СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«ханбалиты и джафариты в исламе»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе «ХАНБАЛИТЫ И ДЖАФАРИТЫ В ИСЛАМЕ». Мазхабы – это школы или доктрины мусульманского права. Данные школы в больших количествах возникали в VIII – IX веках, когда велись ожесточенные споры между приверженцами предания и умозрения.  Слово «мазхаб» произошло от арабского корня «захаба» — пойти, направиться. Соответственно, словом мазхаб стали обозначать направления религии, основанные на чьем-либо мнении, то есть пойти по пути или в направлении какого-либо значимого в религиозном аспекте лица

Просмотр содержимого документа
««ханбалиты и джафариты в исламе»»













Эссе на тему:

«ХАНБАЛИТЫ И ДЖАФАРИТЫ В ИСЛАМЕ»











Выполнила: Тимофеева Ксения Анатольевна, учитель истории и обществознания





















Агаповка, 2021

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ХАНБАЛИТСКИЙ МАЗХАБ 3

1.1 История возникновения и развития ханбалитского мазхаба 3

1.2 Основные источники ханбалитского мазхаба 4

1.3 Распространение ханбалитского мазхаба 4

2. ДЖАФАРИТСКИЙ МАЗХАБ 5

2.1 История возникновения и развития джафаритского мазхаба 5

2.2 Источчники джафаритского мазхаба 5

2.3 Иджтихад в джафаритском мазхабе 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 7

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 7








ВВЕДЕНИЕ



Мазхабы – это школы или доктрины мусульманского права. Данные школы в больших количествах возникали в VIII – IX веках, когда велись ожесточенные споры между приверженцами предания и умозрения. Слово «мазхаб» произошло от арабского корня «захаба» — пойти, направиться. Соответственно, словом мазхаб стали обозначать направления религии, основанные на чьем-либо мнении, то есть пойти по пути или в направлении какого-либо значимого в религиозном аспекте лица [2].

Несмотря на то, что основой исламского права является Коран, но среди мазхабов есть существенные противоречия, касающиеся хадисов Мухаммеда (предания его слов и деяний). Данные противоречия связаны, прежде всего с тем, что некоторые хадисы не дошли до основателей мазхаба или были восприняты ими как подделки. Но, несмотря на противоречия, все мазхабы сходятся в основополагающих вопросах исламского права.

На сегодняшний день у суннитов существует четыре основных мазхаба: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхабы. У шиитов распространены джафаритский мазхаб, который стал основой государственно-прововой системы Ирана. Другие мазхабы либо исчезли вовсе, либо имеют малое количество приверженцев.

В данном эссе мы рассмотрим ханбалитский и джафаритский мазхабы, как наиболее распрастраненные среди двух основных ветвей ислама суннитов и шеитов.

  1. ХАНБАЛИТСКИЙ МАЗХАБ
1.1 История возникновения и развития ханбалитского мазхаба

Ханбалитскогий мазхаб был основан имамом Ахмада ибн-Ханбала аш-Шайбани (778-855 гг.), по имени которого и получил свое название. Имам проживал в Багдаде и занимался сбором и комментированием хадисов. Им было собрано более 30 тысяч хадисов и мнений сахабов относительно их толкования, это собрание носило название «Аль-Муснад аль-Кабир». В случае если подходящего хадиса по интересующему вопросу не находилось Ахмад предлагал свое виденье, но строго запрещал его записывать ученикам, Таким образом, ханбалитский мазхаб был записан учениками учеников Ахмада [3].

Ханбализм проявился как ответ на возникший в исламской общине кризис, связанный с дискуссией о происхождении Корана. Ханбализм стал консервативной силой и ответом на социально-политические и религиозные изменения общества. Ханбалитский мазхаб вознес значение Сунны для развития истинной веры мусульманина и источника исламского права [5].

Ханбалиты были первыми, кто занялся систематизацией исламского права. В их работах отражена ортодоксальная интерпретация ислама, характерной чертой которой является простота догматических положений и, как следствие, доступность широким слоям исламского общества. Отличительной чертой ханбалитов является отрицание любых религиозных нововведений, не отраженных в Коране или хадисах [1].

В X веке произошел отказ ханбалитов от идеи объединения всех мусульман в единую общность, а в трудах появилась идея об избранности или элитарности «приверженцев Сунны», то есть самих ханбалитов.

Обобщающие труды ханбалитской школы были написаны Муваффак ад-дену ибн Кудами (конец ХII – начало XIII века) и Ибн Таймией (XIII век).

    1. Основные источники ханбалитского мазхаба

Имам Ахмад считал основным источником исламского права и считал их «тафсиром», то есть толкованием Корана. Достоверность хадисов определял цепочкой передатчиков, которая должна привести к Пророку. В случае противоречии между хадисами имам искал другой, в достоверности которого сомнений не было [5].

Рассматривая источники ханбалитского мазхаба можно выделить: 1. Нассы – прямые и точные откровения из Корана или Сунны; 2. Фетвы – правовые предписания сподвижников пророка Мухаммеда; 3. Мнения сподвижников пророка Мухаммеда; 4. Хадисы-мурсал (известны не все передатчики) и хадисы-даиф (слабые в доказательности своей достоверности, но не доказано-фальшивые); 5. Кияс – метод аналогии с проблемами, уже решенными с помощью откровения; 6. Иджама – единственный вывод разных поколений правоведов по какому-либо вопросу; 7. Истихаб – правовое действие фетвы, пока не доказана ее ошибочность. Данные источники приведены в порядке их значимости для ханбалитов.

1.3 Распространение ханбалитского мазхаба

Зародился ханбалитский мазхаб в Багдаде (по месту жительства основателя), а затем распространился в Палестине и Сирии. Но последователей этой школы не так много, чтобы говорить о доминировании на какой-либо территории, кроме Наджа (район Саудовской Аравии).

На сегодняшний день ханбалитский мазбах получил широкое распространение, так как является официально признанным в Саудовской Аравии, и распространяются саудовскими университетами в другие государства.

  1. ДЖАФАРИТСКИЙ МАЗХАБ
2.1 История возникновения и развития джафаритского мазхаба

Основоположником джафаритского мазхаба был Джафар ас-Садик (Медина, ок. 700 г. – 765 г.), который был прямым потомком пророка Мухаммада и Али ибн Абу Талиба. Когда в Керебле погиб Хусайн ибн Али и других члены семьи пророка, на потомков пророка начались гонения. Вследствие чего, большинство из них отказались от политической деятельности и занялись изучением ислама, в том числе и Джафар ас-Садик. Мировоззрение и методы Джафара ас-Садика были изложены в работах его учеников (Муфаддал ибн Амр, Джабир ибн Хаййан).

Имамитская традиция считает Джафара ас-Садика создателем особой теологической школы, в которой заметно влияние мутазилитов, прежде всего в отношении антропоморфизма (ташбих), однако в противоположность последним он отвергал свободу воли, не признавая в то же время и безусловное предопределение (джабр). Джафариты подразделяются на две религиозно-правовые школы - ахбаритов (Х в.) и усулитов, главное различие которых кроется в взглядах на источники исламского права.

Главным шиитским мазхабом, школа стала только в XVIII веке, когда джафариты получили отдельное место для молитвы (макам или мусалла) в ограде Каабы наравне с последователями суннитских школ. Особенностью джафаритского толка является отказ от поношения первых трех халифов и признание законности их власти [2].

2.2 Источчники джафаритского мазхаба

Джафаритский мазхаб имеет две ветви - ахбаритов (Х в.) и усулитов. Ахбариты имеют меньше последователей, по их мнению основным источником являются фикха - предания шиитских имамов -ахбары, не включая Коран. Усулиты используют и другие «корни» (усуль) шариата и фикха - иджма и акль (разум, т. е. следование здравому смыслу). Ее последователи, таким образом, допускают в вопросах фикха широкое использование мнения духовных авторитетов, вынесенного на основе кыяса и иджма [2].

Джафариты обеих школ отвергают кыяс. Что касается Сунны, то признают только ее шиитскую часть; допускают заключение временного брака (сигэ); предписывают своим единоверцам в случае опасности скрывать свою веру (принцип такыйа); сохраняют за высшими духовными авторитетами - муджтахидами - право иджтихада.

Таким образом, источниками исламского права по джафаритскому мазхабу могут выступать: 1. Коран (отличаются лишь трактовки аятов); 2. Сунна (трактуют данное понятие расширительно, включая в него предания не только от пророка Мухаммада, но и от членов его семейства — Фатимы Захры и двенадцати Имамов); 3. Иджма (консенсус шиитских богословов по какому-либо вопросу, на основании аят или хадисов); 4. Акль (принятие хадисов от заслуживающих доверия передатчиков, невзирая на возможные непреднамеренные погрешности в их пересказе).

2.3 Иджтихад в джафаритском мазхабе

Иджтихад – деятельность богослова в изучении багословско-правовых источников ислама. Ахбариты и усулиты имеют разные мнения на счет иджтихада. Ахбариты считают иджтихад не легитимным методом работы с первоисточниками, так как это противоречит некотормы хадисам от двенадцати имамов. По их мнению практика иджтихада заимствована у суннитов и с точки зрения джафаритского мазхаба предосудительна. Усулиты же настаивают на том, что иджтихад трактуется шиитскими учёными иначе, нежели суннитскими, и что двенадцать имамов отвергали иджтихад в суннитском, но не в шиитском понимании этого слова.

Таким образом, у усулитов существует институт муджтахидов (правоведов ислама), которые имеют достаточный авторитет вывода законов Шариата из Корана и Сунны с помощью рациональных методов. Чтобы стать муджтахидом исследователь должен в течение многих десятилетий изучать экзегетику Корана (тафсир), историю ислама, хадисоведение, фикх и многие другие исламские науки. Некоторые муджтахиды могут получить статусм марджи ат-таклид (образец для подражания), а следовательно, получить право выносить фетвы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Так как социально-политические реалии постоянно меняются, у любой религиозной группы встают вопросы как реагировать на те или иные вызовы в соответствии со своей верой. Мазхабы и появились в поптках дать ответ на этот вопрос. Мусульмане сформировали свой научно-религиозный институт, который дает религиозно-правовую оценку новым явлениям.

Разветвление мазхабов, как мы увидели, имеет не фундаментальный, а частный характер, даже несмотря на то, что рассмотренные нами мазхабы относятся к разным исламским течениям (шииты и сунниты), тем не менее имеют больше схожего в своей основе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Исламский энциклопедический словарь [Текст] // А. Али-заде. - Ансар. - 2007 г.

  2. Исмаилов, А.Ш. Мазхабы в исламе [Электронный ресурс] // Исламоведение. – 2009. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mazhaby-v-islame

  3. История религии [Текст] / Учебник под редакцией И.Н.Яблокова. М.: - «Высшая школа», 2004г. - 676с

  4. Мавед, Е.О. Путь возникновения иджтихада в исламском праве и его применение [Электронный ресурс] // Вестник Самарской гуманитарной акалемии. - Серия «Право». - 2013. - № 1(13). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/put-vozniknoveniya-idzhtihada-v-islamskom-prave-i-ego-primenenie

  5. Токарев, С.А. Религия в истории народов мира [Текст] / - 4е изд., испр, и доп. - М.: Политиздат, 1986г. - 576с


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс