Кейс. Группа 1.
Задание 1. Предложите три характеристики состояния Российской империи в первой четверти XX века.
Задание 2. Сравните ряд фотоснимков из дореволюционных газет и ответьте на вопросы:
Определите когда были сделаны снимки?
Что изображено на снимках?
Что вызывает ваше удивление?
Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить сегодня?
Основной проблемный вопрос:
«Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и Отечество». Большинство народа считало императора помазанником Божьим, посредником между Богом и ними. В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло?
Задание 3. Проанализируйте представленные источники и ответьте на вопросы:
-Какие факторы повлияли на то, что крестьянство теряет веру в «батюшку-царя»?
- Предположите, как этот факт мог отразится на прочности самодержавия?
Документ 1. Профессор Эмиль Джозеф Дилон, живший в России в 1877-1914 гг.:
"Русский крестьянин ложится спать в шесть и даже в пять часов зимой, т.к. у него нет денег купить керосин для керосинки. У него нет мяса, нет яиц, нет масла, нет молока, часто нет капусты, и живет он в основном за счет черного хлеба и картошки. Живет? - Голодает от недостаточного количества всего этого".
Документ 2. А. Головатенко. «Сельское хозяйство в начале ХХ века»:
Главным недостатком являлось сохранение помещичьего землевладения. В среднем на одно помещичье хозяйство (их было 30 тыс.) приходилось около 2300 десятин земли. А на одно бедняцкое хозяйство (их насчитывалось 10,5 млн.) – только 7 десятин.
Задание 4. Вопросы к видеофрагменту:
- Почему Николай II принял решение об отречении от престола?
- В пользу кого было принято это решение?
- Каково значение этого события?
Задание 5.
Вам досталась «Белая шляпа». Перечислите факты, позволяющие понять, почему в России произошла революция в феврале 1917?
Задание 6. Задания на дом:
Min-подготовить сообщение о деятеле Великой революции 1917 года.
Mid- рассказать о февральских событиях от лица Николая II.
Max- эссе на тему «альтернативы дальнейшего развития России».
Задание 7 Заполните лист самооценки
ФИО участника группы | Степень участия в обсуждении от 1 до 5 баллов | Результативность предположений идей от 1до 5 баллов | Умение слышать одногруппников от 1до 5 баллов |
№1 | | | |
№2 | | | |
№3 | | | |
Кейс. Группа 2.
Задание 1. Предложите три характеристики состояния Российской империи в первой четверти XX века.
Задание 2. Сравните ряд фотоснимков из дореволюционных газет и ответьте на вопросы:
1) Определите когда были сделаны снимки?
2) Что изображено на снимках?
3) Что вызывает ваше удивление?
4) Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить сегодня?
Основной проблемный вопрос:
«Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и Отечество». Большинство народа считало императора помазанником Божьим, посредником между Богом и ними. В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло?
Задание 3. Проанализируйте представленные источники и ответьте на вопросы:
-Почему российская армия теряла свою боеспособность и боевой дух?
- Предположите, как этот факт мог отразиться на прочности самодержавия?
Документ №1. Из «Истории Отечества».
Всего за годы войны в армию было мобилизовано около 16 млн. человек, к 1917 г. число убитых, раненых и пленных превысило 9 млн. человек. Боевой дух падал. Армия испытывала огромную усталость от многомесячного пребывания в окопах. Новые пополнения в основном необученная деревенская молодёжь, отправлялись на войну не с верой в победу, а с чувством обречённости.
Документ № 2. Письмо с Западного фронта в Орловскую губернию, задержанное военной цензурой:
Дорогие вы мои мамаша, лучше бы вы меня на свет не родили, лучше бы маленьким в воде утопили, так ваш сыночек мучается. До чего надоела эта войны, до чего опротивела, что даже свет Божий не мил стал.
Здесь как, на позиции? Стоим в окопах. Холод, грязь, паразиты кусают, кушать один раз в сутки дают в 10 часов вечера, и то чечевица чёрная - свинья не будет есть, а хлеб такой, что об дорогу бей. Чем дальше живётся - тем хуже. Начальство наше душит нас, выжимает последнюю кровь, которой уже очень мало осталось. Офицеры совсем как звери. Бьют прямо в лицо да приговаривают: «Солдатское личико вроде как бубен: чем звонче бьёшь, тем сердцу веселей». Солдаты на это, ясное дело, злобой отвечают, а после боя таких извергов находят с пулей в спине, ясное дело, кто стрелял. И, правда - проклята будь эта война!
Задание 4. Вопросы к видеофрагменту.
- Когда и из представителей каких партий было сформировано Временное правительство?
- Кто возглавил работу Временного правительства?
- Какие вопросы предстояло решить?
Задание 5.
Вам досталась «Желтая шляпа». Перечислите положительные последствия февральского этапа революции 1917?
Задание 6. Задания на дом:
Min-подготовить сообщение о деятеле Великой революции 1917 года.
Mid- рассказать о февральских событиях от лица Николая II.
Max- эссе на тему «альтернативы дальнейшего развития России».
Задание 7. Заполните лист самооценки
ФИО участника группы | Степень участия в обсуждении от 1 до 5 баллов | Результативность предположений идей от 1до 5 баллов | Умение слышать одногруппников от 1до 5 баллов |
№1 | | | |
№2 | | | |
№3 | | | |
Кейс. Группа 3.
Задание 1. Предложите три характеристики состояния Российской империи в первой четверти 20 века.
Задание 2. Сравните ряд фотоснимков из дореволюционных газет и ответьте на вопросы:
1) Определите когда были сделаны снимки?
2) Что изображено на снимках?
3) Что вызывает ваше удивление?
4) Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить сегодня?
Основной проблемный вопрос:
«Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и Отечество». Большинство народа считало императора помазанником Божьим, посредником между Богом и ними. В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло?
Задание 3. Проанализируйте представленные источники и ответьте на вопросы:
- почему рабочий класс Петрограда стал благоприятной средой для распространения революционных идей?
- Мог ли царь пресечь распространение идей? Если да, то, каким образом?
Документ № 1. Из дневника посла Франции в России М. Палеолога Среда, 16 февраля (1906г.)
Положение рабочих материальное и моральное очень отсталое. Во-первых, почти все они совершенно неграмотны, что отзывается на производительности их труда. Затем число крестьян, уходящих в города в поисках работы, растёт с каждым днём. Отсюда низкий уровень заработной платы, которой обыкновенно не хватает на покрытие прожиточного минимума. Распространение машин, с другой стороны, позволяет заменить мужской труд трудом женщин и детей. Отсюда распад семейной жизни, поскольку все члены семьи заняты вне дома. Это и само по себе тяжелоё положение ещё ухудшается ошибками и несправедливостями, постоянно допускаемыми царской бюрократией по отношению к рабочим. Русское рабочее законодательство принципом и идеалом ставит государственную охрану рабочего. А в действительности получается одно полицейское вмешательство. Представители царской власти считают себя естественными и непогрешимыми судьями в случаях конфликтов между капиталом и трудом. Приемы их при этом таковы, что в рабочей среде накопляются открытое раздражение, постоянное стремление к борьбе и революционное настроение. Ни в какой другой стране нет столь частых и бурно протекающих забастовок.
Задание 4. Вопросы к видеофрагменту:
- Когда и из представителей каких партий было сформирован Петроградский Совет?
- Кто возглавил работу Петросовета?
- Какое значение имел Приказ №1 для дальнейшего хода событий?
Задание 5.
Вам досталась «Черная шляпа». Перечислите отрицательные последствия февральского этапа революции 1917?
Задание 6. Задания на дом
Min-подготовить сообщение о деятеле Великой революции 1917 года.
Mid- рассказать о февральских событиях от лица Николая II.
Max- эссе на тему «альтернативы дальнейшего развития России».
Задание 7. Заполните лист самооценки
ФИО участника группы | Степень участия в обсуждении от 1 до 5 баллов | Результативность предположений идей от 1до 5 баллов | Умение слышать одногруппников от 1до 5 баллов |
№1 | | | |
№2 | | | |
№3 | | | |
Кейс. Группа 4.
Задание 1. Предложите три характеристики состояния Российской империи в первой четверти XX века.
Задание 2. Сравните ряд фотоснимков из дореволюционных газет и ответьте на вопросы:
1) Определите когда были сделаны снимки?
2) Что изображено на снимках?
3) Что вызывает ваше удивление?
4) Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить сегодня?
Основной проблемный вопрос:
«Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и Отечество». Большинство народа считало императора помазанником Божьим, посредником между Богом и ними. В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло?
Задание 3. Проанализируйте представленные источники и ответьте на вопросы:
Документ №1. Бобович И.М. Русско-финляндские экономические отношения накануне Великой Октябрьской социалистической революции. Л., 1968. С. 95;
В 1910 г. парламент Финляндии был распущен, а его председатель Пер Эвинд Свинхувуд сослан в Сибирь. Вновь были расширены права генерал-губернатора, русский язык оставался официальным языком административных учреждений. К 1914 г. автономия Финляндии была резко ограничена. Репрессии по отношению к финским националистам и углубляющаяся русификация страны вызывала рост антироссийских настроений и подъём движения за суверенизацию Финляндии, вплоть до провозглашения её независимости. После начала Первой мировой войны существенно ухудшилась экономическая ситуация в стране, в Финляндии были размещены значительные контингенты российской армии. Хотя созыв парламента был возобновлён, в ноябре 1914 г. в финской прессе были опубликованы секретные материалы российского правительства, свидетельствующие о наличии долгосрочной программы русификации страны.
Документ № 2. Из «Истории Отечества».
Правительство проводило политику русификации национальных окраин. Государственное принуждение к использованию русского языка, к переходу в православие, вызывало растущее недовольство. Права на свободное жительство и передвижение были лишены российские подданные иудейского вероисповедания.
Задание 4. Вопросы к видеофрагменту.
- Что такое Двоевластие?
- Объясните высказывание «Временное правительство это власть без силы, а Петросовет - сила без власти»?
- Почему эти органы вынуждены были работать совместно?
Задание 5.
Вам досталась «Красная шляпа». Выразите свое эмоциональное восприятие событий февральского этапа революции 1917?
Задание 6.Задания на дом:
Min-подготовить сообщение о деятеле Великой революции 1917 года.
Mid- рассказать о февральских событиях от лица Николая II.
Max- эссе на тему «альтернативы дальнейшего развития России».
Задание 7. Заполните лист самооценки.
ФИО участника группы | Степень участия в обсуждении от 1 до 5 баллов | Результативность предположений идей от 1до 5 баллов | Умение слышать одногруппников от 1до 5 баллов |
№1 | | | |
№2 | | | |
№3 | | | |
Кейс. Группа 5.
Задание 1. Предложите три характеристики состояния Российской империи в первой четверти XX века.
Задание 2. Сравните ряд фотоснимков из дореволюционных газет и ответьте на вопросы:
1) Определите когда были сделаны снимки?
2) Что изображено на снимках?
3) Что вызывает ваше удивление?
4) Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить сегодня?
Основной проблемный вопрос:
«Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и Отечество». Большинство народа считало императора помазанником Божьим, посредником между Богом и ними. В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло?
Задание 3. Проанализируйте представленные источники и ответьте на вопросы:
Документ № 1. Лидер кадетов Милюков: « Из края в край расползаются темные слухи о предательстве и измене. Слухи эти забираются высоко и никого не щадят… Имя императрицы всё чаще повторяется вместе с именами окружающих её авантюристов... Что это – глупость или измена?»
Документ № 2. Великий князь Александр Михайлович в письме к Николаю II: «…События показывают, что твои советчики продолжают вести Россию и тебя к верной гибели…»
Документ № 3. Из дневника офицера Балтийского флота Ренгартена:
Мы дошли до предела... Говорят, что императрица - человек большой воли, и государь её слушается. Говорят об определённых симпатиях её к немцам... Мерзавцы! Мерзавцы, что они делают с моей родиной! Могу только сказать, что наша офицерская среда открыто возмущается всем происходящим и что это мракобесие революционизирует страну повально.
Из писем Александры Федоровны Николаю II:
Он находит, что... не следует так упорно наступать» (№ 562 от 25 июля 1916 г.);
«наш Друг (Распутин Г.Е.) надеется, что мы не станем подниматься на Карпаты» (№ 567 от 8 августа 1916 г.);
«наш Друг хотел бы, чтобы мы взяли румынские войска под свое начало» (№ 581 от 6 сентября 1916 г.);
«Друг совершенно вне себя от того, что Брусилов не послушал твоего приказа о приостановке наступления» (№ 599 от 24 сентября 1916 г.)
Задание 4. Вопросы к видеофрагменту.
- Были ли события Февральского этапа запланированы, или революция произошла стихийно?
- свое мнение обоснуйте.
Задание 5.
Вам досталась «Синяя шляпа». Выскажите своё мнение можно ли было изменить ход событий в феврале 1917 года и от кого это зависело?
Задание 6. Задания на дом:
Min-подготовить сообщение о деятеле Великой революции 1917 года.
Mid- рассказать о февральских событиях от лица Николая II.
Max- эссе на тему «альтернативы дальнейшего развития России».
Задание 7. Заполните лист самооценки.
ФИО участника группы | Степень участия в обсуждении от 1 до 5 баллов | Результативность предположений идей от 1до 5 баллов | Умение слышать одногруппников от 1до 5 баллов |
№1 | | | |
№2 | | | |
№3 | | | |