СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Кейс – технологии в работе с дошкольниками. Ролевое проектирование. Кейс – стади (ситуация)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кейс – технологии – это способ организации краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений.

Просмотр содержимого документа
««Кейс – технологии в работе с дошкольниками. Ролевое проектирование. Кейс – стади (ситуация)»»

«Кейс – технологии в работе с дошкольниками.

Ролевое проектирование. Кейс – стади (ситуация)»


Кейс – технологии – это способ организации краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленных не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений.

Виды кейс – технологии:

- Анализ конкретных ситуаций,

- Кейс – иллюстрации,

- Фото – кейс,

- Проигрывание ролей (ролевое проектирование)

Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.

Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.

Важной особенностью данной технологии является:

  • умение дошкольников принять на себя роль;

  • умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;

  • ролевое взаимодействие.


Этапы кейс – технологии и деятельность детей в процессе ролевого проектирования

Этапы

Деятельность детей

Знакомство с ситуацией, её особенностями

Воспринимают предложенную ситуацию

Актуализация знаний

Объединяются парами, распределяют роли, взаимодействуют, сотрудничают, договариваются

Мозговой штурм

Осуществляют поисковую деятельность

Презентация

Представляют свои роли, осуществляют презентацию

Рефлексия

Анализируют, делают выводы



Умения и навыки, которые формируются у дошкольников посредством кейс – технологии «ролевое проектирование»:

  • Умение пользоваться основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

  • Умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение разрешать конфликты.

  • Умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

  • Умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.

  • Умение принимать собственное решение, опираясь на знания и умения в различных видах деятельности.

  • Навык владения разными формами и видами игры, различение условной и реальной ситуаций.

  • Навык владения устной речью, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

  • Навык положительного отношения к миру.

Пример «Настоящие друзья»

Ситуация: «Коле купили новую парковку. Он очень обрадовался и начал с ней играть. Дима проходил мимо, задел парковку ногой, она упала и сломалась…»

Обсуждение ситуации: что произошло?

Обыгрывание ситуаций

Детям предлагается разбиться на пары: один ребенок – мальчик, который играл с парковкой, другой ребенок – мальчик, который сломал парковку.

Детям предлагаются карточки с картинками, характеризующего героя. Например: Один герой – злой, другой вредный и упрямый или первый герой плаксивый, а другой доброжелательный, один воспитанный, а другой спокойный.

В конце дети и педагог приходят к выводу: Кому же удалось договориться? Почему?


Технология кейс – стади в освоении норм речевого этикета

Технология кейс – стади (ситуация) – это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.

Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

Технология кейс – стади направлена на:

- Освоение знаний, формирование новых качеств и представлений.

- Развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить их решение.

- Ориентированное обучение детей с индивидуальными данными.

- Формирование навыков коммуникативного взаимодействия.

- Использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.

Технологическая карта деятельности по технологии кейс – стади


Название

этапа

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Постановка проблемы

Формулирует суть проблемы, кратко описывает ситуацию.

Фиксирует внимание на осмысление проблемной ситуации.

Мотивирует к поиску фактов и персоналий, которые могут реально взаимодействовать.

Осознает проблему.



Присваивает проблему.



Концентрируется на поиске решений в данной ситуации.

Мозговой штурм

Организует детей в малые группы.

Вовлекает детей в дискуссию с целью поиска альтернативных вариантов решения ситуации.

Помогают проанализировать принятое решение.

Объединяются в группы.


Находят совместное решение.



Формулируют выводы.

Презентация

Организует презентацию решения кейса.




Помогает сравнить предложенные решения.

Учавствуют в распределении ролей, представляют свой вариант решения проблемы.

Сравнивают и оценивают свой вариант решения проблемы с вариантами, предложенными другими группами.

Рефлексия

Побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания и навыки.

Применяют знания в различных ситуациях.


Что такое речевой этикет?

Речевой этикет – это правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, принятые коллективом в соответствии с обстановкой общения.

Формирование навыков и умений в освоении форм речевого этикета:

- умение пользоваться формулами речевого этикета;

- соблюдение норм употребления слов, умение говорить так, чтобы обеспечить себе понимание со стороны собеседника;

- правильное употребление слов и этикетных формул в разных ситуациях общения;

- приобретение опыта этикетного поведения;

- потребность использования речевых формул в повседневной жизни;

- обогащение речи ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях. Удачность выбора ситуации определяется степенью её соответствия изучаемому знанию, наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, что придаёт ей интересность, побуждает исследовательскую мотивацию.

Кейс «Разговор по телефону» (старшая группа)

Цель: закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета. Продолжение формирования культуры общения. Воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.

Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.

- Юру позовите.

- Юры нет дома. А с кем я говорю?

- Ну ладно, потом позвоню.

Вопросы:

- Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?

- Почему?

- Умеет ли Владик разговаривать по телефону?

- О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?

- Предложите свой вариант разговора по телефону.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!