Статья по теме:
«Кейс-технологии в современном образовании»
Стандарты нового поколения подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к обучающемуся, развития способностей обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальной, на ряду с другими, становится Кейс-технология:
Кейс-технология – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, которой заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
При создании кейса необходимо ответить на три вопроса:
-
Для кого и чего пишется кейс?
-
Чему должны научиться дети?
-
Какие уроки они из того извлекут?
Метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала обучающегося и преподавателя.
Кейс – метод активно используется как исследовательская методика, метод дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также метод лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
В нем наглядно характеризуется практическая проблема и демонстрируется поиск способов и ее решения. А также по критерию практичности он представляет собой чаще всего практически-проблемный метод.
Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками.
При обучении математике внедрение кейс-метода позволяет на практике в полной мере реализовать компетентностный подход.
Целью кейс-технологии является: научить обучающихся, как индивидуально, так и в составе группы:
-
Анализировать информацию;
-
Сортировать ее для решения заданной задачи;
-
Выявлять главное проблемы;
-
Генерировать альтернативные пути решения и оценивать их;
-
Выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.
Суть «кейс»-технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передачи (пересылки) обучающимся.
Пример технологической карты при использовании кейсового метода:
Фаза работы | Действие учителя | Действие обучающегося |
До занятия | -
Подбирает кейс -
Определяет основные и вспомогательные материалы -
Разрабатывает сценарий урока | -
Получает кейс и список рекомендуемой литературы -
Самостоятельно готовится к занятию |
Во время занятия | -
Организует предварительное обсуждение кейса -
Делит класс на подгруппы -
Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями | -
Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы -
Разрабатывает варианты решения -
Принимает или участвует в принятии решений |
После занятия | -
Оценивает работы обучающихся -
Оценивает принятые решения и постановленные вопросы | -
Составляет письменный отчет (проект) по данной теме |
Виды «кейсов»:
-
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным);
-
Мультимедия – кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы);
-
Видео – кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы). Его минусом является ограниченная возможность многократного просмотра, а значит, искажение информации и ошибки.
Интеграция в процессе обучения кейс-метода, несомненно, благотворно сказывается на содержании учебного процесса, придает ему новый потенциал интереса и творчества. Однако, несомненно, это требует более высокой квалификации преподавателя и приводит к дополнительной интеллектуальной нагрузке на обучающегося.
Результаты, возможные при использовании «Кейс-метода»:
Учебные | Образовательные |
-
Усвоение новой информации -
Освоение метода сбора данных -
Освоение метода анализа -
Умение работать с текстом -
Соотнесение теоретических и практических знаний | -
Создание авторского продукта -
Образование и достижение личных целей -
Повышение уровня коммуникативных навыков -
Проявление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решение проблем |
Положительные стороны кейс-технологии:
Обучающийся видит сразу весь объем материала, который необходимо знать по данной теме; даже в случае болезни ребенок видит пропущенные им вопросы и может поработать над ними самостоятельно; ребенок может планировать время работы над данной темой; у части обучающихся появляется желание подготовиться к обобщающему уроку как можно лучше для того, чтобы выступить в роли консультанта для одноклассников, что непременно оценивается учителем; к концу учебного года у ученика набирается полный набор учебно-методических материалов по всем изученным за год темам, который он может использовать для повторения и подготовки к экзаменам.
Применение кейс-технологии формирует у обучающихся высокую мотивацию к учебе; развивает способность к сотрудничеству, ориентироваться в возрастающем потоке информации, чувство лидерства; сформировать основы деловой этики. Работа по кейс-технологии формирует у обучающихся первичного опыта работы с информацией самостоятельно; работать по алгоритму; самоконтроль и промежуточная диагностика; релаксация.
Роль учителя при использовании кейс-метода существенно отличается от традиционной. Он как бы передает свои полномочия обучающимся, его руководящая роль сводится к минимуму. Учитель должен удержаться от соблазна предлагать свои варианты решения и оценивать правильность действий обучающихся в ходе работы над кейсом. Вмешательство учителя в работу обучающихся должно быть ограниченно, оно сводится лишь к регулирующей функции, ему отводится роль наблюдателя.
Трудностью реализации метода является то, что не всякий материал школьного курса математики можно представить в виде кейсов. Анализ использования «кейс – метода» показал, что не все обучающиеся активно включаются в работу в следствии своих особенностей, темперамента и познавательной активности, в следствии чего уровень формирования универсальных учебных действий остается низким. Остается проблемной ситуация подбора материала для «кейса», который бы соответствовал возрастным особенностям обучающихся и в то же время предполагал множественное решение. Но независимая оценка показала результативность метода: все обучающиеся уверенно преодолевают пороговое знание при решении комплексного задания.
К сожалению, в школьном образовании, и, в частности, при обучении математике, метод кейсов не получил широкого применения. На это существует ряд причин:
- отсутствие в достаточной мере специальной литературы о применении кейс-метода в обучении математике;
- отсутствие методики составления кейсов;
- отсутствие у преподавателя опыта проведения занятий методом кейсов и др.