СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кейс-технологии в современном образовании

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кейс-технологии в современном образовании»

Статья по теме:

«Кейс-технологии в современном образовании»

Стандарты нового поколения подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к обучающемуся, развития способностей обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальной, на ряду с другими, становится Кейс-технология:

Кейс-технология – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, которой заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

При создании кейса необходимо ответить на три вопроса:

  1. Для кого и чего пишется кейс?

  2. Чему должны научиться дети?

  3. Какие уроки они из того извлекут?

Метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала обучающегося и преподавателя.

Кейс – метод активно используется как исследовательская методика, метод дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также метод лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

В нем наглядно характеризуется практическая проблема и демонстрируется поиск способов и ее решения. А также по критерию практичности он представляет собой чаще всего практически-проблемный метод.

Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками.

При обучении математике внедрение кейс-метода позволяет на практике в полной мере реализовать компетентностный подход.

Целью кейс-технологии является: научить обучающихся, как индивидуально, так и в составе группы:

  • Анализировать информацию;

  • Сортировать ее для решения заданной задачи;

  • Выявлять главное проблемы;

  • Генерировать альтернативные пути решения и оценивать их;

  • Выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.

Суть «кейс»-технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передачи (пересылки) обучающимся.

Пример технологической карты при использовании кейсового метода:

Фаза работы

Действие учителя

Действие обучающегося

До занятия

  1. Подбирает кейс

  2. Определяет основные и вспомогательные материалы

  3. Разрабатывает сценарий урока

  1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы

  2. Самостоятельно готовится к занятию

Во время занятия

  1. Организует предварительное обсуждение кейса

  2. Делит класс на подгруппы

  3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями

  1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы

  2. Разрабатывает варианты решения

  3. Принимает или участвует в принятии решений

После занятия

  1. Оценивает работы обучающихся

  2. Оценивает принятые решения и постановленные вопросы

  1. Составляет письменный отчет (проект) по данной теме



Виды «кейсов»:

  1. Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным);

  2. Мультимедия – кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы);

  3. Видео – кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы). Его минусом является ограниченная возможность многократного просмотра, а значит, искажение информации и ошибки.

Интеграция в процессе обучения кейс-метода, несомненно, благотворно сказывается на содержании учебного процесса, придает ему новый потенциал интереса и творчества. Однако, несомненно, это требует более высокой квалификации преподавателя и приводит к дополнительной интеллектуальной нагрузке на обучающегося.

Результаты, возможные при использовании «Кейс-метода»:

Учебные

Образовательные

  1. Усвоение новой информации

  2. Освоение метода сбора данных

  3. Освоение метода анализа

  4. Умение работать с текстом

  5. Соотнесение теоретических и практических знаний


  1. Создание авторского продукта

  2. Образование и достижение личных целей

  3. Повышение уровня коммуникативных навыков

  4. Проявление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решение проблем



Положительные стороны кейс-технологии:

Обучающийся видит сразу весь объем материала, который необходимо знать по данной теме; даже в случае болезни ребенок видит пропущенные им вопросы и может поработать над ними самостоятельно; ребенок может планировать время работы над данной темой; у части обучающихся появляется желание подготовиться к обобщающему уроку как можно лучше для того, чтобы выступить в роли консультанта для одноклассников, что непременно оценивается учителем; к концу учебного года у ученика набирается полный набор учебно-методических материалов по всем изученным за год темам, который он может использовать для повторения и подготовки к экзаменам.

Применение кейс-технологии формирует у обучающихся высокую мотивацию к учебе; развивает способность к сотрудничеству, ориентироваться в возрастающем потоке информации, чувство лидерства; сформировать основы деловой этики. Работа по кейс-технологии формирует у обучающихся первичного опыта работы с информацией самостоятельно; работать по алгоритму; самоконтроль и промежуточная диагностика; релаксация.

Роль учителя при использовании кейс-метода существенно отличается от традиционной. Он как бы передает свои полномочия обучающимся, его руководящая роль сводится к минимуму. Учитель должен удержаться от соблазна предлагать свои варианты решения и оценивать правильность действий обучающихся в ходе работы над кейсом. Вмешательство учителя в работу обучающихся должно быть ограниченно, оно сводится лишь к регулирующей функции, ему отводится роль наблюдателя.

Трудностью реализации метода является то, что не всякий материал школьного курса математики можно представить в виде кейсов. Анализ использования «кейс – метода» показал, что не все обучающиеся активно включаются в работу в следствии своих особенностей, темперамента и познавательной активности, в следствии чего уровень формирования универсальных учебных действий остается низким. Остается проблемной ситуация подбора материала для «кейса», который бы соответствовал возрастным особенностям обучающихся и в то же время предполагал множественное решение. Но независимая оценка показала результативность метода: все обучающиеся уверенно преодолевают пороговое знание при решении комплексного задания.

К сожалению, в школьном образовании, и, в частности, при обучении математике, метод кейсов не получил широкого применения. На это существует ряд причин:

- отсутствие в достаточной мере специальной литературы о применении кейс-метода в обучении математике;

- отсутствие методики составления кейсов;

- отсутствие у преподавателя опыта проведения занятий методом кейсов и др.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!