Просмотр содержимого документа
«Кейс-технологии на уроках русского языка и литературы»
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
«Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно»
К. Роджерс
Причины внедрения новых образовательных технологий
- модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет;
- поиски ответов не только на вопросы " чему учить ?", " зачем учить ?", " как учить? ", но и на вопрос " как учить результативно ?»;
- возникла необходимость в применении технологий обучения, ориентированных на личностно-деятельностный подход в образовании
Структура педагогической технологии
- Цель
- Средства
- Правила и последовательность их использования
- Результат
- Выбор технологии преподавания конкретной дисциплины осуществляется учителем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности.
- Технология обучения должна быть направлена на эффективное достижение поставленной цели
Использование кейс-метода в образовании
Гарвардская школа (американская)
Манчестерская школа (европейская)
- обучение поиску единственно верного решения
- кейсы могут быть достаточно большие по объему (20-25 страниц, 8-10 иллюстраций)
- первый сборник кейсов в 1921 году
- многовариативность решения искомой проблемы
- кейсы небольшие по объему
Глоссарий
- Кейс (от англ. «с ase » - случай, ситуация) – это описание конкретной реальной ситуации, предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями.
- Кейсовая технология – это обучение действием.
- Метод case-study , или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).
Идеи метода case stady ( метод ситуационного обучения)
- Предназначен для получения знаний по дисципли-нам, где нет однозначного ответа на поставленные вопросы; получения множественных вариантов решений; получения не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.
- Упор в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучающихся и обучающих; ученик становится равноправен с другими учащимися и учителем в процессе обсуждения проблемы.
- Результатом являются не только знания, но и компетенции, которые формируются в процессе решения кейса.
Технология использования метода case stady
- разрабатывается модель конкретной ситуации;
- в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения;
- в процессе работы требуется дополнительный информационный поиск;
- в итоге обучающиеся находят собственные решения предложенной проблемы(часто неоднозначные множественные решения) и приходят к собственным выводам.
Кейс - технологии
- метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения);
- метод инцидента (учащийся должен сам отыскать недостающую информацию);
- метод ситуационно-ролевых игр;
- метод разбора деловой корреспонденции (получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию), и вопросы, которые позволяют найти решение.
- игровое проектирование;
- метод дискуссии .
Кейс -метод
- выступает как технология формирования образа мышления, которая позволяет думать и действовать в рамках компетенций, развить творческий потенциал;
- действия в кейсе либо даются в описании, либо предложены в качестве способа разрешения проблемы, в результате должна быть сформирована модель практического действия;
- достаточно легко может быть соединен с другими методами обучения.
Виды кейсов
- Печатный кейс – содержит графики, диаграммы, иллюстрации (делает кейс более наглядным).
- Мультимедиа кейс – зависит от технического оснащения школы.
- Видео – кейс
Типы и функция кейсов
- тренировочный (тренировка навыкам деятельности в изменяющихся ситуациях – написание текстов различных жанров);
- обучающий (овладение знаниями относительно динамично развивающихся объектов – теория литературы);
- аналитический (выработка умений и навыков аналитической деятельности – анализ явлений и объектов);
- исследовательский – выступает моделью для получения нового знания, обучение навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования, строится по принципам создания исследовательской модели;
- систематизирующий (систематизация ситуационного знания - употребление суффиксов имен существительных);
- прогностический (получение сведений о развитии данной системы – прогноз развития событий в литературном произведении)
Схема создания кейса
- Определение раздела учебной программы.
- Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом.
- Определение проблемы ситуации (учебная, научная, жизненная) и создание обобщенной модели.
- Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке.
- Определение источников и методов сбора информации.
- Выбор техники работы с данным кейсом.
- Определение желаемого результата (лист оценки).
- Создание заданной модели.
- Апробация в процессе обучения
Уровни сложности кейсов
1уровень
Есть практическая ситуация
есть решение
2 уровень
Есть практическая ситуация
найди ее решение
3 уровень
Есть практическая ситуация
определи проблему и найди пути решения
- Учащиеся определяют, подходит ли решение для данной ситуации, возможно ли иное решение, другой ответ
- Сравните, найдите точки соприкосновения и различия
- Решений может быть множество, и все варианты имеют право на существование, обсуждение
Этапы урока
- Подготовительный – учитель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия.
- Ознакомительный – вовлечение обучающихся в живое обсуждение реальной ситуации ( важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления).
- Аналитический – анализ ситуации в группе, процесс выработки решения (процесс ограничен во времени).
- Итоговый – презентация результатов аналитической работы группами, сравнение нескольких вариантов решения одной проблемы.
Действия учителя в кейс-технологии
- Создание кейса или использование уже имеющегося.
- Распределение учащихся по группам (4 – 6 человек).
- Ознакомление учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий.
- Организация работы обучающихся в группах.
- Организация презентации решений.
- Организация общей дискуссии.
- Обобщающее выступление, анализ ситуации.
- Оценивание обучающихся.
Работа с кейсом
учитель
ученик
- Организует предварительное обсуждение
- Делит на группы
- Руководит обсуждение в группах, обеспечивает дополнительными сведениями
- Оценивает работу учащихся
- Оценивает принятые решения и поставленные вопросы
- Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы
- Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие
- Принимает решение или участвует в принятии решения
- Составляет письменный отчет о занятии по данной теме
Каким должен быть кейс
- интересным, написанным простым и доходчивым языком ;
- отличаться проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы;
- показывать как положительные примеры, так и отрицательные;
- соответствовать потребностям выбранного контингента учащихся, содержать необходимое и достаточное количество информации.
Примеры кейсов
- 1. На картине «Московский дворик», написанной в 1878 году, Василий Дмитриевич Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы – церковь Спаса на Песках, находившейся в одном из переулков близ старинной улицы Арбат.
- Эта церковь стоит и поныне, окруженная теперь совсем иной городской средой. Найдите это место и сфотографируйте. Как сейчас могла бы выглядеть эта картина? Опишите ее.
Примеры кейсов
- Представьте себе, что Вы проводите экскурсию в Третьяковской галерее, в зале, где представлены картины В.Д. Поленова. Что вы расскажите о картине «Московский дворик»? Напишите небольшой текст этого фрагмента экскурсии.
- Найдите тексты лирических стихотворений, в которых лес описан в разные сезоны. Выпишите фрагменты. Сделайте вывод, какие средства художественной выразительности авторы чаще всего используют для описания природы.
- Сфотографируйте экспонаты экспозиции каждого помещения музея, создайте красочный буклет-путеводитель по музею с комментариями для посетителей-экскурсантов.
- Если бы вам было необходимо написать продолжение пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор», то что бы там оказалось? Напишите финальное явление вашей пьесы.
Примеры кейсов
Кейс для студентов 1 курса по роману «Обломов».
Проблема : Для чего приходит в этот мир человек, в чём смысл его жизни?
Вопросы: Можно ли назвать проблему поиска смысла жизни актуальной?
Какова жизненная концепция Обломова, судя по предложенному отрывку?
Прав ли он? В чём, по-вашему, смысл жизни?
Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у педагога и студентов.
Примеры кейсов
Первая степень сложности
наличие практической ситуации и её решения.
студентам предлагается определить подходит ли решение для данной ситуации и возможно ли другое решение.
Например:
согласны ли вы с утверждением критика Н.Добролюбова назвавшего Катерину «лучом света в тёмном царстве»? или: согласны ли вы со словами А.С.Грибоедова о том что в его комедии «Горе от ума» - «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?
Примеры кейсов
Вторая степень сложности :
существует некая практическая ситуация - необходимо найти её решение.
Например, «чем обусловлена тема «лишнего человека» в русской литературе начала 19 века»? или «Чем обусловлено появление «маленького человека» в русской литературе 19 века»? и.т.д.
Примеры кейсов
Третья степень сложности:
есть практическая ситуация - определить проблему и найти пути решения .
Например, «чем вызван конфликт Базарова и П.П.Кирсанова и есть ли точки соприкосновения у двух этих героев»?
Карта оценки учителем навыков работы с кейсом
- Ф.И. учащегося
- Выделение и формулирование главной мысли (идеи)
- Составление планов различных видов
- Описание фактов, явлений, событий, деталей
- Работа с ключевыми понятиями, темами, проблемами
- Логика изложения
- Анализ данных
- Навык определения и разработки проблемы
- Выступление перед аудиторией
- Составление конспекта темы, отчета, рецензии и т.д.
- Владение различными способами само и взаимоконтроля
- Умение вести полемику, участвовать в дискуссии
- Умение решать проблемные учебные задачи
Работа учителя с картой оценки
- К (красный) – устойчивое владение навыком;
- Ж (желтый) – навык в значительной степени сформирован;
- З (зеленый) – навык сформирован частично;
- С (синий) – навык практически не сформирован.
- В течение полугодия (года) выявляются «западающие» навыки, и для их корректировки подбираются дополнительные индивидуальные задания для отдельных учащихся.
Преимущества кейс - технологии
- обеспечивает активизацию познавательной деятельности школьников, учит критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, общаться с людьми, развивает самостоятельность и творческие способности учащихся;
- повышает интерес учащихся к предмету и формирует ключевые образовательные компетенции
- любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс - технологии, имея на руках руководство и набор ситуаций, сможет это сделать вполне профессионально.