать и использовать концепции 
 анализировать профессиональные ситуации 
 оценивать альтернативы возможных решений 
 выбирать оптимальный вариант решения 
 составлять план его осуществления 
 развивать мотивацию 
 развивать коммуникационные навыки и умения. 

Ограничения на использование кейс-технологии: 
1) Кейс-технология неэффективна в отношении ситуаций, лишенных проблемности, контрастов, стандартных, не имеющих альтернативных путей решения, жестко регламентированных. 
2) В начале учебного процесса, когда у учащихся нет знаний по теме. Т.е. кейс-технология требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся. 
Типология кейсов 
К кейс технологиям, активизирующим учебный процесс относятся: 
• метод инцидента; 
• метод разбора деловой корреспонденции; 
• метод ситуационного анализа; 
• игровое проектирование; 
• метод дискуссии; 
• кейс-стади. 
1. Метод инцидента. 
Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае или ситуации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников.

На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему. 
Например, для изучения социально-экономического развития России в начале XXI века учащимся предлагается следующее сообщение: «2/3 российского населения находится за чертой бедности. Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50 % мировых природных богатств, Россия - страна сплошной грамотности населения и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек». (Аргументы и факты) 
Вопросы к тексту: В чем заключается проблема? Как государство ее решает? 
Какие способы решения проблемы вы можете предложить? 
На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации. И третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениями. 
2. Метод разбора деловой корреспонденции
Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение. 
Например, по теме «Права человека» в курсе обществознания можно рассмотреть такой случай: «Татьяна закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Татьяну отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но родители Татьяны были не согласны с этим решением. Что им делать?» 
Вопросы: Какое право нарушено? Кем нарушено? На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право? Что нужно сделать для его восстановления? 
Кто обязан это сделать? Документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании». 
3. Игровое проектирование 
Цель — процесс создания или совершенствования проектов. 
Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект. 
Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический. 
4. Метод ситуационного анализа. 
Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности. 
5. Метод дискуссии 
Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры. 
К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии. 
6. Кейс-стади 
Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики. 
Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений. 
Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них. 


При проведении учебного занятия на основе кейса, можно применять дополнительные варианты работы учащихся. В младших классах ученики могут смоделировать и проиграть поведение участников, описать перечень отдельных факторов, признаков, содержания элементов противоречий, действий субъектов данного события. В старших классах – организовать дискуссию, «мозговой штурм», научный спор, подготовиться и провести дебаты по ключевым, но расходящимся решениям. 
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее становится мультимедийные представления

Виды кейсов 
Нет определенного стандарта представления кейсов. Как, правило, кейсы представляются в печатном виде или на электронных носителях, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным. С печатной информацией или с информацией на электронных носителях легче работать и анализировать ее

Примеры тематики кейсов:

  • Завершающие проектные работы по разделам учебника. Например, «Составьте список архитектурных достопримечательностей России, по Вашему мнению, имеющих право считаться новыми чудесами света. Аргументируйте свой выбор».

  • Урок-беседа по темам разделов учебника. Список тем соответствует основным темам программы иностранных языков в средней школе, например, Семья, Еда, Хобби, Компьютерные технологии, Образование, Выбор профессии и проч.

Кейс День из жизни обычной семьи.

  1. Составить меню на 1 день (завтрак, обед, ужин).

  2. Обсудить список продуктов, которые надо купить  для приготовления блюд  (с указанием количества продуктов и места, где это можно сделать).

  3. Приготовить праздничное блюдо, чтобы отметить особое событие в семье. Указать ингредиенты и способ приготовления.

  4. Вылечить 2 заболевших членов семьи народными средствами. При этом пациент должен указать симптомы.

  • Расстройство желудка

  • Простуда

  • Тошнота и головокружение

  • Ссадина на коленке

  1. Собрать ребенка на отдых

  • В лагерь на море

  • В туристическую поездку по Англии.





Шаг 1: Фрагмент урока, начинается с просмотра видеоролика  “Удивительный мир животных”, Данный видеоролик позволяет поставить проблемный вопрос: О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Предполагается многовариантность в ответах: о животных, о природе, о насекомых и т.д.


Шаг 2 : Детям предлагается провести самостоятельное исследование: “Представим, что мы находимся в лаборатории. Теперь Вы не ученики, а научные сотрудники. Вам предстоит исследовать животный мир.”

Организуется работа в микрогруппах. Учащиеся получают изображения животных. “Одно животное лишнее” - это задание выполнено при помощи Google Рисунка. На картинках одно животное лишнее. Учащиеся должны исследовать группу животных и определить лишнее, обосновать свой выбор. Далее обучающиеся определяют, к какой группе животных можно отнести этого представителя животного мира, перечисляя его существенные признаки.


Шаг 3: Участники микрогрупп представляют свой результат исследования по методу ПОПС -формула.

Примером представления результата исследования может быть использование виртуальной доски Dreams Bord , которая предоставляет возможность передвижения картинок в нужный ряд (в определённую группу животных).


Шаг 4: На этапе рефлексии обучающимся предлагается дидактическая игра Пазл - Угадай-ка. Обучающиеся должны распределить представителей царства животных по группам, обобщая  полученные знания.



Кейс должен: 
 быть написан интересно, простым и доходчивым языком; 
 отличаться «драматизмом» и проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы; 
 показывать как положительные примеры, так и отрицательные; 
 содержать необходимое и достаточное количество информации. 
Следует отметить, что традиционная пятибалльная система оценивания результатов плохо приспособлена к работе с кейсами. 
Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. 

Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории, литературе, экономической географии по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.