СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Х. Широв. «Руки в деле». Синтаксический разбор сложного предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Материал к уроку  Х. Широв. «Руки в деле». Синтаксический разбор сложного предложения

Просмотр содержимого документа
«Х. Широв. «Руки в деле». Синтаксический разбор сложного предложения»

Школа № Дата ____________ _____________ _____________

Предмет урока: Русский язык Класс 12 ____________ _____________ _____________


Тема урока:

Х. Широв. «Руки в деле». Синтаксический разбор сложного предложения


Цель урока:

формирование знаний о жизни и творчестве развитие умения работать с текстом, выразительно читать

умение устанавливать смысловые отношения между частями сложных предложений

Воспитание любви к Президенту, к своей Родине, к родной природе.


Вид урока:

комбинированный

Оборудование урока:

мультимедийный проектор, экран, компьютер.


Ход урока.

1. Организационный период урока:1) Приветствие; Дата; Проверка посещаемости и запись в журнале;

2) Проверка готовности учащихся к уроку и наличия учебных принадлежностей;

2. Проверка выполнения домашнего задания.

Выслушать 3 предложения о профессии шахтёра.

Фронтальный опрос: 

1.             Какое предложение является сложным?

2.             Какие бывают сложные предложения по способу связи частей?

3.             Как связываются части союзного сложного предложения?

4.             Как связываются части бессоюзного сложного предложения?

5.             Расскажите о строении сложного предложения.

3. Подведение итогов пройденной темы: Обобщение пройденной темы.

4. Объяснение новой темы: План урока:

1. знакомство состихами

2. Синтаксический разбор сложного предложения

3. Выполнение заданий

К концу урока учащиеся будут знать:

1. о Хемра Широве- туркменском писателе, драматурге

2. стихи Х. Широва «Руки в деле».

3. разряды сложных предложений.

К концу урока учащиеся будут уметь:

- отличать типы сложных предложений

- анализировать прочитанное

С лово учителя.  Литературные жанры


Работа с кластером





И з воспоминаний Х. Широва

 В моих сочинениях много воспоминаний о детстве. Я люблю это время, хоть оно и было сложным для нас – детей послевоенной поры. В нашей семье было 9 детей. Отец – ветеран ВОВ, работал сельским учителем, мать – в медпункте. Жили мы скромно. Электричество на селе давалось только вечером на несколько часов. Пользовались керосиновыми лампами. Единственным благом цивилизации для нас, детворы, было радио. Особенно мы обожали трансляции с выступлениями артистов туркменской эстрады.

И тогда мы с ребятами придумали нечто вроде клуба, члены которого обязаны были при прослушивании песен по радио запоминать их мелодии и слова. Радиоэфир длился недолго, и нужна была максимальная сосредоточенность, между нами заранее распределялась очередность, то есть кто и какую по счету песню будет запоминать. По окончании эфира, мы устраивали свой импровизированный концерт. Конечно же, все пели невпопад, на ходу выдумывая слова. Но тогда нам казалось, что мы исполняем «особую миссию»…

Каждый детский писателей будто человек-невидимка, ежедневно, незаметно ходит среди людей и подмечает все, что не так: плач голодного ребенка, хруст спиленного дерева, писк потерявшегося котенка, бессилие раненной птицы, слезу одинокой бабушки на лавочке… А потом возвращается к себе и все «исправляет». Создает новый мир, в котором дети весело смеются, засохшее дерево оживает и цветет, яркая птица вновь парит в небесах, маленькая девочка находит своего котенка, а бабушка радостно улыбается в окружении внуков.

По окончании школы, я поехал в Ашхабад, поступать в ТГУ имени Горького, на факультет филологии. Учебу в вузе совмещал с работой корреспондента в газетах. Я тогда писал под псевдонимом. Мне приходилось добираться до самых отдаленных и недосягаемых уголков страны на вертолетах, верхом на лошадях, автостопом и другими способами. Романтика, одним словом! Я видел красоту нашего края и общался с простыми, но сильными по духу людьми, слышал и записывал невероятные истории. Не стать писателем или поэтом после этого просто невозможно.

П араллельно со службой в редакции, по ночам я работал в типографии. Раньше они были иными, чем сейчас. Все буквы в текстах набирались вручную, затем делался отпечаток. После работы я приходил почти под утро домой жутко уставший, весь перемазанный типографской краской. Но не мог позволить себе лечь спать. Греясь около печки, в крошечной времянке, я ел свой ужин, плавно переходящий в завтрак, и сочинял стихи.

Чтение стихов «Руки в деле».

Вопросы:

  1. О чём стихи Х. Широва «Руки в деле».

  2. Что могут руки?

  3. Что приносит радость в жизни?


Синтаксический разбор сложного предложения

Па м я т к а

1. Прочитайте предложение.

2. Выделите грамматические основы каждого простого предложения.

3. Пронумеруйте ПП в составе СП.

4. Составьте схему.

5. Определите, какое это предложение по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по средствам связи.

6. Объясните постановку знаков препинания.

5. Закрепление. Списать. Сделайте синтаксический разбор сложного предложения.

  1. Задание. Вставьте слово вместо пропуска. генералов, которые сами абсолютно беспомощны, считают совершенно

естественным бездельничать, при этом помыкают другими, заставляют их

работать на себя.

повиновения, осуждая чрезмерную покорность и неистощимое терпение.

Это стихи о неустанном труде, который приносит удовлетворение, радость. Помню тот день, когда держал в руках свою первую опубликованную книжицу. Она была тонюсенькая, но счастью моему не было предела. Если б не мои тяжелые ботинки, в которые был обут, наверно взлетел бы от радости. В мире миллиарды написанных книг, но все равно каждый день рождаются имена новых звезд в литературе. 

6.Задание на дом: выучить стихи

7. Подведение итогов урока и оценка знаний учеников.

1) Обобщение; 2) Оценить знания учеников.

Подготовил учитель русского языка:

Примечание: _______________________________________________________

Завуч средней школы №