Кейсы по психологии дошкольника
Кейс 1. Ребенок на четвертом году жизни обнаружил следующее поведение: все, что он требовал, должно было исполняться. Например, когда он шел с матерью по улице, то требовал, чтобы она подняла лежащую на земле бумажку, хотя бумажка была ему совсем не нужна. Когда окружающие отказывались исполнять его желания, он бросался на пол, начинал громко кричать, бить руками и ногами, демонстрируя припадки бессильной злобы.
Вопросы:
-
Каков психологический механизм подобного поведения?
Ребенок в раннем детстве — это существо, которое всегда находится во власти непосредственных аффективных отношений к окружающим, с которыми он связан. В кризисе трех лет происходит то, что называется раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может разломать их со злости, происходит изменение аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка. Все симптомы вращаются вокруг оси «я» и окружающих его людей. Эти симптомы говорят о том, что изменяются отношения ребенка к людям, окружающим его, или к собственной личности. Так называемое «семизвездие симптомов кризиса» обнаруживает: новые черты всегда связаны с тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми. Кризис протекает прежде всего как кризис социальных отношений ребенка. Социальная позиция ребенка по отношению к окружающим людям, к авторитету матери, отца. Происходит также кризис личности — «я», т.е. возникает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением личности ребенка, а не с данным мгновенным желанием, мотив дифференцирован от ситуации. Проще говоря, кризис протекает по оси перестройки социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.
-
Всем ли детям этого возраста свойственна такая форма поведения?
Думаю, около пятидесяти процентов детей свойственна данная форма поведения. Нетрудно видеть, что кризис выступает главным образом такими чертами, которые позволяют распознавать в нем как бы бунт против авторитарного воспитания. Это как бы протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Ребенок, раньше не доставлявший забот и трудностей, теперь выступает как существо, которое становится трудным для взрослых. Из «беби», которого носили на руках, он превратился в существо строптивое, упрямое, негативное, отрицающее, ревнующее или деспотическое, так что сразу весь его облик в семье изменяется.
-
Какие рекомендации можно дать родителям в данной ситуации?
Думаю, родителям вместе с ребёнком нужно посетить психолога, чтобы найти причину проблемы и решить её.
Кейс 2. Мальчик – старший дошкольник. В его поведении наблюдаются следующие моменты. Он, например, хочет есть, но возьмет суп выльет его на пол. Если ему дают еду, то он от нее отказывается, но, когда садятся за стол другие, мальчик обязательно начнет просить есть. Если мама куда-нибудь уходит из дома, то и он просится с нею. Но стоит ей только сказать: «Ну, одевайся, идем», как мальчик отвечает: «Не пойду», как только мама возвращается за ним, снова отказывается идти. И так может повторяться многократно; причем ребенок в это время начинает плакать.
Вопросы:
-
Какие качества личности проявляются в поведении дошкольника?
Упрямство, строптивость, своенравность, негативизм.
-
Ваши рассуждения и предложения о том, как строить воспитательную работу с такими детьми.
Я думаю, что идти постоянно на поводу у детей с такой особенностью поведения. Посещение детского психолога в этом случае необходимо.
Кейс 3. Дети четырех-пяти лет участвовали в эксперименте. Им предлагалась такая задача: в два одинаковых стакана в присутствии ребенка наливали равное количество слегка подкрашенной воды
-
спрашивали ребенка: «Где больше воды?» Ребенок уверенно отвечал: «Одинаково!» Тогда у него на глазах воду из одного из стакана переливали в более узкий и высокий стакан и снова спрашивали: «А теперь, где больше воды?» Ребенок отмечал, что в высоком стакане воды больше.
Вопросы:
-
Как называется данная особенность мышления дошкольников?
Феномен Пиаже. Как известно, тесты Пиаже специально сконструированы таким образом, чтобы по возможности элиминировать факты предварительного научения и выявить общий уровень развития интеллекта. Не касаясь весьма сложного вопроса интерпретации получаемых с помощью этого теста данных, отметим, что тесты Пиаже «на сохранение» позволяют выявить степень сформированности операций обратимости как важнейшей составляющей мышления в понятиях.
-
Чем объясняется ее наличие?
Классическая интерпретация феноменов Пиаже состоит в том, что ребенок не может отвлечься, «децентрироваться» от непосредственно воспринимаемой им ситуации. В доказательство этого приводят эксперименты Ф. Франк, суть которых в том, что если сосуды с водой закрыть ширмой и спросить даже 4-5-летних детей, изменится ли количество воды, если ее из одного сосуда перелить в другой, более широкий, то в большинстве случаев они скажут, что воды останется столько же. Однако если после переливания, сделанного за ширмой, ширму убрать, то дети на вопрос, где больше жидкости, укажут на более узкий и высокий сосуд. Это рассматривается как доказательство того, что дети не могут отвлечься от отдельных моментов зрительного образа, в данном случае высоты жидкости в сосуде, и судят по нему о количестве вещества.
Кейс 4. Выполняя тестирование при поступлении в первый класс, Ксения отказалась выполнить несколько заданий. Так, она посчитала глупым задание, которое было предложено: расставить геометрические фигуры по требуемому порядку. Такая же реакция происходила
Вопросы:
-
Какие качества личности проявляются в поведении Ксении?
Депрессивный человек не хочет выходить наружу из дома слабовольный человек, досуг- главная цель в жизни, не хочет проводить время работая умственным трудом.
-
В чем причина такого поведения ребенка?
Потому что депрессивный человек всё время думает и не хочет ни с кем общаться, а слабовольный человек заинтересован лишь в свободном проведении времени. Трудовая деятельность совершенно его не привлекает.
-
Какие рекомендации можно дать воспитателям и родителям для предупреждения подобного поведения у дошкольников?
Думаю, стоит расшевелить ребёнка, тактично общаться с ним, постоянно направлять и мотивировать к выполнению заданий, хвалить и поощрять за хорошо проделанную работу.