СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кейс-технологии на уроках русского языка и литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кейс-технологии на уроках русского языка и литературы»

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР   mosmetod.ru «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно» К. Роджерс

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru

«Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно»

К. Роджерс

Причины внедрения новых образовательных технологий модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет; поиски ответов не только на вопросы

Причины внедрения новых образовательных технологий

  • модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет;
  • поиски ответов не только на вопросы " чему учить ?", " зачем учить ?", " как учить? ", но и на вопрос " как учить результативно ?»;
  • возникла необходимость в применении технологий обучения, ориентированных на личностно-деятельностный подход в образовании
Структура педагогической технологии Цель Средства Правила и последовательность их использования Результат Выбор технологии преподавания конкретной дисциплины осуществляется учителем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Технология обучения должна быть направлена на эффективное достижение поставленной цели

Структура педагогической технологии

  • Цель
  • Средства
  • Правила и последовательность их использования
  • Результат
  • Выбор технологии преподавания конкретной дисциплины осуществляется учителем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности.
  • Технология обучения должна быть направлена на эффективное достижение поставленной цели
Использование кейс-метода в образовании Гарвардская школа (американская) Манчестерская школа (европейская) обучение поиску единственно верного решения кейсы могут быть достаточно большие по объему (20-25 страниц, 8-10 иллюстраций) первый сборник кейсов в 1921 году многовариативность решения искомой проблемы кейсы небольшие по объему

Использование кейс-метода в образовании

Гарвардская школа (американская)

Манчестерская школа (европейская)

  • обучение поиску единственно верного решения
  • кейсы могут быть достаточно большие по объему (20-25 страниц, 8-10 иллюстраций)
  • первый сборник кейсов в 1921 году
  • многовариативность решения искомой проблемы
  • кейсы небольшие по объему
Глоссарий Кейс (от англ. «с ase » - случай, ситуация) – это описание конкретной реальной ситуации, предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология – это обучение действием. Метод case-study , или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).

Глоссарий

  • Кейс (от англ. «с ase » - случай, ситуация) – это описание конкретной реальной ситуации, предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями.
  • Кейсовая технология – это обучение действием.
  • Метод case-study , или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).
Идеи метода case stady  ( метод ситуационного обучения) Предназначен для получения знаний по дисципли-нам, где нет однозначного ответа на поставленные вопросы; получения множественных вариантов решений; получения не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле. Упор в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучающихся и обучающих; ученик становится равноправен с другими учащимися и учителем в процессе обсуждения проблемы. Результатом являются не только знания, но и компетенции, которые формируются в процессе решения кейса.

Идеи метода case stady ( метод ситуационного обучения)

  • Предназначен для получения знаний по дисципли-нам, где нет однозначного ответа на поставленные вопросы; получения множественных вариантов решений; получения не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.
  • Упор в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучающихся и обучающих; ученик становится равноправен с другими учащимися и учителем в процессе обсуждения проблемы.
  • Результатом являются не только знания, но и компетенции, которые формируются в процессе решения кейса.
Технология использования метода case stady разрабатывается модель конкретной ситуации; в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения; в процессе работы требуется дополнительный информационный поиск; в итоге обучающиеся находят собственные решения предложенной проблемы(часто неоднозначные множественные решения) и приходят к собственным выводам.

Технология использования метода case stady

  • разрабатывается модель конкретной ситуации;
  • в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения;
  • в процессе работы требуется дополнительный информационный поиск;
  • в итоге обучающиеся находят собственные решения предложенной проблемы(часто неоднозначные множественные решения) и приходят к собственным выводам.
Кейс - технологии метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения); метод инцидента (учащийся должен сам отыскать недостающую информацию); метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции (получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию), и вопросы, которые позволяют найти решение. игровое проектирование; метод дискуссии .

Кейс - технологии

  • метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения);
  • метод инцидента (учащийся должен сам отыскать недостающую информацию);
  • метод ситуационно-ролевых игр;
  • метод разбора деловой корреспонденции (получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию), и вопросы, которые позволяют найти решение.
  • игровое проектирование;
  • метод дискуссии .
Кейс -метод выступает как технология формирования образа мышления, которая позволяет думать и действовать в рамках компетенций, развить творческий потенциал; действия в кейсе либо даются в описании, либо предложены в качестве способа разрешения проблемы, в результате должна быть сформирована модель практического действия; достаточно легко может быть соединен с другими методами обучения.

Кейс -метод

  • выступает как технология формирования образа мышления, которая позволяет думать и действовать в рамках компетенций, развить творческий потенциал;
  • действия в кейсе либо даются в описании, либо предложены в качестве способа разрешения проблемы, в результате должна быть сформирована модель практического действия;
  • достаточно легко может быть соединен с другими методами обучения.
Виды кейсов Печатный кейс – содержит графики, диаграммы, иллюстрации (делает кейс более наглядным). Мультимедиа кейс – зависит от технического оснащения школы. Видео – кейс

Виды кейсов

  • Печатный кейс – содержит графики, диаграммы, иллюстрации (делает кейс более наглядным).
  • Мультимедиа кейс – зависит от технического оснащения школы.
  • Видео – кейс

Типы и функция кейсов тренировочный (тренировка навыкам деятельности в изменяющихся ситуациях – написание текстов различных жанров); обучающий (овладение знаниями относительно динамично развивающихся объектов – теория литературы); аналитический (выработка умений и навыков аналитической деятельности – анализ явлений и объектов); исследовательский – выступает моделью для получения нового знания, обучение навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования, строится по принципам создания исследовательской модели; систематизирующий (систематизация ситуационного знания - употребление суффиксов имен существительных); прогностический (получение сведений о развитии данной системы – прогноз развития событий в литературном произведении)

Типы и функция кейсов

  • тренировочный (тренировка навыкам деятельности в изменяющихся ситуациях – написание текстов различных жанров);
  • обучающий (овладение знаниями относительно динамично развивающихся объектов – теория литературы);
  • аналитический (выработка умений и навыков аналитической деятельности – анализ явлений и объектов);
  • исследовательский – выступает моделью для получения нового знания, обучение навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования, строится по принципам создания исследовательской модели;
  • систематизирующий (систематизация ситуационного знания - употребление суффиксов имен существительных);
  • прогностический (получение сведений о развитии данной системы – прогноз развития событий в литературном произведении)
Схема создания кейса Определение раздела учебной программы. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом. Определение проблемы ситуации (учебная, научная, жизненная) и создание обобщенной модели. Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке. Определение источников и методов сбора информации. Выбор техники работы с данным кейсом. Определение желаемого результата (лист оценки). Создание заданной модели. Апробация в процессе обучения

Схема создания кейса

  • Определение раздела учебной программы.
  • Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом.
  • Определение проблемы ситуации (учебная, научная, жизненная) и создание обобщенной модели.
  • Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке.
  • Определение источников и методов сбора информации.
  • Выбор техники работы с данным кейсом.
  • Определение желаемого результата (лист оценки).
  • Создание заданной модели.
  • Апробация в процессе обучения
Уровни сложности кейсов 1уровень Есть практическая ситуация есть решение 2 уровень Есть практическая ситуация найди ее решение 3 уровень Есть практическая ситуация определи проблему и найди пути решения Учащиеся определяют, подходит ли решение для данной ситуации, возможно ли иное решение, другой ответ Сравните, найдите точки соприкосновения и различия Решений может быть множество, и все варианты имеют право на существование, обсуждение

Уровни сложности кейсов

1уровень

Есть практическая ситуация

есть решение

2 уровень

Есть практическая ситуация

найди ее решение

3 уровень

Есть практическая ситуация

определи проблему и найди пути решения

  • Учащиеся определяют, подходит ли решение для данной ситуации, возможно ли иное решение, другой ответ
  • Сравните, найдите точки соприкосновения и различия
  • Решений может быть множество, и все варианты имеют право на существование, обсуждение
Этапы урока Подготовительный – учитель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия. Ознакомительный – вовлечение обучающихся в живое обсуждение реальной ситуации ( важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления). Аналитический – анализ ситуации в группе, процесс выработки решения (процесс ограничен во времени). Итоговый – презентация результатов аналитической работы группами, сравнение нескольких вариантов решения одной проблемы.

Этапы урока

  • Подготовительный – учитель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия.
  • Ознакомительный – вовлечение обучающихся в живое обсуждение реальной ситуации ( важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления).
  • Аналитический – анализ ситуации в группе, процесс выработки решения (процесс ограничен во времени).
  • Итоговый – презентация результатов аналитической работы группами, сравнение нескольких вариантов решения одной проблемы.
Действия учителя в кейс-технологии Создание кейса или использование уже имеющегося. Распределение учащихся по группам (4 – 6 человек). Ознакомление учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий. Организация работы обучающихся в группах. Организация презентации решений. Организация общей дискуссии. Обобщающее выступление, анализ ситуации. Оценивание обучающихся.

Действия учителя в кейс-технологии

  • Создание кейса или использование уже имеющегося.
  • Распределение учащихся по группам (4 – 6 человек).
  • Ознакомление учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий.
  • Организация работы обучающихся в группах.
  • Организация презентации решений.
  • Организация общей дискуссии.
  • Обобщающее выступление, анализ ситуации.
  • Оценивание обучающихся.
Работа с кейсом учитель ученик Организует предварительное обсуждение Делит на группы Руководит обсуждение в группах, обеспечивает дополнительными сведениями Оценивает работу учащихся Оценивает принятые решения и поставленные вопросы Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие Принимает решение или участвует в принятии решения Составляет письменный отчет о занятии по данной теме

Работа с кейсом

учитель

ученик

  • Организует предварительное обсуждение
  • Делит на группы
  • Руководит обсуждение в группах, обеспечивает дополнительными сведениями
  • Оценивает работу учащихся
  • Оценивает принятые решения и поставленные вопросы
  • Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы
  • Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие
  • Принимает решение или участвует в принятии решения
  • Составляет письменный отчет о занятии по данной теме
Каким должен быть кейс интересным, написанным простым и доходчивым языком ;  отличаться проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы; показывать как положительные примеры, так и отрицательные; соответствовать потребностям выбранного контингента учащихся, содержать необходимое и достаточное количество информации.

Каким должен быть кейс

  • интересным, написанным простым и доходчивым языком ;
  • отличаться проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы;
  • показывать как положительные примеры, так и отрицательные;
  • соответствовать потребностям выбранного контингента учащихся, содержать необходимое и достаточное количество информации.
Примеры кейсов 1. На картине «Московский дворик», написанной в 1878 году, Василий Дмитриевич Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы – церковь Спаса на Песках, находившейся в одном из переулков близ старинной улицы Арбат. Эта церковь стоит и поныне, окруженная теперь совсем иной городской средой. Найдите это место и сфотографируйте. Как сейчас могла бы выглядеть эта картина? Опишите ее.

Примеры кейсов

  • 1. На картине «Московский дворик», написанной в 1878 году, Василий Дмитриевич Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы – церковь Спаса на Песках, находившейся в одном из переулков близ старинной улицы Арбат.
  • Эта церковь стоит и поныне, окруженная теперь совсем иной городской средой. Найдите это место и сфотографируйте. Как сейчас могла бы выглядеть эта картина? Опишите ее.
Примеры кейсов Представьте себе, что Вы проводите экскурсию в Третьяковской галерее, в зале, где представлены картины В.Д. Поленова. Что вы расскажите о картине «Московский дворик»? Напишите небольшой текст этого фрагмента экскурсии. Найдите тексты лирических стихотворений, в которых лес описан в разные сезоны. Выпишите фрагменты. Сделайте вывод, какие средства художественной выразительности авторы чаще всего используют для описания природы. Сфотографируйте экспонаты экспозиции каждого помещения музея, создайте красочный буклет-путеводитель по музею с комментариями для посетителей-экскурсантов. Если бы вам было необходимо написать продолжение пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор», то что бы там оказалось? Напишите финальное явление вашей пьесы.

Примеры кейсов

  • Представьте себе, что Вы проводите экскурсию в Третьяковской галерее, в зале, где представлены картины В.Д. Поленова. Что вы расскажите о картине «Московский дворик»? Напишите небольшой текст этого фрагмента экскурсии.
  • Найдите тексты лирических стихотворений, в которых лес описан в разные сезоны. Выпишите фрагменты. Сделайте вывод, какие средства художественной выразительности авторы чаще всего используют для описания природы.
  • Сфотографируйте экспонаты экспозиции каждого помещения музея, создайте красочный буклет-путеводитель по музею с комментариями для посетителей-экскурсантов.
  • Если бы вам было необходимо написать продолжение пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор», то что бы там оказалось? Напишите финальное явление вашей пьесы.
Примеры кейсов Кейс для студентов 1 курса по роману «Обломов».  Проблема : Для чего приходит в этот мир человек, в чём смысл его жизни? Вопросы:  Можно ли назвать проблему поиска смысла жизни актуальной? Какова жизненная концепция Обломова, судя по предложенному отрывку? Прав ли он? В чём, по-вашему, смысл жизни? Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у  педагога и студентов.

Примеры кейсов

Кейс для студентов 1 курса по роману «Обломов».

Проблема : Для чего приходит в этот мир человек, в чём смысл его жизни?

Вопросы: Можно ли назвать проблему поиска смысла жизни актуальной?

Какова жизненная концепция Обломова, судя по предложенному отрывку?

Прав ли он? В чём, по-вашему, смысл жизни?

Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у  педагога и студентов.

Примеры кейсов Первая степень сложности  наличие практической ситуации и её решения. студентам предлагается определить подходит ли решение для данной ситуации и возможно ли другое решение. Например: согласны ли вы с утверждением критика Н.Добролюбова назвавшего Катерину «лучом света в тёмном царстве»? или: согласны ли вы со словами А.С.Грибоедова о том что в его комедии «Горе от ума» - «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?

Примеры кейсов

Первая степень сложности

наличие практической ситуации и её решения.

студентам предлагается определить подходит ли решение для данной ситуации и возможно ли другое решение.

Например:

согласны ли вы с утверждением критика Н.Добролюбова назвавшего Катерину «лучом света в тёмном царстве»? или: согласны ли вы со словами А.С.Грибоедова о том что в его комедии «Горе от ума» - «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?

Примеры кейсов Вторая степень сложности : существует некая практическая ситуация - необходимо найти её решение.  Например, «чем обусловлена тема «лишнего человека» в русской литературе начала 19 века»? или «Чем обусловлено появление «маленького человека» в русской литературе 19 века»? и.т.д.

Примеры кейсов

Вторая степень сложности :

существует некая практическая ситуация - необходимо найти её решение.

Например, «чем обусловлена тема «лишнего человека» в русской литературе начала 19 века»? или «Чем обусловлено появление «маленького человека» в русской литературе 19 века»? и.т.д.

Примеры кейсов  Третья степень сложности:  есть практическая ситуация - определить проблему и найти пути решения .  Например, «чем вызван конфликт Базарова и П.П.Кирсанова и есть ли точки соприкосновения у двух этих героев»?

Примеры кейсов

Третья степень сложности:

есть практическая ситуация - определить проблему и найти пути решения .

Например, «чем вызван конфликт Базарова и П.П.Кирсанова и есть ли точки соприкосновения у двух этих героев»?

Карта оценки учителем навыков работы с кейсом Ф.И. учащегося Выделение и формулирование главной мысли (идеи) Составление планов различных видов Описание фактов, явлений, событий, деталей Работа с ключевыми понятиями, темами, проблемами Логика изложения Анализ данных Навык определения и разработки проблемы Выступление перед аудиторией Составление конспекта темы, отчета, рецензии и т.д. Владение различными способами само и взаимоконтроля Умение вести полемику, участвовать в дискуссии Умение решать проблемные учебные задачи

Карта оценки учителем навыков работы с кейсом

  • Ф.И. учащегося
  • Выделение и формулирование главной мысли (идеи)
  • Составление планов различных видов
  • Описание фактов, явлений, событий, деталей
  • Работа с ключевыми понятиями, темами, проблемами
  • Логика изложения
  • Анализ данных
  • Навык определения и разработки проблемы
  • Выступление перед аудиторией
  • Составление конспекта темы, отчета, рецензии и т.д.
  • Владение различными способами само и взаимоконтроля
  • Умение вести полемику, участвовать в дискуссии
  • Умение решать проблемные учебные задачи
Работа учителя с картой оценки К  (красный) – устойчивое владение навыком;  Ж  (желтый) – навык в значительной степени сформирован; З (зеленый) – навык сформирован частично;  С  (синий) – навык практически не сформирован. В течение полугодия (года) выявляются «западающие» навыки, и для их корректировки подбираются дополнительные индивидуальные задания для отдельных учащихся.

Работа учителя с картой оценки

  • К (красный) – устойчивое владение навыком;
  • Ж (желтый) – навык в значительной степени сформирован;
  • З (зеленый) – навык сформирован частично;
  • С (синий) – навык практически не сформирован.
  • В течение полугодия (года) выявляются «западающие» навыки, и для их корректировки подбираются дополнительные индивидуальные задания для отдельных учащихся.
Преимущества кейс - технологии обеспечивает активизацию познавательной деятельности школьников, учит критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, общаться с людьми, развивает самостоятельность и творческие способности учащихся; повышает интерес учащихся к предмету и формирует ключевые образовательные компетенции любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс - технологии, имея на руках руководство и набор ситуаций, сможет это сделать вполне профессионально.

Преимущества кейс - технологии

  • обеспечивает активизацию познавательной деятельности школьников, учит критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, общаться с людьми, развивает самостоятельность и творческие способности учащихся;
  • повышает интерес учащихся к предмету и формирует ключевые образовательные компетенции
  • любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс - технологии, имея на руках руководство и набор ситуаций, сможет это сделать вполне профессионально.