СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хабзэ (презентация)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Хабзэ (презентация)»

«Дахэр - Хабзэщ»

«Дахэр - Хабзэщ»

Известный кавказский историк начала XIX века П. Бутков писал о горцах следующее:

Известный кавказский историк начала XIX века П. Бутков писал о горцах следующее:

"В домашнем быту кротки, почтительны к старости, умерены в пище, трезвы, правила гостеприимства соблюдают даже против своих неприятелей".

Этика кабардинцев Адыгский культурный этнос (сумма представлений о том, как следует поступать в тех или иных ситуациях) полностью подчинен адыгагъэ - системе нравственных принципов, традиций, обычаев, присущих только адыгам. Адыгагъэ в переводе на русский язык означает «адыгская этика». Слово «этика» означает набор норм и принципов, согласно которым живут люди .

Этика кабардинцев

  • Адыгский культурный этнос (сумма представлений о том, как следует поступать в тех или иных ситуациях) полностью подчинен адыгагъэ - системе нравственных принципов, традиций, обычаев, присущих только адыгам.
  • Адыгагъэ в переводе на русский язык означает «адыгская этика». Слово «этика» означает набор норм и принципов, согласно которым живут люди .

Адыги выстраивали свой образ жизни на следующих принципах: 1.Личный нравственный пример старшего поколения, хранение и передача опыта. Об этом говорит народная пословица адыгов «ЩIэблэм ебгъэлъагъур и гъуэгущ» (Какой пример покажешь молодым, такими они и будут). 2. Охрана своего генофонда от негативных влияний. «ЩыкIыр - насып укIыжщ, щыкIыр икIэ мэхъу» (Преступающий нравственные законы будет последним человеком, он убивает свое счастье). 3. Образ жизни, не идущий вразрез с религиозными ценностями. 4. Этикет, известный упорядоченностью, церемониальностью, вежливостью, учтивостью, гостеприимством. 5. Изучение природы, народной медицины. 6. Трудолюбие и предприимчивость. 7. Святость родства и родовых связей. 8. Кодекс чести, принципы взаимопомощи и т.д.
  • Адыги выстраивали свой образ жизни на следующих принципах:
  • 1.Личный нравственный пример старшего поколения, хранение и передача опыта. Об этом говорит народная пословица адыгов «ЩIэблэм ебгъэлъагъур и гъуэгущ» (Какой пример покажешь молодым, такими они и будут).
  • 2. Охрана своего генофонда от негативных влияний. «ЩыкIыр - насып укIыжщ, щыкIыр икIэ мэхъу» (Преступающий нравственные законы будет последним человеком, он убивает свое счастье).
  • 3. Образ жизни, не идущий вразрез с религиозными ценностями.
  • 4. Этикет, известный упорядоченностью, церемониальностью, вежливостью, учтивостью, гостеприимством.
  • 5. Изучение природы, народной медицины.
  • 6. Трудолюбие и предприимчивость.
  • 7. Святость родства и родовых связей.
  • 8. Кодекс чести, принципы взаимопомощи и т.д.
Адыгские народные пословицы «Не дождется авторитета не ценящий старших» «Старшего не окликают - догоняют и говорят в лицо» «Почетное место – старшему» « Почет оказав старшему, заслужишь уважение»  « Не имеющий намыса не обретет счастья»  «За намысом следует счастье» «Если делаешь намыс, то оказываешь честь и себе».

Адыгские народные пословицы

  • «Не дождется авторитета не ценящий старших»
  • «Старшего не окликают - догоняют и говорят в лицо»
  • «Почетное место – старшему»
  • « Почет оказав старшему, заслужишь уважение»
  • « Не имеющий намыса не обретет счастья»
  • «За намысом следует счастье»
  • «Если делаешь намыс, то оказываешь честь и себе».
Сыт мы псалъэжьхэм къикIыр, дауэ къывгурыIуэрэ ахэр

Сыт мы псалъэжьхэм къикIыр, дауэ къывгурыIуэрэ ахэр

Сыт хуэдэ купщ1э хэлъ?  «Нэъыжьым еда1уэм и 1уохур мэк1уатэ»

Сыт хуэдэ купщ1э хэлъ?

«Нэъыжьым еда1уэм и 1уохур мэк1уатэ»

Требования адыгской этики по отношению к старшему. Старшие, по требованиям адыгской этики, находятся в особом положении , независимо от статуса, пола.  В присутствии старших младший не садится. В присутствии отца или старшего брата младший не вступает в разговор.  В присутствии посторонних лиц молодые люди не говорят развязно, не смеются.  Скромность, немногословность - достояние адыгской этики. Старших младшие не окликают, но обгоняют и с почтением обращаются. Не переходят дорогу, пока старший не перейдет или не пройдет мимо.  Слушают речь старшего с почтением, не перебивая.

Требования адыгской этики по отношению к старшему.

  • Старшие, по требованиям адыгской этики, находятся в особом положении , независимо от статуса, пола.
  • В присутствии старших младший не садится. В присутствии отца или старшего брата младший не вступает в разговор.
  • В присутствии посторонних лиц молодые люди не говорят развязно, не смеются.
  • Скромность, немногословность - достояние адыгской этики.
  • Старших младшие не окликают, но обгоняют и с почтением обращаются.
  • Не переходят дорогу, пока старший не перейдет или не пройдет мимо.
  • Слушают речь старшего с почтением, не перебивая.
Нэмыс цIыху къэс гъэсэныгъэрэ  Iэдэбу хэлъыр къэзыгъэлъагъуэ хьэл дахэщ.

Нэмыс

цIыху къэс гъэсэныгъэрэ

Iэдэбу хэлъыр къэзыгъэлъагъуэ хьэл дахэщ.

 Радостные события сопровождались музыкой, песнями, стихотворными благопожеланиями, танцами

Радостные события сопровождались музыкой, песнями, стихотворными благопожеланиями, танцами

Гостеприимство адыгов

Гостеприимство адыгов

Гостеприимство Любой человек обязан был предоставить гостю сытный стол, хороший огонь. Угощали гостя вкусной и разнообразной пищей. Будучи хлебосольными, кабардинцы и балкарцы недоброжелательно воспринимали отказ гостя от пищи. Это могло их обидеть. На человека, отведавшего их хлеб-соль, они смотрели как на своего, родного, близкого человека и оказывали ему всяческую помощь .

Гостеприимство

  • Любой человек обязан был предоставить гостю сытный стол, хороший огонь. Угощали гостя вкусной и разнообразной пищей. Будучи хлебосольными, кабардинцы и балкарцы недоброжелательно воспринимали отказ гостя от пищи. Это могло их обидеть. На человека, отведавшего их хлеб-соль, они смотрели как на своего, родного, близкого человека и оказывали ему всяческую помощь .
Чтобы понимать и уважать традиции и обычаи других народов, в первую очередь необходимо почитать и соблюдать традиции своего народа. У адыгов очень добрые и красивые традиции. А по-другому не может быть, потому что мы живём на благодатной и поистине прекрасной земле.

Чтобы понимать и уважать традиции и обычаи других народов, в первую очередь необходимо почитать и соблюдать традиции своего народа.

У адыгов очень добрые и красивые традиции. А по-другому не может быть, потому что мы живём на благодатной и поистине прекрасной земле.